Театральная афиша Москвы

Спектакль Сон смешного человека

7.4

Талантливый молодой артист Иван Ефремов и пять мешков фасоли в спектакле по рассказу Достоевского

Странную повесть Достоевского, написанную им за четыре года до смерти, о том, как один несчастный молодой человек, во сне покончивший с собой и очутившийся в раю, развратил «детей солнца» и рай немедленно обернулся адом, — на чердаке Александринки поставила ученица Камы Гинкаса Ирина Керученко. Спектакль вышел замечательно эффектным и при этом плачевно поверхностным. Черные пальто, пьяные рыганья, гвозди, забиваемые в деревянный стол, как в крышку гроба, — в первой части, и молочно-холщовые платья и море белой фасоли, покрывающей сцену, — во второй порождают массу занятных трюков, но совершенно оттесняют главного и единственного героя. А между тем именно внутренние метаморфозы «смешного человека» только и могут стать сюжетом спектакля. И актер-дебютант Иван Ефремов, в первой части очень нервно, но тонко и убедительно играющий обиженного на жизнь ребенка, одинокого и недолюбленного, вполне способен был бы, думается, сыграть историю взросления юного человека через постижение ответственности за ближнего своего.

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Сон смешного человека»

Фото Светлана Ивлева
отзывы:
42
оценок:
50
рейтинг:
76
5

После двух "Идиотов" (в Молодежном театре и в "Мастерской") я решила сделать перерыв в изучении сценической судьбы этого произведения (каюсь-каюсь, до одноименной постановки Театра на Васильевском ноги пока не дошли) и посмотреть на Малой сцене Александринки "Сон смешного человека". "Сон..." - есть трогательный рассказ о человеке, который, в общем, уж точно сидит, если не в каждом, то во мне - определенно. Признаюсь, периодические ощущения себя маленькой нелепой девочкой, над которой все смеются, то и дело посещают мое местами воспаленное, местами утомленное трудами сознание. Плюс - очень уважаю режиссерскую смелость отдать главную роль совсем молодому актеру.

Итак, я на Малой сцене Александринского театра, естественно, в первом ряду. :) В главной роли - Иван Ефремов, вчерашний выпускник ГАТИ, юноша 90 года рождения. Играет пронзительно, достойно, напряженно и очень хорошо. Его смешной человек - это ребенок, который никак не может стать взрослым. Да, он служит, живет в одиночестве, ведет самый обычный образ жизни среднестатистического петербуржца 19 века. Длинное пальто, нелепая шляпа, восталенные глаза. Он живет - а зачем? - и сам не знает. Жизнь не приносит ему счастья, смысла - любви, друзей, дела - тоже нет. Есть то, что называется - комплекс неполноценности. Комплекс сильно давит на бедного юношу, угнетает. Жизнь в бедности, мрачности (которую, конечно, добавляет незримый герой произведения - Петербург собственной персоной) также не приносит, как сейчас говорят, положительных эмоций. Бедный одинокий мальчик решается на единственный для него выход - покончить жизнь самоубийством. И засыпает.

До, собственно, сна, спектакль, который почти целиком представляет собой монолог главного героя, смотреть приятно. Хорошая актерская игра Ивана Ефремова, пространство сцены - досчатое, неуютное, вид из окна главного героя - на пафосный, величественный лошадиный зад - все это атмосферно - "тот Достоевский, которого я люблю". Но затем - собственно, сам сон, его реализация начинают превращать спектакль в нелепое, не очень логичное действо. Сцены из жизни аборигенов, к которым во сне попал "смешной человек", поставлены затянуто, мысль об их прекрасной, простой, чистой жизни становится понятной зрителю через пять минут, а ее "донесение" растянуто минимум на 30. Связь между аборигенами и "смешным человеком" призрачна, главного героя почти лишают монологов, он становится в спектакле сторонним наблюдателем - который (почему-то) вдруг всех заражает и в итоге приводит жителей "обетованной земли" к краху и позору. Мне этих монологов главного героя очень не хватило, линия "умный, но несчастный петербуржец" и "наивные, но счастливые аборигены" в спектакле кажется слишком притянутой за уши для того, чтобы нам, таким же "гнусным петербуржцам" хоть ненадолго почуствовать нелепость, суетность своей городской жизни. Честно говоря, только и ждешь, когда же наконец этот нелепый сон закончится, и главный герой снова поговорит со зрителем.

Из положительного - не устану повторять - Иван Ефремов - очень приятное открытие для меня. Молодой человек играет уверенно, он понимает, что он играет, его смешной человек - болезненный, ранимый, с открытой кожей - чувствует жизнь во всей ее боли, неправоте, он ужасно, почти смертельно одинок. Он такой же ребенок как та маленькая девочка, которую он встречает на улице, так же мечется в жизни в поисках себя, так же растерян и полон отчаяния. Что лучше для него - повзрослеть и успокоиться или остаться таким же свежим, ранимым, наивным человеком - смешным для "взрослого мира"? Пожалуй, не знаю.

Удачная сценическая находка - белая фасоль, в изобилии разбросанная по сцене. Утащила себе одну штучку на память. В остальном - поменьше бы шоу на сцене, Достоевский в Александринском театре, все ж таки.

Фото Ольга Фесюк
отзывы:
2
оценок:
7
рейтинг:
1
7

Хороший спектакль, конечно не для закостенелых консерваторов. Главная изюминка конечно Иван Ефремов отлично раскрывает смешного человека. Вообще актеры молодцы, но вот режиссер перестарался со своим свежим взглядом и ближе вторую часть показал слишком авангардно, почему и ставлю твердую четверку.
Еще хотелось бы сказать пару слов по поводу организации прохода на малую сцену. Запускают за минут 15 до начала, а потом 2 часа выйти возможности совсем нет, так что не забудьте вовремя решить свои личные вопросы и спокойно наслаждайтесь спектаклем. Всем спасибо!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить