Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Божественная комедия

Постановка Meno Fortas

Выбор «Афиши»
7.4

Рецензия «Афиши» на спектакль

9Педагогическая поэма продолжительностью пять часов

Фестиваль «Сезон Станиславского» открывается премьерой нового спектакля Эймунтаса Някрошюса. На этом, в принципе, можно было бы закончить: основатель вильнюсского театра «Мено Фортас» — не нуждающийся в представлении живой классик. Если учесть, что свою предыдущую постановку режиссер выпустил три года назад, статус ключевого события театральной осени показу его свежей работы гарантируется автоматически. Причем небывалого для Москвы ажиотажа и непременной Ходынки на входе в Малый театр, устроенной неозаботившимися заблаговременной покупкой билетов фанатами, трудно было бы избежать даже в том случае, если бы «Мено Фортас» привозил в столицу не сценическую версию классической поэмы Данте Алигьери, а, положим, инсценировку телефонной книги. Някрошюс приучил нас к тому, что любые прозаические или поэтические тексты — хоть «Песнь песней», хоть «Отелло», хоть «Анну Каренину» — он практически бесследно растворяет в том фирменном герметичном кос­мосе, в связи с которым обычно принято рассуждать о феномене литовского символизма и о поэтической режиссуре, в которой метафора на метафоре сидит и метафорой погоняет.

За последний десяток лет театр Някрошюса, как и положено космосу, практически не изменился — исправно менялись лишь поколения его обитателей. Вот и «Божественная комедия» не без педагогического умысла поставлена специально в расчете на новичков «Мено Фортас». Только что принятые в труппу выпускники Вильнюсской консерватории учатся постигать азы языка Някрошю­са, поэтому ключевым сюжетом спектакля становятся странствия вовсе не по загробному миру, но по театральной вселенной великого режиссера, а само пятичасовое действо выглядит энциклопедией его стиля. При эпических объемах спектакль вышел неожиданно легким и, страшно сказать, легкомысленным: Дан­те и Вергилий выведены закадычными друзьями-приятелями, неотступно сопровождающая их Беатриче — юной курносой пейзанкой с соседнего литовского ху­тора, алая папская тиара превращается в шутовской колпак, встретив в первом круге ада великих поэтов древности во главе с Гомером, восторженный Данте бросается за автографом. В «Божественной комедии» вообще много типично някрошюсовских bons mots, потенциально готовых войти в историю современного театра: чего стоит только на редкость убедительное доказательство давней догадки о том, что почта (России ли, Литвы, Италии — не так уж важно) — это представительство ада на земле.

19 сентября 2012

Лучшие отзывы о спектакле «Божественная комедия»

    • 9

      Поразительно все-таки как ему это удается?!
      Всякое уже бывало и неотложка для публики после спектакля и катарсис и просветление... Ну вот в этот раз чистая эмоция. Каждому своя. Някрошюс избирательно всем заготовил... Театр Эймунтаса Някрошюса существует в безвременном и внепространственном мире. Понять как движется время и где происходит действие невозможно. Это при том, что каждый раз в основе памятник литературы, про который уже все известно... И тем не менее...
      Божественная комедия Данте Алигьери мне всегда казалась важной, но скучной классификацией, гроссбухом. Казалась...
      Някрошюс следовал какой-то своей линии, вовсе не Дантовой. Невозможно описать какой, но результатом стала чистая поэзия. Осколки памяти, хрупкость уходящего, письма, открытки и фотографии, которые между прошлым и настоящим, сомнения и проповедь... Вечность и суетность, но не банальное противопоставлерие, а равновеликое взвешивание с точки зрения конкретной человеческой жизни - неизвестно, что важнее...
      Как обычно у маэстро контрапункт сюжетов, калейдоскоп эмоций... Меня растрогало признание режиссера в любви к Книге с большой буквы. Эта простая но великая сцена, когда Данте вытягивается диагональю в круге мироздания между адом и раем, чтобы потом соединить эти полюсы мироздания своими ладонями, на стыке которых возникает фолиант Божественной комедии. Это, конечно, потрясающий памятник человеческому творчеству!
      Идеальное чувство музыки Някрошюса привело его в этот раз к Анданте кантабиле из 5-ой симфонии П.И.Чайковского. Гениальную музыку Някрошюс разбирает на части, иронизирует, импровизирует с шедевром, но в итоге отливает его в золоте и возводит буквально монумент.
      Есть такая в музыке форма переработки и совместного авторства - вот тот самый случай. Итак, вашему вниманию: Божественная комедия. Данте Алигьери-Эймунтас Някрошюс

      6 октября 2012
    • 9

      После спектакля возникло ощущение соприкосновения с чем-то, похожим на чудо, на гениальную музыку или живопись. Невероятно трудную задачу воплощения на сцене «Божественной комедии» Някрошюс решил, как кажется, невероятно легко и спонтанно. Содержание великого творения Данте передаются действием, словом, пластикой, сопровождаемыми импровизацией классической музыки, медленной в сценах Ада и более быстрой в Чистилище. Книгу актеры время от времени читают, листают, показывают зрителям. Слова Марко о душе, влекущейся очарованием всевозможных благ, и свободной воле, которой дан свет, чтобы различать добро и зло, являются квинтэссенцией повествования об Аде и Чистилище.
      Слитную целостность спектакля невозможно разложить в логическую последовательность. Какие-то смыслы успеваешь ухватить, какие-то, увы, не успеваешь.
      «Божественная комедия» - плод духовных исканий и прозрений Данте, аллегорическое выражение реальностей раннего Возрождения, эпохи становления Флорентийской республики. Тема Флоренции и Италии звучит в спектакле отчетливо, так же как и почтительность к вновь открытой итальянцами античности. Души, находящиеся в Аду, собирают макет флорентийского собора и кампанилы. Данте просит античных поэтов, философов, ученых оставить автографы на память и целует им ноги. Праведники, жившие до рождества Христова, сумевшие собрать крест, отправляются в Рай, не сумевшие – остаются в Аду. Врата Ада напоминают зеркало – символ потустороннего мира. Рой душ пытается прорваться сквозь них, но не может. На сцене находится шар – символ мира, черный в Аду и более светлый, серый в Чистилище. Ад охраняют слуги Люцифера, на спинах которых заметны меловые пятна – следы нарисованных прежде крестов. На протяжении всего действия кто-нибудь из душ обращается к Данте и рассказывает ему свою историю. В одной из сцен папские тиары превращаются в стопку красных квадратов, это все, что осталось в Чистилище от прежней католической власти.
      Но главная тема спектакля – тема любви, земной и одновременно возвышенной. Беатриче появляется в моменты, когда Данте становится совсем трудно, и кажется, что его поглощает Ад. Ее появление наполняет действие нежностью и светом. Нежность Беатриче и Данте усиливается, повторяясь в нескольких парах. Когда звучит вокализ, душа уносится куда-то в поднебесье. И Ад становится не совсем уж мрачным и тяжелым, а в Чистилище и движения душ живее, и темп музыки быстрее. Спектакль вызывает чувство просветленности. Из зала выходишь в легком, светлом настроении, понимая, Някрошюс – сразу и навсегда. И хочется увидеть всю трилогию в один день.

      15 октября 2013
    • 1

      Наверно я чего-то не понимаю, но это просто кошмар, еле досидел до конца. Половину постановки не видел, из-за того что приходилось смотреть под потолок на субтитры. Весь оставшийся вечер ужасно болела голова у меня и моей жены (хотя она своего рода фанат Данте, если так можно говорить). Первый раз когда мне после постановки захотелось вернуть деньги, и не просто потому что их мне было жалко, а просто потому что за собственные деньги испортил себе вечер и настроение. Хотя у каждого свое мнение))))

      8 октября 2012
    • 3

      Спектакль произвел впечатление оторванности текста автора от действия на сцене. Многие находки показались интересны, но как-то мелки для трактовки великого произведения Данте. Затем чисто литовский подтекст в прочтении тем, образов.
      Такая девочка из Литвы в черном платье с рукавчиками белыми все время появлялась, по-моему, она и была Беатриче. Смущает, что весь охват тем произведения Данте не удалось раскрыть. Текст Данте как-то глубже, чем постановка уважаемого мэтра. Были банальные шутки. Как-то не очень смешно при общей теме рая - ада... Актеры играли слишком нарачито, работали на зал, пытались развлечь. Играли иногда точно, но это все эмоционально совсем не всегда захватывало. Что-то совсем не очень... А жаль, билеты дорогие были...Хорошо, что персонажи в зале и их разнообразие, театральная элита, так сказать, были потрясающими, было на что взглянуть. Элита российской сцены, не каждый раз такое увидишь). Сам спектакль не впечатлил, хотелось от театра Эймунтаса Някрошюса большего...

      8 октября 2012
10 самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
10
самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
10 самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
15 кинопремьер декабря
15
кинопремьер декабря
15 кинопремьер декабря
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
22 сериала декабря
22
сериала декабря
22 сериала декабря
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость