Театральная афиша Москвы

Спектакль Зойкина квартира, Москва

Постановка МХТ им. Чехова
7.4
оценить
Расписание и билеты

Серебренников о том, что пора валить

Нэпманшу Зою Пельц (Лика Рулла) подвели под монастырь любовь (Алексей Девотченко), кузен-авантюрист (Михаил Трухин) и мечта о Париже. Кирилл Серебренников возвращается к булгаковской пьесе о «гримасах нэпа», чтобы говорить про сегодняшний момент. Недвусмысленны и параллели, которые он проводит музыкой: зонги Иртеньева и Маленко положены на музыку Веймарской республики. 80-летняя пьеса, в финале которой всех арестовывают, звучит не просто актуально, но зловеще. К Ксении Собчак и Илье Яшину, аплодировавшим на премьере «Зойкиной квартиры», наутро пришли с обыском.

Место проведения

МХТ им. Чехова

МХТ им. Чехова

8.6
Театр с большой историей, спектаклями прогрессивных режиссеров и звездной труппой
Подчеркнуто скромный (по сравнению с залами XIX века) театр архитектор Федор Шехтель проектировал специально для труппы Станиславского и Немировича-Данченко. МХТ вселился сюда в 1902 году, и с тех пор Камергерский переулок стал одним из центров театральной Москвы. С 2000 года, когда худруком был назначен Олег Табаков, у остальных театров появился повод для беспокойства: расторопность, с которой МХТ переманивает талантливых молодых актеров и режиссеров, не знает равных. На основной, малой и новой сценах идут спектакли Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова, Евгения Писарева, Марины Брусникиной, Адольфа Шапиро и многих других героев нового театра и мэтров. В труппе — люди из телеэкрана: Константин Хабенский, Александр Семчев, Михаил Пореченков, Игорь Верник, Ирина Пегова, — в перемешку с новыми именами и недавними выпускниками.
касса +7 (495) 646 36 46
адрес
подробнее

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
1104
9

Бурлеск о зарождении фашизма

Нэп. Зоя Пельц открывает ателье: днем обшивают дам, ночью товарищи общаются с моделями. Как минимум четыре человека участвуют в этом предприятии, чтобы заработать на билет в Париж. В финале всех арестовывают. После «Зойкиной квартиры» пожалеешь, что нет в Москве кабаре: Кирилл Серебренников сумел бы поставить дело на широкую ногу. У него Зойка — дива Лика Рулла, в ее гостиной мерцают муаровые платья, в воздухе висит облако кокаина. Между гостями скользит пожилая сильфида — душа квартиры на Садовой, а темпераментные девушки исполняют смелые эстрадные номера, то есть бурлеск. Что касается девушек, они не Дита фон Тиз, но и не лыком шиты — можно представить, что на «Зойкину квартиру» будут ходить ради них. Ну действительно — где, где еще в этом городе вы увидите нормальный бурлеск, если не в МХТ?!

Это про интересное. Теперь про важное. Серебренникова, очевидно, увлекают параллели между «Зойкиной квартирой» и брехтовской «Трехгрошовой оперой», и он подчеркивает их, наводняя спектакль хитами Веймарской республики. Но еще вероятней, что его увлекают параллели между Германией и Россией, неспроста спектакль открывает легендарная «Das Lila Lied». «Зойкина квартира» была написана в 1926-м, вскоре запрещена, а вскоре и страна захлопнулась. «Трехгрошовая опера» была поставлена в 1928-м, пять лет спустя к власти пришел Гитлер и Брехт эмигрировал. Механизм зарождения фашизма и его сегодняшние черты — вот о чем «Зойкина квартира» в конечном счете. В этом смысле главный и современный герой спектакля — Аметистов, которого гомерически смешно играет Михаил Трухин. Старший брат Остапа Бендера, трикстер, который как рыба в воде и в советском, и в антисоветском. Он вваливается в квартиру в поповской рясе, под ней один за другим пиджаки с белой ленточкой, оранжевой, георгиевской; в конце концов он раздевается до майки с портретом Путина: «Это для дороги. Знаете, в поезде очень помогает. Плацкарту вне очереди взять. То, другое». Для него нет добра и зла, белого и черного, своим восхитительным цинизмом он разрушает не только авторитеты, но и сам цинизм: цинизм через Аметистова имеет возможность себя осознать. Впрочем, режиссер актуальность пьесы никак не подчеркивает. Она сама за себя говорит: позавчера, например, Ксения Собчак из зала наблюдала за обыском у Зои Пельц — а сегодня обыск был у нее самой.

19

Отзывы пользователей о спектакле «Зойкина квартира»

Фото Prosto Irina
отзывы:
12
оценок:
12
рейтинг:
26
5

Выдержала только 1-й акт.
Потому что скучно.
У Булгакова вся пьеса пронизана мотивом тоски по другой действительности. У него это "в Париж!" -- отзвук боли, страдания гонимого, непонятого художника, который и мечтал вырваться под Парижские каштаны -- да не пустили.
Поэтому музыкальный лейтмотив -- Parigi o cara noi lasceremo.
У Серебренникова главная мысль -- "пора валить", потому что за кордоном бабки и свобода.
Поэтому Гусь Ремонтный (Алексей Кравченко) -- примитивный браток, наворовавший денег, Зойка (Лика Рулла) и Алла Вадимовна хотят какой-то непонятной свободы, которая есть только за границей, а Обольянинов -- просто дегенерат, все время бьющийся в наркотической ломке.
Вообще-то Обольянинов -- князь, хоть и наркоман. И у Булгакова, конечно, прямо на сцене ему наркотики не вводят. Но тут князей-то мы играть давно не можем -- порода не та; а вот ломка -- это близко и понятно.
Присутствуют также портрет Путина, белая ленточка (как и георгиевская) на аферисте Аметистове и еще множество современных аллюзий.
Песенки, которые поются под модный ныне камерный оркестрик с живыми инструментами, представляют собой просто концертные номера. Даже на зонги они не тянут.
Лика Рулла (актриса из мюзикла) играет вообще плохо, абсолютно выпадает из основного ансамбля, придерживающегося системы Станиславского.

В общем, оставили бы мхатовцы эту пиэсу Вахтанговскому: у тех такие вещи получаются весело, непринужденно и без претензий на большую художественную задачу.
А то у драматурга и так некоторые сцены пьесы носят малоприличный характер, а тут еще и непристойную обнаженку добавили (без которой нынче, видно, никуда) -- и совсем низвели спектакль до уровня стриптиз-клуба.
По-прежнему не везет Михаилу Афанасьевичу в родном театре!

14
Фото Илья
отзывы:
17
оценок:
30
рейтинг:
46
9

Острый и актуальный (а когда Булгаков не был актуален?) спектакль с филигранной сценографией, отличной музыкой. Смотреть его надо именно сейчас, пока актеры на кураже и игра не превратилась в рутину.

4
Фото Дмитрий
отзывы:
78
оценок:
83
рейтинг:
169
5

Попсовое шоу в стиле" Камеди-Вумен" по мотивам произведения М.А. Булгакова с песнями, танцами и спец.эффектами. Хорошо хоть не было голых бояр на трапеции).

3
Фото frecken   bokk
отзывы:
83
оценок:
117
рейтинг:
166
9

Наинтереснейшая поставнока Серебрянникова по Булгакову. Я бы сказала спектакль режиссера.
Днем ателье, ночью не совсем.
Музыкальное сопровождение спектакля прекрасное, хороший звук, что последнее время редкость для основной сцены МХТ.
Очень рекомендую интересно и познавательно провести вечер.

3
Фото Сер Лим
отзывы:
14
оценок:
16
рейтинг:
20
3

Странное зрелище. Местами вполне неплохо, когда идет классический театр и музыкальные номера, но в остальном плоско и пошло. Публика ржет на детских шутках. Может, это имеет право на жизнь, но не во МХАТе и не под именем Булгакова.

3

Галерея