Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.2

Спектакль в Санкт-Петербурге
Идиот. 2012

Постановка - Молодежный театр на Фонтанке
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом

Расписание сеансов

Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
«Идиот» — своего рода продолжение темы Дон Кихота и для самого Достоевского, и для создателей спектакля. Герои романа живут в реалиях XIX века, но в человеческих взаимоотношениях, в самой природе нашего мира мало что изменилось. Технологии открывают нам невообразимые возможности, а вот открыть сердце, довериться, следовать чувствам — нам все так же трудно. И если появляется человек, одаренный именно такими способностями, чистый человек, то ему не избежать конфликта с «грязным» миром. Может ли он этот мир очистить?! Не следует ли вообще устраниться от всяческих конфликтов? Смотреть на все рационально, прагматично? И желанный душевный комфорт нам обеспечен… Но этот «покой» сродни простому стремлению к комфорту, это привычное равнодушие, ведущее, в конце концов, к еще большим страданиям. Неудобные, неправильные ситуации очень сильны эмоционально. А мы боимся сильных чувств, боимся сильно жить. Эти сложные взаимосвязи между героями Достоевского исследуются создателями спектакля с азартом первооткрывателей. Трагическое и смешное соединяются, делая каждую сцену контрастнее и ярче. Обнаруживается, что классическая история из круга «школьного чтения» не только чрезвычайно современна, она звучит пророчески.
Драматический
16+
Семен Спивак
12 июня 2012
2 часа 50 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

5
Жанна Зарецкая
441 отзыв, 142 оценки, рейтинг 498
20 сентября 2012
Достоевский как повод порассуждать на тему «что такое хорошо и что такое плохо»

Студенты четвертого курса худрука Молодежного театра Семена Спивака поставили первые несколько глав романа Достоевского «Идиот». Ставить не весь роман, а только его начало для современного театра не редкость: Петр Фоменко ставил первые главы «Войны и мира», в петербургском театре «Мастерская Козлова» идет «Идиот. Возвращение»: те же несколько десятков страниц о приезде в Петербург князя Мышкина, его стремительном знакомстве со всеми главными действующими лицами огромного текста. Сыграть начальные эпизоды истории, используя при этом знание о будущем, но лишь намекая на него, — опыт, позволяющий артистам ощутить себя демиургами. У Фоменко эта история сработала на все сто. Со студентами сложнее. И дело не в нехватке личного опыта и профессионального опыта для игры в Достоевского. Тут проблема скорее в учителях. Чем привлекателен для педагогов конкретно роман «Идиот», точнее — его начало, понятно. Множество молодых людей делают первые самостоятельные шаги в жизни, точнее, не шаги, а бунты — глубинные, яростные, максималистские.

Но вот в спектакле Семена Спивака уж очень смущают прямолинейные оценки. То, что, казалось бы, свойственно молодым: огонь в крови, отчаянная вера в то, что компромиссы с совестью поправимы, великодушие, самое безумное и глупое бесстрашие бездны мрачной на краю, — надежно упрятано под моральные оценки, которые невидимой указкой расставлены по спектаклю. Ну откуда ж взялся такой Рогожин, который с циничным спокойствием будет сидеть и дожидаться, пока юная и горячая Настасья Филипповна (Алиса Варова) со своими ухажерами и содержателями разберется да с ним уедет, — тем более что темперамент у Юрия Николаенко угадывается тот еще? А с какой яростной ненавистью оскорбляет развратную гостью Варя Иволгина (Наталья Мызникова) — сразу ясно, что и в ней самой бесенок сидит. Ну так почему ж не столкнуть лицом к лицу двух столь разных, но в чем-то неожиданно одинаковых (по Достоевскому) девиц? Или вот Мышкин (Анатолий Друзенко), который, получив пощечину, встает и грозит пальчиком всему прогнившему насквозь обществу, — и неминуемо возникает ассоциация с девочкой из «Бесов», которая грозит кулаком насильнику Ставрогину… Но дело-то в том, что Мышкин — каким бы наивным он ни выглядел — все же не ребенок, и с ним тоже все неоднозначно (опять-таки если следовать Достоевскому). Ну а уж решение режиссера в финале спектакля сжечь всех (кроме, разумеется, Мышкина) в геенне огненной и вовсе повергает в шок. Мораль, конечно, никто не отменял — но что ж так жестоко с детьми-то? У них же еще весь роман впереди.

2
1

Отзывы

7
Юля Ухаботина
21 отзыв, 22 оценки, рейтинг 42
14 июня 2012
Идиот. 2012

Старая добрая классика с привкусом Спивака

Поставить на сцене роман толщиной в несколько сотен страниц – задача не из лёгких. И, кажется, к абсолютному её решению Семён Спивак не стремился. Действуя по принципу «лучше меньше да лучше», он остановился на завязке «Идиота» и сделал из неё отдельное произведение. И как бы ни хотели того поклонники Достоевского, дальше вечера у Настасьи Филипповны дело в спектакле не пойдёт. А оно и не нужно – идти дальше – и без того получилось вполне себе целостное и законченное произведение.

И даже герои у Спивака, при всей своей традиционной внешней оболочке, получились немного отличными от персонажей Достоевского. И тем более, от многочисленных экранизаций романа. Взять хотя бы Настасью Филипповну. Кто-то сказал, что постановки «Идиота» судятся именно по её образу. В исполнении Алисы Варовой она получилась по-женски несчастной. Беспросветная тоска и отчаяние в ней преобладают над неукротимым желанием разрушать. В голосе и в манерах чувствуется женская слабость, да и все её истеричные выходки кажутся какими-то гротескными.

Князь Мышкин (Анатолий Друзенко) – более традиционен. Но всё же немного оксюморонный: замкнутость и стеснительность в нём сочетаются с открытостью и «широкой русской душой». Он проливает воду, кладёт мокрый платок в штаны, смущается Епанчиных. И при всём этом со всей присущей ему искренностью влюблен в Настасью Филипповну. Одним словом, князь-голубчик.

Сценическое оформление – под стать режиссёрской задумке – сыграть не роман, а сцены из него. Герои словно обрамлены в картину, из недр которой появляются новые действующие лица. В финале картина эта превращается в камин, в который бросают злополучные сто тысяч. А в самом начале спектакля на панно проецируется эпизод из компьютерной стрелялки, он же и завершает постановку. И не спрашивайте о глубинном значении этого режиссёрского хода: его интерпретацию, как и разгадку скульптурной группы в саду у театра, каждый должен найти сам. Дабы положить начало размышлениям, предположим, что этот игровой эпизод – демонстрация внутреннего несоответствия Мышкина. Всё, дальше – сами!

Идея Спивака интересна, и быть может её подхватят и другие петербургские режиссёры. А что, ведь большей части зала гораздо интереснее наблюдать за подлинным Достоевским, нежели довольствоваться смелой и не всегда впечатляющей интерпретацией современного творца. Впрочем, на вкус и цвет… Но, согласитесь, уж лучше такая, с лёгким спиваковским оттенком, классика, чем похабный Гамлет в трусах.

Ю.М.

3
0
7
Светлана Ивлева
42 отзыва, 54 оценки, рейтинг 91
13 февраля 2014

"Идиот 2012" - это первый день Льва Николаевича Мышкина в России. Начинается он в поезде, где Лебедев и Рогожин быстро вводят князя в курс всех петербургских новостей. Остается только ждать, когда судьба неминуемо столкнет Мышкина с той самой Настасьей Филипповной, у которой в этот день решается будущее - или замуж за Ганю, или в омут с головой с Рогожиным. Собственно, все, однако за 3 часа "первой части романа" "русская душа" была в буквальном смысле препарирована режиссером.
Пожалуй, никто не изучал русского человека так внимательно, как Достоевский. Его герои - это оттенки чувств, сложный калейдоскоп характеров, у каждого - своя рана и своя правда. Мышкин - конечно, "идиот", но в спектакле он выглядит пророком, видящим людей насквозь. Чистота души князя позволяет ему видеть чистоту душ окружающих, отсеивая лишнее. Он не то, чтобы жалеет, нет, даже не сострадает, скорее видит внутреннюю красоту в человеке, отфильтровывая ненужное. Его предложение Настасьи Филипповне - не акт милосердия, не попытка "спасти" - это именно искреннее желание быть рядом с человеком, в котором уникально сочетаются выдающаяся внешняя и внутренняя красота. Так у него и с Рогожиным - он рядом с ним не потому, что испытывает жалость к человеку, который явно погубит себя, но потому что восхищается им, подпитывается как батарейка его мощью, силой и характером. Глядя, как Мышкина играет нынешний студент Толя Друзенко, поражаешься, с какой легкостью у него это получается. В этом Мышкине нет ни капли сумасшествия, нет внутреннего отпечатка трагического прошлого, который был у Мышкина-Миронова. Нет, перед нами яркое воплощение заповеди "будьте как дети" (и я бы добавила "и посмотрите, что из этого выйдет").

Или Ганя. Понятное дело, мелкая душонка, ничтожный человек, торгующий себе невесту. Все так - но ровно до того момента, когда мы попадаем в дом Иволгиных. Тяжелая атмосфера бедности, сумасшествие отца, две несчастные женщины - мать и сестра - разве кто-то из нас возьмется осуждать этого Ганю? И где гарантия, что другой человек в этих обстоятельствах сохранил бы себя и свое благородство? Ведь не полез этот Ганя в камин за деньгами, значит заработал себе шанс на исправление, на другую жизнь...

Настасья Филипповна - одна большая кровоточащая рана. Она - ребенок, который бунтует потому, что взрослые его обидели. Настасья Филипповна с наслаждением ломает себе жизнь - для чего? - только из желания "насолить" взрослым. Генерал Епанчин и Тоцкий - это взрослые, которым она когда-то верила, а потом поняла, что те все время ее обманывали. В этом - трагедия. У Спивака Настасья Филипповна настолько надломлена, что в своей жизни достигла последней стадии самоуничижения. "Взрослые" испортили ее характер, она уже не верит в собственное счастье, исправление, в хорошее будущее. Разрушение, в том числе саморазрушение стало ее любимой игрой, которой она предается с мазохистским наслаждением.

Приятным открытием этого курса Семена Яковлевича стал для меня Андрей Некрасов в роли генерала Епанчина. Молодой человек настолько здорово вжился в образ, что колоссальная разница в возрасте между актером и его героем забылась на первых же секундах. Что это - выучка мастера или талант актера, не знаю, но очень советую присмотреться к этому молодому человеку. А вот юноша, играющий Тоцкого, выражаясь футбольным языком, "кандидат на замену". Не габаритами, не психофизически он не тянул роль "развратителя" и "злого гения". Пожалуй, слабое место этого, почти переставшего быть студенческим, спектакля.

Спектакль советую. Не только потому, что я, как уже не раз писала, очень люблю Молодежный театр. "Идиот 2012" радует практически единодушной положительной реакцией зрителей, которые на протяжении всего действия сопереживают, чувствуют происходящее, фактически становятся соучастниками событий. Это скорее спектакль-урок - для актеров - актерского мастерства, а для зрителей - урок человеческих отношений. Ценное занятие.

1
0
10
Слава
81 отзыв, 126 оценок, рейтинг 19
24 января 2020
Супер!

10 баллов наверно потому, что не ждал, что этот спектакль произведет такое сильное впечатление. Премьера была в 2012 году, а сейчас уже январь 2020, прошло 8 лет. Почитав отзывы, убедился даже в том, что большинство актеров, которые играли в 2012, сейчас уже не играют, а играют другие. Почти все молодые. Тем приятнее было удивление от их потрясающей игры, полного погружения в роль, без переигрывания, все как надо. При чем тут случай, когда все играли потрясающее и главные роли, и так называемые роли "второго плана". Особенно понравились Сергей Барабаш в роли князя Мышкина, Алиса Варова в роли Настасьи Филипповны, Юрий Сташин в роли Рогожина и Андрей Некрасов в роли генерала Епанчина. Сама постановка, свет, музыкальное сопровождение и даже необычное начало и конец из компьютерной игры стрелялки и заставка виндоуз, все вносит свой вклад в сильное впечатление от спектакля.
Час как пришел домой после спектакля, до сих пор не могу прийти в себя от положительных эмоций. Еще раз Браво и Спасибо!

0
0
5
Маша Короленко
2 отзыва, 14 оценок, рейтинг 2
23 января 2019
Пенка с моря Достоевского

Спектакль и правда какой-то романтизированный, ну не может быть Рогожин таким красавчиком! В нем как будто нет внутруенней боли. Спектакль цепляет и производит сильное эмоциональное впечатление, но оно пропадает, развеивается сразу, после выхода из театра.

0
0
9
Katya Nazarenko
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
4 марта 2018

Восхитительно. Неимоверно. Сильно.

Мыслями я все ещё там: в исследованиях человеческой души, с заблудившимися по жизни героями. Благополучный исход не найден - всем известный финал, но по-новому сказанный.

А пейзаж в саду совсем уже зимний:)

Молодёжный театр на Фонтанке, до чего я тебя люблю!❤️

Всем советую!

#идиот2012

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все