Театральная афиша Москвы

Спектакль Божественная комедия
Постановка Meno Fortas

6.9

Новая вершина литовского гения

Давным-давно уже стало общим местом умывать руки при всякой попытке описать тот или иной спектакль Meno Fortas — литовского театра одного режиссера по имени Эймунтас Някрошюс. «Гамлет» или «Отелло», «Песнь песней» или «Идиот», «Фауст» или «Макбет» — это всегда один и тот же, совершенно особый, очищенный от незначительностей мир архетипов и прообразов, вне времени и конкретики, монумент высшим проявлениям природы человека. Иными словами, поставить Данте и не облажаться может только Някрошюс. Путешествие поэта в поисках любви через ад, чистилище и рай — для него это не что иное, как путешествие человека по закоулкам собственной души. Из темноты проступают вертикали колонн, дрожат от напряжения натянутые веревки, давит своим присутствием огромная и загадочная черная сфера, торжественное форте на рояле сменяется чуть слышным вальсом — и во всем этом живут по только им известным правилам персонажи. Первая часть — «Божественная комедия» — длится четыре с половиной часа, тогда как вторая — «Рай» — в три раза короче. Но фокус в том, что, не имея часов, разницу почувствовать невозможно.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Дмитрий Ренанский
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
4
9

Педагогическая поэма продолжительностью пять часов

Фестиваль «Сезон Станиславского» открывается премьерой нового спектакля Эймунтаса Някрошюса. На этом, в принципе, можно было бы закончить: основатель вильнюсского театра «Мено Фортас» — не нуждающийся в представлении живой классик. Если учесть, что свою предыдущую постановку режиссер выпустил три года назад, статус ключевого события театральной осени показу его свежей работы гарантируется автоматически. Причем небывалого для Москвы ажиотажа и непременной Ходынки на входе в Малый театр, устроенной неозаботившимися заблаговременной покупкой билетов фанатами, трудно было бы избежать даже в том случае, если бы «Мено Фортас» привозил в столицу не сценическую версию классической поэмы Данте Алигьери, а, положим, инсценировку телефонной книги. Някрошюс приучил нас к тому, что любые прозаические или поэтические тексты — хоть «Песнь песней», хоть «Отелло», хоть «Анну Каренину» — он практически бесследно растворяет в том фирменном герметичном кос­мосе, в связи с которым обычно принято рассуждать о феномене литовского символизма и о поэтической режиссуре, в которой метафора на метафоре сидит и метафорой погоняет.

За последний десяток лет театр Някрошюса, как и положено космосу, практически не изменился — исправно менялись лишь поколения его обитателей. Вот и «Божественная комедия» не без педагогического умысла поставлена специально в расчете на новичков «Мено Фортас». Только что принятые в труппу выпускники Вильнюсской консерватории учатся постигать азы языка Някрошю­са, поэтому ключевым сюжетом спектакля становятся странствия вовсе не по загробному миру, но по театральной вселенной великого режиссера, а само пятичасовое действо выглядит энциклопедией его стиля. При эпических объемах спектакль вышел неожиданно легким и, страшно сказать, легкомысленным: Дан­те и Вергилий выведены закадычными друзьями-приятелями, неотступно сопровождающая их Беатриче — юной курносой пейзанкой с соседнего литовского ху­тора, алая папская тиара превращается в шутовской колпак, встретив в первом круге ада великих поэтов древности во главе с Гомером, восторженный Данте бросается за автографом. В «Божественной комедии» вообще много типично някрошюсовских bons mots, потенциально готовых войти в историю современного театра: чего стоит только на редкость убедительное доказательство давней догадки о том, что почта (России ли, Литвы, Италии — не так уж важно) — это представительство ада на земле.

Отзывы пользователей о спектакле «Божественная комедия»

Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416
9

Поразительно все-таки как ему это удается?!
Всякое уже бывало и неотложка для публики после спектакля и катарсис и просветление... Ну вот в этот раз чистая эмоция. Каждому своя. Някрошюс избирательно всем заготовил... Театр Эймунтаса Някрошюса существует в безвременном и внепространственном мире. Понять как движется время и где происходит действие невозможно. Это при том, что каждый раз в основе памятник литературы, про который уже все известно... И тем не менее...
Божественная комедия Данте Алигьери мне всегда казалась важной, но скучной классификацией, гроссбухом. Казалась...
Някрошюс следовал какой-то своей линии, вовсе не Дантовой. Невозможно описать какой, но результатом стала чистая поэзия. Осколки памяти, хрупкость уходящего, письма, открытки и фотографии, которые между прошлым и настоящим, сомнения и проповедь... Вечность и суетность, но не банальное противопоставлерие, а равновеликое взвешивание с точки зрения конкретной человеческой жизни - неизвестно, что важнее...
Как обычно у маэстро контрапункт сюжетов, калейдоскоп эмоций... Меня растрогало признание режиссера в любви к Книге с большой буквы. Эта простая но великая сцена, когда Данте вытягивается диагональю в круге мироздания между адом и раем, чтобы потом соединить эти полюсы мироздания своими ладонями, на стыке которых возникает фолиант Божественной комедии. Это, конечно, потрясающий памятник человеческому творчеству!
Идеальное чувство музыки Някрошюса привело его в этот раз к Анданте кантабиле из 5-ой симфонии П.И.Чайковского. Гениальную музыку Някрошюс разбирает на части, иронизирует, импровизирует с шедевром, но в итоге отливает его в золоте и возводит буквально монумент.
Есть такая в музыке форма переработки и совместного авторства - вот тот самый случай. Итак, вашему вниманию: Божественная комедия. Данте Алигьери-Эймунтас Някрошюс

Фото Елена Самукова
отзывы:
213
оценок:
217
рейтинг:
281
9

После спектакля возникло ощущение соприкосновения с чем-то, похожим на чудо, на гениальную музыку или живопись. Невероятно трудную задачу воплощения на сцене «Божественной комедии» Някрошюс решил, как кажется, невероятно легко и спонтанно. Содержание великого творения Данте передаются действием, словом, пластикой, сопровождаемыми импровизацией классической музыки, медленной в сценах Ада и более быстрой в Чистилище. Книгу актеры время от времени читают, листают, показывают зрителям. Слова Марко о душе, влекущейся очарованием всевозможных благ, и свободной воле, которой дан свет, чтобы различать добро и зло, являются квинтэссенцией повествования об Аде и Чистилище.
Слитную целостность спектакля невозможно разложить в логическую последовательность. Какие-то смыслы успеваешь ухватить, какие-то, увы, не успеваешь.
«Божественная комедия» - плод духовных исканий и прозрений Данте, аллегорическое выражение реальностей раннего Возрождения, эпохи становления Флорентийской республики. Тема Флоренции и Италии звучит в спектакле отчетливо, так же как и почтительность к вновь открытой итальянцами античности. Души, находящиеся в Аду, собирают макет флорентийского собора и кампанилы. Данте просит античных поэтов, философов, ученых оставить автографы на память и целует им ноги. Праведники, жившие до рождества Христова, сумевшие собрать крест, отправляются в Рай, не сумевшие – остаются в Аду. Врата Ада напоминают зеркало – символ потустороннего мира. Рой душ пытается прорваться сквозь них, но не может. На сцене находится шар – символ мира, черный в Аду и более светлый, серый в Чистилище. Ад охраняют слуги Люцифера, на спинах которых заметны меловые пятна – следы нарисованных прежде крестов. На протяжении всего действия кто-нибудь из душ обращается к Данте и рассказывает ему свою историю. В одной из сцен папские тиары превращаются в стопку красных квадратов, это все, что осталось в Чистилище от прежней католической власти.
Но главная тема спектакля – тема любви, земной и одновременно возвышенной. Беатриче появляется в моменты, когда Данте становится совсем трудно, и кажется, что его поглощает Ад. Ее появление наполняет действие нежностью и светом. Нежность Беатриче и Данте усиливается, повторяясь в нескольких парах. Когда звучит вокализ, душа уносится куда-то в поднебесье. И Ад становится не совсем уж мрачным и тяжелым, а в Чистилище и движения душ живее, и темп музыки быстрее. Спектакль вызывает чувство просветленности. Из зала выходишь в легком, светлом настроении, понимая, Някрошюс – сразу и навсегда. И хочется увидеть всю трилогию в один день.

Фото р р
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0
3

Спектакль произвел впечатление оторванности текста автора от действия на сцене. Многие находки показались интересны, но как-то мелки для трактовки великого произведения Данте. Затем чисто литовский подтекст в прочтении тем, образов.
Такая девочка из Литвы в черном платье с рукавчиками белыми все время появлялась, по-моему, она и была Беатриче. Смущает, что весь охват тем произведения Данте не удалось раскрыть. Текст Данте как-то глубже, чем постановка уважаемого мэтра. Были банальные шутки. Как-то не очень смешно при общей теме рая - ада... Актеры играли слишком нарачито, работали на зал, пытались развлечь. Играли иногда точно, но это все эмоционально совсем не всегда захватывало. Что-то совсем не очень... А жаль, билеты дорогие были...Хорошо, что персонажи в зале и их разнообразие, театральная элита, так сказать, были потрясающими, было на что взглянуть. Элита российской сцены, не каждый раз такое увидишь). Сам спектакль не впечатлил, хотелось от театра Эймунтаса Някрошюса большего...

Фото Владимир
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
1
1

Наверно я чего-то не понимаю, но это просто кошмар, еле досидел до конца. Половину постановки не видел, из-за того что приходилось смотреть под потолок на субтитры. Весь оставшийся вечер ужасно болела голова у меня и моей жены (хотя она своего рода фанат Данте, если так можно говорить). Первый раз когда мне после постановки захотелось вернуть деньги, и не просто потому что их мне было жалко, а просто потому что за собственные деньги испортил себе вечер и настроение. Хотя у каждого свое мнение))))

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить