Спектакль

Спектакль Как вам это понравится

Постановка Школа драматического искусства

8.9
© Афиша
1/8

Эстетская фантасмагория по финальной сцене «Сна в летнюю ночь»

Премьера состоялась на знаменитом международном фестивале в Эдинбурге, откуда спектакль вернулся с главным призом жюри. В трогательном спектакле про спектакль задействовано более 20 человек, среди которых Валерий Гаркалин и Лия Ахеджакова.

Возраст16+
Продолжительность1 час 45 минут

Участники

  7
7

Когда зрители усядутся на свои места, один из актеров (которые вовсе даже не актеры, а рабочие сцены) спросит других: «Ну что, спектакль играть будем?» Реакцией на этот вопрос послужит жгучее любопытство – кто-то спросит «Когда?», кто-то поинтересуется «Во сколько?», а кто-то решит уточнить название пьесы. Когда решение играть спектакль будет все-таки принято, в зал (обустроенный по бокам сцены) потянутся зрители, среди которых найдется место и для самой Лии Ахеджаковой.

Вопрос, как же называется пьеса, – в каком-то смысле ключевой. Новый спектакль лаборатории Дмитрия Крымова называется сложно – «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Из первой части названия понятно, что спектакль обращен к зрителю – но Крымов идет дальше, он все действие посвящает взаимоотношениям театра и публики. Удивительно, что при всем засилье экспериментальных постановок, все они напрочь забывают про зрителя – таким образом Крымов, превращая публику в одно из действующих лиц спектакля, совершает простой, но крайне новаторский поступок. Возникает интересный фрактальный эффект – зритель как бы смотрит спектакль в спектакле и получает возможность сравнивать свои ощущения с ощущениями (пусть и срежиссированными) подсадной публики, которая активно вмешивается в происходящее на сцене.

Эта рамка и стала для меня главным элементом спектакля, затмив линию, взятую крымовцами у Шекспира. Сатира на театральную публику удивительно точна – вот дама, отправившаяся на спектакль выгулять новое платье, вот пожилая интеллигентка, считающая себя сведущей и разбирающейся, вот глуховатый старик, находящийся здесь ради жены, вот молодая мамаша, решившая причастить к святому искусству своих дочерей. Все это без преувеличения прекрасно – а особая острота состоит в том, что это не просто юмор, а сатира, которая метит в нас самих – в зрителей, пришедших на спектакль.

Что же касается основной сюжетной линии, которая рассказывает о любви Фисбы и Пирама, то она оказалась ощутимо слабее. Слабее на фоне прочих работ лаборатории, ибо по меркам среднестатистического московского театра «Как вам это понравится» – спектакль очень и очень достойный. Скажу больше – новая постановка Крымова, если рассматривать ее саму по себе в отрыве от других работ этого режиссера, оставляет сильное впечатление. Но в череде других спектаклей лаборатории это если не шаг назад, то в лучшем случае топтание на месте. Крымов пользуется ограниченным арсеналом художественно-выразительных средств – но до последнего времени он активно с ними экспериментировал, искал новые приемы и пытался сочетать эти приемы в разных неожиданных комбинациях. В какой-то момент страсть к экспериментам в нем, по всей видимости, утихла, и новый спектакль оказался собран из готовых обкатанных годами блоков, каждый из которых на ура должен восприниматься зрителем. Тот факт, что блоки эти сами по себе крайне хороши, никто не оспаривает – однако прежней чарующей новизны в этих остроумных приемах уже нет. Вдоль прохода несут ствол какого-то дерева – но ведь в спектакле «Сны Катерины» уже тащили прямо по зрителям новогоднюю елку. У старика из числа зрителей звонит мобильный – но ведь в тех же «Снах Катерины» уже была полноценная интермедия на тот же сюжет в исполнении покойного ныне Юрия Горского. На сцене вместо Пирама и Фисбы многометровые куклы – но в «Опусе №7» такая же кукла исполняла куда более символическую роль – роль жестокой, но справедливой Родины. На экран проецируются диалоги находящихся на сцене героев – но этот прием уже был использован в «Кате, Соне, Поле, Гале, Вере…» и там это было куда более уместно (героиня общалась с персонажем, про которого она ничего не знала и который был для нее потенциально опасен). Самоповторы у Крымова случались и ранее, но в прошлом они подвергались некой деконструкции – а новый спектакль заимствует некоторые прошлые находки совершенно механически.

Несмотря на это неприятное обстоятельство, Крымов все равно остается Крымовым. Меня всегда удивляло в нем умение придумывать мощные и крайне эффектные концовки. Не обошлось без такой концовки и в этот раз. Комичный номер из балета «Лебединое озеро» (после ироничного диалога: «А еще у нас эпилог и танец» – «Давайте уже танцуйте!»), а также смешная и в то же время глубоко пронзительная сцена встречи Ахеджаковой и Гаркалина – двух этих финальных эпизодов оказалось достаточно, чтобы в одночасье сгладить все мои негативные впечатления.

21 ноября 2012
9

Совершенно замечательное синтетическое действо, включающее в себя элементы театра, оперы, балета, цирка и кукловодства (или как это правильно назвать)).
А, да, еще и второй зрительный зал на сцене.
Изображен спектакль внутри спектакля, как оно и было у Шекспира - эдакий драмкружок плотников в утеху высокой публике.
Вопрос в том, как изображен, с каким изяществом и остроумием, с привлечением казалось бы несовместимых выразительных средств, внезапно прекрасно сочетающихся и дополняющих общую картину.
Как гигантские куклы Пирама и Фисбы собраны из всяческих подручных материалов, так и действо собрано из театра марионеток, арий Вагнера, акробатических трюков и пантомимы. И в завершение "еще у нас есть танец"! И дрессированная собачка! И "не стриги ногти, будешь играть льва)))!
Смотрел этот спектакль в один из первых показов в Москве, летом 2012 года. Не знаю, будет ли он идти еще, но очень рекомендую!

16 сентября 2013
Все отзывы
10 спектаклей декабря
10
спектаклей декабря
1 декабря 2021
Стендап по Достоевскому и еще 6 неожиданных прочтений классика
Стендап по Достоевскому и еще 6 неожиданных прочтений классика
29 ноября 2021
Спектакли недели: опера на пляже и дуэты лучших хореографов
Спектакли недели: опера на пляже и дуэты лучших хореографов
15 ноября 2021
Что нужно знать про спектакль Константина Богомолова «На всякого мудреца»? Рассказывают авторы постановки
Что нужно знать про спектакль Константина Богомолова «На всякого мудреца»? Рассказывают авторы постановки
14 ноября 2021