Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Прощание с бумагой

Постановка Театральный проект Евгения Гришковца

Выбор «Афиши»
6.7

Лучшие отзывы о спектакле «Прощание с бумагой»

    • 7"Наши дети будут расти без собственного почерка"


      Спектакль построен на сопоставление привычек, привязанностей, стилей жизни разных поколений. Он о том, как старые вещи и слова уходят из нашей жизни, о том что они для нас значили, о том, что приходит им на смену, и насколько равноценна эта замена. Ну вот, хотя бы та же бумага, книги на бумаге, телеграммы, записи в блокнотах, слова которые там написаны и напечатаны, люди, что стоят за этими словами. Как всегда, автор вкусно, смешно и бесконечно ностальгично говорит о жизненных мелочах, услышав про которые испытываешь детский восторг и думаешь: "Черт побери, а ведь действительно - были эти промокашки и парты с открывающейся крышкой стола - я ведь тоже застал!" И понимаешь, что это почему-то очень важно.

      10 апреля 2014
    • 9

      декорации, даже в момент рассаживания зрителей, уже располагают к интересной беседе, но потом выясняется, что назначение дверей совсем не тривиальное.
      Все предметы прошлой жизни про которые рассказывает автор, конечно, заслуживают внимания и от них просыпаются очень забытые чувства и воспоминания.
      Прекрасный спектакль для отдыха после работы. Всем рекомендую.

      14 октября 2012
    • 7

      Я не очень любила Гришковца, каюсь, но первый спектакль "+1" поменял мое мнение о нём, а "Прощание с бумагой" утвердило во мне желание продолжать знакомство с его творчеством, что-то в нём есть.

      Я люблю читать бумажные книги, а не электронные; собираю билеты и программки театров, концертов, выставок, музеев; храню открытки, подаренные друзьями, родными, коллегами, а не электронные послания в контакте, Skype, ICQ и т.д.; записываю номера телефонов не только в телефон, но и в записную книжку; предпочитаю живое общение - электронному... Да, тема "прощание с бумагой" близка мне, как и спектакль. Не все в нём вызывало во мне эмоции, но в общем и целом - это моё.

      Бумажный носитель "умирает" - это неизбежно, и я не против глобализации и технического прогресса, я против того, чтобы забывать об истоках. Я против того, чтобы человека оценивали по общим показателям - наличие телефона, ноутбука, одежды и т.д. модной марки. Я против того, чтобы у человека не было выбора между бумажным и электронным носителем информации. Я против стандартизации человека!!!

      Спектакли Гришковца - это необычное действо, где писатель, рассказчик и постановщик выступает в одном лице, где нет необходимости в других актерах и массивных декорациях, где все просто, ясно и понятно - сцена, рассказчик ( Гришковец), 2 часа без антракта, тема, которая близка всем и 500 человек, которые внимательно слушают и проделывают душевную работу, а не спят во время спектакля.

      Советую всем тем, кто еще способен чувствовать, думать, анализировать и помнить!

      19 октября 2013
    • 3

      ..."от пионера новой "пьяной" искренности"...

      ....................................................................
      ....................................................................

      3 декабря 2012
    • 5

      Я большой поклонник творчества Гришковца. Мне реально нравятся его книжки, музыкальные начинания и пр... Но вот что касается именно этого спектакля, на мой взгляд скучно... Обратите внимание на тех, кто в восторге от спектакля - им уже или под 30 или за 30, т.е. это те, кто застал "промокашку", чернильницу и пр... Лицам не достигшим 20 - 25 лет это уже будет или не понятно, или просто скучно смотреть, как здоровый дядька со сцены убивается тем, что теперь стали меньше писать писем, меньше стали пользоваться бумажными картами... Безусловно, в спектакле есть мудрое, доброе, вечное...есть где посмеяться, погрустить... Я когда его слушал, то мне почему то представлялся Задорнов с его монологами о русской словесности... Если реально не жалко денег, рекомендую. так же можно сходить с девушкой в конфетно - букетный период, потом будет повод повздыхать, вспомнить былое. Ну и если так разобраться, то пустая говорильня, которая быстро забудится и не вспомнится.

      16 июля 2013
    • 9

      Посчастливилось присутствовать на ПЕРВОМ премьерном спектакле 28.09.2012! Подозревала, что это будет самый волнительный и не похожий на остальные спектакль "Прощание с бумагой" и для автора и для зрителей! Будучи знакомой с произведениями автора, была в предвкушении новой работы Гришковца! я просто наслаждалась домашней обстановкой (письменный стол, бумаги, печатная машинка, тубус, глобус, торшер, вообщем уютный кабинет для мыслей) и приятным присутствием в спокойном, милом, теплом интерьере вместе с автором спектакля! Я восхищалась, сопереживала, размышляла, соглашалась с ним! Комичные моменты спектакля были как всегда очень кстати, к месту, вызывая у присутствующих молниеносную реакцию, аплодисменты! Спектакль в целом грустный, драматичный, о жизни человека и жизни всего того, что нас окружает, в частности бумаги. И у бумаги, как у человека, есть рождение, жизнь, свой конец! Все, что мы когда-то изобразили на бумаге, будь то счастливый момент жизни или печальный, останется с нами навсегда, будет неповторимым отображением наших чувств, мыслей! Это никогда не сравнится с напечатанным на компьютере или электронной книге текстом, который не несет за собой отображения живых человеческих переживаний. Это просто виртуальный белый лист, напечатанный при помощи клавиш современной электронной машины. Особенно приятно, что автор спектакля призывает вместе с ним задуматься о величайшем значении листа бумаги и приводит многочисленные забавные и трогательные моменты из своей жизни. Восхищали декорации - 5 дверей обязательно должны были открыться... Они открывались и демонстрировали неожиданное, оригинальное дополнение к рассказу автора! Каждое открытие дверей сопровождалось аплодисментами, зрители единодушно восхищались происходящим! После спектакля захотелось найти волшебную коробку со старыми письмами, открытками, билетами в театр и другими клочками бумаги и приняться за приятные воспоминания.
      СПЕКТАКЛЬ ОТЛИЧНЫЙ, ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ, Я В ВОСТОРГЕ!!
      И СОХРАНИТЕ ПОЖАЛУЙСТА НА ПАМЯТЬ БУМАЖНЫЙ БИЛЕТИК СО СПЕКТАКЛЯ!!!

      30 сентября 2012
    • 9

      Мне очень понравился этот моноспектакль. Гришковец был в ударе. Вроде ничего не обычного он не говорил, но каждое предложение отзывалось в душе. О том что компьютеры заменили бумагу, о том что письма заменили на эмейлы, о том что умирают бибилиотеки, телеграфы, почта, перья и чернильница, тубусы и нож для разрезания бумаги. Рекомендую сходить всем неравнодушным....

      5 марта 2013
    • 7

      Стареет Гришковец. Капризный стал, зрителя шугает.
      Тем не менее , спектакль прошел отлично., почти никто не ушел обиженным .

      13 марта 2014
    • 1

      Человек возомнил себя богом или супер человеком. Считает, что имеет право со сцены учить публику правилам поведения и нормам морали. Все бы ничего, если бы я пришла на тренинг "как надо себя вести в театре", а не на душевный трогательный спектакль. Меня бесит, когда в середине спектакля, артист начинает орать на кого-то из зала, потому что кто-то посмел посмотреть на телефон и напугать артиста своим подсвеченным в темноте синим лицом. Если артист - профессионал, то он не имеет права отвлекаться на одного невоспитанного человека и портить спектакль для всего остального зала. А если это просто спланированное мероприятие, чтобы , например, люди не засыпали в середине спектакля, так, на мой взгляд, это очень неудачный ход. Сам спектакль очень трогательный. Ты сидишь в зале, то смеешься, то плачешь, эмоционально открываешься ... И тут просто без паузы на тебя выливается ведро негатива. До этого с удовольствием читала его книги. Больше никогда не куплю ни одной книги Гришковца и не пойду на его спектакли. Не хочу поддерживать неприятного мне человека.

      8 ноября 2013
    • 9

      Самые восторженные отзывы. Это был Настоящий Гришковец. Получила огромное удовольствие от спектакля. Визуальна составляющая спектакля так же порадовала.

      16 октября 2013
    • 7

      Записки дилетанта.

      № 37. Театральный центр на Страстном. Прощание с бумагой (Евгений Гришковец).

      Стендап для интеллигентных людей об исчезающем мире.

      Неформальный девиз Театрального центра на Страстном: «Театр – это круто!», но судя по тому, что вход в театр находится сбоку это современного здания, напоминающего бизнес-центр, а центральный вход занимают ресторан, магазины и офисы, то девиз правильней сформулировать таким образом: «Ресторан – это круто! Супермаркет – это круто! Бар – это круто! И театр, так уж и быть – это тоже круто!».

      Евгений Гришковец частый гость этой театральной площадки похожей своим строгим и нейтральным зрительным залом на конгресс-центр. Перед выступлением он выходит к зрителям и настойчиво, если не сказать назойливо повторяет просьбу выключить мобильные телефоны. Выключить совсем. И даже не читать смс во время спектакля, чтобы не пугать исполнителя подсвеченными снизу «страшными синими лицами». Пришлось проверить целых два раза. В первый раз убедился, что он просто выключен. Во второй раз окончательно убедился, что телефон выключен совсем. Совершенно и бесповоротно.

      Дальше следует ритуал рассадки зрителей на свободные места поближе и шутки про полное отсутствие интерактивности в театре, придуманном греками: «отсюда» то есть со сцены говорят, а «оттуда» от есть из зала – нет. Гришковец щепетилен – ближайшие два часа в этом зале разрешается проявлять признаки жизни только ему одному. Вступление было продолжительным, но на самом деле спектакль уже шёл полным ходом…

      Евгений Гришковец, прирождённый рассказчик, как фокусник из цилиндра на глазах завороженных зрителей извлекает из картонной коробки свои собственные истории, одна другой интереснее о безвозвратно исчезающих из нашего стремительно меняющегося мира вещах: бумаге, пишущих машинках, письмах, книгах, перьях, чернильницах, промокашках, телеграммах, блокнотах, и многих других. И действительно, такая же коробка с точно такими же артефактами, которую открываешь с ностальгической оторопью, есть у каждого. Именно такими эмоциями и воспоминаниями и делится со зрителями Евгений Гришковец, превращая их в универсальные истории, понятные всем. И чем воспоминания ярче, эмоциональней, тем они ближе.

      Поводом к интересной истории может стать что угодно: памятная записка, молочный зуб, телеграмма, открытка, автобусный билет. Эти предметы ему очень дороги – обыкновенная когда-то промокашка, мало того, что была найдена с большим трудом, извлекается руками, предварительно одетыми в белые перчатки и демонстрируется как раритет. Освящённая личными школьными воспоминаниями она превращается в сакральный предмет, символизирующий ушедшее навсегда детство и школу. Отдельно, на примерах, упоминается про силу слов «никогда» и «навсегда», в которых находишь пугающую бесконечность.

      Разрозненные истории объединены одной важной мыслью о том, что человечество переживает переломный момент. Гришковец свидетельствует тот факт, что на смену безвозвратно уходящей эпохе материальных вещей приходит эпоха нематериального. Но так много связано с этими совершенно обыкновенными вещами! Ведь эти простые вещи свидетельствуют о том, что ты жил, напоминают о пережитом, служат своеобразным подтверждением факта твоего существования. Всё, больше никогда не будет печатных машинок (последняя фабрика закрыта в Индии), не будет книжных шкафов с фолиантами, больше не будет походов в книжные магазины словно «по грибы» (одновременно отмечается обилие «поганок»), больше никогда не будешь с надеждой всматриваться в дырочки на почтовом ящике на стене подъезда, да и сами ящики давно превратились в электронные, не придётся ходить на почту отправлять телеграмму, не будет танковых сражений на листе бумаги - их заменили видеоигры, писатели больше не будут оставлять бумажных рукописей, по почерку и рисункам на полях которых можно проследить полёт фантазии и вдохновения автора и понять и полюбить гения ещё больше, да и исчезнет само понятие почерка.

      И чем больше появляется информации и текстов, тем обычное слово «весит» всё меньше и меньше, обесцениваясь с каждым днём. В новой эпохе всё будет невесомей и намного быстрей: если раньше письмо ты ждал неделю-другую, то сейчас на ответ по смс и пятнадцати минут кажется много; пишущие машинки были самодостаточны в своей красоте и надёжности, а современные ноутбуки устаревают за два-три года. И так жаль со всем этим дорогим миром расставаться.

      Гришковец вспоминает самые яркие, трогательные и парадоксальные ситуации, в них много личного, это своеобразный осторожный стриптиз, притом они понятны и смешны всем и в этом заключается искусство и успех как рассказчика и писателя. Он может даже осторожно признаться в том, что боится темноты, ведь если ты её не боишься – значит у тебя нет воображения. В зале до самого конца спектакля бодрая и энергичная атмосфера, зрители громко смеются (кто-то даже воет как гиена). Проведён очередной сеанс совместной психотерапии со зрителями, воспоминания и приоритеты разложены по полочкам, расставлены смысловые акценты и внутри на некоторое время наступает мир и порядок.

      Гришковец, рассказывая свои истории превращаясь в сентиментального, немного заикающегося неврастеника, часто в запале сжимающего кулаки на согнутых руках. Но это скорее лишь образ, художественный приём, перевоплощение. На сцене появляется такой российский самоироничный, несколько робкий и извиняющийся Вуди Аллен, трогательный, умный и обаятельный интеллигент.

      Через полгода Евгению Гришковцу исполняется 50 лет. О чём думает человек, проживший полвека, что его беспокоит, чем он считает нужным поделиться, что ценно на его взгляд? Он думает об исчезающем времени, которое с каждым годом летит всё быстрее и в том числе о памяти, о тех следах, которые он сам за собой оставит для других. И хочется оставить таких следов побольше. И чтобы царапинки были поглубже. Такими нематериальными «царапинками» по сути и является его творчество.

      П.С. Напоследок Евгений Гришковец просит зрителей не выбрасывать билет на его спектакль, чтобы оставить эту «царапинку» на память. Какая ирония - я прошёл по электронному…

      22 ноября 2016
    • 9

      Евгений Гришковец, как всегда, на высоте. Восхищаюсь его творчеством. Не столько впечатляет сам спектакль, как то, что ему удалось и удается делать спектакли, имеющие свой стиль, свой характер, не похожие на другие. На мой взгляд, самое трудное в жизни найти свою нишу, ему это удалось. Впервые познакомилась с его творчеством лет 8 тому назад, посмотрев "Как я съел собаку". Поразило то, как ему удается обратить внимание зрителя на такие, казалось бы, банальные, каждодневные мелочи, с которыми сталкиваешься ежедневно, от чего не замечаешь их и не ценишь. И это спектакль заставил задуматься, вспомнить. Каждому из нас, не взирая на возраст, что-то оказалось близко. Мы в школе уже не писали ни перьями, о промокашках знали лишь из старых советских мультиков, но мы еще "калякали", получали телеграммы и писали письма. По реакции зала чувствуешь, что всех нас объединяет что-то, большее, нежели просто география проживания, что у всех есть общие, схожие воспоминания. И именно это чувство сопричастности делает спектакль особенным и неповторимым. Спасибо!

      4 июня 2014
    • 7

      Я не особо впечатлилась, а вот мама в восторге. И многие молодые люди выходя, обсуждали восторженно. Гришковец мне нравится, не первый спектакль. Думаю он неоднозначный, и чтобы понять какой он(спектакль), нужно сходить и составить свое мнение.

      16 декабря 2013
    • 9

      Класс! Для тех, кто помнит что такое получать телеграмму или читать книгу в библиотеке - очень рекомендую! А вы помните звук пишущей машинки? Нет? Тогда срочно идите и смотрите постановку Гришковца "Прощание с бумагой"! И прощайтесь...

      17 февраля 2013
    • 7Простота, которая хуже воровства

      Текст - проще некуда, смысл - тот, который возникает на физическом уровне при произношении определенных слов. Возьми слова "мама", "бабушка", "пирожок", и как их не переставляй - ощущение тепла и детства гарантировано.

      Спектакль Гришковца - это отдых в явном виде. Театр, в котором не нужно напрягаться, думать, задумываться, делать какой-либо выбор - это как тот самый бабушкин пирожок с яблоком - вкусно и непритязательно. Если не против такой непритязательности в себе (в мире-то она никуда не денется) - можно просто наслаждаться, если против - то наслаждаться стыдливо и обещая себе, что пережеванные пирожки - не чаще раза в год. И только бабушкины.

      18 июня 2013
    • 9

      'Сохраните билетик!'.Вся ваша жизнь,ваша дружба,любовь,ожидания-в том сокровенном сундучке,который, возможно, есть у вас,но который вряд ли будет у ваших детей.Мало дать оценку "гениально",это монолог,который напомнит о ваших ценностях в жизни.

      31 октября 2012
    • 9

      Никогда не был на спектаклях Гришковца.
      Для меня это было необычно, моноспектакль, уверен что импровизации в нем было мало, а был большой труд, которой в самобытной прозе был донесен до каждого.
      Прощание с бумагой, это о том что уходит эпоха письма, телеграмм, промокашек и марок, что когда человек пишет рукой, в этих строчках больше теплоты и смысла, чем печатать на компьютере.
      Спектакль несколько раз прерывался телефонными звонками, зрители сами "уничтожали" бравших трубку, поэтому фразу шопотом "лошара", можно было услышать неоднократно. И даже несколько человек заснули.

      2 января 2014
    • 9

      Ностальгический гимн ушедшим вещам. "Теплый ламповый звук" с оттенками грусти и сожаления от неизбежности расставания с бумагой. Как хочется верить, что за героями спектакля сохранится своя ниша, пусть в редких, но все-таки живых библиотеках. Ведь тот же камин, про который вспоминает Гришковец... никто не разводит огонь, чтобы готовить еду, но тепло по-прежнему согревает дома и семьи, собирающиеся возле него уютными вечерами. Верю, что и книгу ждет вторая жизнь вопреки всем iPad'ам и смартфонам. Ведь и фотопленка, и виниловые проигрыватели находят своих поклонников. (И не все хипстеры среди них, да). А может быть, я просто оптимистичнее автора. :)

      29 сентября 2012
    • 9

      Факультет журналистики знает, кажется, всё о конвергенции и дигитализации. Но век цифры накрывает не только людей из медиа – смс, ноутбуки, съемная память – атрибуты, с которыми теперь мы все живем. Романтика бумажного письма – кто сейчас этим может похвастаться? Копнуть дальше – слово «клякса» уже в архаизмах, а промокашки разве что в каком-нибудь давнишнем Ералаше встретишь. Человек, всю жизнь связанный с буквой, словом и необходимостью их куда-то выливать (на бумагу), конечно, не смог остаться равнодушным к смене эпох. И со всей ответственностью подошел к вопросу: люди, опомнитесь, вы уже на половину роботы, вы уже не можете жить без гаджетов. Вы уже не помните запаха книг из библиотеки, вы не цените слов, которые отправляете и получаете ежесекундно, забывая о том, что когда-то между городами общение происходило только в коротком жанре телеграмм, высылаемых только по самым главным поводам... За всем этим вы теряете способность к творчеству! Ваши дети уже не понимают, зачем рисовать на листе бумаги, если все мыслимые и немыслимые персонажи ожили в компьютерных играх. Гришковец в своих микро тактильно ироничных детальках вырисовывает новую жизнь и предпосылки всеобщей деградации. Последить за ходом мысли нашего современника любопытно… но вопрос – насколько это уместно в театре, где все равно существует барьер между сценой и зрительным залом. Монолог «Прощание с бумагой» - это не драматургия, но это – искусство разговорного стиля, успешно выходящее под брендом «Гришковец», и не менее успешно продаваемое. И видимо от того, что дела и правда идут неплохо, Евгений Валерьевич в свойственной себе манере, по-домашнему, как будто вы только что позвонили ему в дверь дома, несколько раз как бы извиняясь, благодарит за купленные билеты.
      Знаете, если уж и говорить о медиа, то и учитывая их новые законы, а значит – коммуницировать с пользователем, подключить зал к дискуссии, задать какие-то вопросы, добавить интерактивности… а так вот для монолога о конце бумажной эпохи длинноватым действо показалось. Но если вы - ностальгически настроенный зритель, в компании с Гришковцом для вас найдется множество поводов, умилиться, оглянуться назад и может таки откопать абонемент в районную библиотеку.

      2 декабря 2012
    • 9

      Я бы сходила еще раз !
      Гришковец уникален в деталях, которые мы помним с самого детства. Все мы ! По залу волнами ходит шепот : " ой.. точно .. точно.. со мной так и было " С лица не сходит улыбка ностальгического характера. Именно этот спектакль интересен своей сценографией - за несколькими дверьми на сцене скрывается гротескная визуализация идеи спектакля - бумага уходит из нашей жизни , уступая место "гаджетам" . Но Автор , скучая по гусиным перьям, тем не менее признает невероятное удобство новейших технических достижений ... Прощай, Промакашка !

      21 февраля 2013
    • 5

      Сомнительное словоблудие без права на ошибку.
      Сегодня идя в театр, вряд ли надеешься открыть для себя что-то кардинально новое. Здесь откровения тоже не происходит. Типичные откровения "от души". Любителям Гришковца придется по вкусу, мнение равнодушных и нелюбителей не изменит.

      14 ноября 2013
    • 9

      Гениальное творение Гришковца! Рассказывает простым языком, но так удивительно и трогательно передает информацию, что слушаешь не отрываясь!

      29 сентября 2013
    • 9

      Прекрасный спектакль, Гришковец очень искренен и задевает за живое, по сути, спектакль не о бумаге, а о том, какие материальные свидетельства мы после себя оставим, что смогут найти наши потомки, раскопав наш культурный слой ... Флешки, диски или другие цифровые носители, найдя которые, наши потомки будут пытаться определить, как мы выглядели, что мы думали, к чему стремились, а может, мы все просто выйдем на новую ступень развития и растворимся в земном информационном поле, и материальные носители будут нам уже не нужны, кто знает, все может быть ...

      20 февраля 2013
Топ-7: аквапарки и другие водные развлечения в Петербурге
Топ-7: аквапарки и другие водные развлечения в Петербурге
Топ-7: аквапарки и другие водные развлечения в Петербурге
Чё? Чёрная пятница на Афише: топ-10 концертов Москвы
Чё? Чёрная пятница на Афише: топ-10 концертов Москвы
Чё? Чёрная пятница на Афише: топ-10 концертов Москвы
8 действительно стоящих фильмов по комиксам Marvel
8
действительно стоящих фильмов по комиксам Marvel
8 действительно стоящих фильмов по комиксам Marvel
11 фильмов по комиксам «Марвел», о существовании которых вы даже и не подозревали
11
фильмов по комиксам «Марвел», о существовании которых вы даже и не подозревали
11 фильмов по комиксам «Марвел», о существовании которых вы даже и не подозревали
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость