Театральная афиша Москвы

Спектакль Божественная комедия
Постановка Meno Fortas

6.9

Новая вершина литовского гения

Давным-давно уже стало общим местом умывать руки при всякой попытке описать тот или иной спектакль Meno Fortas — литовского театра одного режиссера по имени Эймунтас Някрошюс. «Гамлет» или «Отелло», «Песнь песней» или «Идиот», «Фауст» или «Макбет» — это всегда один и тот же, совершенно особый, очищенный от незначительностей мир архетипов и прообразов, вне времени и конкретики, монумент высшим проявлениям природы человека. Иными словами, поставить Данте и не облажаться может только Някрошюс. Путешествие поэта в поисках любви через ад, чистилище и рай — для него это не что иное, как путешествие человека по закоулкам собственной души. Из темноты проступают вертикали колонн, дрожат от напряжения натянутые веревки, давит своим присутствием огромная и загадочная черная сфера, торжественное форте на рояле сменяется чуть слышным вальсом — и во всем этом живут по только им известным правилам персонажи. Первая часть — «Божественная комедия» — длится четыре с половиной часа, тогда как вторая — «Рай» — в три раза короче. Но фокус в том, что, не имея часов, разницу почувствовать невозможно.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Дмитрий Ренанский
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
4
9

Педагогическая поэма продолжительностью пять часов

Фестиваль «Сезон Станиславского» открывается премьерой нового спектакля Эймунтаса Някрошюса. На этом, в принципе, можно было бы закончить: основатель вильнюсского театра «Мено Фортас» — не нуждающийся в представлении живой классик. Если учесть, что свою предыдущую постановку режиссер выпустил три года назад, статус ключевого события театральной осени показу его свежей работы гарантируется автоматически. Причем небывалого для Москвы ажиотажа и непременной Ходынки на входе в Малый театр, устроенной неозаботившимися заблаговременной покупкой билетов фанатами, трудно было бы избежать даже в том случае, если бы «Мено Фортас» привозил в столицу не сценическую версию классической поэмы Данте Алигьери, а, положим, инсценировку телефонной книги. Някрошюс приучил нас к тому, что любые прозаические или поэтические тексты — хоть «Песнь песней», хоть «Отелло», хоть «Анну Каренину» — он практически бесследно растворяет в том фирменном герметичном кос­мосе, в связи с которым обычно принято рассуждать о феномене литовского символизма и о поэтической режиссуре, в которой метафора на метафоре сидит и метафорой погоняет.

За последний десяток лет театр Някрошюса, как и положено космосу, практически не изменился — исправно менялись лишь поколения его обитателей. Вот и «Божественная комедия» не без педагогического умысла поставлена специально в расчете на новичков «Мено Фортас». Только что принятые в труппу выпускники Вильнюсской консерватории учатся постигать азы языка Някрошю­са, поэтому ключевым сюжетом спектакля становятся странствия вовсе не по загробному миру, но по театральной вселенной великого режиссера, а само пятичасовое действо выглядит энциклопедией его стиля. При эпических объемах спектакль вышел неожиданно легким и, страшно сказать, легкомысленным: Дан­те и Вергилий выведены закадычными друзьями-приятелями, неотступно сопровождающая их Беатриче — юной курносой пейзанкой с соседнего литовского ху­тора, алая папская тиара превращается в шутовской колпак, встретив в первом круге ада великих поэтов древности во главе с Гомером, восторженный Данте бросается за автографом. В «Божественной комедии» вообще много типично някрошюсовских bons mots, потенциально готовых войти в историю современного театра: чего стоит только на редкость убедительное доказательство давней догадки о том, что почта (России ли, Литвы, Италии — не так уж важно) — это представительство ада на земле.

4

Отзывы пользователей о спектакле «Божественная комедия»

Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416
9

Поразительно все-таки как ему это удается?!
Всякое уже бывало и неотложка для публики после спектакля и катарсис и просветление... Ну вот в этот раз чистая эмоция. Каждому своя. Някрошюс избирательно всем заготовил... Театр Эймунтаса Някрошюса существует в безвременном и внепространственном мире. Понять как движется время и где происходит действие невозможно. Это при том, что каждый раз в основе памятник литературы, про который уже все известно... И тем не менее...
Божественная комедия Данте Алигьери мне всегда казалась важной, но скучной классификацией, гроссбухом. Казалась...
Някрошюс следовал какой-то своей линии, вовсе не Дантовой. Невозможно описать какой, но результатом стала чистая поэзия. Осколки памяти, хрупкость уходящего, письма, открытки и фотографии, которые между прошлым и настоящим, сомнения и проповедь... Вечность и суетность, но не банальное противопоставлерие, а равновеликое взвешивание с точки зрения конкретной человеческой жизни - неизвестно, что важнее...
Как обычно у маэстро контрапункт сюжетов, калейдоскоп эмоций... Меня растрогало признание режиссера в любви к Книге с большой буквы. Эта простая но великая сцена, когда Данте вытягивается диагональю в круге мироздания между адом и раем, чтобы потом соединить эти полюсы мироздания своими ладонями, на стыке которых возникает фолиант Божественной комедии. Это, конечно, потрясающий памятник человеческому творчеству!
Идеальное чувство музыки Някрошюса привело его в этот раз к Анданте кантабиле из 5-ой симфонии П.И.Чайковского. Гениальную музыку Някрошюс разбирает на части, иронизирует, импровизирует с шедевром, но в итоге отливает его в золоте и возводит буквально монумент.
Есть такая в музыке форма переработки и совместного авторства - вот тот самый случай. Итак, вашему вниманию: Божественная комедия. Данте Алигьери-Эймунтас Някрошюс

3
Фото Елена Самукова
отзывы:
214
оценок:
223
рейтинг:
282
9

После спектакля возникло ощущение соприкосновения с чем-то, похожим на чудо, на гениальную музыку или живопись. Невероятно трудную задачу воплощения на сцене «Божественной комедии» Някрошюс решил, как кажется, невероятно легко и спонтанно. Содержание великого творения Данте передаются действием, словом, пластикой, сопровождаемыми импровизацией классической музыки, медленной в сценах Ада и более быстрой в Чистилище. Книгу актеры время от времени читают, листают, показывают зрителям. Слова Марко о душе, влекущейся очарованием всевозможных благ, и свободной воле, которой дан свет, чтобы различать добро и зло, являются квинтэссенцией повествования об Аде и Чистилище.
Слитную целостность спектакля невозможно разложить в логическую последовательность. Какие-то смыслы успеваешь ухватить, какие-то, увы, не успеваешь.
«Божественная комедия» - плод духовных исканий и прозрений Данте, аллегорическое выражение реальностей раннего Возрождения, эпохи становления Флорентийской республики. Тема Флоренции и Италии звучит в спектакле отчетливо, так же как и почтительность к вновь открытой итальянцами античности. Души, находящиеся в Аду, собирают макет флорентийского собора и кампанилы. Данте просит античных поэтов, философов, ученых оставить автографы на память и целует им ноги. Праведники, жившие до рождества Христова, сумевшие собрать крест, отправляются в Рай, не сумевшие – остаются в Аду. Врата Ада напоминают зеркало – символ потустороннего мира. Рой душ пытается прорваться сквозь них, но не может. На сцене находится шар – символ мира, черный в Аду и более светлый, серый в Чистилище. Ад охраняют слуги Люцифера, на спинах которых заметны меловые пятна – следы нарисованных прежде крестов. На протяжении всего действия кто-нибудь из душ обращается к Данте и рассказывает ему свою историю. В одной из сцен папские тиары превращаются в стопку красных квадратов, это все, что осталось в Чистилище от прежней католической власти.
Но главная тема спектакля – тема любви, земной и одновременно возвышенной. Беатриче появляется в моменты, когда Данте становится совсем трудно, и кажется, что его поглощает Ад. Ее появление наполняет действие нежностью и светом. Нежность Беатриче и Данте усиливается, повторяясь в нескольких парах. Когда звучит вокализ, душа уносится куда-то в поднебесье. И Ад становится не совсем уж мрачным и тяжелым, а в Чистилище и движения душ живее, и темп музыки быстрее. Спектакль вызывает чувство просветленности. Из зала выходишь в легком, светлом настроении, понимая, Някрошюс – сразу и навсегда. И хочется увидеть всю трилогию в один день.

1
Фото р р
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0
3

Спектакль произвел впечатление оторванности текста автора от действия на сцене. Многие находки показались интересны, но как-то мелки для трактовки великого произведения Данте. Затем чисто литовский подтекст в прочтении тем, образов.
Такая девочка из Литвы в черном платье с рукавчиками белыми все время появлялась, по-моему, она и была Беатриче. Смущает, что весь охват тем произведения Данте не удалось раскрыть. Текст Данте как-то глубже, чем постановка уважаемого мэтра. Были банальные шутки. Как-то не очень смешно при общей теме рая - ада... Актеры играли слишком нарачито, работали на зал, пытались развлечь. Играли иногда точно, но это все эмоционально совсем не всегда захватывало. Что-то совсем не очень... А жаль, билеты дорогие были...Хорошо, что персонажи в зале и их разнообразие, театральная элита, так сказать, были потрясающими, было на что взглянуть. Элита российской сцены, не каждый раз такое увидишь). Сам спектакль не впечатлил, хотелось от театра Эймунтаса Някрошюса большего...

0
Фото Владимир
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
1
1

Наверно я чего-то не понимаю, но это просто кошмар, еле досидел до конца. Половину постановки не видел, из-за того что приходилось смотреть под потолок на субтитры. Весь оставшийся вечер ужасно болела голова у меня и моей жены (хотя она своего рода фанат Данте, если так можно говорить). Первый раз когда мне после постановки захотелось вернуть деньги, и не просто потому что их мне было жалко, а просто потому что за собственные деньги испортил себе вечер и настроение. Хотя у каждого свое мнение))))

0

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить