Театральная афиша Москвы

Спектакль Человек случая

Постановка Такой театр
7.3
оценить

Небанальный спектакль про то, как встретились два одиночества

В купе поезда дальнего следования встречаются знаменитый писатель в кризисе и его давняя поклонница. Коллизия, словно бы созданная для антрепризной мелодрамы, надежно застрахована от того, чтобы в нее не превратиться. Во-первых, автором пьесы Ясминой Реза, современным французским драматургом, знающим толк в интеллектуальных играх. Во-вторых, театральной компанией «Такой театр» во главе с режиссером Александром Баргманом, который знает толк в театральной иронии. Достаточно сказать, что пьеса написана не в форме диалогов, а в виде внутренних монологов, а в главных ролях заняты Виталий Коваленко и Марина Солопченко.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
473
оценок:
156
рейтинг:
456
9

Небанальный спектакль про то, как встретились два одиночества

На первый взгляд в пьесе парижанки с российскими, персидскими, еврейскими корнями, кино- и театральной актрисы Ясмины Реза все как раз банально. Он и она встречаются натурально в купе. Естественно, случайно. И он — известный писатель, а она — его тайная обожательница на протяжении многих лет, и в ее дорожной сумочке лежит его последняя книга, одноименная пьеса. Оригинальная пикантность истории заключается в том, что все реплики героев, за исключением двух формальных в середине и нескольких сущностных в финале пьесы, — это внутренние монологи. Герои произносят то, о чем обычно молчат, и оказываются достаточно образованными и занятными, чтобы их хотелось слушать.

Режиссер Александр Баргман выбрал на эти роли именно тех артистов, которые как никто способны превратить философские сентенции в горестные заметы сердца: Виталий Коваленко и Марина Солопченко — мастера сценического портрета, выписанного подробно, утонченно, иронично. Играется спектакль — как большинство опусов «Такого театра» — в черной комнате Музея Достоевского, герои разведены по ее сторонам. Причем на «мужской стороне» художник Эмиль Капелюш установил рояль, заваленный творческим хламом (печатные машинки, скрипки, ноты, свечи, etc.), — всем этим манипулируют, заставляя пространство причудливо звучать, «закулисные» сотрудники «Такого театра». Женская половина кристально чиста — как и сознание героини, где все разложено по полочкам. Писатель Поль Парски, до того как замечает свою спутницу — а это происходит в последней трети сюжета (что само по себе смешно), — рассказывает о таблетках, регламентирующих его кишечник, плоской японке, любовнице друга, пожилом женихе дочери с бесцветным голосом. Но все это ему можно простить, потому что он понимает разницу между «новым» и «оригинальным», задается вопросом, что важнее — протяженность или момент, и иными проблемами, так волновавшими экзистенциалистов в середине прошлого века, чем бы они ни занимались. Задача актрисы Солопченко — значительно сложнее — от нее требуется создать для зрителя одновременно два портрета: портрет бесконечно дорогого героине писателя, каким он видится ей исключительно со страниц романов и самой героини. При этом актриса работает столь виртуозно, что на протяжении полуторачасового спектакля зрителя тревожит не примитивный вопрос, возможен ли между героями роман, а то, насколько роль писателя далеко отстает от его сути и не окажется ли он для героини, чьи желания до сих пор всегда были сильнее того, что происходило следом, ниже ее весьма отважного желания, озвученного в последней фразе пьесы.

0
0
7 февраля 2013

Лучшие отзывы о спектакле «Человек случая»

Фото Гала Старшинова
отзывы:
83
оценок:
130
рейтинг:
185
7

Хороший спектакль. Смотреть его интересно и хочется. Остроумно, тонко.
Поначалу слегка сбивчиво, кажется: "Боже! Придется напрячь мозги! Ничегошеньки не ясно", (это для тех, кто наслаждается процессом и, обычно, сразу включается в действие).
Но, затем, мы с подругой поняли, что это волнение актера и, вероятно, режиссера, т.к. вскоре все покатилось и закружило.
Подруга сказала: "История-то женская". Но мне так не показалось. Сколько несуразных мыслей роятся у мужчин в головах - они и сами знают.
Думала про "Одетту" Эрика-Эммануэля Шмитда, но ничего совсем ее не напоминало.

Игра Марины, как всегда, безупречна. Она такая легкая, так жонглирует переживаниями своей героини.. И с партнером ей легко и уютно.
Еще один нюанс. Мне не хватило финального акцента. Уважаемый режиссер, сделайте, пожалуйста, что-нибудь... Ну хоть книжку пусть в окно выкинет)

1
0
15 октября 2012
Фото Светлана Ивлева
отзывы:
42
оценок:
50
рейтинг:
77
5


Играют в Черной комнате Музея Достоевского. Обстановка располагает. Камерное помещение (всего-то не больше чем на 100 человек), свободная рассадка, действие в полуметре от зрителя. В музей-театр приходят люди искушенные, которым подавай свежесть и эксперименты, замешанные на творчестве модной нынче драматургессы Ясмины Реза.

"Человек случая" - ее ранняя, и, скажу честно, не выдающаяся пьеса. Поначалу даже странно, что именно эту вещь Александр Баргман решил поставить в Таком Театре. Мотивов не нахожу, пожалуй, кроме одного - пьеса позволяет максимально проявить себя двум актерам - Марии Солопченко и Виталию Коваленко. Материал таков, что эти мастера начинают крутить зрителем так, как им нравится, качая внимание от одного угла воображаемой сцены к другому. "Женская" половина почти пуста, разве что необходимый атрибут - зеркало - заботливо висит на левой стене. На "мужской" обстановка сложнее - тут и рояль, и стулья, и кофе подадут. Он - стареющий современный писатель,"рупор эпохи", немного разочарованный и сметенный. Она - стареющая женщина, привыкшая к мужскому вниманию и почитанию, к тому же Его поклонница, в сумочке взятый в дорогу Его последний роман - "Человек случая". Оба - люди случая друг для друга, судьба сталкивает их в вагоне поезда, мчащегося из Парижа во Франкфурт. Смысл пьесы прост - не смотря на все условности, возраст, опыт, пережитое, взять и сказать Ему те самые слова - о том, что готова с ним на любые безумства. При чем мысль эта (о том, что готова) возникает как бы вдруг, невзначай, всплывает в сознании после анализа всей пережитой жизни - выясняется, что читатель сверяет ход своей жизни с творчеством любимого писателя, что творчество не может просто проходить мимо, доставляя лишь эстетическое удовольствие. Для Нее писатель - Он - всегда являлся частью жизни, то есть фактически был тем идеальным мужчиной, который жил в голове и незримо присутствовал во всем. И вот - случай.

На этом все. Он и Она немногим более часа рассказывают зрителю о своей жизни. Он - сбивчиво, путано, совершенно не заботясь о том, интересно ли Его слушать. Она - наоборот, четко, внятно, почти исповедуясь. Ее слушать увлекательно, перед нами встают несколько совершенно разных образов мужчин: муж, близкий друг, давний поклонник. Всех их уже нет в живых, но они оставили глубокий след в Ее жизни. Это интересно, совершенно ясно, что Она - женщина незаурядная, и, конечно, заговорит с Ним. Вот только, что дальше?

А дальше ничего. Слова сказаны - они и были смыслом. Игра была. Прекрасная актерская игра. Но помимо игры хочется услышать голос режиссера спектакля, который выбрал материал, воплотил, донес до зрителя. Но голоса нет. Ставка на прекрасных актеров играет лишь на протяжении спектакля, в финале же остается недоумение и вопрос "зачем?". Для чего все это было? Александр Баргман, где Вы? Поговорите с нами!

0
0
13 октября 2013
Фото Татьяна Листаферова
отзывы:
43
оценок:
66
рейтинг:
62
9

Призрачно все в этом мире бушующем.
Есть только миг - за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь.
(Л. Дербенев)

Средняя продолжительность жизни бабочки – 3 - 4 недели. Средняя продолжительность жизни home sapiens, или, попросту говоря, человека составляет 75 лет (в развитых странах). Возможно, это не так уж и мало в сравнении с насекомым, но как же ничтожно в сравнении с вечностью Вселенной, для которой наша жизнь, кажущаяся значимой и весомой, оказывается всего лишь пустой мимолетностью, ничего не значащим мгновением. И не мотыльки ли мы все перед лицом седого старика - времени? Беспечные существа, которых несет в неудержимом и стремительном потоке дней, складывающихся в года нашей жизни, чью ценность, как правило, понимают, когда становится слишком поздно начинать историю с чистого листа. Книга написана и редакторской правке не подлежит! Автор по имени Судьба заканчивает эпилог и отправляет рукопись в архив человеческой истории. А как бы хотелось, чтобы, спустя много лет, кто-нибудь обнаружил, прочел эти записи и счел не лишенными смысла или, во всяком случае, занятными. Но что если архив так и останется невостребованным, и книга жизни безвозвратно канет в песках времени? Дело случая!
О человеческой жизни, помещенной в систему общемирового устройства, ее значимости и в то же время незначительности, о ее случайности решился поразмышлять режиссер "Такого театра" Александр Баргман, поставивший спектакль "Человек случая" по одноименной пьесе современного французского драматурга Ясмины Реза. Не испугавшись бездонности выбранной темы, он "нырнул" на серьезную глубину, увлекая за собой зрителя, который, затаив дыхание, на полтора часа погружается в обычную на первый взгляд историю: купе поезда, мужчина и женщина, случайная встреча. Но за кажущейся простотой ситуации скрывается напряженная работа мысли. Спектакль, построенный в форме перекликающихся монологов двух главных героев, писателя Поля Парски (з. а. России Виталий Коваленко) и давней поклонницы его творчества Марты (з. а. России Марина Солопченко), становится живой аллегорией, где непродолжительная дорога от Парижа до Франкфурта - все равно что жизненный путь - мимолетный отрезок времени, отведенный каждому человеку. И не в том ли его цель, чтобы превратить эгоцентричный разговор с собой в диалог самой природой предназначенных друг для друга существ, мужчины и женщины? Но как часто в оживленной беседе молчит мысль, а в сдержанном молчании кроются необходимые и важные слова. И только бы не ошибиться, подменив судьбоносную встречу пустой болтовней!
Неоценимый вклад в создание гармоничной картины спектакля вносит художественное решение (Эмиль Капелюш), которое лаконично, но с удивительной точностью расставляет яркие акценты-символы: зеркало, как способ заглянуть внутрь себя в поисках потерянного «Я», гордая своей раритетностью старая печатная машинка, отбивающая ритмы, созвучные со стуком колес поезда, и классический черный рояль - хранитель заключенной в музыке вечности. Оригинальное световое оформление и видеоинсталляции создают иллюзию непрерывного движения экспресса, несущегося сквозь гущу событий человеческой жизни, которая зашифрована в нестройной череде рукописных строк, плывущих по черным стенам сценического пространства
"Человек случая " - спектакль-книга, которую ни в коем случае нельзя отнести к разряду легкой развлекательной литературы. Безраздельно овладевая вниманием зрителя, он требует полного погружения в содержание и материю собственной философии, заставляя читать между строк, где кроется мысль, полная сожаления о быстротечности нашей жизни и скрытый призыв ценить этот миг бытия, подаренный судьбой.

0
0
10 октября 2013
Фото королева Чардаша
отзывы:
119
оценок:
132
рейтинг:
138
7

По моему мнению, не очень интересный материал, не пьеса даже, а анекдотец, скорее. Не молодой и не счастливый писатель встречается в купе поезда со своей читательницей- поклонницей, тоже немолодой и тоже не сильно счастливой. Они молчат, каждый думает о своем. Писатель выливает на зрителя мутные потоки рефлексии на жизнь, женщина более конкретна в изложении своих мыслей и желаний, однако же у меня постоянно крутится мысль, что не зачем было эту фитюльку привносить на сцену. Не стоило, если бы НЕ... если бы НЕ Коваленко и Солопченко. Сложно определить словами, что именно они делают с залом, я бы назвала это энергообменом, наверное. И дело, даже не в крошечной сцене музея Достоевского, где от актера до зрителя 1 шаг, я их видела и на более монументальных сценах, но они работают так везде. Когда каждой клеточкой тела ты ощущаешь перед собой не актера Виталия Коваленко и актрису Марину Солопченко, а запутавшегося в путях-дорогах собственной жизни французского писателя и его поклонницу. Декорации, костюмы, музыка - это все настолько неважным становится, когда эти 2-е перед тобой. Они реально могли молчать весь спектакль, эффект был бы тот же. Немое удивление от такого дара работы со зрителем. Через пару дней после "Человека" смотрела "Дом Бернарды Альбы" в БДТ, и настолько ощущалась разница между энергетикой заслуженных актрис Большого в замечательной пьесе Лорки и этого пустячка с Коваленко и Солопченко. Как кружка остывшего чая, рядом с только что заваренной, теплой, дымящейся и согревающей.

0
0
11 января 2013

Галерея