Спектакль

Спектакль Зойкина квартира

Постановка МХТ им. Чехова

Выбор «Афиши»
8.6
1/2

Серебренников о том, что пора валить

Нэпманшу Зою Пельц (Лика Рулла) подвели под монастырь любовь, кузен-авантюрист и мечта о Париже. Кирилл Серебренников возвращается к булгаковской пьесе о «гримасах нэпа», чтобы говорить про сегодняшний момент. Недвусмысленны и параллели, которые он проводит музыкой: зонги Иртеньева и Маленко положены на музыку Веймарской республики. 80-летняя пьеса, в финале которой всех арестовывают, звучит не просто актуально, но зловеще.

Возраст18+
Дата премьеры9 июня 2012
Продолжительность3 часа, 1 антракт

Участники

  16

Рецензия «Афиши» на спектакль

9Бурлеск о зарождении фашизма

Нэп. Зоя Пельц открывает ателье: днем обшивают дам, ночью товарищи общаются с моделями. Как минимум четыре человека участвуют в этом предприятии, чтобы заработать на билет в Париж. В финале всех арестовывают. После «Зойкиной квартиры» пожалеешь, что нет в Москве кабаре: Кирилл Серебренников сумел бы поставить дело на широкую ногу. У него Зойка — дива Лика Рулла, в ее гостиной мерцают муаровые платья, в воздухе висит облако кокаина. Между гостями скользит пожилая сильфида — душа квартиры на Садовой, а темпераментные девушки исполняют смелые эстрадные номера, то есть бурлеск. Что касается девушек, они не Дита фон Тиз, но и не лыком шиты — можно представить, что на «Зойкину квартиру» будут ходить ради них. Ну действительно — где, где еще в этом городе вы увидите нормальный бурлеск, если не в МХТ?!

Это про интересное. Теперь про важное. Серебренникова, очевидно, увлекают параллели между «Зойкиной квартирой» и брехтовской «Трехгрошовой оперой», и он подчеркивает их, наводняя спектакль хитами Веймарской республики. Но еще вероятней, что его увлекают параллели между Германией и Россией, неспроста спектакль открывает легендарная «Das Lila Lied». «Зойкина квартира» была написана в 1926-м, вскоре запрещена, а вскоре и страна захлопнулась. «Трехгрошовая опера» была поставлена в 1928-м, пять лет спустя к власти пришел Гитлер и Брехт эмигрировал. Механизм зарождения фашизма и его сегодняшние черты — вот о чем «Зойкина квартира» в конечном счете. В этом смысле главный и современный герой спектакля — Аметистов, которого гомерически смешно играет Михаил Трухин. Старший брат Остапа Бендера, трикстер, который как рыба в воде и в советском, и в антисоветском. Он вваливается в квартиру в поповской рясе, под ней один за другим пиджаки с белой ленточкой, оранжевой, георгиевской; в конце концов он раздевается до майки с портретом Путина: «Это для дороги. Знаете, в поезде очень помогает. Плацкарту вне очереди взять. То, другое». Для него нет добра и зла, белого и черного, своим восхитительным цинизмом он разрушает не только авторитеты, но и сам цинизм: цинизм через Аметистова имеет возможность себя осознать. Впрочем, режиссер актуальность пьесы никак не подчеркивает. Она сама за себя говорит: позавчера, например, Ксения Собчак из зала наблюдала за обыском у Зои Пельц — а сегодня обыск был у нее самой.

13 июня 2012
5

Выдержала только 1-й акт.
Потому что скучно.
У Булгакова вся пьеса пронизана мотивом тоски по другой действительности. У него это "в Париж!" -- отзвук боли, страдания гонимого, непонятого художника, который и мечтал вырваться под Парижские каштаны -- да не пустили.
Поэтому музыкальный лейтмотив -- Parigi o cara noi lasceremo.
У Серебренникова главная мысль -- "пора валить", потому что за кордоном бабки и свобода.
Поэтому Гусь Ремонтный (Алексей Кравченко) -- примитивный браток, наворовавший денег, Зойка (Лика Рулла) и Алла Вадимовна хотят какой-то непонятной свободы, которая есть только за границей, а Обольянинов -- просто дегенерат, все время бьющийся в наркотической ломке.
Вообще-то Обольянинов -- князь, хоть и наркоман. И у Булгакова, конечно, прямо на сцене ему наркотики не вводят. Но тут князей-то мы играть давно не можем -- порода не та; а вот ломка -- это близко и понятно.
Присутствуют также портрет Путина, белая ленточка (как и георгиевская) на аферисте Аметистове и еще множество современных аллюзий.
Песенки, которые поются под модный ныне камерный оркестрик с живыми инструментами, представляют собой просто концертные номера. Даже на зонги они не тянут.
Лика Рулла (актриса из мюзикла) играет вообще плохо, абсолютно выпадает из основного ансамбля, придерживающегося системы Станиславского.

В общем, оставили бы мхатовцы эту пиэсу Вахтанговскому: у тех такие вещи получаются весело, непринужденно и без претензий на большую художественную задачу.
А то у драматурга и так некоторые сцены пьесы носят малоприличный характер, а тут еще и непристойную обнаженку добавили (без которой нынче, видно, никуда) -- и совсем низвели спектакль до уровня стриптиз-клуба.
По-прежнему не везет Михаилу Афанасьевичу в родном театре!

1 июля 2012
9

Острый и актуальный (а когда Булгаков не был актуален?) спектакль с филигранной сценографией, отличной музыкой. Смотреть его надо именно сейчас, пока актеры на кураже и игра не превратилась в рутину.

13 июня 2012
9

Наинтереснейшая поставнока Серебрянникова по Булгакову. Я бы сказала спектакль режиссера.
Днем ателье, ночью не совсем.
Музыкальное сопровождение спектакля прекрасное, хороший звук, что последнее время редкость для основной сцены МХТ.
Очень рекомендую интересно и познавательно провести вечер.

29 января 2013
5

Кирилл Серебренников нынче – личность одиозная. Чего стоит длящийся скандал в театре имени Гоголя, новости оттуда читаешь как сводки с линии фронта, перевес сил переходит то на одну, то на другую сторону. В 42 года лауреат премий и кинофестивалей, ведет курс в Школе-студии МХАТ. Каждая работа этого творческого человека вызывает интерес, споры, привлекает внимание.
Спектакль «Зойкина квартира» решает сразу несколько творческих и не только задач. Первая – она бросается в глаза, кричит о себе - привлечение в театр новых людей, обновление состава публики. Словно режиссер решил встряхнуть привыкших к классике театралов и на освободившиеся в зрительном зале места впустить прогрессивных, идущих в ногу со временем людей. В спектакле для этого есть все – спецэффекты, видеоряд, живые музыкальные номера (не хуже любого мюзикла) и даже сцена с обнаженкой. Большинство нововведений стоит признать удачными – сценография проста и функциональна, пространство сцены перемещается, перенося зрителя из одного действия в другое. Использование стационарной камеры также удачно – оно дает эффект двойного дна декораций, появляется возможность раздвинуть границы восприятия происходящего на сцене, задействовать сразу несколько картин. Упомянутая выше обнаженная картина в исполнении Ольги Добриной видится мне творческим промахом, сделана она уж слишком на потребу – поглядите, до чего дошел современный театр! Пожалуй, здесь чувство меры явно изменило режиссеру.
Центр постановки – Зойка в исполнении дивы Лики Руллы. Приглашении звезды мюзиклов - это одновременно и удача, и недостаток спектакля. Лика Рулла настолько яркая, необычная и харизматичная, что она затмевает собой партнеров по постановке. Не верится, что такая женщина может тратить жизнь на морфиниста Обольянинова, который в исполнении Алексея Девотченко представляет собой лишь «сторчавшуюся» тень того самого графа, которым он был когда-то. Сцена с Аллой Вадимовной и вовсе выглядит комично: слова «Дело в тоне. Вот если бы вы пришли ко мне, сказали бы просто и дружелюбно: Зоя, дела мои паршивы, мы бы вместе подумали, как выпутаться из них... Но вы вошли ко мне как статуя свободы. Я, мол, светская дама, а ты Зоя-коммерсантка, портниха. Ну, а если так, я плачу тем же» - выглядит нелепо, учитывая, что Аллу Вадимовну играет выпускница этого года Светлана Мамришева, которой еще учиться и учиться, в том числе искусству изображения роковых женщин. Пожалуй, рядом с Ликой Руллой не теряются только Трухин (Аметистов) и Гусь (Кравченко). Актерскую работу последнего считаю лучшей в спектакле. Алексей Кравченко очень органичен в своей роли, есть в нем хорошее, правильное спокойствие, уверенность в своих творческих силах. Складывается впечатление, что актер провел серьезную внутреннюю работу над ролью, вжился в нее на 100 %, разобрал состояние своего героя в каждом эпизоде. При этом роль Гуся для Кравченко проста и понятна, чего, увы, не скажешь о роли Аметистова для Михаила Трухина. На мой взгляд, режиссер при создании образа переборщил с эффектностью, слишком «закутав» Михаила уже в первой сцене. Раздевание Аместитова, извлечение себя из-под горы одежды кому-то из зрителей покажется забавным, но актер совершенно явно перегревается под одеждой, теряет темп и всю первую половину действия просто восстанавливает терморегуляцию. Во втором действии Михаил приходит в себя, однако, на мой взгляд, сквозь его игру на сцене прослеживается некий внутренний протест актера против того, что его попросили сыграть. Трухин играет Аметистова с брезгливым выражением на лице, ему претят все эти пошлые пляски перед Гусем, коллективные кабаре-номера. Он внутренне протестует против того, что из его героя сделали только афериста, только шута, «прикольного» и неунывающего парня. Современная тенденция - легкий человек – примета 21 века. Но в этом спектакле подобная трактовка образа Аметистова выглядит неорганично, вычурно и неправдоподобно.
Главный минус спектакля – отсутствие смысла. Нет акцента – кто хороший, кто плохой. Нет общей линии, общей мысли. Актеры поют о том, что им не нужен скучный рай, они готовы веселиться в аду – но зачем это? Если режиссер выражает неприятие сегодняшней действительности, выражение «пора валить» можно счесть за рекламный слоган к спектаклю, то кому валить? Содержательнице борделя? Наркоману? Шуту-аферисту? Неужели это интересно? Типажи героев пьесы представлены в спектакле слишком поверхностно, слишком упрощенно. Автор постановки словно поставил себе цель – «не заморачиваться», а, используя Булгаковский текст, сделать «шоу», чтобы народ повеселился. Возможно, новая публика, на которую рассчитана эта постановка, примет подобные правила игры. Одно но – это уже не театр как разумное, доброе, вечное искусство. К сожалению.


10 декабря 2012
10"Доза" красоты

Что такое "Зойкина квартира" в МХТ Чехова в постановке Кирилла Серебренникова? Это Красота как ее понимает Человек, а также продемонстрированный Режиссером порок, вседозволенность, под красивую живую музыку, красиво исполняющие песни не фальшивящие голоса и "номера" красивых обольстительных девушек. Это Праздник, который Театр и Режиссер дарят Зрителю. Голос Лики Руллы (Зойка) красив, но, к сожалению, не выдерживает сравнения с красотой голоса Светланы Мамрешевой (Алла). Режиссер знает об этом, поэтому Светлана Мамрешева очень мало поет в постановке, ее голос преподносится Зрителю как Жемчужина.
Михаил Трухин великолепен в роли Александра Тарасовича Аметистова, Администратора. Его Талант раскрывается в "жизни" этого персонажа на сцене.
В постановке затронуты темы для рефлексии Зрителя: коррупция, наркотики, безнаказанность, быстрый заработок больших денег, судьба русской интеллигенции и т.д.
Также показан Маленький Человек - Павел Федорович Обольянинов в исполнении Евгения Перевалова - интеллигент ушедшей эпохи, проводивший детство и юность в Ницце, "я направлю к Вам своих секундантов когда изменятся Времена....." В течении представления не жизнеспособен находясь в морфийном угаре, при этом заступается за Девушку (Алла) когда ей грозит опасность.
В красивейших (хотела бы хотя бы один из них себе) головных уборах Героинь (кокошник из "бахромы" и кокошник из страусиных перьев) прослеживается почерк Режиссера: еще более прекрасные кокошники и в "Кафке" Кирилла Серебренникова, и в "Кому на Руси жить хорошо", и в "Пастернак. Сестра моя жизнь". Наряды Героинь весьма интересны - не отказалась бы ни от одного из них! Прекрасная работа художника по костюмам.

27 декабря 2018
Все отзывы
Спектакли недели: экспериментальный проект брусникинцев и премьера в Театре наций
Спектакли недели: экспериментальный проект брусникинцев и премьера в Театре наций
Спектакли недели: экспериментальный проект брусникинцев и премьера в Театре наций
20 великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
20
великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
20 великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео
Что смотреть в театре на каникулах
Что смотреть в театре на каникулах
Что смотреть в театре на каникулах