Москва

Спектакль в Москве
Материнское поле

Постановка - Театр им. Пушкина
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
О спектакле
Режиссер Сергей Землянский о своем спектакле: «Это пластическая история, где артисты передают свои эмоции и чувства, используя возможности своего тела. Движение, жест и танец создают своего рода обрядовое действо, рожденное этой историей. Мать, Отец, Дети, Земля, Семья и... Война, страшные потери главной героини как обратная сторона, неотъемлемый фактор семейной идиллии. Взаимоотношения и воспитание. Мне интересно об этом думать. На мой взгляд, с каждым годом, в большинстве своем, мы утрачиваем, постепенно теряем структуру семейного уклада. Что для нас сегодня понятие Отчий дом? Почему мы перестаем ценить и беречь те традиции, которые мы имеем? Эти вопросы актуальны сегодня, надеюсь, не только для меня. Что происходит с человеком, когда звенья одной крепкой цепи разрушены и уже не так крепки? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах, пройдя этот путь вместе с героями удивительной повести Айтматова «Материнское поле», которых играют молодые артисты Театра имени Пушкина».
  • Материнское поле – афиша
  • Материнское поле – афиша
  • Материнское поле – афиша
  • Материнское поле – афиша
  • Материнское поле – афиша
Пластический
12+
Сергей Землянский
9 октября 2012
1 час 10 минут, без антракта

Расписание сеансов

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

5
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
28 ноября 2012
Почвеннические танцы по советской повести

Восемь человек, стоящие в белых одеждах, как перед расстрелом, посреди чистого поля, безучастно смотрят с развешанных в фойе театра постеров на зрителя: сам спектакль «Материнское поле» предваряет приуроченная к нему выставка-портфолио, и она довольно метко описывает саму суть постановки — о том, как история убивает детей земли. В бульварном Театре им. Пушкина нонсенс — настоящий пластический спектакль от коллектива SounDrama. Объемное произведение Чингиза Айтматова, написанное библейским слогом, рассказывает о непростой судьбе киргизской женщины по имени Толгонай — от первой влюбленности до одинокой старости. Рассказывает остроумно и торжественно, смиренно и мудро. Архаичная энергия айтматовской прозы привлекала еще театральных шестидесятников — «Материнское поле», полнокровный драматический спектакль с трагическим подъемом, тогда давали в Театре Станиславского с Евгением Леоновым и Любовью Добржанской. Хореограф Сергей Землянский же по мотивам Айтматова сочинил пантомиму. К программке этого «Материнского поля» даже прилагается либретто: жила-была женщина, полюбила мужчину; народились три сына; старший женился, грянула война; отец с сыновьями ушли воевать и не вернулись — ну и так далее. Каждое предложение либретто четко и пластично иллюстрируется артистами на сцене; на все про все уходит немногим больше часа.

В стремлении вытащить из произведения универсалии и архетипы режиссер остановился на полпути. Герои в «Материнском поле» безымянны и бессловесны, зато собственно саундрама изобилует конкретикой. Вот пример: разудалую пляску прерывает звук рассыпавшихся по сцене гильз — образ Второй мировой, ворвавшейся в рабоче-крестьянский быт. Неприкрыто фольклорная музыка отчетливо дает понять — действие происходит в России. И вот так все время. Получается очень буквально, пафосно и довольно скучно. В сущности, ведь главная ценность «Материнского поля» была не в сюжете (довольно банальном), но в языке, в словечках и фразочках вроде «досада душу палит», в ритме, в поэтике. Лишив спектакль слов, создатели обрекли его на необходимость хвататься за сюжетный каркас — с предсказуемо блеклым результатом. Вероятно, все дело в том, что хореографу Сергею Землянскому просто очень нравится повесть Айтматова сама по себе. А текст он из нее выкинул по привычке — профессия такая.

4
1

Отзывы

9
Пользователь Афиши №1013470
12 отзывов, 13 оценок, рейтинг 5
24 марта 2015

Сначала немного обескуражило: Чингиз Айтматов, такой изысканный мастер слова и он автор спектакля без слов. Только спустя некоторое время после «закрытия занавеса» понимаешь, что и впрямь не было слов в этом удивительном спектакле. Но как-же так, ведь в ушах звенят голоса, смех, плачь героев…Можно подумать, что спектакль заполнили музыкой, но нет это скорее звуки, звуки стрельбы, вой ветра в степи, он ещё долго будет в моей голове. Негоже много слов про спектакль без слов. Просто идите и смотрите. Проживите этот час полной грудью, радуйтесь, плачьте как многие зрители в звенящей темноте после спектакля.

2
0
9
Ксения Третьякова-Каныгина
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
13 января 2014

Я была в восторге от спектакля, что, знаете ли, не частость.

Откуда же восторги? Я впервые видела спектакль, который идет чуть больше часа, да в камерном зале, да с таким количеством минимализма, и при этом мне удалось испытать ТАКИЕ сильные и разные эмоции, что сейчас я испытываю трудности, пытаясь их описать.

Семь человек - четыре парня и три девушки. НИ ОДНОГО слова. Мощная музыка и звуки. Потрясающие пластика и хореография. Самые искренние эмоции в мимике и жестах, и во всем. Книги, мука, вода, патроны, камни. В начале спектакля я испытала детскую радость, и улыбалась широкой улыбкой, и это несмотря на плохое настроение перед походом в театр. А вот в конце спектакля я не могла сдержать слезы сочувствия и горя (и я такая была там не одна). Ком в горле стоял и когда артисты выходили на поклон, и когда мы уже стояли у гардероба. А настроение все-таки сильно поднялось от ТАКОГО Искусства и от ТАКОГО Таланта. Мои аплодисменты были и актерам, и режиссеру, и всем, кто принимал участие в создании этого шедевра. Если пойду еще раз, непременнно возьму с собой цветы.

Про то, что мне не нравится, я и писать не люблю, да и не пишу. А это понравилось! Это советую!

2
0
7
Николай Голенкин
187 отзывов, 194 оценки, рейтинг 39
23 января 2020

Был на спектакле 19.01.2020.
Рекомендую к просмотру. Хороший спектакль, но, пожалуй, не более того.
Я думаю, здесь дело в том, что повесть, по которой сделан спектакль, очень хороша. Хороша, во многом из-за особенного языка Айтматова, который погружает тебя в действие, в национальную специфику целиком и полностью. Передать на сцене то, что понравилось при прочтении Айтматова, сложно.
Уверен, что если перед спектаклем вы прочитаете повесть Айтматова, то восприятие спектакля будет более острым и прочувствуете вы его гораздо лучше, чем просто ознакомившись с кратким содержанием повести или с аннотацией в программке.
Эта повесть из тех, прочитав которые понимаешь, что ты, даже будучи далёким от искусства человеком, хочешь поставить это на сцене или снять фильм, или нарисовать картину. Воплотить как-то переполняющие тебя ощущения, поделиться с окружающими своей радостью.
Таким образом, желание авторов сделать спектакль, объяснимо и понятно. Но способ передачи своего восприятия книги, своего настроения выбран довольно ограниченный.
Все-таки не зря человеку даны язык слова, язык музыки, язык тела. И в совокупности они способны оказать максимальное воздействие на чувства человека.
Пластический спектакль без слов все-таки не оставляет в душе глубокого следа. Это скорее интересный опыт и для зрителей, и для актёров, позволяющий первым расширить диапазон восприятия, а для вторых "отточить" свое мастерство в пластике.

Отмечу интересное, на мой взгляд, решение по музыкальному сопровождению спектакля, - виолончель в руках одной из актрис. Вообще, образ Матери-Земли в исполнении Ольги Деминой, наиболее точно соответствовал характеру, стилю повести Айтматова. Очень запомнились сцена зачатия и рождения детей, которых родители просто-напросто замесили как тесто)); а также сцена игры трех сыновей в мяч без использования рук, - ну, почти без использования:)).

0
0
9
Ксюша Кипяток
30 отзывов, 112 оценки, рейтинг 82
8 июля 2017

Мощный и красивый спектакль-притча про Женщину, Судьбу и Путь. Это было потрясающее... очень тонко...до дрожи... Без слов и антракта вся Жизнь, через камни, железо и пластику актеров прожита...и чтобы вынести все невозможное ....звонкой ниткой живая музыка от "которой так хочется жить"! Один из лучших спектаклей в моей жизни! Забыть невозможно...он светлый:)))

0
0
9
Natalia Vagonova
7 отзывов, 32 оценки, рейтинг 9
18 июня 2014

Повесть, переведенная на безмолвный сценический язык. Но эта немота имеет только плюсы. Землянский движениями актеров, их мимикой, их игрой передает все многообразие человеческих переживаний, описываемое в строках Айтматова, но воспринимаемое через другие органы чувств. Очень сильные образы, выраженные в простых и понятных деталях, насыщают маленькое сценическое пространство, свет и выстроенные мизансцены которого напоминают полотна Караваджо. От каждого движения Кармаковой и Ревы-Рядинской по коже то и дело вспыхивает заряд мурашек. Когда тонкость и нежность этих актрис сочетается с мощью передачи состояний их героинь - это превращается в незабываемый зрительский опыт.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все