Драматический |
16+ |
Вадим Сквирский |
12 декабря 2012 |
3 часа 15 минут |
Спектакль создавался несколько лет, в долгих поисках понятного языка, который бы не шокировал зрителя тяжестью философии Достоевского, а наоборот, помогал бы окунуться в этот мир, увидеть его иронию, почувствовать тонкие и трогательные грани характеров героев. Каждая сцена и каждое действие спектакля продумано и прочувствовано актерами до мельчайших подробностей, здесь много скрытых смыслов, спрятанных в стопке из которой следователь Порфирий Петрович угощает Раскольникова, в лестнице, на которой приносят умирающего Мармеладова, даже в яблоках, которые еще со времен Ньютона помогают раскрывать всевозможные законы и тайны. Вся эта паутина секретов распутывается и складывается в единую цепь событий, следить за которой также интересно как за сюжетом лихо закрученного детектива. Ведь именно как детектив определял жанр своего произведения сам Федор Михайлович.
PS Спектакль получил гран-при фестиваля "Твой Шанс" и теперь его можно будет увидеть не только в Санкт-Петербурге на сцене театра "Балтийский Дом", но и в Москве в театральном центре на Страстном.
Моя любовь к Достоевскому началась и закончилась в 10 классе школы одним и тем же произведением - "Преступление и наказание".
Спустя 10 лет после окончания школы я попала на спектакль, на который шла с опаской, хоть и слышала исключительно положительные отзывы. И я - влюбилась. В дух спектакля, его атмосферу, его язык. После второго раза я перечитала роман, а после 4 спектакля пила валерьянку, потому что почти весь спектакль проревела в уголке, сама не знаю почему. То ли оттого, что жалко их всех, всю эту "галерею уродов", то ли оттого, что... Что сама не понимаю)
Спектакль - уникальный, такого больше нет. Каждый актёр знает, что он играет и почему, для чего он выходит на сцену. Они понимают своих героев, а не просто произносят текст по очереди.
Сократив содержание актёры и режиссёр сумели не потерять главного - темы любви и раскаяния.
А внешний герой привносит своё очарование в спектакль. Ведь это для "споспешествования как-нибудь всему человечеству".
Спектакль надо смотреть, любить и чувствовать. Когда долго его не видишь - его ужасно не хватает, а когда смотришь часто - нет страха "замылить глаз", насмотреться или устать. Ибо спектакль-мозаика каждый раз выносит на первый план какие-то новые узоры, которые всегда интересно рассматривать. И даже когда ты уже все узоры рассмотрел и разгадал - всё равно как в книге не будет.
И это прекрасно.
Ни одни спектакль или фильм по "Преступлению и наказанию" такой любви у меня не вызывает. Ибо тут не играют - тут живут. И каждый раз выходя после спектакля ты удивляешься звонящему телефону, электрическим фонарям, машинам на дорогах, метро и прочим приветам от века индустриализации. Ведь ты только что был там, в другом веке, во времени Достоевского, и как так случилось - ты не понимаешь. Даже когда проходит пара дней и ты давно вынырнул из того бытия в своё. Загадки остаются. Очарование остаётся.
И любовь есть всегда.
Так случилось, что постановку МХТ Чехова довелось увидеть раньше.
Но тут было велено посетить этот вариант. И что могу сказать - в разы сильнее!
"лекция для споспешествования как-нибудь всему человечеству"(с) удалась в разы лучше
3 бронзовых льва просто так не дают))))
-лучший спектакль малой формы
-лучшая мужская роль Даниил Шигалов
-лучшая мужская роль второго плана Евгений Карпов
Нереальная лекторша-Алёна Ивановна-Елизавета почти идиотка,
Блаженная проститутка с библией Сонечка Мармеладова
Подонок Свидригайлов просто выше всех похвал
Я не знал, что Достоевского можно прочитать ТАК! смешно и больно, вкусно и горько...
Вывернутые наизнанку Достоевсковские истины...
эх... это было круто!
p.s. "А любите ли вы Достоевского так, как люблю его я?"(с)
Сейчас много дискуссий об изучении произведений Толстого,Булгакова,Достоевского в школе. Если относится к любви, познанию себя,надежде, поиску смысла жизни, Б-гу как к "изучению произведений" то споры и возникают.Может просто стоит пригласить подростков на спектакль, на такой спектакль как "Преступление и наказание".Я наблюдала, как несколько классов пришли на него, с каким восторгом делились впечатлениями в антракте благодарили своих учителей после.
Настоящность,тонкий юмор, смена привычных акцентов:Раскольников-мечущаяся душа, Свидригайлов - подонок, превращают происходящее на сцене в абсолютно подвижную, пластичную, трагично-комичную структуру, нет...единый организм.
Не так часто, я как зритель ощущаю себя сопричастным к происходящему на сцене,это случается только тогда, когда уникальная актерская игра,атмосфера, сценография создают вихрь, торнадо, смерч,всасывающий меня в самый центр спектакля. И эта стихия не разрушительна, она собирает зрителя, даря новые смыслы хорошо известному роману.
И отдельным героем, которого не было у Достоевского - это музыкальное сопровождение. За него отдельная благодарность!