Театральная афиша Москвы

Спектакль Материнское поле

Постановка Театр им. Пушкина
8.7
оценить

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
109
оценок:
214
рейтинг:
367
5

Почвеннические танцы по советской повести

Восемь человек, стоящие в белых одеждах, как перед расстрелом, посреди чистого поля, безучастно смотрят с развешанных в фойе театра постеров на зрителя: сам спектакль «Материнское поле» предваряет приуроченная к нему выставка-портфолио, и она довольно метко описывает саму суть постановки — о том, как история убивает детей земли. В бульварном Театре им. Пушкина нонсенс — настоящий пластический спектакль от коллектива SounDrama. Объемное произведение Чингиза Айтматова, написанное библейским слогом, рассказывает о непростой судьбе киргизской женщины по имени Толгонай — от первой влюбленности до одинокой старости. Рассказывает остроумно и торжественно, смиренно и мудро. Архаичная энергия айтматовской прозы привлекала еще театральных шестидесятников — «Материнское поле», полнокровный драматический спектакль с трагическим подъемом, тогда давали в Театре Станиславского с Евгением Леоновым и Любовью Добржанской. Хореограф Сергей Землянский же по мотивам Айтматова сочинил пантомиму. К программке этого «Материнского поля» даже прилагается либретто: жила-была женщина, полюбила мужчину; народились три сына; старший женился, грянула война; отец с сыновьями ушли воевать и не вернулись — ну и так далее. Каждое предложение либретто четко и пластично иллюстрируется артистами на сцене; на все про все уходит немногим больше часа.

В стремлении вытащить из произведения универсалии и архетипы режиссер остановился на полпути. Герои в «Материнском поле» безымянны и бессловесны, зато собственно саундрама изобилует конкретикой. Вот пример: разудалую пляску прерывает звук рассыпавшихся по сцене гильз — образ Второй мировой, ворвавшейся в рабоче-крестьянский быт. Неприкрыто фольклорная музыка отчетливо дает понять — действие происходит в России. И вот так все время. Получается очень буквально, пафосно и довольно скучно. В сущности, ведь главная ценность «Материнского поля» была не в сюжете (довольно банальном), но в языке, в словечках и фразочках вроде «досада душу палит», в ритме, в поэтике. Лишив спектакль слов, создатели обрекли его на необходимость хвататься за сюжетный каркас — с предсказуемо блеклым результатом. Вероятно, все дело в том, что хореографу Сергею Землянскому просто очень нравится повесть Айтматова сама по себе. А текст он из нее выкинул по привычке — профессия такая.

3
0
28 ноября 2012

Лучшие отзывы о спектакле «Материнское поле»

Фото Владимир Аносов
отзывы:
12
оценок:
12
рейтинг:
3
9

Сначала немного обескуражило: Чингиз Айтматов, такой изысканный мастер слова и он автор спектакля без слов. Только спустя некоторое время после «закрытия занавеса» понимаешь, что и впрямь не было слов в этом удивительном спектакле. Но как-же так, ведь в ушах звенят голоса, смех, плачь героев…Можно подумать, что спектакль заполнили музыкой, но нет это скорее звуки, звуки стрельбы, вой ветра в степи, он ещё долго будет в моей голове. Негоже много слов про спектакль без слов. Просто идите и смотрите. Проживите этот час полной грудью, радуйтесь, плачьте как многие зрители в звенящей темноте после спектакля.

1
0
24 марта 2015
Фото Ксения Третьякова-Каныгина
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
9

Я была в восторге от спектакля, что, знаете ли, не частость.

Откуда же восторги? Я впервые видела спектакль, который идет чуть больше часа, да в камерном зале, да с таким количеством минимализма, и при этом мне удалось испытать ТАКИЕ сильные и разные эмоции, что сейчас я испытываю трудности, пытаясь их описать.

Семь человек - четыре парня и три девушки. НИ ОДНОГО слова. Мощная музыка и звуки. Потрясающие пластика и хореография. Самые искренние эмоции в мимике и жестах, и во всем. Книги, мука, вода, патроны, камни. В начале спектакля я испытала детскую радость, и улыбалась широкой улыбкой, и это несмотря на плохое настроение перед походом в театр. А вот в конце спектакля я не могла сдержать слезы сочувствия и горя (и я такая была там не одна). Ком в горле стоял и когда артисты выходили на поклон, и когда мы уже стояли у гардероба. А настроение все-таки сильно поднялось от ТАКОГО Искусства и от ТАКОГО Таланта. Мои аплодисменты были и актерам, и режиссеру, и всем, кто принимал участие в создании этого шедевра. Если пойду еще раз, непременнно возьму с собой цветы.

Про то, что мне не нравится, я и писать не люблю, да и не пишу. А это понравилось! Это советую!

1
0
13 января 2014
Фото Нина Железнова
отзывы:
45
оценок:
47
рейтинг:
5
9

Пластический спектакль, постановки Сергея Землянского, «Материнское поле». Произведение которое легло в основу постановки, я прочла за несколько месяцев до просмотра и оно меня тронуло до глубины души. Это пронзительная история о киргизской женщине Толганай, о её не простой жизни в годы войны и о несгибаемой силе духа. Скажу честно, что тема войны меня пронимает до слез и спокойно слушать истории наших ветеранов не могу. Я представляю весь творившийся ужас, ту боль и страх, через которые пришлось пройти нашим предкам. Так вот, читая эту книгу, остро ощущаешь и понимаешь какие адские испытания (в первую очередь моральные) переживали женщины в годы войны. Ведь именно женщины отправляли на фронт своих мужчин: мужей, сыновей, отцов, братьев. Вот как всю эту боль выразить словами??? Невозможно... Но есть язык тела и вот тут актеры театра им. Пушкина совершают просто невероятное! Эту сложную историю они рассказывают, не говоря ни слова. Рассказывают так, что не возможно оторвать взгляд от сцены, ловишь каждый жест, каждый взгляд, каждое движение. Переживаешь вместе с героями радость и горе и эти чувства понятны без слов. На сцене минимум декораций, но каждая из них имеет глубокий смысл и помогает актерам. Музыкальное сопровождение в таких пластических спектаклях имеет особое значение, создаёт настроение и расставляет акценты. Это тот спектакль, о котором не возможно просто сказать, что он «хороший» или «интересный», нет он проникает в вас до самых глубин, вызывая бурю эмоций. И для того, что бы достать до самого дна этого эмоционального океана, надо быть знакомым с произведением Чингиза Айтматова, прочитав либретто вы лишь поплаваете на поверхности... Можно много говорить об этом спектакле, но не сказать ровным счетом ничего, его надо смотреть! Смотреть обязательно, ведь именно после таких историй понимаешь, что житейские неприятности, ссоры, обиды, какие-то проблемы - всё это такая ерунда! Самое главное, что рядом есть любимые и дорогие нам люди, мы можем их обнять, посмотреть им в глаза и сказать как они нам дороги! А я обязательно ещё вернусь на «Материнское поле» и не единожды, оно того стоит...

0
0
14 июля 2018
Фото Ксюша Кипяток
отзывы:
26
оценок:
27
рейтинг:
60
9

Мощный и красивый спектакль-притча про Женщину, Судьбу и Путь. Это было потрясающее... очень тонко...до дрожи... Без слов и антракта вся Жизнь, через камни, железо и пластику актеров прожита...и чтобы вынести все невозможное ....звонкой ниткой живая музыка от "которой так хочется жить"! Один из лучших спектаклей в моей жизни! Забыть невозможно...он светлый:)))

0
0
8 июля 2017
Фото Natalia Vagonova
отзывы:
7
оценок:
25
рейтинг:
9
9

Повесть, переведенная на безмолвный сценический язык. Но эта немота имеет только плюсы. Землянский движениями актеров, их мимикой, их игрой передает все многообразие человеческих переживаний, описываемое в строках Айтматова, но воспринимаемое через другие органы чувств. Очень сильные образы, выраженные в простых и понятных деталях, насыщают маленькое сценическое пространство, свет и выстроенные мизансцены которого напоминают полотна Караваджо. От каждого движения Кармаковой и Ревы-Рядинской по коже то и дело вспыхивает заряд мурашек. Когда тонкость и нежность этих актрис сочетается с мощью передачи состояний их героинь - это превращается в незабываемый зрительский опыт.

0
0
18 июня 2014