Театральная афиша Москвы
Москва

Спектакль Иван Грозный

Постановка Большой театр
8.6
оценить

Monstre sacré Большого, горячо любимый зрителями

Казалось бы, кому сегодня интересен слабый танцевальный текст, в котором одинокие классические па болтаются что клецки в пресном бульоне; кому по душе застойная поэтика бедного театра, где все персонажи обряжены в сетку; не говоря уже о настойчивом оправдании царя-тирана: мол, он был добрый, но враги отравили жизнь? А вот же: стоит Ивану сделать безумные глаза, а тараканьей массе опричников грохнуться в пол, и публика зажигается — как в старой рекламе, «ты мне мяса, мяса давай». Исследованию этого гипнотического эффекта и предлагается посвятить поход на «Ивана Грозного».

Создатели

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
277
оценок:
137
рейтинг:
268

Балетный Брежнев-стиль

В Большом театре готовят премьеру балета «Иван Грозный», который, впрочем, там уже шел в прошлой — советской — жизни. После советской премьеры от хореографа Юрия Григоровича отшатнулись все, в ком оставалась хоть капля совести: балет этот по мере авторского умения оправдывал психопата и тирана с его опричниной в стране, еще помнившей Сталина, и что было отвратительнее всего — автор мог бы запросто промолчать, время, чай, стояло брежневское. Это тогда было во-первых. А во-вторых, «Иван» был просто слаб как спектакль. Об этом написали уже западные газеты: заголовки типа «Ivan» is terrible» обыгрывали экспортное название «Ivan the Terrible», но не причинили Юрию Григоровичу вреда — в СССР он был нерушимым Брежневым балета. С моральной точки зрения нынешней реанимации «Ивана» в Большом удивляться нечего: не так давно вон и про Сталина написали, что, мол, великий менеджер, и ничего — ни язык, ни рука не отсохли. А что касается искусства, то нынешняя премьера еще раз подтверждает высказывание Джерома К.Джерома о том, что любая пошлость с годами превращается в стиль и обаятельную старину. «Ивана Грозного» Григоровича не так давно бралась ставить, например, разборчивая Парижская опера. Нормальный такой шашлык а-ля рюс. Вот вам моленная в виде иконописной царевны Анастасии, вот вам будуар, вот зловещий, как стая хищных птиц, кордебалет бояр, вот бесноватые соло героя, а вот радение черных опричников, русские, знаете ли, странный, но интересный народ. А что еще остается делать? От модного хореографа Алексея Ратманского, между прочим, никаких vodka-matryoshka-dostoyevsky-balalaika не дождешься. Поэтому в бой идут одни старики.

Зачем эта премьера Большому, не очень понятно. В профессиональном смыс­ле танцевать хореографию Григоровича, даже в лучших своих образцах выразительную, но мелодически примитивную, после хореографии Баланчина — это шаг назад (тем более что, судя по недавней премьере «Аполлона», и Баланчина-то еще Большому учить, учить и учить). Или скажем так: все равно что из новенькой BMW пересесть в брежневскую «волгу». Но на один вечер сделать это, быть может, и занятно.

0

Отзывы пользователей о спектакле «Иван Грозный»

Фото Alex Polyushkova
отзывы:
43
оценок:
39
рейтинг:
65
7

«Из телевизора – в Большой, или почему в балете запели»

Да будет вам известно, что никакого балета «Иван Грозный» Сергей Прокофьев не писал.

А теперь подробнее.


Историю Ивана Грозного хотел экранизировать Сталин. По его требованию подобрали «крупного мастера-режиссера» Эйзенштейна, а сценарий утверждал лично Иосиф Виссарионович. Сделать музыку к кинофильму поручили Сергею Прокофьеву.

Про кино

Съемки фильма шли во время великой отечественной войны, в Алма-Ате.

Первая серия вышла на экраны в январе 1945 года, и за нее режиссёр и съёмочная группа получили Сталинскую премию I степени.

Вторая серия фильма Сталину не понравилась из-за откровенного показа садизма опричников, которому режиссер, по мнению Сталина, не нашел в фильме достаточно убедительного оправдания. 4 сентября 1946 года Центральный Комитет ВКП(б) выпустил Постановление, в котором осудил вторую серию с формулировкой:

«Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета».

В итоге, после запрета второй серии, работы над фильмом были прекращены.

«Иван Грозный» был задуман как трилогия. Первая серия охватывала период от коронации до опричнины, вторая рассказывала о боярском заговоре, третья… третья серия фильма существует только в сценарии, в подготовительных рисунках, в рабочих записях и нескольких запечатлённых на плёнку фрагментах. По задумке режиссера, она должна была символизировать триумф русских над Западом.

«Иван Грозный» стал последним фильмом, снятым Эйзенштейном. В феврале 1946 года Сергей Михайлович умер.

Про музыку

По свидетельствам современников, у Прокофьева был замысел создания оперы «Иван Грозный», ставить которую он хотел с Эйзенштейном. Именно поэтому в музыке так четко выражен оперный характер. Помимо авторского музыкального текста в фильм вошло много оригинальных стилизаций на темы традиционных русских литургических песнопений.

В итоге, музыкальный материал для кинополотна составил 55 номеров. Часть номеров не вошли в картину, а полная публикация авторского текста Прокофьева состоялась только в 1997 году!

Сам же материал дербанили на части.

В 1962 году композитор и дирижёр Стасевич составил из музыки Прокофьева ораторию «Иван Грозный».

Композитор Чулаки создал на музыку Прокофьева балет с либретто Григоровича. Его поставили в Большом в 1975 году и в Гранд-опера в 1976. Балет давали на сцене Кремлевского балета и в Краснодарском театре. Партию Ивана танцевал Васильев.

В 1978 спектакль экранизировали под названием «Грозный век».

Исторические костюмы фильма «Иван Грозный» были использованы при съёмках комедии «Иван Васильевич меняет профессию».

Сегодня произведение Прокофьева исполняется как в виде оратории и балета, так и в полном варианте.

Но что же показывают в Большом?

По легенде, балетмейстер Юрий Григорович был настолько потрясен музыкой Прокофьева, что загорелся идеей рассказать о жизни царя языком хореографии. В советское время балет поставили, но возобновить его в современной России было непросто. Родственники Прокофьева, владеющие правами на использование его творческого наследия, не давали согласия на работу – ведь Прокофьев такого балета не писал. Только в 2011 году разрешение на постановку, а точнее эксклюзивное право на ее восстановление, было получено, с условием, что воссозданием редакции от 1975 года займется сам Григорович.

Так «Иван Грозный», «легендарный балет Сергея Прокофьева», вернулся на сцену Большого.

Два акта рассказывают о душевной драме царя Ивана. В одной из сильнейших сцен – прощании с любимой женой – в балете поют. Теперь вы знаете, почему.

Насколько хореографический язык отражает реальные события – судите сами. Опыт показывает, что в России у каждого – своя История.

2
Фото Alex Chagin
отзывы:
2
оценок:
4
рейтинг:
2
9

Балет "Иван Грозный"
Если кто- то все еще думает, что классический балет это скучно, то ему однозначно нужно посетить эту постановку. "Иван Грозный" захватывает с первой ноты и не отпускает до конца постановки. Отдельно стоит отметить музыку Сергея Прокофьева, которая помогает нам прочувствовать всю тяжесть событий, описываемых в хореографии Юрия Григоровича. Сложность партий и глубина чувств, которые передают нам герои балета, все это создает балет, который хочется увидеть снова и снова. На мой взгляд, это, действительно, та постановка, которую стоит увидеть. Спасибо Большому театру за прекрасное возрождение балета!

2
Фото тирамису ))
отзывы:
13
оценок:
13
рейтинг:
14
9

24 ноября сходила на балет "Иван Грозный" в Большом театре с участием Михаила Лобухина, Анны Никулиной и Дениса Родькина.
Мою рецензию вместе с картинками на сайте журнала Elysee можно посмотреть, перейдя по ссылке http://elyseemagazine.com/index.php/kultura/teatr/item/1486-%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9
Два часа этого балета стали для меня самым сильным впечатлением за последние месяцы! Русские пляски на фоне звона колоколов, страшный танец опричников под вихревую музыку Прокофьева, красочно изображенная битва с монголами- все это создавало атмосферу Руси времен Ивана Грозного. Каждый образ Григорович рисует красками своей неповторимой хореографии, которая раскрывает сложную сущность героев. Иван Грозный- не только сильный самодержец и блистательный полководец, но и нежный муж и безутешный вдовец после гибели его жены Анастасии, невинной жертвы своего времени, Курбский - предатель, но его страдания из-за потери возлюбленной вызывают сильное сострадание. Накал чувств главных героев держал меня в постоянном эмоциональном напряжении, а стремительность сюжетной линии не отпускала внимание ни на мгновение. Из всех сцен сложно выбрать самые интересные, каждая важна для создания полной картины того времени и персонажей, однако я хочу отметить те, что произвели на меня наибольшее впечатление.
Первое появление Ивана Грозного в исполнении Михаила Лобухина выглядит устрашающим. В гибких, будто паучьих движениях, мощных прыжках чувствуется власть царя, который, словно предвидя последующие трагические события, показывает, что его недругам будет трудно с ним совладать.
Павел Дмитриченко, первый исполнитель партии Ивана Грозного в возобновленной постановке, отмечал: "Иван Грозный прежде всего очень сильная личность, он не мог быть слабым, потому как являлся царем долгое время, больше полувека. Естественно, находясь во власти такое количество времени, человек не может быть мягким, тюфяком, который пытается с помощью каких-то слов сделать свое правление и добиться своих целей."


Каждый выход Дениса Родькина, танцующего роль князя Курбского, соединяет в себе потрясающую технику исполнения и полную эмоциональную отдачу. Он рассказал о работе над образом: "Я старался создать бесстрашного русского богатыря. Я должен был двигаться широко, должен был прыгать — занимать пространство, чтобы захватить энергией своего героя зал. Я не считаю Курбского предателем, он убежал, просто свою жизнь спасая. И в моем танцевальном моменте Курбский был положительным героем. Раньше же создавали отрицательный образ. И поэтому я решил, что буду другим." Страдания Курбского из-за невозможного счастья с Анастасией, которую царь выбрал себе в жены, наполнены таким отчаянием и болью, что невозможно не сопереживать этому герою.
Видение Ивана- это прощание царя с любимой женой. Он будто снова встречает свою возлюбленную и в последний раз прикасается к ее образу. В движениях царя тихая нежность, напряженное ожидание мучительного расставания - его чистая любовь к Анастасии покоряет. В этом балете он не виновник, а жертва. Юрий Григорович поясняет созданный им образ царя: " Иван Грозный в определенной степени трагический герой: взвалил на себя крест во имя того, чтобы страна не исчезла в раздробленности. Думаю, он и сам сознавал, сколько на его душе тяжких грехов. Я беру эпизоды его молодости: невероятную любовь к первой жене Анастасии – чувство, которое прошло через всю его жизнь и осталось у него в памяти как самое светлое."
Для меня самый страшный эпизод- месть царя. Иван Грозный расправляется с боярами, убивая их так же, как они убили Анастасию. Видя повязанных изменников, царь в одежде скомороха издевается над ними, держа в руках кубок с ядом. Кому-то из них придется выпить отраву из рук царя. Противоречивость шутовского действия и казни людей усиливает трагизм происходящего, доводя его до апогея в момент, когда царь яростно срывает скоморошечий наряд, и его злость уже не оставляет никакой надежды: все будут казнены.
Последующая финальная сцена- борьба Ивана с самим собой. Власть убивает в царе душу, мучает его, но он не может отказаться от трона, оставить Россию во время смуты без правителя. Сомкнув в руке канаты всех колоколов, Иван с ужасом протягивает руку в будущее - таков грандиозный финал этого удивительного балета.
В "Иване Грозном" соединилось все, что может поразить зрителя: и гениальная музыка, и потрясающая хореография, и увлекательный сюжет. Красота спектакля заключается не только в танце артистов, но и в ярких, исторических костюмах и живописных декорациях. Посмотрев этот балет, сразу чувствуешь мощь Большого театра, понимаешь, почему русская балетная школа-лучшая в мире. Если вы еще не видели "Грозного" в Большом, спешите найти билеты! Это, как говорится, "must see". Я попытаюсь сходить еще раз, но уже на другой состав. Еще одна моя мечта- увидеть балет "Спартак" тоже в постановке Юрия Григоровича. Неужели же есть что-то лучше "Ивана Грозного"?

1
Фото Михаил  Иванников
отзывы:
13
оценок:
13
рейтинг:
4
1

https://mikhaili.livejournal.com/7729.html

ПАДЕНИЕ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ, простите "МОРДОЙ В ГРЯЗЬ"
или кто убивает Большой театр России

В воскресенье, на сайте Большого театра, шла трансляция балета "Пламя Парижа". На него, я, к сожалению, не попал. Билетов в кассах нет, а брать с десятикратной наценкой у перекупов, я не стал принципиально (об этом напишу в другой раз). Так и пришлось смотреть трансляцию. Но не о ней, а о другом, более значимом, более знаковом спектакле, о том, что смотрел из зала две недели назад. Об убийстве "Ивана Грозного", об убийстве спектакля и полётах балетных лицом о сцену, о полётах в кулисы и мимо них, о плясках деревенской филармонии на конкурсе народного творчества. И вся эта фантасмагория, дьявольским надругательством, "отмачивалась" на сцене Большого театра.

Вообще-то я собирался написать красивый пост о Большом театре, о любви к нему, об искусстве, а точнее о его колыбели, коей и являлся, до недавнего времени этот театр. Театр, титульный театр, национальная визитная карточка, как матрёшка, водка и космос. Театр, квадригу которого ещё с советских времён знает пол мира, также, как и напечатанного на обороте казначейского билета Ленина. Балет "Лебединое озеро" чуть более чем остальные пол мира, узнававшие о переворотах и смертях вождей по медиа-трансляциям последнего. Начиная писать свой пост "О Большой любви", я захотел встретиться с теми, кто не только любит его как я, но и служит ему (работает в нем). Но, начав писать... Понеслась "моя" квадрига, запряженная в вагон, путейской оперой "Снегурочка". Не страшны ни снег, ни слякоть, пропел я, отдав дань ржавой попытке современного искусства. Не киберпанк со сцены, не в милицейские рации и мегафоны пели, вот и здорово, вот и не караоке. И... Уже бежал на "Руслана и Людмилу". Странное ощущение пип-шоу проснулось в первые минуты. Даже вспомнились слова небезызвестного мецената о взглядах под юбки балеринам...

Со слов ветеранов балета, работавших в театре и знакомых с маэстро, присутствовавших накануне спектакля на оркестровой репетиции, мне стало известно, что Юрий Николаевич (Григорович) кричал на дирижера и оркестр, что не узнает музыку. Не слышит лирическую тему, что духовые забивают ее. Особенно в любовных сценах. Столкнувшись в коридоре с кем-то из старшего поколения, из тех, кто уже на пенсии и пришли посмотреть один из лучших спектаклей Григоровича - Юрий Николаевич сказал, что не узнает свой спектакль. Спектакль, слава которого, наравне со "Спартаком", не померкла и заставляет кривиться кислой оскоминой настоящее балетное руководство театра. И не мудрено, ведь у самих-то только из всех слав, слава о привезённых из Италии дивах, в качестве любовниц, да не в пример традициям и не скрывая ни от кого, пропихивание любовниц (наверно надо писать - "муз") в примы театра.

СПЕКТАКЛЬ УБИТ. Да-да - убит и сделано это чрезвычайно искусно. Убит чужими руками, так, что сам не запятнан, а свалить на артистов и их непрофессионализм легко. Однако не надо скрываться за благородным негодованием и показушной борьбой за чистоту классического танца, когда представители классической школы выхолощены из театра под всеми благовидными и неблаговидными предлогами, когда выбор исполнительниц производится по правилу дала/не дала...
И не хочется, а приходится трясти этим бельём. Вываливать эту помойку на всеобщее обозрение. Слишком рьяно превращают национальное достояние в домовой (карманный) театр, используя все нечистые схемы для личного обогащения и удовлетворения мелкопоместных амбиций.

Царя танцевал забавный персонаж, однако - Иван Васильев. Я не стану заострять внимание на огромных ляжках и женской попе, согласитесь - смешно! Кто его позвал, мне кажется очевидно всем. Как очевидно присутствовавшим в зале, что так низко, только крокодилы, из анекдота про прапорщика, летают. Прыжки в ширь над "горизонтом".
Кто откроет рот поспорить - нате фоточку из архива, как это было в исполнении Павла Дмитриченко, всего четыре года назад, но в до Вазиевскую эпоху, и должно было быть сейчас,

но НЕБЫЛО в исполнении Ивана Васильева.
Ладно прима балета не отрывается от земли, но хотя бы можно было посмотреть архивную запись спектакля?!! Из танца не узнал ничего (не увидел ничего знакомого, что когда-то танцевалось и есть в записях), пускай и с купюрами, но напоминающего постановку Григоровича! Набор акробатических элементов и только!!!
Его монолог после смерти Анастасии потерял свою главную суть - обращение к богу. Рука с двумя перстами тянущаяся вверх вообще пропала из танца.

Хороша была Анастасия, только заразительный хоровод снежинок, несущийся в своём хаотичном порядке, дурно подействовал и на её душевное равновесие. Результатом, во время монолога первого акта, стало барражирование прелестным личиком по сцене. Как мне пояснили - " видимо выполняя заветы Хасаныча, решила разорвать себя в перекидном, да что-то пошло не так и... Мордой об пол..."
Девушку было жалко. Красиво танцевала. И я ахнул вместе со всем залом. А когда она дотанцовывала, с гримасой боли на лице, переживал вместе со всеми.

Народ, который в балетах Григоровича был важным действующим лицом произвёл совершенно фантасмагорический эффект. Артисты во время танца уходят за кулисы, в то время когда танец продолжается. Культура поведения, уважение не говоря про зрителей, а к танцующему рядом с тобой отсутствует напрочь. Полёты "Во сне и наяву" продолжались в обоих отделениях - кто уже приземлился, а кто только собрался скакнуть, да въехал в кулисы. Запутавшиеся в ногах, танце и канатах Звонари. Кто-то старается через-чур, кто-то танцует даже не в пол ноги. Халтурит. Вру? Тогда опять фото из истории (конечно - КАК ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ, НО НЕБЫЛО)!

964534727.jpg

Девушки... Милые, дорогие. Хороша летка-енка получилась! Захватила! Кто на пяточку, кто на носок, полупальцы, полная стопа!!! Ну круто же "народным хороводом", а? Половина не знает порядка и создает массовку "до кучи". Создавалось впечатление, что вообще впервые увидели этот балет прямо на сцене. Из дюжины танцовщиц, лишь пара привлекала внимания.
И где же Вазиевская борьба за чистоту Классического танца. Или ему она нужна только в Лебедином, Спящей. Щелкунчике. А Грозный к классике не относится. Но простите — это не ему решать, а значит нужно прибить неугодный спектакль!

Единственным приличным фрагментом из всего балета можно назвать девушек со свечками. Единственные, которые танцевали ровно, аккуратно.

Пару слов о Курбском в исполнении Артема Овчаренко.
Помня в этой партии Акимова, Таранду, хочется спросить: где муки и боль страданий. Вообще где сам танец? Где актерское мастерство? Отсутствует. Напрочь отравила гниль разлагающегося трупа спектакля, театра, или сомнительная "слава" Нуреева?

В связи с этим прекрасно понимаю слова Григоровича, о том, что это не его балет.

Падение в Большом или падение Большого театра. Падение, что называется «мордой в грязь». Кому выгодно убийство ГАБТ, вопрос чисто риторический. Выгодно, ещё как выгодно. Выгодно опустошить репертуар. Своеобразное проявление местечковой коррупции. Ведь новые постановки, авторские и прочие дивиденды в звонкой монете. Президентские гранты. Это же сколько можно деньжищ отмутить за каждый новомодный изыск, так любвеобильно желаемый быдлом, с выводом голых овечек, размахиванием гениталиями и демонстрацией голых поп.

0
Фото Ta Ra
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

22 февраля 2018 года, 19:00, Москва, Большой Театр, балет "Иван Грозный"

Если бы Вы знали, с чем мне сегодня позволено было соприкоснуться!!

Чудо от Симона Вирсаладзе под микс от Сергея Прокофьева и Михаила Чулаки, оживленное жестами, взглядами, полётами и символичными крестами от Юрия Григоровича.
Наконей-то я увидела Ивана Грозного таким, каким я его представляла. Прогрессивным, Сильным, умеющим любить и очень, очень Светлым. Да, отягощенным, вынужденным, но это уже о другом Иоане. Последующем.
Сценические решения не восхищают. Они потрясают! Как и музыка, такие же динамичные, как танец, как сегодняшний день. Стремительные, недосягаемые и обволакивающие.
В антракте я слышала о «мощных колоннах, превращающихся в трон, тронный зал»... (где-то я это уже читала)... А я увидела три купола (одного храма ли, одного государства ли), окруженные (выдавливаемые) недружественной пустотой, злобой, жестокостью, гнилью с одной стороны и Верой, широтой души, открытостью, бесшабашностью, щедростью с другой.
А крест, проходящий через весь спектакль...
Я всегда ставила под сомнение паранормальную жестокость Иоана к своим женам. Была другая причина. Может быть, озвученная в этом спектакле..? Иоан пронес по своей жизни своей крест – единственную любимую им... отстранившись от Светлого мира после её потери.
... скрещение кнута и посоха у Иоана... кнута опричников и косы смерти несущей...
... кисти рук выкладывают диагональ слева вниз, перечеркнув её же диагональю слева вверх...
Перекрещение колокольных канатов, обращающихся то в посланников беды, то в радостный праздник со скоморохами, да плясками. То в предвестников смерти, то в олицетворение итогового превращения Иоана в Грозного («...хотели – получите!»).
Меня вообще поразило и обрадовало одновременно отсутствие в спектакле навязчивой конкретности в постановке. Художникам удалось создать мираж, ощутить значение которого они означили нам – зрителю. Я говорю не только о непредсказуемости в ощущении виртуальной работы Вирсаладзе. Но и о смелом решении Михаила Чулаки миксовать музыку Прокофьева, усилив таким образом видение Руси, силы духа русского, щедрость празднеств на земле нашей; обострив вечную циничность двора московского, колкого до смертельного удара исподтишка, ненадежного и фальшивого в сути своей. А это кружевное вплетение детского хора!! Потрясающе. А ещё мне посчастливилось увидеть рассказанную Юрием Григоровичем историю о царе Иване и смутном времени!! Это был не танец а новый язык – не жестов, а символов, переданных в танце. Полёт, вывернутая ступня, поклон-наклон... Всё было продуманно. Безумно, но блестяще.
Символы и жесты на уровне помешательства. Недоговоренности, вопрошающие задуматься, усомниться в озвученном. И это замечательно. Есть о чём помолчать после спектакля...

Я давно не была в Большом (да и в Москве я не была давно). Последнее, что я видела – гениальный Васильев и неподражаемая Максимова в Спартаке. Но, как бы сказал Жванецкий, ... удачно я зашла сегодня... Какая это прелесть – Светлана Захарова. Какая это мощь – Михаил Лобухин. Какая это лёгкость – Денис Родькин.
Большой, как всегда, оправдал своё положение в моём сердце.
СПАСИБО

P.S.
кстати, тем, кто так верит, что Иван Грозный был исключительно только паранойно грозным...
Сегодня, как и десятки, сотни лет назад, историю Руси стараются переписать под удобный мотив, под необходимые обстоятельства и пр., и пр., и пр... Но сегодня, как и сотни лет назад ведётся одна и та же война. Между теми, кто победил и теми, кому это не удобно.
Я не жила при Иване Грозном. Не читала летопись (настоящую, НЕ переписанную под удобоподобную). У меня есть моё мнение.
Спасибо единомышленникам за подаренный Вашим гением Вечер!!

0

Галерея