Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка Thalia Theater

7.9
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Алексей Киселёв
Фото Алексей Киселёв
отзывы: 110
оценки: 215
рейтинг: 388
9
Люк Персеваль 25 лет спустя

Люк Персеваль имеет репутацию классика экстремальной деконструкции — хрестоматийные тексты в его интерпретации приобретают всякий раз патологическую остроту. В России уже видели вывернутых им наизнанку «Дядю Ваню» Чехова, «Смерть коммивояжера» Миллера и «Детей солнца» Горького. Этой осенью список пополнится еще двумя спектаклями.

«Дядя Ваня» начинался с десятиминутной паузы — персонажи просто сидели лицом к залу, выслушивая покашливания, смех и нетерпеливый скрип зрительских кресел. Следовавшее за этим действие напоминало коллективную психотерапию — чеховские герои на пустой сцене обменивались монологами, часто обрывали речь на полуслове или вообще произносили что-то совершенно постороннее. От бесконечных пауз охватывало чувство тотальной бессмысленности, пустоты под ногами.

«Вишневый сад» продолжает серию препараций русской классики. Режиссер снова рассаживает на сцене действующих лиц — но они оказываются в неожиданно приподнятом настроении, поют, танцуют и вспоминают прожитое. Получается своего рода пир во время чумы — герои как будто дожидаются конца света, обещанного с минуты на минуты. «Отелло», поставленный Персевалем 25 лет назад, решен совершенно иначе, во всяком случае — визуально. В центре пустой сцены — черный рояль. Все персонажи в вечерних нарядах, они скучны, серьезны и как будто бы усталы. Отвязная Дездемона своей внутренней гармонией вносит ощутимый диссонанс в это чопорное общество. Местный авторитет по имени Отелло как мальчишка влюблен в хрупкую девушку, он носит ее на руках и даже иногда улыбается. Под меланхоличные опусы на рояле медленной поступью близится трагическая развязка.

В том, что эти два спектакля стоят в афише рядом, есть своя логика. Персеваль от спектакля к спектаклю все решительнее отказывался от визуальности и движения на сцене, и его траектория вполне себе описывается переходом от «Отелло» к «Вишневому саду». Причем Персеваль отнюдь не одинок — одна из недавних работ мэтра немецкого театра Петера Штайна представляла собой лишенную ­какого-либо театрального действия мелодекламацию; у литовца Оскараса Коршуноваса в «На дне» персонажи весь спектакль сидят за столом лицом к зрителю, ну и так далее. То есть посмотрев сначала «Вишневый сад», а потом «Отелло», можно составить внятное представление об изменениях в европейском театре за последние 25 лет. Пусть и конспективное. Пусть и задом наперед.

1
0
...
3 октября 2012
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Ulrih
Фото Ulrih
отзывы: 275
оценки: 348
рейтинг: 411
9

Отелло Люка Персеваля - фантастический театр! Идеальный. Ничего лишнего. Только два рояля, как два кита, выброшенных на сушу. Черный и белый. И прекрасные актеры с очень точно настроенными голосами. Отелло - сдавленный и простуженный, сначала от мудрости, а потом от ужаса. Яго - четкий, не терпящий сомнения, но на грани помешательства. Дездемона - искренняя, сильная и смелая до конца. Это камертоны, на которые настроены голоса... Про невербальное я не смогу объяснить, что именно использует Персеваль, но результат - точное попадание в маленькое зрительское сердце. Ты видишь и шкурой ощущаешь каждую вечную тему великой Шекспировской драмы...
Переписанный на бытовой язык текст и ненормативная лексика не нарушают величия монументальной пьесы, как голуби не могут помешать памятнику, но в художественном произведении производят эффект реальности.
Отдельные слова благодарности находке с музыкантом за роялем, который создает самостоятельное музыкальное действие. Линия фортепиано и вокал пропитывают лаконичное с точки зрения сценографии произведение, делая его объемным и многослойным.
Эффект удивительный.
Редкое запоминающееся событие! Браво!

1
0
...
24 октября 2012
Фото Мария Матвеева
Фото Мария Матвеева
отзывы: 32
оценки: 71
рейтинг: 40
3

Новаторство - именно с этого слова я начну данную рецензию.
Но, прошло уже какое-то время, после моего просмотра данного спектакля, а я до сих пор рада за людей, которые не понимали немецкого языка и не успевали прочитать весь перевод.
О плюсах: актеры, передача эмоций и напряжения.
О минусах: знаете. никого сейчас не удивишь ненормативной лексикой на сцене, НО не до такой же степени. Но окочательно отбило желание смотреть дальше не это, а низкие и пошлые шутки.
Я прихожу в театр, чтобы наслаждаться прекрасным, такая интрепритация убивает прекрасное для меня.

0
0
...
21 марта 2013