Театральная афиша Москвы

Спектакль Борис Годунов
Постановка Мариинский театр

6.5
  • жанр
    Опера
  • 2 часа 30 минут
    16+

Новая постановка «Бориса». На этот раз от британского режиссера

Создатели
Режиссёр

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Ольга Манулкина
отзывы:
455
оценок:
285
рейтинг:
101
7

Пришло время «Бориса»

Двадцатый фестиваль «Звезды белых ночей» открывается «Борисом Годуновым» в новой постановке, которую осуществляет британский режиссер Грэм Вик. Дирижирует Валерий Гергиев, Бориса поет Евгений Никитин, впервые исполнивший заглавную партию десять лет назад.

Это уже четвертый «Борис» за гергиевскую эпоху в Мариинском. В 1990 го­ду в театр — тогда еще Кировский, где с 1986 года шел «Годунов» Бориса Покровского, — была перенесена из Ковент-Гарден постановка Андрея Тарковского 1983 года. В 1997-м «Бориса» поставил Александр Адабашьян. В 2002-м — Виктор Крамер. В 2006-м была возобновлена постановка Тарковского. То есть в среднем каждые пять лет «Борис» в Мариинском обновляется. При этом чередуются редакции оперы: Тарковский ставил вторую, с польским актом и Мариной Мнишек, Адабашьян и Крамер — первую. Ее же ставит Грэм Вик.

Еще в 1990 году Гергиев говорил, что всегда найдутся люди, которые спросят: «Почему опять «Борис Годунов»?» Его ответ был: «Борис Годунов» — опять и всегда! Потому что это и история нашего театра, где прошла премьера оперы, и история нашей страны. А эталонной постановки нет и не может быть». Следующее двадцатилетие полностью оправдало этот тезис.

Впрочем, интерес к «Борису Годунову» редко когда исчезал — не только в Мариинском и не только в России; в последнее десятилетие «Борис» стал особенно актуален на Западе — какая еще опера с такой жесткостью ставит вопросы, какой ценой куплена власть и кто занимает трон.

В предпремьерных комментариях Грэм Вик говорил о российской специфике сюжета, об отношениях народа и власти в России, об их неизменности на про­тяжении столетий и их ущербности. Едва ли события последних недель и месяцев не затронут нового «Бориса».

Отзывы пользователей о спектакле «Борис Годунов»

Фото Ms.Butterfly
отзывы:
2
оценок:
470
рейтинг:
6
1

Была сегодня на премьере...это просто тихий ужас...Большой отдыхает...
Бояре - депутаты в пиджаках, в церкви омон расталкивает народ, милиция/полиция с Гришкой в стрипклубе пьют водку и смотрят на полуголых девиц, Пимен с ноутбуком и т.д.

видимо поэтому не стали делать антракт и опера шла 2,5 часа, чтоб народ во время перерыва массово не свалил...

не ушла с представления только из-за Гергиева за дирижерским пультом (когда еще представится такая возможность), да и хорошее исполнение вокальных партий...

правда, впечатлила сцена Юродивого...зрелищно было исполнено...

теперь при покупке билетов буду допрашивать кассира: классическая ли это постановка:/

Фото Денис Захаров
отзывы:
82
оценок:
83
рейтинг:
680
7

Холостой выстрел.

Теперь и в Санкт-Петербурге появился свой «Золотой Петушок» - осовремененная российскими реалиями опера. Напомню: в 2011 году Кирилл Серебренников поставил в Большом театре «Золотой Петушок» Римского-Корсакова, в которой тема власти обыграна в декорациях Георгиевского зала Кремля. Герои – современные властители в дорогих костюмах и галстуках, очень выразительно исполняют партии на фоне символов российской государственности. Актуально. Скандально. К выборам!
Британский режиссер Грэм Вик в «Борисе Годунове» Мариинки продолжил традиции политического театра. Здесь вам и попранный герб СССР, и лозунги «Народ хочет перемен», и толпы избиваемых полицейскими митингующих, и даже продакт-плейсмент Первого канала – чьи корреспонденты с операторами придают действу легкий флер документальности.
Эх, выпустить бы спектакль перед президентскими выборами – цены ему не было! Наверняка критики усмотрели бы в этой трактовке моральную поддержку несогласных, но Гергиев уважает В.В.П. и свою фигу в кармане он приберег на конец мая. Но, похоже, что выстрел оказался холостым. Что, собственно, очень традиционно для Петербурга.
Для своей постановки Валерий Абисалович воспользовался музыкальной редакцией 1896 года, в которой у Мусоргского вообще не было «польского» акта Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Гергиеву-дирижеру, вероятно, как и композитору, было важно сосредоточиться на вопросах преемственности власти и терзающей правителя совести. И для этого у руководителя Мариинки было все: прекрасные артисты, роскошная в своих масштабах сценография (Стюарт Нанн), и режиссер, ни много ни мало – в звании Командора Британской империи. Грэм Вик прекрасно осовременили «бородатый» материал – Юродивый с площади предстает настоящим хиппи в майке супермена (Андрей Попов), хозяйка Корчмы – безвкусно одетая «мамка» в притоне (Елена Витман), монах Пимен пишет летопись сразу в ноут-бук, которым Александр Морозов козыряет подобно современным нано-технологичным батюшкам. Все это вызывает «вау, круто» у сидящей в зале молодежи. В плохо одетых артистах с табличками, написанными от руки «Дай хлеба», они видят аллюзию к лагерю на Чистых прудах. Впрочем, даже иностранцы теперь не чувствуют себя чужаками на этом празднике искусства, они ведь уже привыкли к «беструсой опере» у себя за кордоном. Западные режиссеры так и норовят либо раздеть артистов до гола, либо свести все к минимализму. Но публика в Питере интеллигентная. Никто не крикнет: «Поз-о-о-р», не затопает в гневе ногами. Недовольный зритель покинет партер незаметно, в темноте зала, по-тихому. Эксперимент с осовремениванием – это всегда риск. Риск потерять постоянных почитателей, нарваться на острые перья критиков, но с другой стороны, все жанры хороши, кроме скучного. На «Борисе Годунове» Мариинского театра вам точно скучно не будет. Действие идет бодро и без антракта. Артисты стараются, оркестр тоже. Здесь всё хорошо. Единственное ощущение не покидает на протяжении всего спектакля, что все это ты уже где-то видел. Что Серебренников, что Вик – использовали, на мой взгляд, одни и теже режиссерские приемы. Похожесть этих постановок невольно заставит задуматься о едином тренде для двух театров. Тема власти сегодня, как ни крути, актуальна на всех «этажах» российской жизни. И оперные театры не отстают от моды.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить