Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.6

Опера
Борис Годунов

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Новая постановка «Бориса». На этот раз от британского режиссера
  • Борис Годунов – афиша
  • Борис Годунов – афиша
Опера
16+
Грэм Вик
2 часа 30 минут

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Ольга Манулкина
422 отзыва, 428 оценок, рейтинг 109
17 мая 2012
Пришло время «Бориса»

Двадцатый фестиваль «Звезды белых ночей» открывается «Борисом Годуновым» в новой постановке, которую осуществляет британский режиссер Грэм Вик. Дирижирует Валерий Гергиев, Бориса поет Евгений Никитин, впервые исполнивший заглавную партию десять лет назад.

Это уже четвертый «Борис» за гергиевскую эпоху в Мариинском. В 1990 го­ду в театр — тогда еще Кировский, где с 1986 года шел «Годунов» Бориса Покровского, — была перенесена из Ковент-Гарден постановка Андрея Тарковского 1983 года. В 1997-м «Бориса» поставил Александр Адабашьян. В 2002-м — Виктор Крамер. В 2006-м была возобновлена постановка Тарковского. То есть в среднем каждые пять лет «Борис» в Мариинском обновляется. При этом чередуются редакции оперы: Тарковский ставил вторую, с польским актом и Мариной Мнишек, Адабашьян и Крамер — первую. Ее же ставит Грэм Вик.

Еще в 1990 году Гергиев говорил, что всегда найдутся люди, которые спросят: «Почему опять «Борис Годунов»?» Его ответ был: «Борис Годунов» — опять и всегда! Потому что это и история нашего театра, где прошла премьера оперы, и история нашей страны. А эталонной постановки нет и не может быть». Следующее двадцатилетие полностью оправдало этот тезис.

Впрочем, интерес к «Борису Годунову» редко когда исчезал — не только в Мариинском и не только в России; в последнее десятилетие «Борис» стал особенно актуален на Западе — какая еще опера с такой жесткостью ставит вопросы, какой ценой куплена власть и кто занимает трон.

В предпремьерных комментариях Грэм Вик говорил о российской специфике сюжета, об отношениях народа и власти в России, об их неизменности на про­тяжении столетий и их ущербности. Едва ли события последних недель и месяцев не затронут нового «Бориса».

1
0

Отзывы

1
Ms.Butterfly
2 отзыва, 495 оценок, рейтинг 6
27 мая 2012

Была сегодня на премьере...это просто тихий ужас...Большой отдыхает...
Бояре - депутаты в пиджаках, в церкви омон расталкивает народ, милиция/полиция с Гришкой в стрипклубе пьют водку и смотрят на полуголых девиц, Пимен с ноутбуком и т.д.

видимо поэтому не стали делать антракт и опера шла 2,5 часа, чтоб народ во время перерыва массово не свалил...

не ушла с представления только из-за Гергиева за дирижерским пультом (когда еще представится такая возможность), да и хорошее исполнение вокальных партий...

правда, впечатлила сцена Юродивого...зрелищно было исполнено...

теперь при покупке билетов буду допрашивать кассира: классическая ли это постановка:/

3
0
7
Денис Захаров
82 отзыва, 100 оценок, рейтинг 713
27 мая 2012
Холостой выстрел.

Теперь и в Санкт-Петербурге появился свой «Золотой Петушок» - осовремененная российскими реалиями опера. Напомню: в 2011 году Кирилл Серебренников поставил в Большом театре «Золотой Петушок» Римского-Корсакова, в которой тема власти обыграна в декорациях Георгиевского зала Кремля. Герои – современные властители в дорогих костюмах и галстуках, очень выразительно исполняют партии на фоне символов российской государственности. Актуально. Скандально. К выборам!
Британский режиссер Грэм Вик в «Борисе Годунове» Мариинки продолжил традиции политического театра. Здесь вам и попранный герб СССР, и лозунги «Народ хочет перемен», и толпы избиваемых полицейскими митингующих, и даже продакт-плейсмент Первого канала – чьи корреспонденты с операторами придают действу легкий флер документальности.
Эх, выпустить бы спектакль перед президентскими выборами – цены ему не было! Наверняка критики усмотрели бы в этой трактовке моральную поддержку несогласных, но Гергиев уважает В.В.П. и свою фигу в кармане он приберег на конец мая. Но, похоже, что выстрел оказался холостым. Что, собственно, очень традиционно для Петербурга.
Для своей постановки Валерий Абисалович воспользовался музыкальной редакцией 1896 года, в которой у Мусоргского вообще не было «польского» акта Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Гергиеву-дирижеру, вероятно, как и композитору, было важно сосредоточиться на вопросах преемственности власти и терзающей правителя совести. И для этого у руководителя Мариинки было все: прекрасные артисты, роскошная в своих масштабах сценография (Стюарт Нанн), и режиссер, ни много ни мало – в звании Командора Британской империи. Грэм Вик прекрасно осовременили «бородатый» материал – Юродивый с площади предстает настоящим хиппи в майке супермена (Андрей Попов), хозяйка Корчмы – безвкусно одетая «мамка» в притоне (Елена Витман), монах Пимен пишет летопись сразу в ноут-бук, которым Александр Морозов козыряет подобно современным нано-технологичным батюшкам. Все это вызывает «вау, круто» у сидящей в зале молодежи. В плохо одетых артистах с табличками, написанными от руки «Дай хлеба», они видят аллюзию к лагерю на Чистых прудах. Впрочем, даже иностранцы теперь не чувствуют себя чужаками на этом празднике искусства, они ведь уже привыкли к «беструсой опере» у себя за кордоном. Западные режиссеры так и норовят либо раздеть артистов до гола, либо свести все к минимализму. Но публика в Питере интеллигентная. Никто не крикнет: «Поз-о-о-р», не затопает в гневе ногами. Недовольный зритель покинет партер незаметно, в темноте зала, по-тихому. Эксперимент с осовремениванием – это всегда риск. Риск потерять постоянных почитателей, нарваться на острые перья критиков, но с другой стороны, все жанры хороши, кроме скучного. На «Борисе Годунове» Мариинского театра вам точно скучно не будет. Действие идет бодро и без антракта. Артисты стараются, оркестр тоже. Здесь всё хорошо. Единственное ощущение не покидает на протяжении всего спектакля, что все это ты уже где-то видел. Что Серебренников, что Вик – использовали, на мой взгляд, одни и теже режиссерские приемы. Похожесть этих постановок невольно заставит задуматься о едином тренде для двух театров. Тема власти сегодня, как ни крути, актуальна на всех «этажах» российской жизни. И оперные театры не отстают от моды.

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все