Театральная афиша Москвы

Спектакль Трактирщица

6.1

Ксения Раппопорт в знаменитой комедии про исключительную женщину и женоненавистника

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
570
7

Ксения Раппопорт в знаменитой комедии про исключительную женщину и женоненавистника

Премьерой «Трактирщицы» открылся Каменноостровский театр, 130 лет простоявший практически в руинах и в этом же состоянии подаренный Путиным на 80-летие Кириллу Лаврову в сентябре 2005 года (как еще одна сцена БДТ), а затем прошедший грандиозную реконструкцию-реставрацию стоимостью более чем 1,5 миллиарда рублей. За два часа действия облик сцены радикально меняется шесть раз: умопомрачительно прекрасная Мирандолина (Раппопорт) встречает грубияна-женофоба с романтической внешностью кавалера Рипофратту (Ботвин) на фоне барочного задника с видом Флоренции восемнадцатого века, а обедом кормит его уже в начале двадцатого, за столом, сервированным приборами эпохи модерн, и сама героиня при этом соединяет в себе черты Комиссаржевской, Элеоноры Дузе и Елены Андреевны из чеховского «Дяди Вани», которую Раппопорт с блеском играет на сцене додинского МДТ. Во втором действии имперский стиль фашистской Италии (увы, ни жанрово, ни эстетически режиссером не осмысленный и потому проваленный актерами) уступает место итальянскому неореализму (тут персонажи блистательно выясняют отношения вокруг гладильной доски на фоне развешенных повсюду белых простыней), за которым следует, увы, опять-таки усредненная, невнятная психушка. Заканчивается история на чердаке современного дома, где Мирандолина — хозяйка современного отеля — прячется от уже буйнопомешанного кавалера.

Справедливости ради надо признать, что ни один российский комедийный спектакль последнего времени не представлял вниманию зрителей столько изумительных актерских находок и мастерски сыгранных деталей. Игорь Ботвин доводит до абсурда все штампы романтического героя и с каменным выражением лица переживает подлинный триумф. Другие поклонники Мирандолины не отстают. Михаил Морозов великолепно играет разорившегося маркиза-эстета вечным ребенком с выпяченной от обиды нижней губой, а Василий Реутов придумал уморительно смешной образ графа, вечно дремлющего, но при появлении прекрасной трактирщицы всегда готового выставить руку с новым драгоценным подарком. Слуги — и ревниво пожирающий хозяйку взглядами из-под мохнатых бровей Фабрицио (Александр Кудренко хорош как никогда), и чрезмерно утонченный, так что, видимо, впервые не устоявший перед женской красотой слуга кавалера (Тарас Бибич) — выглядят так же безупречно, как и господа. Так что БДТ, да и город вообще, хоть и не без оговорок, но можно поздравить с появлением в репертуаре полноценной комедии, с финалом пусть и не слишком веселым, но зато вполне в современном стиле.

Отзывы пользователей о спектакле «Трактирщица»

Фото Elina Terekhina
отзывы:
5
оценок:
6
рейтинг:
10
1

Впервые в своей жизни я ушла со спектакля. И даже не в антракте, а в середине первого акта. Это вопиюще невежливо, но потратив немалые деньги за билеты, я была уже не готова потратить на это еще и вечер своей жизни.

Средневековая клоунада в париках и с нелепыми кривляниями. Я не пишу плохих отзывов, многие прислушиваются к мнениям других зрителей при выборе спектаклей - не хочу своим негативом, субъективным по природе, уменьшать, пусть даже мизерно, шансы спектакля на успех.

Но тут мне хочется прежде всего самих актеров освободить от этого. Мне кажется они страдают, играя это.

Фото Елена Савицки
отзывы:
11
оценок:
16
рейтинг:
16
7

Спектакль «Трактирщица» по пьесе К.Гольдони открывал новую сцену БДТ - в Каменноостровском театре. Прикотенко пригласил знакомых ему актеров, с кем он уже ставил свои самые известные спектакли: К.Раппопорт на роль Мирандолины, И.Ботвина - Кавалера Рипафратта, А.Кудренко – Фабрицио, Т.Бибича на роль слуги кавалера и актеров БДТ В.Реутова и М.Морозова – на роли графа и маркиза соответственно. «Трактирщица», конечно, ставилась для Ксении Раппопорт, Впрочем, трудно представить другую актрису, которая так изящно могла бы справиться с ролью Мирандолины.

Прикотенко в этом спектакле больше интересовали, кажется, форма, рисунок, нежели актерские задачи. Весь спектакль выверен как партитура – точен, мелодичен. Его начинает игра в комедию дель арте с шаржированными героями, с помощью которых режиссер по-доброму высмеивает шаблонность чересчур академичных постановок, продолжает мелодраматическая история зарождающейся любви Мирандолины и Кавалера, финал которой драматичен. Режиссер использовал один из известных режиссерских ходов – трехчастное действие сквозь разные эпохи и времена: начинаясь «от затхлого XVIII века, когда писал Гольдони, действие движется к чеховским временам, потом к немецкому фашизму, к итальянскому неореализму. Далее мы перелетаем в образцово-показательную больницу конца ХХ века и, наконец, оказываемся в чёрной яме современности».

«Трактирщица» Гольдони об обворожительной хозяйке гостиницы, в которую влюблены все постояльцы и ее же слуга. Бедный, но самовлюбленный Маркиз пытается покровительствовать Мирандолине, тогда как богатый Граф одаривает ее бриллиантами, а несчастный Фабрицио надеется, что прекрасная хозяйка внемлет словам отца и выйдет за него замуж. Появление Кавалера Рипафратта нарушает покой трактирщицы. Она воспринимает его нелюбовь ко всем женщинам как личный вызов и пытается его соблазнить. У нее это с легкостью получается, но когда он понимает, что над его чувствами насмехались, он выходит из себя. Мирандолина пугается, осознает, что зашла слишком далеко, обдумывает возможный исход событий: «А пожалуй, будет неплохо, если я и взаправду выйду за него. В конце концов брак с ним будет защитой и моим делам, и моему имени. А свободе моей ущерба не будет никакого» . И отдает свою руку и сердце Фабрицио.

Прикотенко в своем спектакле лишает Фабрицио конкурентоспособности. Кудренко появляется на сцене утрированно косолапым, горбатым, с огромными пушистыми бровями и глуповатой гримасой. Его движения грубы, угловаты, очень неловки, поэтому его притязания и претензии к Мирандолине кажутся странными. Циничная похитительница сердец ведет себя со всеми одинаково, кроме Кавалера, которого она хочет проучить.

Прикотенко любит наказывать женщин за их жестокость и холодность или черствость, как это было с Ликой в «Марате». Трактирщицу Раппопорт он в конце концов тоже оставит в одиночестве, несмотря на то, что, в отличие от пьесы, театральная Мирандолина в какой-то момент влюблялась в Рипафратта, и, кажется, ничто не мешало их счастью, кроме ее принципиальности.

Прикотенко, увлекшись постановочными приемами, кажется, забыл про актеров. В первой сцене появления героев актерский комизм, шаржевость, характерность были объяснимы и уместны. Но в течение всего спектакля, где режиссер задумал интересный и сложный переход от эпохи к эпохе, актеры сбиваются и быть убедительными в разных способах существования у них не получается.

Эти неточности, где актеры не всегда представляют, что им нужно играть, лишают некоторых артистов объема. Прикотенко как ученик Фильштинского, скорее всего, столкнулся с проблемой освоения этюдным методом литературного текста другой культурной эпохи. Концептуальное решение не помогло – режиссеру не удалось органично вписать в свою концепцию актеров – их внутреннее состояние в спектакле статично. Все силы ушли на освоение эстетической стороны спектакля.

Фото Craft Prodes
отзывы:
2
оценок:
11
рейтинг:
2
1

Очень жаль, что таким классным актерам приходится играть в столь наивных, а подчас просто пошлых спектаклях!

Принципиально не ухожу в середине спектаклей, поэтому и эта оценка касается не фрагмента, а всей "ЗАДУМКИ"!

Первый акт -- механический, пустоват, но оставляет надежду на хорошее продолжение.
Второй акт -- это крах всех надежд! Бедным актером даже слова заменили ором, криком и шумом! На такой небольшой сцене, в столь камерной атмосфере это выглядит катастрофически инородно! Каких бы новых взглядов не придерживался режиссер, какие бы новые формы не искал...все должно быть подчинено хоть какому-нибудь смыслу.

Как можно было имея такую палитру из актеров (с великолепной Ксенией Раппопорт), выдохнуть на сцену ТАКОЕ?! Остается загадкой для меня! Все равно что забивать гвозди микроскопом!

Бедные актеры!
Бедные зрители!

Фото Станислав Ленсу
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
1

В середине первого акта стало жалко Гольдони, в начале второго - зрителей. Думалось, режиссер посчитал ниже своего достоинства поставить спектакль в традиционной манере, а решил привнести " свое, новое видение материала". Получилось так, как делаются плохие спектакли - по лекалам, известным последние лет тридцать, - "осовременить", "сделать на злобу дня". Неумение выдержать жанр привело к аллюзиям мелодрам Чехова, де Филиппо и бог знает еще кого.Финальная сцена, вероятно, претендовала на пафос "Макбета" или "Короля Лира". Забавно.Следующая неудача - выбор исполнительницы единственной женской роли. Госпожа Раппопорт не органична в материале, ее постоянное apart - "Девочки..." словно из концертов "Аншлага". После спектакля, под дождем было жалко всех: Гольдони, зрителей, актеров, потраченного вечера.

Фото Наталия Мельникова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

В полном восторге! Шла на Ксению , но атмосфера театра , игра всех актеров , постановка , великолепно!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить