Анна Яблонская написала «Язычников» незадолго до трагической гибели при взрыве в Домодедово. А летела она как раз получать премию за эту пьесу, в которой рассказывается страшная, тупиковая история непонимания, сюжет о торжестве обыденной фальши, заканчивающийся попыткой самоубийства. К постановке новый худрук Театра им. Ермоловой Олег Меньшиков пригласил нового худрука «Мастерской Петра Фоменко» Евгения Каменьковича. Непроизвольные аллюзии на Pussy Riot, откровенное обличение пороков официальной церкви и прочая актуальщина не заслоняют собой обнаруженный в пьесе тотальный разлад в системе мироустройства.
Драматический |
18+ |
Евгений Каменькович |
2 часа 50 минут |
Перед началом спектакля зрителей встречает сама Ермолова: в середине луча прожектора на закрытом занавесе красуется статный силуэт «великой трагической» (это новый логотип театра). Занавес открывается — точно такой же силуэт, только живой, произносит первые реплики спектакля, что-то про ремонт. Вектор задан — морально измельчавшие персонажи до самого финала будут пытаться принимать величественные позы, обнаруживая в себе отсутствие подобающего достоинства, а громадные декорации из ватмана будут стараться походить на шедевры античной архитектуры. В них разыграется мрачная история про мир, где все искреннее и честное должно быть уничтожено в угоду процветанию тотального фейка. Жертвой несправедливого устройства мира падет юная девушка. Это новая «Гроза» — со своими Катериной, Борисом и Кабанихой. Только без бога. Во всяком случае, без того бога, которому молятся.
Спектакль стоит на трех обстоятельствах. 29-летняя Анна Яблонская написала «Язычников» незадолго до трагической гибели при взрыве в Домодедово. А летела она как раз получать премию за эту пьесу про отсутствие бога. Это обстоятельство номер раз. Пьеса правдоподобно живописует пороки РПЦ, агрессию православных, глухой быт семейки обывателей и — на этом мрачном фоне — отвагу юной бунтарки в стрингах, вооруженной цитатами из Фомы Аквинского. Да-да, второе обстоятельство носит имя Pussy Riot, даже несмотря на два года разницы между сочинением пьесы и панк-молебном. Без него пьеса показалась бы не столь актуальной. Большая сцена свежеотремонтированного, обновленного, едва открывшегося Театра Ермоловой, откуда ненормативная лексика прежде не звучала никогда, — это обстоятельство номер три. Иными словами, факт постановки остросоциальных, изобилующих бранью «Язычников» худруком «Мастерской Петра Фоменко» на большой сцене Ермоловского театра — это окончательная и бесповоротная демаргинализация «новой драмы». И контекстное поле тут такого напряга, что оно едва не перекрывает достоинства самой пьесы, навзрыд констатирующей какую-то вневременную универсальную дисгармонию, фатальную системную ошибку, из-за который человек обретает высшее счастье, только познав страшное горе.
Были в театре в декабре 2012. Актеры играют добротно, хорошая школа. Некоторые, молодые, немного переигрывают. Пьеса, наверное, неплохая. Но вот что хотел донести до зрителя режиссер-загадка? В современной жизни итак все вверх тормашками. Возможно он предполагал, что зритель должен сделать выводы сам.?
Сам театр приятно удивил ценами в буфете. В Ленкоме буфет могут позволить только миллионеры.