Театральная афиша Москвы

Спектакль Князь Игорь
Постановка Большой театр

8.4

Отзывы пользователей о спектакле «Князь Игорь»

Фото Денис Захаров
отзывы:
82
оценок:
83
рейтинг:
680
9

Нет никакой обструкции! Нет никакого провала! А все, что не устраивает почтенную публику в «Князе Игоре» Юрия Либимова, только потому, что многие хотят загнать мастера под шаблон своих представлений о том, как «должна» звучать данная опера. Мы требуем от постановки того, что хочется видеть нам, и почему-то считаем это нормальным.
Никто не знает, как нужно ставить оперу. Потому что нет понятия: «правильно» и «неправильно». То, что получилось у Любимова – очень масштабное, полновесное полотно, в котором видна вся мощь Большого театра и его главной сцены. Получилась очень достойная режопера, в лучших традициях европейского театра. А кому не хватило сценографии, рекомендую посмотреть «Травиату» в Metropolitan Opera. Вот уж где в пору сказать «фи»! Но ведь дело не в утлых декорациях, а в том, КАК мы воспринимаем то, что не попадает под наши ожидания.
Признаюсь, я не поклонник режиссуры Любимова. А все потому, что однажды я увидел «Медею», в которой мастер со своим фонариком мешал, как мне виделось, артистам работать, а зрителям смотреть. От этого, вероятно, спектакль показался мне ужасным. Помню, я тогда задумался, почему народ «писает кипятком» от Таганки? И когда я шел в Большой, то… я был заложником того первого чувства, и потому ничего не ждал от Любимова. Я был чистый лист, который любит гармоничную мелодику Верди и к русской опере относится без особого пиетета.
И вдруг, мне открылась прелесть этой бесконечно сложной партитуры. (Здесь, я слышу язвительный смех ценителей оперы). Кроме всем известных партий «Князя Игоря», нужно действительно сильно любить оперу, чтобы обнаружить в том, что звучит совсем неблагозвучно, смысл и красоту.
В этой постановке мне всего хватило на сцене и от артистов, и от оркестра, претензий к авторам почти не осталось. Да, наступивший так скоро финал, несколько ошеломил, оставляя впечатление недосказанности. Я еще подумал, что в афише можно было бы сделать пояснение «драматические сцены из русской истории», чтобы не вводить в заблуждение тех, кто хорошо знает «Князя Игоря» и каждую арию может пропеть наизусть. В этом смысле, спектакль Любимова – классический образец режиссерской оперы. Автор не только сократил другого автора, но еще и поменял местами акты. Имеет право. Его видение, почему бы и нет, учитывая то, что первоначальную задумку самого композитора, подправили его не менее именитые друзья. Если на то пошло, их редакция это то, как они услышали Бородина. Так что ругать Любимова за купюры, сродни тому, что обругать Глазунова с Римским-Корсаковым за то, что они по-своему оркестровали данное произведение.
Что касается сценографии. Она совсем не условна, как сетуют многие, она настолько символична, что давит на зрителя простотой и ясностью смысла. Чтоб уж поняли все и сразу.
Лаконичная и яркая сцена затмения – всем понятный и читаемый символ «Ох, не ходить бы в поход тебе, князь!». Все остальное здесь лишнее. Вот Игорь со своим войском – вот знак свыше. Долгие проводы (прощание с Ярославной, которое сократили) понизил бы эмоциональный градус эпизода. Поэтому Любимов сократил Пролог и пошел дальше. Он сразу привел нас во второе действие, где мы видим: дурное предзнаменование оправдалось. Наши в плену. Здесь у всех вызывает стойкое неприятие спустившиеся сверху на канатах ниндзя-половцы. Мол, при чем тут это? (Ох, и неблагодарное я дело затеял). Объясню. Если бы вы были режиссером, как одним решением (ярко и понятно) донести до зрителя идею искусных воинов? Как воплотить на сцене мастерство восточных народностей, когда слева – деревянный конь, а в руках у артистов лук без тетивы? К примеру так, как это сделал Любимов. Просто и с изюминкой! Наши с вилами – половцы на канатах. Впрочем, как всегда в русской истории!
Половецкие пляски в хореографии Голейзовского режиссер переместил в первое действие. А говоря откровенно, интригу, наступление которой зрители ожидают два часа, Любимов дает почти сразу. (Не секрет, что многие посещают оперу только из-за этого вокально-хореографического куска). Но зрители и тут недовольны. Они то ждали плясок не здесь и не сейчас. Опять не угодил режиссер их стереотипному восприятию! (Как из анекдота про проститутку: то встала не так, то жопа холодная). Кстати, о ветренных женщинах. Любимов чрезвычайно эффектно поставил каватину Кончаковны «Меркнет свет дневной», где Светлана Шилова томно призывает русского любовника «Где же ты, милый мой?». Сексуальный подтекст эпизода просматривается не только вокально, но и на физическом плане. Артистка с подчеркнутой страстью хлещет плеткой и виляет бедрами! Шилова – молодец!
Акцент любовных линий оперы Любимов сознательно сместил, сфокусировав внимание зрителя на другой очень философской теме! Уверен, положение 96 летнего мудреца дает ему такое право. Любовь, страсти… это все плен наших эмоций, избавившись от которых, лишь тогда мы обретаем подлинную свободу. А пока Игорь поет о долге, Кончак роднится с русским княжичем, князь Галицкий прозябает в плотских утехах, они рабы обстоятельств, которые САМИ избрали.
Примечательно, что в третьем действии князь Игорь (Эльчин Азизов) призывает «Всеволода Великого, Рюрика и Давида, Мстислава и Романа, Ингваря да Всеволода» забыть смуты, раздоры и объединиться - это ранее не использовавшийся монолог, который Любимов ввел в либретто не просто так. Режиссер придал этому фрагменту особый смысл. В зале зажигается свет! И это вовсе не случайность. Спрашивается, зачем?
Как мне видится, Любимов принуждает снять завесу иллюзии, убрать самообман и осветить ситуацию. Каждый, кто сидит в зале, в этот момент словно выходит на авансцену в разговоре с самим собой. Отныне не нужно скрывать в потаенных уголках сознания то, в чем каждый боится признаться самому себе. Душу не обманешь. И потому, довольно наблюдать из темноты зала, пора решиться и начать управлять хотя бы своей жизнью, а не надеяться на Рюрика, Давида… или Христа Спасителя. Кого не призывай, жизнь твоя – и пора нести ответственность за свои решения. Ход интересный и сделан он простыми средствами, по-любимовски. Почерк мастера сохранен и поэтому он мастер, ибо его стиль не перепутаешь ни с каким другим!
Так что никакого провала нет. Спектакль грандиозный! Оставляет приятное впечатление. Не утомляет. Смотреть его интересно. А если вы хотите составить собственное мнение, то обязательно сходите в театр. Не верьте никому, кроме себя. И об этом, в частности, Любимов тоже говорит со сцены.

Фото Alex Polyushkova
отзывы:
43
оценок:
39
рейтинг:
65
9

"Перестаньте мыслить буквально!" - вот что хочется сказать всем недовольным этой постановкой.
А теперь подробности :)

Папа моей подруги читал ей "Мастера и Маргариту" по частям. Сначала - всю любовную линию, потом - мистическую. Классу к девятому у подруги в голове сложилась относительно цельная картинка этого произведения. Хотя, конечно, перечитывая его позже можно найти и новые слои.

К чему я это? К тому, что опера "Князь Игорь" такая же многослойная. Мы прощаем театрам, когда те выбирают из произведений только одну линию, обкусывают ее в некоторых местах, и принимаем такую постановку. Но в случае "Князя Игоря", когда Любимов выделил то, что счел важным сегодня, почему-то нашлась куча недовольных, которым не хватило буквальности пересказа.

Между тем, повествование вышло понятным, последовательным, цельным. И безжалостным. Без стеснения показана отсталость русичей, что в нашем опатриотиченном первым каналом обществе теперь не модно. Прекрасно отражен быт и нравы Половцев - организованных, прямых, простых и логичных в своих решениях и поступках. Без прикрас отображен характер наших предков: хулить за глаза и славить в лицо, рефлексировать и ничего не делать, гнобить своих, пока необходимость не вынудит объединиться. Вам это не нравится?

В третьем акте есть сцена, когда Игорь взывает к помощи князей, и в это время в зале медленно зажигается свет. У зрителей не остается возможности оставаться безучастными. Пожалуй, это самое сильное место в спектакле - когда режиссер отбирает у нас право молча, отстраненно наблюдать.

Разочарование - это несоответствие ожиданиям. Если ходить в Большой за пышными декорациями, дотошными пересказами материала и с целью уместным образом выгулять вечерний наряд - вы будете разочарованы. Но уж чего не отнять у спектакля, так это ощущения, что от первых нот и до последних поклонов его ведет уверенная, сильная, знающая свое дело рука. И что каждый из десятков людей на сцене в каждую секунду знает, почему он там стоит, что делает и зачем. Чего и нам желаю.

Фото Надежда
отзывы:
45
оценок:
218
рейтинг:
8
9

Грандиозная постановка. Современно. Лаконично. Прекрасный князь Игорь в исполнении Азизова. Фееричные половецкие пляски. Родная душевная русская музыка. Очень пришлось по настроению перед самым юбилеем победы 7 мая.

Фото Дмитрий
отзывы:
66
оценок:
90
рейтинг:
64
9

Очень понравился спектакль. Хотя первая сцена показалась серой. Но потом зажигательная и красочная картина в половецком лагере просто привела в восторг. Отлично показана драма Игоря, которого пытается соблазнить Кончак своей дружбой и возможностью вместе завоевать Русь. Да и по сравнению с развеселой степью, Русь выглядит малопривлекательно. А Игорь остается верен, как у Шевчука: "...хоть и не красавица, а все равно нам нравится...." Арии Ярославны великолепные. В общем, отлично.
Фишка: песня половецких девушек.
Понравилось: спектакль короткий.
Не понравилось: спектакль короткий)

Фото Sitandra
отзывы:
91
оценок:
153
рейтинг:
143
9

Хорошая постановка, красивые танцы и костюмы, живое действие.
Прекрасный Игорь - Михаил Казаков и замечательная Ярославна - Анна Нечаева.
Хотелось бы еще послушать Эльчина Азизова, но, видимо в другой раз)
После просмотра - светлое и легкое настроение! В День России вообще получилось очень патриотично.
Из последних прослушанных трёх "опер", "Князь Игорь" понравился больше всего. К тому же попасть на него мы должны были еще в декабре.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить