Театральная афиша Москвы

Спектакль Зойкина квартира, Москва

Постановка МХТ им. Чехова
7.7
оценить
Расписание и билеты
Театр: Зойкина квартира, Москва

Серебренников о том, что пора валить

Нэпманшу Зою Пельц (Лика Рулла) подвели под монастырь любовь (Алексей Девотченко), кузен-авантюрист (Михаил Трухин) и мечта о Париже. Кирилл Серебренников возвращается к булгаковской пьесе о «гримасах нэпа», чтобы говорить про сегодняшний момент. Недвусмысленны и параллели, которые он проводит музыкой: зонги Иртеньева и Маленко положены на музыку Веймарской республики. 80-летняя пьеса, в финале которой всех арестовывают, звучит не просто актуально, но зловеще. К Ксении Собчак и Илье Яшину, аплодировавшим на премьере «Зойкиной квартиры», наутро пришли с обыском.

Место проведения

МХТ им. Чехова

МХТ им. Чехова

8.6
Театр с большой историей, спектаклями прогрессивных режиссеров и звездной труппой
Подчеркнуто скромный (по сравнению с залами XIX века) театр архитектор Федор Шехтель проектировал специально для труппы Станиславского и Немировича-Данченко. МХТ вселился сюда в 1902 году, и с тех пор Камергерский переулок стал одним из центров театральной Москвы. С 2000 года, когда худруком был назначен Олег Табаков, у остальных театров появился повод для беспокойства: расторопность, с которой МХТ переманивает талантливых молодых актеров и режиссеров, не знает равных. На основной, малой и новой сценах идут спектакли Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова, Евгения Писарева, Марины Брусникиной, Адольфа Шапиро и многих других героев нового театра и мэтров. В труппе — люди из телеэкрана: Константин Хабенский, Александр Семчев, Михаил Пореченков, Игорь Верник, Ирина Пегова, — в перемешку с новыми именами и недавними выпускниками.
касса +7 (495) 646 36 46
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 12.00–19.00
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
985
9

Бурлеск о зарождении фашизма

Нэп. Зоя Пельц открывает ателье: днем обшивают дам, ночью товарищи общаются с моделями. Как минимум четыре человека участвуют в этом предприятии, чтобы заработать на билет в Париж. В финале всех арестовывают. После «Зойкиной квартиры» пожалеешь, что нет в Москве кабаре: Кирилл Серебренников сумел бы поставить дело на широкую ногу. У него Зойка — дива Лика Рулла, в ее гостиной мерцают муаровые платья, в воздухе висит облако кокаина. Между гостями скользит пожилая сильфида — душа квартиры на Садовой, а темпераментные девушки исполняют смелые эстрадные номера, то есть бурлеск. Что касается девушек, они не Дита фон Тиз, но и не лыком шиты — можно представить, что на «Зойкину квартиру» будут ходить ради них. Ну действительно — где, где еще в этом городе вы увидите нормальный бурлеск, если не в МХТ?!

Это про интересное. Теперь про важное. Серебренникова, очевидно, увлекают параллели между «Зойкиной квартирой» и брехтовской «Трехгрошовой оперой», и он подчеркивает их, наводняя спектакль хитами Веймарской республики. Но еще вероятней, что его увлекают параллели между Германией и Россией, неспроста спектакль открывает легендарная «Das Lila Lied». «Зойкина квартира» была написана в 1926-м, вскоре запрещена, а вскоре и страна захлопнулась. «Трехгрошовая опера» была поставлена в 1928-м, пять лет спустя к власти пришел Гитлер и Брехт эмигрировал. Механизм зарождения фашизма и его сегодняшние черты — вот о чем «Зойкина квартира» в конечном счете. В этом смысле главный и современный герой спектакля — Аметистов, которого гомерически смешно играет Михаил Трухин. Старший брат Остапа Бендера, трикстер, который как рыба в воде и в советском, и в антисоветском. Он вваливается в квартиру в поповской рясе, под ней один за другим пиджаки с белой ленточкой, оранжевой, георгиевской; в конце концов он раздевается до майки с портретом Путина: «Это для дороги. Знаете, в поезде очень помогает. Плацкарту вне очереди взять. То, другое». Для него нет добра и зла, белого и черного, своим восхитительным цинизмом он разрушает не только авторитеты, но и сам цинизм: цинизм через Аметистова имеет возможность себя осознать. Впрочем, режиссер актуальность пьесы никак не подчеркивает. Она сама за себя говорит: позавчера, например, Ксения Собчак из зала наблюдала за обыском у Зои Пельц — а сегодня обыск был у нее самой.

19
0
13 июня 2012

Лучшие отзывы о спектакле «Зойкина квартира»

Фото Илья
отзывы:
17
оценок:
30
рейтинг:
53
9

Острый и актуальный (а когда Булгаков не был актуален?) спектакль с филигранной сценографией, отличной музыкой. Смотреть его надо именно сейчас, пока актеры на кураже и игра не превратилась в рутину.

6
0
13 июня 2012
Фото frecken   bokk
отзывы:
83
оценок:
117
рейтинг:
172
9

Наинтереснейшая поставнока Серебрянникова по Булгакову. Я бы сказала спектакль режиссера.
Днем ателье, ночью не совсем.
Музыкальное сопровождение спектакля прекрасное, хороший звук, что последнее время редкость для основной сцены МХТ.
Очень рекомендую интересно и познавательно провести вечер.

4
0
29 января 2013
Фото Светлана Ивлева
отзывы:
42
оценок:
50
рейтинг:
82
5

Кирилл Серебренников нынче – личность одиозная. Чего стоит длящийся скандал в театре имени Гоголя, новости оттуда читаешь как сводки с линии фронта, перевес сил переходит то на одну, то на другую сторону. В 42 года лауреат премий и кинофестивалей, ведет курс в Школе-студии МХАТ. Каждая работа этого творческого человека вызывает интерес, споры, привлекает внимание.
Спектакль «Зойкина квартира» решает сразу несколько творческих и не только задач. Первая – она бросается в глаза, кричит о себе - привлечение в театр новых людей, обновление состава публики. Словно режиссер решил встряхнуть привыкших к классике театралов и на освободившиеся в зрительном зале места впустить прогрессивных, идущих в ногу со временем людей. В спектакле для этого есть все – спецэффекты, видеоряд, живые музыкальные номера (не хуже любого мюзикла) и даже сцена с обнаженкой. Большинство нововведений стоит признать удачными – сценография проста и функциональна, пространство сцены перемещается, перенося зрителя из одного действия в другое. Использование стационарной камеры также удачно – оно дает эффект двойного дна декораций, появляется возможность раздвинуть границы восприятия происходящего на сцене, задействовать сразу несколько картин. Упомянутая выше обнаженная картина в исполнении Ольги Добриной видится мне творческим промахом, сделана она уж слишком на потребу – поглядите, до чего дошел современный театр! Пожалуй, здесь чувство меры явно изменило режиссеру.
Центр постановки – Зойка в исполнении дивы Лики Руллы. Приглашении звезды мюзиклов - это одновременно и удача, и недостаток спектакля. Лика Рулла настолько яркая, необычная и харизматичная, что она затмевает собой партнеров по постановке. Не верится, что такая женщина может тратить жизнь на морфиниста Обольянинова, который в исполнении Алексея Девотченко представляет собой лишь «сторчавшуюся» тень того самого графа, которым он был когда-то. Сцена с Аллой Вадимовной и вовсе выглядит комично: слова «Дело в тоне. Вот если бы вы пришли ко мне, сказали бы просто и дружелюбно: Зоя, дела мои паршивы, мы бы вместе подумали, как выпутаться из них... Но вы вошли ко мне как статуя свободы. Я, мол, светская дама, а ты Зоя-коммерсантка, портниха. Ну, а если так, я плачу тем же» - выглядит нелепо, учитывая, что Аллу Вадимовну играет выпускница этого года Светлана Мамришева, которой еще учиться и учиться, в том числе искусству изображения роковых женщин. Пожалуй, рядом с Ликой Руллой не теряются только Трухин (Аметистов) и Гусь (Кравченко). Актерскую работу последнего считаю лучшей в спектакле. Алексей Кравченко очень органичен в своей роли, есть в нем хорошее, правильное спокойствие, уверенность в своих творческих силах. Складывается впечатление, что актер провел серьезную внутреннюю работу над ролью, вжился в нее на 100 %, разобрал состояние своего героя в каждом эпизоде. При этом роль Гуся для Кравченко проста и понятна, чего, увы, не скажешь о роли Аметистова для Михаила Трухина. На мой взгляд, режиссер при создании образа переборщил с эффектностью, слишком «закутав» Михаила уже в первой сцене. Раздевание Аместитова, извлечение себя из-под горы одежды кому-то из зрителей покажется забавным, но актер совершенно явно перегревается под одеждой, теряет темп и всю первую половину действия просто восстанавливает терморегуляцию. Во втором действии Михаил приходит в себя, однако, на мой взгляд, сквозь его игру на сцене прослеживается некий внутренний протест актера против того, что его попросили сыграть. Трухин играет Аметистова с брезгливым выражением на лице, ему претят все эти пошлые пляски перед Гусем, коллективные кабаре-номера. Он внутренне протестует против того, что из его героя сделали только афериста, только шута, «прикольного» и неунывающего парня. Современная тенденция - легкий человек – примета 21 века. Но в этом спектакле подобная трактовка образа Аметистова выглядит неорганично, вычурно и неправдоподобно.
Главный минус спектакля – отсутствие смысла. Нет акцента – кто хороший, кто плохой. Нет общей линии, общей мысли. Актеры поют о том, что им не нужен скучный рай, они готовы веселиться в аду – но зачем это? Если режиссер выражает неприятие сегодняшней действительности, выражение «пора валить» можно счесть за рекламный слоган к спектаклю, то кому валить? Содержательнице борделя? Наркоману? Шуту-аферисту? Неужели это интересно? Типажи героев пьесы представлены в спектакле слишком поверхностно, слишком упрощенно. Автор постановки словно поставил себе цель – «не заморачиваться», а, используя Булгаковский текст, сделать «шоу», чтобы народ повеселился. Возможно, новая публика, на которую рассчитана эта постановка, примет подобные правила игры. Одно но – это уже не театр как разумное, доброе, вечное искусство. К сожалению.


4
0
10 декабря 2012
Фото Дмитрий
отзывы:
78
оценок:
83
рейтинг:
170
5

Попсовое шоу в стиле" Камеди-Вумен" по мотивам произведения М.А. Булгакова с песнями, танцами и спец.эффектами. Хорошо хоть не было голых бояр на трапеции).

3
0
28 февраля 2013
Фото Alla
отзывы:
184
оценок:
184
рейтинг:
387
10
"Доза" красоты

Что такое "Зойкина квартира" в МХТ Чехова в постановке Кирилла Серебренникова? Это Красота как ее понимает Человек, а также продемонстрированный Режиссером порок, вседозволенность, под красивую живую музыку, красиво исполняющие песни не фальшивящие голоса и "номера" красивых обольстительных девушек. Это Праздник, который Театр и Режиссер дарят Зрителю. Голос Лики Руллы (Зойка) красив, но, к сожалению, не выдерживает сравнения с красотой голоса Светланы Мамрешевой (Алла). Режиссер знает об этом, поэтому Светлана Мамрешева очень мало поет в постановке, ее голос преподносится Зрителю как Жемчужина.
Михаил Трухин великолепен в роли Александра Тарасовича Аметистова, Администратора. Его Талант раскрывается в "жизни" этого персонажа на сцене.
В постановке затронуты темы для рефлексии Зрителя: коррупция, наркотики, безнаказанность, быстрый заработок больших денег, судьба русской интеллигенции и т.д.
Также показан Маленький Человек - Павел Федорович Обольянинов в исполнении Евгения Перевалова - интеллигент ушедшей эпохи, проводивший детство и юность в Ницце, "я направлю к Вам своих секундантов когда изменятся Времена....." В течении представления не жизнеспособен находясь в морфийном угаре, при этом заступается за Девушку (Алла) когда ей грозит опасность.
В красивейших (хотела бы хотя бы один из них себе) головных уборах Героинь (кокошник из "бахромы" и кокошник из страусиных перьев) прослеживается почерк Режиссера: еще более прекрасные кокошники и в "Кафке" Кирилла Серебренникова, и в "Кому на Руси жить хорошо", и в "Пастернак. Сестра моя жизнь". Наряды Героинь весьма интересны - не отказалась бы ни от одного из них! Прекрасная работа художника по костюмам.

2
0
27 декабря 2018

Галерея