Театральная афиша Москвы

Спектакль Язычники

6.7

Жемчужина «новой драмы» на большой сцене Ермоловского театра

Анна Яблонская написала «Язычников» незадолго до трагической гибели при взрыве в Домодедово. А летела она как раз получать премию за эту пьесу, в которой рассказывается страшная, тупиковая история непонимания, сюжет о торжестве обыденной фальши, заканчивающийся попыткой самоубийства. К постановке новый худрук Театра им. Ермоловой Олег Меньшиков пригласил нового худрука «Мастерской Петра Фоменко» Евгения Каменьковича. Непроизвольные аллюзии на Pussy Riot, откровенное обличение пороков официальной церкви и прочая актуальщина не заслоняют собой обнаруженный в пьесе тотальный разлад в системе мироустройства.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
108
оценок:
212
рейтинг:
554
7

Жемчужина «новой драмы» на большой сцене Ермоловского театра

Перед началом спектакля зрителей встречает сама Ермолова: в середине луча прожектора на закрытом занавесе красуется статный силуэт «великой трагической» (это новый логотип театра). Занавес открывается — точно такой же силуэт, только живой, произносит первые реплики спектакля, что-то про ремонт. Вектор задан — морально измельчавшие персонажи до самого финала будут пытаться принимать величественные позы, обнаруживая в себе отсутствие подобающего достоинства, а громадные декорации из ватмана будут стараться походить на шедевры античной архитектуры. В них разыграется мрачная история про мир, где все искреннее и честное должно быть уничтожено в угоду процветанию тотального фейка. Жертвой несправедливого устройства мира падет юная девушка. Это новая «Гроза» — со своими Катериной, Борисом и Кабанихой. Только без ­бога. Во всяком случае, без того бога, которому молятся.

Спектакль стоит на трех обстоятельствах. 29-летняя Анна Яблонская написала «Язычников» незадолго до трагической гибели при взрыве в Домодедово. А летела она как раз получать премию за эту пьесу про отсутствие бога. Это обстоятельство номер раз. Пьеса правдоподобно живописует пороки РПЦ, агрессию православных, глухой быт семейки обывателей и — на этом мрачном фоне — отвагу юной бунтарки в стрингах, вооруженной цитатами из Фомы Аквинского. Да-да, второе обстоятельство носит имя Pussy Riot, даже несмотря на два года разницы между сочинением пьесы и панк-молебном. Без него пьеса показалась бы не столь актуальной. Большая сцена свежеотремонтированного, обновленного, едва открывшегося Театра Ермоловой, откуда ненормативная лексика прежде не звучала никогда, — это обстоятельство номер три. Иными словами, факт постановки остросоциальных, изобилующих бранью «Язычников» худруком «Мастерской Петра Фоменко» на большой сцене Ермоловского театра — это окончательная и бесповоротная демаргинализация «новой драмы». И контекстное поле тут такого напряга, что оно едва не перекрывает достоинства самой пьесы, навзрыд констатирующей какую-то вневременную универсальную дисгармонию, фатальную системную ошибку, из-за который человек обретает высшее счастье, только познав страшное горе.

Отзывы пользователей о спектакле «Язычники»

Фото шарапова наталья
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
1
5

Были в театре в декабре 2012. Актеры играют добротно, хорошая школа. Некоторые, молодые, немного переигрывают. Пьеса, наверное, неплохая. Но вот что хотел донести до зрителя режиссер-загадка? В современной жизни итак все вверх тормашками. Возможно он предполагал, что зритель должен сделать выводы сам.?
Сам театр приятно удивил ценами в буфете. В Ленкоме буфет могут позволить только миллионеры.

Фото Лилия
отзывы:
3
оценок:
4
рейтинг:
3
7

Обожаю все жизненные пьесы Яблонской,но многое зависит от режиссера!! Мне лично мат не мешает,да у нас почти все так разговаривают,тем более,что Аня писала про маленьких и забитых людях и про их возрождение!!! Очень сильный спектакль"Лодочник" в т.Ленсовета в Питере,жаль что мало пьес Яблонской у нас ставят,а там такой клад современной жизни и мысли... Не все же одного Чехого и Достоевского смотреть..

Фото Влад  Васюхин
отзывы:
99
оценок:
150
рейтинг:
197
5

Этот спектакль, конечно, получше, чем графоманское сочинение Родиона Овчинникова, с которого стартовал в Ермоловском первый сезон под руководством Олега Меньшикова. Но когда на второй (!) вечер показа "Язычников" в партере свободна треть кресел, грустно. Хотя такому мощному и доброжелательному пиару, который достался этому театру за последние полгода, любая труппа обзавидовалась бы и сделала бы на нем хорошую кассу. Нет, пока не получается. Новый зритель в здание на Тверской не хлынул.
Спектакль по известной пьесе Анны Яблонской получился у режиссера Каменьковича довольно затянутым, не сильно убедительным в его "чудесной" части. Музыка и сценография - тоже не самые сильные звенья. Из актеров лучшей мне показалась приглашенная на роль дочери Кристина Асмус, она играет отважно и разнообразно, а вот к штатным сотрудникам Ермоловской труппы, почти ко всем, есть вопросы по части убедительности.

Фото Olga
отзывы:
16
оценок:
27
рейтинг:
12
5

У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может (с.)

Есть вещи, столь сокровенные, затрагивать которые не стоит даже в мире искусства, даже в гениальном театре с талантливыми актерами. Вчера вместе с подругами первый раз посетили театр им. Ермоловой, и я очень надеюсь, что мы просто выбрали не ту пьесу. «Язычники» - труд Анны Яблонской, после просмотра которого мне захотелось помыть руки. Конечно, стоит отдавать себе отчет, что спектакль делает не только драматург, но и режиссер с творческой группой, но изначальная идея, на мой взгляд, уже была провокацией, Евгений Каменькович просто придал истории больше грязи.

«Язычники» рассказывают о жизни среднестатистической семьи: Мать (Наталья Кузнецова) на своих плечах тащит всю семью: безработного мужа (Николая Токарева) и дочь (Кристину Асмус), которая неожиданно из отличницы превратилась в проститутку-алкоголичку. Их бытовые ссоры не могут нам не напомнить свои: затяжной ремонт, от которого уже все устали, желание, чтобы родные имели хорошее образование и стабильную работу и т.д. И вот неожиданно, без приглашения к ним приезжает Бабушка (Наталья Потапова), которая оставила свою семью 45 лет назад во имя служения Господу. Никто ей не рад, она же начинает крестить квартиру и открыто навязывать свою веру. К концу первого акта зритель наблюдает «божье» чудо: благодаря Бабушке Мать продает огромное помещение Батюшке, а Отец находит работу. Противится церковным обрядам только бунтарка Дочка, но и ее собираются очистить. Во втором акте картинка не радужнее, из-за непонимания со стороны родителей и разбитого сердца Дочка выпрыгивает из окна, в последствии впадает в кому. И вот и вера в Бога начинает смешиваться с грязью, появляются два лагеря из тех, кто верит во врачей и молится и из тех, кто говорит, что хваленому Богу нужны только страдания, надеяться можно только на медицину. Параллельно зритель узнает, что Бабушка 45 лет назад ушла в церковь, потому что сделала оборот, а Батюшка купил склад для контрабанды. В финале Дочка заново учится ходить, говоря, что не знает есть ли там Кто-то, но что-то есть.

Я думаю, что режиссер хотел донести до зрителя глубокую мысль: неважно, как и в какого Бога ты веришь, главное – не роптать на жизнь, пока есть две руки, две ноги. Вера – это сугубо личное каждого из нас. Но то, как это было поставлено, какие слова говорили главные герои и в каком виде они выходили (например, внешний вид Кристины Асмус во втором акте был прямой отсылкой к Pussy Riot) вызвали у меня отвращение на протяжении 3 часов. Девушки сзади меня в какой-то момент просто встали и ушли, а значит постановка Каменьковича не в состоянии удержать зрителя. Да, мы живем в несовершенном мире, а если бы он стал совершенным, то началась бы традиционная утопия, поэтому пороки есть у всех. Но не стоит выставлять церковь одним местом, считая, что современный зритель поддержит такой расклад. Я не фанатка, но полуголые Пусси Райт, которые в 2012 году пели «Путин зассал» вызывали у меня всегда больше отвращения, чем осознание того, что многие батюшки ездят на машинах и имеют свой бизнес.

На спектакль стоит идти только ради игры актеров, они невероятны. Николай Токарев так умеет удержать зрителя, то на трех его монологах я не смогла сдержать слез. Только благодаря актерскому составу я ставлю спектаклю три звезды.

Фото Nataly Zelenskaya
отзывы:
100
оценок:
123
рейтинг:
58
9

Пьеса серьезная, о нас, о наших взаимоотношениях, о ценностях и деяниях. Заставляет задуматься о таких, казалось бы простых понятиях, как вера и счастье. Человеку нельзя жить без веры, но даже в таком деликатном вопросе очень важно чувство меры. Счастье - понятие абстрактное, трансформируемое, в зависимости от жизненных ситуаций. Спектакль очень понравился. Игра актеров тоже заслуживает внимания.Рекомендую посмотреть мамам и папам, а так же детям 18 плюс....Внимание! Содержит ненормативную лексику, которая используется довольно фривольно (немного режет слух, особенно, если не готов к такому).

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить