Спектакль в Москве

Спектакль в Москве Школа для дураков

Постановка Около дома Станиславского

© Афиша
1/4

Сны о чем-то прошлом

Спектакль-сон, в котором советская действительность перемешалась со сказкой. Суть тут определяет не столько сюжет романа Саши Соколова, сколько изобилие логически необъяснимых нюансов. Бесконфликтные персонажи тюкают проложенные через сцену рельсы привязанной к веревочке гайкой, играют на аккордеоне, ведут размеренные беседы о природе времени — и не замечают собственной смерти.

Возраст16+
Продолжительность1 час 30 минут, без антракта

Участники

  11

Специальные предложения

Рассрочка СберБанка на 3 месяца
Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Место проведения

Рецензия «Афиши» на спектакль

7Сны о чем-то прошлом

Говорят, британские ученые недавно придумали тоненькую ниточку, способную выдерживать какую-то немыслимую нагрузку. В России такую ниточку придумали раньше — Юрий Погребничко уже четверть века плетет из нее спектакли в своем театре. Тонны смыслов пульсируют среди неторопливых и негромких мизансцен, едва уловимых лейтмотивов, смутно угадывающихся цитат, фрагментарной сценографии с неизменными знаками советской России и всеми прочими классическими атрибутами театра «Около».

Роман Саши Соколова «Школа для дураков», советский «Форрест Гамп», — это такие псевдомемуары. Ученик Такой-то, наивный, блаженный шизофреник, вместе со своим мрачноватым альтер эго живет в мире фантазий и воспоминаний о спецшколе и прекрасных учителях, периодически беседуя с автором (с воздушным трепетом его играет Лилия Загорская). Все это похоже на сон, в котором советская действительность перемешалась со сказкой. Но, как в родственных «Около» по настроению мультфильмах Ивана Максимова, в спектакле суть определяет не столько сюжет, сколько изобилие логически необъяснимых нюансов. Например, учитель географии Норвегов (Сергей Каплунов) с детской беззаботностью принимается тюкать рельсы привязанной к веревочке гайкой. Много позже, отправляясь в мир иной (в распахнутые двери, ведущие во тьму), он эту гайку отдаст любимому ученику. Из таких «веревочек», означающих все и ничего, сплетается весь спектакль.

Актеры как бы разыгрывают для себя и зрителей нечто давно произошедшее, полуулыбаясь и держа дистанцию. В этой странной машине времени — главный фокус театра «Около». «Настоящее» для Погребничко — это одновременно сиюминутное и подлинное, и это настоящее всегда обязано прошлому: оно происходит только из-за того, что ему предшествовало. Оттого на сцене люди в телогрейках, с аккордеонами, а из динамиков БГ поет романс Окуджавы, оттого портал ржавой сцены обрамлен обветшалой лепниной с серпом и молотом по центру, а авансцену занимает бесполезная клумба.

Можно сказать, что телогрейки и ржавчина для Погребничко то же, что воск и мед для Йозефа Бойса, — символ сакрального опыта пережитого. И возможно, именно из-за такого подхода ко времени удивительные премьеры застенчивого 73-летнего стиляги никогда не становятся событиями — как вряд ли станет им и «Школа для дураков». По Погребничко, чтобы стать настоящим, вещь должна обрести прошлое — и спектаклей, судя по всему, это тоже касается.

28 ноября 2012
9

Намедни посетил я театр "Около дома Станиславского". Ходил на пьесу по мотивам "Школы для дураков" Саши Соколова. Во первых строках своего письма хочу признаться в любви к театру "Около". Это маленький, камерный и очень уютный театрик, обожаемый театралами, погружающий зрителей в сюрреалистические спектакли-сновидения.
Как сказал поэт:
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Юрий Погребничко, режиссер, уже 30 навевает златые сны в этом чудном месте. В своем спектакле он умудрился переплюнуть Соколова в галлюциногенности расссказываемой истории. Первоисточник -- при всей своей небывальщине (герои не замечают собственной смерти) -- производим впечатление крайней целостности и монолитности.
Спектакль же, как мне показалось, расслаивается на отдельные скетчи.
Его жанр я бы обозначил как "Экзистенциальный стёб". Тягучая клоунада, заставляющая задуматься: кто мы, откуда пришли и куда уйдем.
Герои Погребничко , играют на аккордеонах и трубе, философствуют и, повинуясь воле режиссера, шагают по железнодорожным рельсам, напоминая шахматный этюд.
В зале чувствуется томление, поскольку в спектакль вложена изрядная доля тоски. Но, как сказано на официальном сайте, в спектакле "разлита ностальгическая нежность к прошлому, нежность эта странным образом уживается с иронией. И основная тема Погребничко – отсутствие счастья – не воспринимается трагично. Кто сказал, что мы обязательно будем счастливы?"
Мне кажется, в этом своем волшебном произведении, Юрий Погребничко достиг главной цели -- домой я ушел в состоянии одухотворенном!..:))

19 июня 2017
Все отзывы
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9
спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
11 спектаклей мая
11
спектаклей мая
11 спектаклей мая
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость