В аннотации зрителей предупреждают: «Спектакль не рекомендуется к просмотру ханжам, любителям постить котиков, ярым противникам табуированных тем, беременным и людям с неустоявшейся психикой, не достигшим 16 лет». Все это не шутка, но без юмора здесь тоже не обходится. На сцене зверски «убивают» людей и котов, расчленяют их трупы, щедро измазанные красной краской, и поднимают всевозможные кощунственные и провокационные темы. И — да, это самая настоящая комедия.
Драматический |
Александр Суворов |
По тайным коридорчикам театра зритель проходит на сцену большого зала МТЮЗа. Там, за кулисами, спрятавшись от всего мира, он будет смотреть черную комедию “Лейтенант с острова Инишмор” в постановке Александра Суворова. Выпускник режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская Л.Е.Хейфеца), Суворов перенес в МТЮЗ свою дипломную работу. В спектакле, игравшемся в знаменитой 39 аудитории еще несколько месяцев назад, был антракт, иная сценография, костюмы и частично другие актеры. В действующем составе только несколько однокурсников Суворова: Руслан Братов – Падрайк, Софья Райзман – Мейрид, Олег Ребров – Кристи и Александр Паль – Джоуи. Остальных четырех персонажей играют опытные актеры труппы театра: Павел Поймалов – Донни, Евгений Волоцкий – Дейви, Антон Коршунов – Джеймс и Алексей Алексеев – Брендан. Постановка в МТЮЗе больше продумана визуально и сыграна профессиональнее, чем студенческий вариант, но режиссерский рисунок в ней тот же. Пьеса Мартина МакДонаха (перевод Павла Руднева) во многом диктует постановщику ход мыслей. МакДонах сам режиссер: снимает кино по собственным сценариям (“Залечь на дно в Брюгге” и “7 психопатов” – его недавняя премьера) и всегда следит за постановками своих пьес на родине. Его абсурдные и жестокие, смешные и сентиментальные тексты – материал, слабо поддающийся трактовкам. Ирландец обладает неподражаемым стилем, играет на эффекте неожиданности, поминутно шокирует зрителя и тем самым несколько облегчает режиссеру задачу.
Читать дальше:
http://screenstage.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=704:2012-11-11-18-28-56&catid=12:2009-08-15-06-13-50
Жутковатая и очень веселая пьеса в хорор-серф обложке. Сыграно очень легко, очень непринуженно, хотя, жаль, не всегда точно. Впрочем, это может быть даже достоинством - в этой камерной постановке граница между зрительным залом и сценой еще больше стирается, а к концу почти исчезает. Такая пульсация реализма, намеренная и ли нет, даже уместна. Не только действие, но и сам факт спектакля то и дело подвергается подрыву, превращается в фарс, и ты повеселившись и поужасавшись, уходишь домой как ни в чем не бывало. Однако постановка запоминается замечательным чувством ритма.
Редкий случай, когда впечатления от драматургического материала перекрывают впечатления от работы режиссёра, декоратора, световика и даже от главного - игры актёров. Поэтому я сразу скажу, что поставлено точно (выстрелило), играют отлично (в соседней рецензии писали, что иногда не точно - такого не заметила, игра понравилась, слёзы на глазах Патрика - вообще сильно, и обязательно для этого образа и для замысла драматурга), декорации, костюмы и свет хороши.
Не помню, кто сказал (следую примеру Брендана), что современная драматургия требует в первую очередь, чтобы зритель постоянно смеялся, удивлялся лихим поворотам сюжета, в общем, был развлечён по ходу всего спектакля - а уж тогда за спинами хохочущих обывателей можно протащить что угодно. Я - зануда, и мне не сильно нравится эта идея, но вот автор показал, как это работает.
Одна девушка, выходя из зала после окончания спектакля, сказала: "Самая весёлая вещь у МакДонаха". В "Лейтенанте" много шуток и комичных положений, смеялась я часто, но весело мне не было. За сто лет до МакДонаха один его соотечественник написал пьесу, действие которой тоже разворачивается на Аранских островах, и показал, что мир (природный мир) бессмысленно жесток, но человек силён духом и.с достоинством выдерживает испытания - потерю близких, голод и нищету. Век спустя людям уже не нужно бороться против силы стихии, но в тех же декорациях абсурдных смертей не стало меньше. Стихийная жестокость - в действиях подростков, когда единственный друг - это твой кот, и за его смерть готов убить родного отца, брата или возлюбленного. Не мир жесток, человек жесток. Это куда страшнее выстрелов холостыми и бутафорской крови (которую на каждый показ, наверное, вёдрами изводят).
Только в финале - просвет. И как будто бы всё хорошо кончается...
На поклоне следила за лицами актёров. По-моему, они знают, в какую мутную воду окунаются. Значит, понимают, зачем.
Тарантиновский по стилистике, но (да не обидится на меня Тарантино) более глубокий по содержанию - "Лейтинант с острова Инишмор" противопоказан не только "любителям котиков", как указывает аннотация, но и просто людям с больным сердцем или нервами - здесь на сцене то и дело громко стреляют, отрезают ногти и ноги, распиливают трупы. У зрителей, как и у героев, тоже есть шанс умереть - от смеха до колик в животе.
Если же вам все-таки удастся дожить до конца, то сквозь рассеявшийся дым выстрелов вы разглядите глубокое высказывание не только о бессмысленности ирландского сепаратизма, но и довольно подробное обсуждение максимы Макиавелли о цели и средствах.
Добавьте к этому искреннюю, а иногда и просто отличную (Евгений Волоцкий, Олег Ребров) игру актеров - и хороший вечер вам гарантирован.