Москва
7.4

Спектакль
Ноктюрн

Постановка - МТЮЗ
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Новая американская трагедия

Аккуратный и тихий спектакль в фойе второго этажа — рассказ человека о себе: о том, как катилась по земле голова случайно убитой им сестры, о том, как держал он во рту дуло отцовского пистолета, о побеге из дома. Кама Гинкас поставил эту новую трагедию рока для 100 зрителей — больше не поместится. В главной роли — Игорь Гордин.

Драматический
18+
Кама Гинкас
2 часа, без антракта

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
23 января 2013
Тихая трагедия изломанной жизни

Легенький удар бейсбольной битой по лежащему на полу арбузу (шмяк) — так изображена смерть девочки, попавшей под колеса. Без лишних движений и эмоций. Сорокалетний американский девственник в исполнении Игоря Гордина, перебарывая лихорадочное волнение, литературно рассказывает беспросветную историю своей жизни, начиная со слов: «Пятнадцать лет назад я убил свою сестру». Случайно сбив невинное дитя, которым любовался по-сэлинджеровски, он сбежал от потерявших покой родителей, стал литератором и нашел свою любовь, с которой, впрочем, помешала составить пару импотенция.

Зрители рассажены в фойе второго этажа напротив лестницы, так что отлично видят друг друга и слышат улицу на протяжении всего действия. И это, в общем, главный рычаг спектакля. Статичное концертное освещение, медитативный ритм, обилие пауз — все это дополняется звуками сирен вдалеке и сосредоточенными взглядами попадающих во взаимное обозрение зрителей. Ощущение непосредственной реальности накладывается на восприятие художественного вымысла так, что в какой-то момент уравнивается с ним в правах; и становится понятно, что эта история — при всей своей литературной стройности — могла бы быть рассказана подвыпившим случайным соседом в поезде двадцать лет назад или прочитана в новостной ленте на прошлой неделе. Вполне обычная, повседневная трагедия.

Монолог горемыки написан в форме воспоминаний, где все прочие персонажи обозначены схематично, и на сцене они появляются утрированно упрощенными. Уверенный гротеск в камерном пространстве, кривлянье в тишине — нелепо и страшно. Полное отсутствие всякой иронии и какой бы то ни было дистанции может позволить себе разве что Гинкас — за много лет он приучил не смеяться на своих спектаклях. Зритель, принявший эти правила и преодолевший томительное погружение в спектакль, идущий два с половиной часа без антракта, будет вознагражден в финале чувством покоренной вершины, когда зазвучит в темноте музыка Грига — и сквозь лучи света на сцену посыплется снег.

3
0

Отзывы

7
Alla Travkina
12 отзывов, 27 оценок, рейтинг 11
7 февраля 2014

Пластмассовая жизнь или привет Григу
«Пятнадцать лет назад я убил свою сестру» - в полной тишине, спокойно, практически по-бытовому, произносит Игорь Гордин - исполнитель главной роли.
Подросток возвращается с работы. В машине играет музыка. Вот, что-то маленькое выбежало на дорогу. Визг тормозов, глухой удар. На дороге тело сестры, в желтом платье. Голова отлетела к другому краю дороги. Он безразлично поднимает ее и пытается «приделать» назад. В окне дома, в беззвучном крике застыла мать.
Тех зрителей, которые видели спектакли Камы Гинкаса, уже не удивляют рубленые фразы, отсутствие интонации в словах, но в конкретном случае, это относится к минусам спектакля. Второй недостаток - довольно тяжелый, для восприятия, текст пьесы. «Ноктюрн»- пьеса Адама Раппа, была специально переведена для спектакля американским театральным критиком и журналистом Джоном Фридманом и адаптирована драматургом Максимом Курочкиным. Начало ее больше напоминает бессмысленное нагромождение отдельных слов, не связанных друг с другом. Поэтому, учитывая своеобразную подачу, довольно сложно с первых минут отдаться действию, постоянно приходится прислушиваться к словам, стараясь понять какое отношение они имеют ко всему происходящему.
Гинкас, по традиции, встряхивает публику, привнося в спектакль шокирующие элементы. Авария сопровождается ревом тормозов, такой силы, что они еще долго будут звучать в голове и после спектакля. А арбуз, раскалывающийся под ударами бейсбольной биты, наводит на мысли о разбитой голове девочки. Расслабиться не получится. Ваши глаза не один раз встретятся с глазами артистов, что вызовет чувство неловкости и смущения, словно тебе рассказывают что-то личное.
МТЮЗ всегда отличался выбором пространства для постановок. Помимо основной сцены, спектакли проходят в «белой комнате», например «К.И. из преступления», « Убийца», «Кроткая»; на бельэтаже – «Дама с собачкой» и «Черный монах. На этот раз, местом действия выступает фойе театра. Часть второго этажа закрыта кулисами, по центру, трибуна зрительских мест, по бокам стулья. Места расположены так, что перед зрителями открывается пустое пространство и лестница, уходящая в фойе бельэтажа. Декораций, вопреки ожиданиям, нет вообще. На «сцене» черный рояль. Остальной реквизит актеры по мере необходимости выносят из-за кулис.
Несмотря на то, что «Ноктюрн»- монопьеса, в спектакле выведены все действующие лица. Мать-Оксана Лагутина, растерянно выносящая тормозной механизм; сестренка - Алена Стебунова, распевающая на разные лады любимую песню; Отец-Андрей Бронников, отвергнувший сына, после трагедии и девушка – Илона Борисова, повстречавшаяся ему в Нью-Йорке. Тут же возникает вопрос, необходимы ли они на сцене? Не мешают ли они? Игорь Гордин достаточно сильный актер и, зная его прошлые работы, нет сомнений, что он смог бы сыграть этот спектакль и один, не теряя внимания публики.
Жизненные трагедии по-разному переворачивают судьбы людей. Кто-то замыкается в себе, кто-то сходит с ума, у кого-то это выливается в творчестве. Вот и герой спектакля, некогда подающий надежды пианист, уезжает в Нью-Йорк и начинает писать книгу. Гордин вытаскивает старый, грязный матрас и окружает его пластмассовыми манекенами. Начинается такая же пластмассовая жизнь. Денег хватает с трудом. На литературном вечере он встречает прекрасную девушку с серо-зелеными глазами. Завязывается роман, но…и тут неудача. Всё произошедшее сделало из него импотента. Одним словом, не мужчина, а пластмассовый манекен, которому от отчаяния и стыда приходится скрываться от девушки.
Действие тянется весьма ровно и монотонно. Кажется, что-то происходит и на сцене и в душе героя, но все происходящее слишком тягучее, слишком растянутое и чересчур много сил тратится на понимание текста и стремление полностью погрузиться в спектакль.
Только ближе к финалу, у постели умирающего отца, в этом «манекене», наконец, проглядывается живой человек, страдающий и виноватый. Сцена приковывает к себе внимание невероятно сильной актерской игрой. Гордин мечется от одной колонны к другой, словно пытается стать незаметным для отца и сделать его таким же незаметным для себя. Все слова сказаны, напряжение возросло до предела, тут на лицо умирающего отца откуда-то сверху начинает падать бутафорский снег, несколько нелепо завершая собой такую сильнейшую сцену и такой колеблющийся по эмоциям спектакль.
Говоря откровенно, это далеко не лучший спектакль Камы Гинкаса. Далеко…И дело тут не в режиссерском подходе, а именно, в выборе материала. Гинкас не часто берется за новую драму. Лишь, в 2007 году, он ставил спектакль по пьесе Бернар-Мари Кольтеса «Роберто Зукко», и опыт был вполне удачный. В свою очередь, адаптация и постановка «Ноктюрна» получилась несколько нескладной. Но, так или иначе, впечатление вполне положительное, но вызвано оно скорее актерской игрой, нежели самой постановкой. Гинкас выжал из пьесы все, что мог.
Вот такой вот получился «привет Григу».

1
0
1
Вероника театрал
11 отзывов, 11 оценок, рейтинг 14
18 июня 2014

Да, это ужасно. Если можно было бы встать и уйти, не поднимая при этом полряда зрителей и не так вызывающе для артистов - я бы обязательно это сделала. А так пришлось досматривать до конца, и копить два часа негативные эмоции.
Кама Миронович, равно как и Генриетта Наумовна, для меня безусловные авторитеты. Такими они и остались, а этот спектакль - какое-то помрачение.
Он ни о чем, вообще. Ни одной мысли, ни одного переживания. Игорь Гордин, прекрасный в "Кроткой", здесь нелепый персонаж. У него даже какой-то дефект речи, он не говорит, он шуршит. Остальные герои - неживые, как манекены (может быть, за исключением Илоны Борисовой, которая хоть немного оживила это царство теней). Ужасная "находка" этот арбуз, с которым носятся все как с писаной торбой. Из него капает жидкость, и он олицетворяет оторванную голову младшей сестры героя. Можно было еще намотать каких-нибудь кишок, чтобы нас всех окончательно затошнило. Зачем-то выдавливается на пол майонез, что это значит? Тоже физиология?
В конце действия - долгая сцена с умирающим отцом, и опять подчеркивание, что пахнет мочой и фекалиями. И раз, и другой, и третий.
Название "Ноктюрн" вообще не отсюда. И если две минуты сначала и одну в конце играют ноктюрн Грига, то сделано это как будто для того, чтобы эффектно покатать рояль, побить им псевдо-мраморную стену, и вообще хоть чем-нибудь заполнить пространство.
Если вы все же хотите посмотреть этот спектакль - идите конечно же, только не приглашайте пожалуйста близких и родных. Они могут быть совсем не готовы к тому, что им покажут. И потом долго не захотят в театр.

0
0
7
Елена Соколова
37 отзывов, 39 оценок, рейтинг 12
19 мая 2014

Главный герой создает напряжение в самом начале спектакля, когда говорит: "15 лет назад я убил свою сестру". Затем идет раскрытие сюжета, причем каждый актер выражается в 3-м лице. Трагедия отразилась в судьбах всех героев. Главный герой очень большое внимание уделяет деталям, что контрастирует с маленьким актерским составом и отсутствием декораций. Все это придает глубину главного герою, сыгранному очень сильным актером.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все