Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Год, когда я не родился

Постановка Театр Олега Табакова. Сцена на Чистых прудах

Выбор «Афиши»
8.2

Рецензия «Афиши» на спектакль

9Олег и Павел Табаковы в актуальной пьесе Розова

Премьера «Черешневого леса»: де-юре постановка «Табакерки», де-факто спектакль на большой сцене Художественного театра. Спектакль с роскошным символическим потенциалом: 17-летний Павел Табаков, как 54 года назад его отец, дебютирует в роли бескомпромиссного «розовского мальчика». Рядом с сыном на сцене отец — и восстановлена, стало быть, «прервавшаяся связь времен». Пьеса Розова тоже настаивает на преемственности, развивая сюжет «Горя от ума». Представьте, что Софья вышла за Молчалина, тот бодро шагает по карьерной лестнице благодаря стараниям Фамусова, потом мы узнаем, что он занял сту­пень на карьерной лестнице, на которой видел себя Фамусов, и завел связь с до­черью более перспективного чиновника. Общественная ситуация все та же — удушье. Чацкий в пьесе тоже есть, только его зовут Пров, он еще подросток, но о том, чтобы уехать из страны, не может быть и речи по другой причине: на дворе 1978 год.

Константин Богомолов и художник Лариса Ломакина выдержали постановку в холодном евростиле: советская квартира открыта двумя комнатами к зрителю, из остальных идет черно-белая трансляция на развернутый сверху экран. Чешская мебель, хрусталь в сервантах, иконы в серебряных окладах, зеленая лампа на массивном столе советского функционера. Константин Богомолов тоже говорит о преемственности, но только поперек сложившегося ностальгического тренда и общественного консенсуса на предмет советского прошлого, в котором-де было много хорошего. Особенно явно его спектакль выпадает из той жизнеутверждающей картины, которую рисует фестиваль «Черешневый лес», — кар­тины согласного цветения бизнеса и культуры на фоне припавшей к традиции и по-весеннему обновляющейся России. У Богомолова цветет не черешневый лес и не вишневый сад — больничный палисадник за окном умирающей пионерки из стихотворения Багрицкого. У него страна пожирает своих детей — бросая их то в сабельный поход, то в пекло Сталинграда, заставляя матерей вытравливать нерожденных детей, а тех, кому не повезло родиться, принуждает к самоубийству. В пьесе Розова Пров — чтобы не повеситься, как одноклассник, — совершает бессмысленный и безумный поступок и оказывается, пусть и коротко, за решеткой. В спектакле Богомолова год спустя его отправляют в Афганистан. Выживают только такие, как Егор Ясюнин и Золотарев, — изворотливые существа, рассуждающие, что к 2000-м нагревшие им место старики уйдут за древностию лет и тогда придет их время. Вот оно и пришло. Не увидеть, в кого метит Богомолов, невозможно: аналогия между Судаковым с Ясюниным и Ельциным с Путиным абсолютно прозрачна — как и аналогия между Провом, девятого мая нарвавшимся на арест, и креативным классом, который в нынешнем мае от памятника Грибоедову развозили автозаки. Собственно, появление этого спектакля — один из тех редких фактов, подсказывающих, что сегодня не вполне или не окончательно, но 78-й.

29 мая 2012

Лучшие отзывы о спектакле «Год, когда я не родился»

    • 9

      Замечательная версия всем известного спектакля. Даже невооруженным взглядом видно, что труппа старалась привнести в старую историю немного новизны. Некоторым это не удается, но здесь все вышло так, как необходимо. Нет сомнений, что спектакль отыщет своего зрителя.

      18 сентября 2017
    • 9«Год, когда я не родился»: год за два

      Театр п/р О.Табакова сыграл премьеру с Табаковым О.П. и Табаковым П.О.



      На афише спектакля – дверь с номером «1978». Закрытая, но не запертая. Двери в прошлое у нас не запечатывают. За ней, на сцене, – квартира «ненужных вещей» - корешков неразрезанных книг, расставленных по цвету, сувениров, некопеечных мелочей. В этой богатой обстановке живут «типичные представители» «простой» советской элиты. Проходные комнаты создают мнимое единство семьи в трех поколениях. Не семейное гнездо, общежитие. О приметах времени и времени как плохой примете, о том, что и что именно «бытие определяет» спектакль Константина Богомолова «Год, когда я не родился», представленный в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».
      Пьеса Виктора Розова, положенная в основу спектакля, задумывалась как «семейные сцены в двух действиях». Сцен хватает и темы их вечны, как и их участники – «отцы и дети», «жены и дочери»… Есть здесь и зять, женившийся скорее на тесте, чем на его дочери, которая « в семье своей родной казалась девочкой чужой». Семья, что называется, своего времени, большая, занимает шесть комнат. Но ее бытовые дрязги стали только поводом для режиссера рассказать историю Семьи, занимавшей когда-то одну шестую часть света.
      «Год, когда я не родился» играют о 1978- м, но икается от него в 2012: год за два. И десяти отличий не наберется. На сцене «Боржоми» на столе, у нас – разве что в подполье. На экране сценическом – программа передач советского телевидения: пионер, дискантом выводящий песню о войне, программа о селекционной работе с георгинами, поэт-пародист Александр Иванов, Иосиф Кобзон, парад и салют. На экране домашнем - ежедневные концерты ко дню и по случаю, «Квартирный (дачный, медицинский, семейный, половой etc.) вопрос», Дмитрий Быков (если повезет), Иосиф Кобзон, парад и салют. И тогда, и теперь Олег Табаков (многие лета!) на сцене. Официальные новости стали мало отличаться от советских старостей – только датой и окраской (даже не политической, а просто тем, что стали цветными). Разве что милиция сменила имя и разменяла понятия о чести и долге. Все-таки «винтаж» и «ретро» у нас никогда не выйдут из моды, будь то вещи, или идеи. Уточнить бы, распространяется ли знаменитое «вино с годами только лучше» на дешевый портвейн?
      Спектакль в сущности о том (вернее, и о том), что мы сняли с повестки дня знаменитое гамлетовское: «Порвалась дней связующая нить». «Никто не забыт, ничто не забыто» - поистине стало национальным девизом РФ. Только девиз этот распространился дальше великого подвига солдат-победителей, он объял и мелкое, и мелочное, вроде чашек с отбитыми ручками, пылящимися на полках «на память». Мышление на перспективу, расчеты на будущее и стабильность, идентичная натуральной (без консервантов и регуляторов кислотности) оставили нам от «Гамлета» только один вопрос. И тот от переводчика: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?».
      Программка спектакля снабжена фотографией с демонстрации с флагами, созвучными по цвету Красной площади. Символика партии затерта, но сомнений не вызывает. «Кипятковая вязь» тех дней «не простыла» (с книжной полки в сценической квартире с печалью глядит С.Есенин), но регулярно подогревается. Выходят и сегодня с красными гвоздиками, флагами, идеалами на демонстрации и шествия, идут, правда, вразвалочку, годы не те, но убежденно и верно. Верно не столько лозунгам, сколько памяти, своей молодости. В спектакле разыграно стихотворение Эдуарда Багрицкого, упомянутое в пьесе, про «Валю-Валентину». Но Богомолов-филолог одной строчкой не ограничивается, преподносит целиком с: «Пусть звучат постылые, /
      Скудные слова - / Не погибла молодость, / Молодость жива! / Нас водила молодость / В сабельный поход, / Нас бросала молодость / На кронштадтский лед. / Боевые лошади / Уносили нас, / На широкой площади / Убивали нас. / Но в крови горячечной / Подымались мы…»
      На сцене представитель молодости держит в руках проецируемый на экран красный (с кровоподтеками) стяг со знаменитой эмблемой на тему «хочешь жни, а хочешь куй». Изображение смещается, и вот уже красное древко проходит аккурат по венам знаменосца. «Тридцатые, хорошее было время, верно?» - с сентиментальной улыбкой подмечает подруга юности главы семьи Судаковых (Надежда Тимохина).
      «Чтоб земля суровая / Кровью истекла, / Чтобы юность новая / Из костей взошла». Такими плодами «из костей», ими удобренная, и разрешается наша земля, где пшеничные поля легко трансформируются в поля брани. Теми, кто «удобрял» взращиваются новые «кадры». В спектакль вшит диалог Егора (Александр Голубев) с ушлым (перспективным) коллегой (Вячеслав Чепурченко) о ценах на ценности. Дальновидный кадр заверяет, что поколение отцов, живших в нищете и разладе, тяготеет к ценностям материальным, удобствам быта. «Дети» же против материального благополучия тоже не возражают, но для них это не предел. «Порядок восстановить!» - говорит представитель поколения берегов не видящих, и все бы ничего, но нехитрые подсчеты, сделанные режиссером и озвученные со сцены, показывают, что сегодня именно это поколение, заматеревшее в 70-80-е, стоит «у руля».
      В спорном спектакле (герои спорят в нем, зрители о нем) бесспорно одно –декорации Ларисы Ломакиной. Художнику, когда-то сумевшему разместить на миниатюрной сцене «Табакерки» квартиру с кухней и лестничной клеткой (спектакль «Старший сын»), на этот раз досталось королевство побольше. Герои пьесы В.Розова живут вольготнее (по метражу, да и вообще), чем герои А.Вампилова, потому на сцене МХТ им. А. Чехова выстроили квартиру в шесть комнат со всеми удобствами. На «чердаке» сцены – экран, на котором, как в мониторе охранника-консьержа, отражается все происходящее во всех комнатах. Многообразие точек зрения героев выражено и визуально- зрители видят происходящее с разных точек и ракурсов. Видят очевидное (оливье на праздничном столе – отголосок семейных дрязг из громкого спектакля К.Богомолова «Лир») и неприглядное (измены, притворство, ноги под потолком…). При желании, спектакль можно смотреть как фильм, игнорируя сцену (подарок для галерки, «большое видится на расстояньи»), эстетика кино в нем превалирует над театральной: сцены выстроены как кадры, да и монтаж текста подчинен этой «раскадровке». Нет в этом слиянии экранного и сценического новомодного эффекта или эклектики, нет наложения или подмены. Форма эта позволяет рассказать (показать) о героях то, в чем они сами себе не признаются, чего не замечают в себе и вокруг. Оттого многочисленные паузы здесь, порой, красноречивее слов.
      Впрочем, публика, по привычке, охотнее реагирует на текст. Розовские реплики не потеряли ни актуальности, ни юмора, ни остроты. Памятен и сохраненный на пленке спектакль по этой же пьесе с Анатолием Папановым в главной роли. Спектакль отличный по настроению, ритму, подтексту, оставляющий призрачную надежду на светлое будущее. С тех пор автора пьесы успели вывести с афиш, подзабыть, перевести «во второстепенные», но его слово и темы явно пришлись ко времени. Текст сокращен, отретуширован, доведен до соответствия задумке режиссера. Константин Богомолов не только подробно изучил биографию своих героев, но и додумал их будущее. Соотнес художественный вымысел с исторической правдой, даты с темпераментами. И вышло, что для одних замаячил десятилетний Афган (тема непрестанной войны – одна из болевых в спектакле), для других – шест в ночном клубе, третьи – затянули будущее петлей на шее.
      «Забываю о времени, которого не хватает», - говорит в интервью советскому (другого и не было) телеканалу цветовод-любитель. Для зрителей эта фраза обретает иной смысл. Время без действия передает спектакль. Публика перешептывается, вспоминая и глядя на школьную форму, пластинки «The Beatles», каемочки сервизов и прочий «антиквариат» молодости. Актеры же, в этих явно переигрывающих их предлагаемых обстоятельствах, намеренно проговаривают текст, произносят его без знаков препинания и интонаций, устало. Сцена завешена микрофонами, но слышно не все и не всех (в особенности актеров помоложе), кажется, в стремлении жить на сцене как в жизни здесь пренебрегли сценической речью (тут бы кстати пришлось название первоисточника – «Гнездо глухаря»). Но есть и яркие (не на фоне, а сами по себе) актерские работы. Роза Хайруллина в роли торговки овощной лавки производит фурор, срывает аплодисменты и акапелло (крик-плач-стон) Дарьи Мороз. Дуэт Олега Табакова и Натальи Теняковой не вызвал сомнений ни до, ни после спектакля – кажется, они не играют, настолько органичны, присутствуют как свидетели эпохи. Табаков-младший - еще один пример того как, хорошо, плохо ли, но вьется «связующая нить». Для юного актера, студента театрального колледжа (еще одно детище его отца), эта роль – уже не дебют на профессиональной сцене, как оговорено в программке, но пока она великовата, на вырост. Острого и важного для пьесы конфликта отца и сына явить не получилось - быть может из-за конфликта с ролью. Впрочем, стоя на сцене с отцом, в роли его сына, у актера есть пример и ориентир «в кого» расти. Олег Павлович Табаков стал когда-то воплощением «розовского мальчика» в спектакле (а потом и фильме) по пьесе «В поисках радости». Тогда его герой дико кричал от боли за погубленных рыбок («Они же живые!»), нынешний же персонаж («не кочегар, не плотник, - партийный работник) «впервые сердце почувствовал» после не назначения на маячащую на горизонте должность.
      «Год, когда я не родился» Константина Богомолова кажется закономерным в череде его спектаклей «Старший сын», «Wonderland –80», «Лир». Объединены они темой роли истории в истории. Речь, конечно, об Отечестве и памяти, в которой «такая скрыта мощь, что возвращает образы и множит». Звучит в спектакле незатейливая песенка про «нефтяных королей», - кто же мог подумать, что она в сочетании с «все могут короли» - станет сегодня неофициальным гимном. «Жениться же по любви» королю с народом никак не удается, – то обман, то насилие. Может и впрямь стоило бы сделать аборт – прервать бремя беременности прошлым. «Год, когда я не родился» ведется от лица нерожденного, самого счастливого из всех персонажей.
      Но не все так мрачно. Уморительная (во всех смыслах) постановка предрекает торжество свободы и сестры ее справедливости: Роза Хайруллина напевает блатную классику с текстом «свобода –ля, свобода –ля, свобо-о-да…». А далее титры, аплодисменты и конец. Промежуточный. Ведь в разросшейся как опухоль квартире все еще царит затхлый дух. Дух времени. Проветрить бы! И лучше ветром перемен.

      ”Комсомольская правда” http://kp.ru/daily/25889.5/2850474/

      28 мая 2012
    • 9

      Трудно скрывать заметный неподдельный интерес, плавно переходящий в тихое попискивание в состоянии восторга к советской эстетике в современной культуре.
      Видимо кто-то выше описанное, оценит как сопливую наивность человека, родившегося в год застоя и близившегося заката и развала Советского союза.
      Могу вполне временно проявить любопытство ребенка, желающего наблюдать и исследовать культурный слой одновременно почти близкий по рождению, но упущенный по причинам от меня независящим.
      Отдельным душевно-укладочным катком проехались, используя кадры черно-белой хроники. Надрывно-заунывное пение пионера и патриота с трудом понимающего смысл и содержание исполняемого им текста. Зрители, выдерживающие натужные лица ,желающие скорейшего завершения концерта-пытки. Другие отчаянные бедолаги, считающие минуты до возможности посетить буфет. Настоящее сочувствие и понимание сквозь невидимую неловкость реальных участников войны. Позволю себе заметить возможность отголосков карикатуры на театральную публику. Короткое наблюдение в последнем ряду партера была замечена засыпающая и скучающая девочка десяти-двенадцати лет, замученная своими родителями, которые возможно из добрых побуждений просвещения притащили дитятко на спектакль. Дикая горечь сожаления от тог, что ребенок просто в силу возрастных ограничений и отсутствия опыта невероятно далек от считывания и понимания тонкостей драматургии спектакля.
      Очень уместные кинематографические приемы и видео трансляция внутренностей мышиной квартиры, напоминающая скорее картонную коробку, где мирно сосуществуют экспериментальные крысы под чутким руководством ласковых бихевиористов. Иконы в доме атеиста тянет на алтарь театра абсурда и выдающиеся прибежище ханжества.

      В тему чувствительности и бесчувственности, как одно за другое цепляется мысль от просмотра отрывка сюжета о селекционере георгин. Честная труженица «маленькая» женщина преодолевающая сиротство на публике она рассказывает о своей рутинной работе. Испуганное лицо и штамповый пафос долженствования. Неподдельная искренность и флаг чувство долга и справедливости наряду с тотальным отстранением и фактическое игнорирование чувств живого человека и женщины. Мать психологически кастрирует свою дочь как женщину. И родители еще сетуют на подавленное настроение дочери после аборта. Семья, где все уныло и последовательно служат долгу, и там полностью вымерла любовь, тепло и поддержка близких людей. Под полулегальным запретом проявление чувств и название их. Почтив се подчиняется выполнению долга.

      6 мая 2014
    • 9Гениально

      Не ожидал что спектакль может на меня произвести такой эффект...Да и не только на меня - зал апплодировал стоя и очень долго не хотел отпускать тех, кто подарил такую яркую драму.

      Очень целостный, с выверенными нотками, с интересными ("камерными" - от наличия черно-белых камер в глубине сцены) видео решениями, крупными планами и подчеркиваниями - особенный и удачный спектакль.

      Табаков - красавец, маленький Табаков - очень даже, Тенякова - прекрасная и всевидящая, Мороз, Голубев, Ленская - все очень выразительны. Потрясла Хайруллина, чье краткое появление на сцене просто мне показалось взорвало зал своим глубоким проникновением темы.

      Я бы не стал строить парралели между 1978 и следующими эпохами - сделана отличная глубокая и эмоциональная фреска того года. Причем, с использованием достаточно рисковых, как мне кажеться, инструментов для театра. И очень успешно.

      Рекомендую.

      23 марта 2013
    • 7

      Чётко и по делу, тонко и очень точно, без лишних надрывов, разве только там, где без них совершенно никак. "Год, когда я не родился" покоряет не сразу, но, погрузив в себя, держит крепко. Это вообще интересно - смотреть на мир недалёкого прошлого из того будущего, о котором 35 лет назад грезили, не мигая.

      "Сколько тебе будет в 2000-м?" - спрашивает один из героев другого в недалёком 1978-м. "40". "А мне 50. Только представь, какими молодыми мы встретим новое тысячелетие! Ведь это Всё будет нашим!" И стоит посмотреть спектакль, чтобы понять, что речь их не трогает - пугает.

      "Год, когда я не родился" - это пьеса "Гнездо глухаря" советского классика Виктора Розова, глазами режиссёра Константина Богомолова - о жизни семьи и страны, когда они неотделимы. Семья Степана Аркадьича Судакова (Олег Павлович Табаков) из советской элиты и интеллигенции: сын почти пристроен в МГИМО, дочь - замужем за простым, но перспективным парнем, успешно подсиживающим тестя. О любви - так вышло - речи здесь нет, у неё - второй аборт, и если первый - в угоду родителям, то второй - в поддержку мужа, дабы не нарушить его карьеру. И карьера эта идёт в гору.

      Говорят, этой пьесой когда-то Виктор Розов своего рода поставил диагноз советскому строю: "пациент скорее мёртв, чем жив". ведь только так можно описать строй, в котором теряют чувствительность даже самые стойкие его члены, вроде главного героя Судакова.

      Советское прошлое многие сейчас вспоминают с придыханием. Возможно, Советский Союз здесь и ни при чём вовсе: у многих ностальгирующих тогда случилась бурная молодость, а молодость - это всегда придыхание, и дело здесь не в стране. В этой постановке его нет - здесь, скорее, дерзость взглянуть на это прошлое по-другому - не светлое и не мрачное - разное. Для такого взгляда, где есть место и юмору (порой искромётному, как в сцене удивительной актрисы Розы Хайруллиной), и горечи, которую не проговаривают - пропевают (на мой взгляд, здесь одна из гармоничнейших ролей любимой мною Дарьи Мороз), и общему цинизму, и трагедии (начавшейся в 1980-м в Афганистане, которую спектакль не обойдёт стороной), и честной истории - Табакерка на сцене МХТа, "Год, когда я не родился".

      25 февраля 2015
    • 9

      Перехлестывают эмоции. Умный, печальный, искренний спектакль. Неожиданные режиссерские находки. Великолепный Табаков и К*. На сцене - будто реальные люди с их реальными судьбами 1978 года - настолько безупречно сыграно. Настоящий подарок тем, чье детство пришлось на 70-80-е. Весь спектакль - на полутоне - почти шепотом, как дома - но отзвук в душе - колоколом - сильно и надолго. Хочется повторить культпоход - снова и снова. Безупречно, безупречно, на мой взгляд. Браво.

      31 мая 2012
    • 9

      От 10 сентября 2012.
      Когда по экрану, натянутому вместо занавеса, словно в кино побежали титры, я внутренне сжалась: апрель 1978 года - мой выпускной десятый класс. Серванты с хрусталем, магнитола, пластинки, школьное платье и фартук, поцелуи, а уж когда Олег Павлович привел своего "немецкого коллегу", я поняла, что вот сейчас Константин Богомолов будет мне показывать мою жизнь. Читаешь пьесу - да, возникают воспоминания и смутные образы, а здесь видеоряд просто обрушивает на тебя то время и его ощущаешь кожей. Спектакль впитываешь не сразу и не безоговорочно, пытаешься сопротивляться, ведь не хочется выползать из этой сытой сегодняшней жизни в ту, про которую ведь только хорошее вспоминаешь, приятное. Ну и пусть черно-белые две программы, зато яркие флаги на демонстрациях, ну и пусть "прежде думай о Родине", зато "все еще впереди, надейся и жди"...Когда Надежда Тимохина декламирова Багрицкого, хотелось выть сквозь стиснутые зубы. Когда Дарья Авратинская изображала стриптиз, прилила краска к щекам, от воспоминаний, как хотелось попробовать запретное и как пробовалось. И погибшего в Афгане одноклассника вспомнила, и про девушку его из параллельного, и про восьмиклассницу беременную, исключенную из школы, и как папа меня, целующуюся, застал, и спустил с лестницы моего первого..Ой еееё..И я понимаю, почему мог рассказать про это время Розов, но как это удается делать Константину, "в тот год" едва народившемуся!...Тут либо талант, либо столь же большая боль, а скорее и то и другое. И нити, связующие времена..да что там нити - железные тросы. Все мы оттуда, и все наше сегодня тоже. "И вся страна в 2000 будет наша"...
      Разглядывая огромную, шестикомнатную квартиру, следя за перемещениями героев по ней и по жизни, подглядывая, словно в огромную замочную скважину на проекции крупных планов, погружаешься в действие даже против своей воли. Режиссер верен себе, он выстраивает новые формы, их можно принимать или отвергать, но не заметить нельзя. И мимо пройти тоже.
      Про актерство даже и неловко. Играли, как дышали. Наталья Максимовна - мне б тогда такую понимающую маму. Совершенно нетеатральный Александр Голубев - и его линия с кадрами хроники - в одно. Молодежь, и совсем уж от того времени отодвинутая, а прониклись. Очень понравилась Дарья Мороз. Вот впервые так негромко и глубоко. Роза Хайруллина, быть может, достоверностью своей даже переборщила, так карикатурно- выпукло получилась ее героиня. Олег Павлович..я тут вообще снимаю шляпу. И кураж и растерянность, и сила и слабость, а вот приступ сердечный не надо так достоверно, пожалуйста...
      Реакция в зале меня, мягко говоря, удивила. Возможно публика ждет лишь когда ее буду развлекать, и ловит только такие, смешные моменты, не знаю.. Я лишь потом, когда накрыло послевкусие, поняла, что может и от смущения - не все же выносят такое откровенное обнажение души своей.
      Спектакли Богомолова будоражат, говорят: иди и смотри. И думай, и переживай. И если он следующий поставит про 90-е, как это можно будет смотреть? Не знаю. Но буду. Он очень нужен сейчас, такой режиссер.
      И опять понимаю, как и после Лира, что невозможно описать все впечатления полученные, невозможно раскрыть все параллели возникшие, и что буду долго еще возвращаться к спектаклю. Это настоящий современный театр.

      20 сентября 2012
    • 7

      Константин Богомолов продолжает относительно недавно введённую традицию постановки в Табакерке классики советской драматургии. Александр Вампилов, Александр Володин и Виктор Розов – вот драматурги, чьи произведения составляют значительную часть репертуара Театра п/р Олега Табакова.
      Пьеса Виктора Розова «Гнездо глухаря» – произведение довольно монотонное и затянутое. Действие происходит в квартире Степана Судакова. Глобальные события остаются за пределами внимания зрителя.
      Впервые мы видим на сцене отца и сына – Олега Табакова и Павла Табакова в качестве Степана и Прова Судакова. Это прекрасно и замечательно. К тому же Павел получил свою первую серьёзную роль в театре и играет в серьёзной постановке по пьесе серьёзного автора. Это начало его театральной карьеры.
      На мой взгляд, Константин Богомолов выполнил главную режиссёрскую задачу и не исказил основную идею автора. Спектакль «Год, когда я не родился» выдержан на контрасте: правильный Степан Судаков в жизненной силе заметно уступает бунтующему сыну Прову. Впрочем, бунтует, согласно задумке произведения, не только сын Судакова – протестует и его дочь, и его жена, и даже его зять. Протестует все, кто в том или ином качестве появляются в доме Судаковых. И хотя дочь Судакова Искра крайне редко выражает свои желания, свою волю, она против устройства дома её семьи, живущей по шаблону. Бунтарство Прова более очевидно – просто потому что его возраст предполагает внутренний протест, неприятие мира в том виде, в каком его видят взрослые, желание быть не таким, как все. В Прове особенно чувствуется враждебность и бунтарство. Он влюбляется в девочку из неблагополучной семьи – дочку продавщицы и уголовника. Меж тем, Судаков-отец желает Судакову-сыну исключительно дипломатической судьбы и определяет его в МГИМО.
      Главный ролевой контраст спектакля показан великолепным образом. Павел Табаков на сцене как рыба в воде. Ну а в актёрском мастерстве Олега Павловича давно сомневаться не приходиться.
      Дочь Судакова Искра – глубоко несчастная женщина, вышедшая замуж по воле отца и сделавшая два аборта. Её муж – перспективный преподаватель Ясюнин, крутящий роман со студенткой по имени Ариадна. Искра та же бунтарка и могла бы выразить свой протест, будь у неё чуть больше сил, чуть больше жизненной энергии. Но она в полном отчаянии. Она несчастна. Отрешённость от семьи, безнадёжность убедительно показывает Дарья Мороз, в последнее время перешедшей на унылые роли.
      В своих последних постановках Константин Богомолов активно использует видеоряды. В спектакле «Год, когда я не родился» режиссёр сделал ещё один шаг в этом направлении: сценическое действие дополнено онлайн-трансляцией действий видимых и невидимых героев. Таким образом, это не просто спектакль – это чёрно-белый кинофильм, с титрами и разными ракурсами. Мы видим действие с разных сторон: когда Судаков за ужином проводит очередные нравоучения, сидящий в кабинете Пров, отчаявшийся, но решительный, не в состоянии принять жизненную позицию отца, и мы видим это по выражению его лица.
      В спектакле присутствуют мимолётные проекции на современность. Иногда мини-монологи актёров оказываются отстранёнными от участников действия и обращёнными к зрителям. Основные же сцены выдержаны в камерно-академическом духе. На мой взгляд, спектакль, поставленной по пьесе «Гнездо глухаря», должен идти на малой сцене, в более тесной атмосфере. Правда, ради этого пришлось пожертвовать масштабом видео…
      В общем, создаётся впечатление, будто постановка Константина Богомолова вполне могла бы удовлетворить запросы как почитателей классического театра, так и любителей авангарда.

      26 декабря 2012
    • 5

      Право сказать, это третий спектакль театра-студии п/р О. Табакова, который я видел. Бывалые театралы, вероятно, скажут, что совсем ничего для формирования развернутого и полного понимания всех концептуальных закавык театра-студии. Честно, спектакль был занимателен, эпизодами - эксцентричен, эпизодами - интересен, эпизодами - скучен. Но фабула осталась так и не раскрыта. Не было единого пространства, в котором бы существовали и актеры, и режиссер, и сама драматургия. Табаков, конечно же, актерская глыба! Увы, совсем посредственно была занята Н. Тенякова. Спорная работа у Д. Мороз. Хорошие Голубев, Хайрулина, Тимохина (характерная актриса!!!) Мне очень понравился Павел Табаков (гены у него определенно крепкие). В общем и целом, посмотреть можно, но один раз. Спектакль с красивой сценографией и интерлюдиями, но почему-то без генеральной смысловой линии.

      14 июня 2012
    • 7

      Впечатления неоднозначные... К самой пьесе и игре актеров ни малейших претензий. Сильное произведение, абсолютно не вызывает ощущения какой-то несовременности, несмотря на то, что действие происходит в 1978 году. Актеры замечательные. Единственный минус: кое-кто из молодежи слишком тихо говорит, приходится сильно напрягать слух, чтобы понять, что происходит. В остальном - отлично!
      А вот режиссерское решение относительно технической стороны постановки... Сцена разделена перегородками наподобие квартиры. На переднем плане лишь две комнаты и коридор. Но есть еще другие комнаты, кухня... В них также идет действие. Верхняя половина пространства сцены занята экранами, на которые оно и транслируется. Мы видим даже тех актеров, которые в данный момент в действии не участвуют, а просто лежат на кровати, курят, читают... В общем, по принципу Дома-2 - от камеры никуда не скрыться ))) Причем, изображение периодически скачет, камера резко поворачивается... У меня как человека со слабым вестибулярным аппаратом это вызывало исключительно отвращение. В аннотации к спектаклю на сайте сказано, мол, внимание, актеры курят на сцене. Лучше бы предупредили, что у некоторых зрителей может начать кружиться голова и подташнивать))
      Эмоции скачут - стихи Багрицкого, песня, исполняемая Дарьей Мороз - это за гранью. Сидишь, как вбитый в кресло... Уничтоженный происходящим. А спустя некоторое время вставка с обдолбанной девицей из 90-х-2000-х. Замысел ясен, но... не впечатляет. Вызывает неприятие, отталкивающее впечатление, не более того.
      Но в целом спектакль сильный, я не жалею, что посмотрела. Хотя занудно продолжаю предпочитать более классические постановки.

      8 ноября 2012
    • 7

      Постановка «Год, когда я не родился» на сцене МХТ имени Чехова, - пожалуй, самая талантливая из работ Константина Богомолова, которые мне довелось увидеть. И хоть было их немного, но весь мой предыдущий опыт просмотра спектаклей этого режиссёра вполне укладывается в шутку про мышей, которые давились, плевались, но продолжали смотреть.

      В спектакле «Год, когда я не родился» фирменный приём Богомолова – камеры и телеэкраны – наконец-то (для меня) смотрится вполне уместно. Это своего рода реалити-шоу «Семейство Кардашьян». Только действия разворачиваются не в Америке 2000-х, а в Советском Союзе образца 1978 года. Главные герои – семейство Судаковых из пьесы Виктора Розова «Гнездо глухаря».

      Сюжет драмы частично упрощён. Перед нами не законченная история, а скорее, эпизод из жизни отдельно взятой благополучной и интеллигентной семьи.

      В шестикомнатной квартире проживают Степан Алексеевич с супругой, их дети – старшая дочь Искра и сын Пров, а также муж Искры – Егор. Периодически к ним в дом приходят эпизодические персонажи. Однако главные роли всё-таки у Судаковых, за которыми камеры-невидимки то и дело подсматривают и выводят на экран самые драматичные моменты этой семьи.

      Для сравнения – тот же приём - подглядывание с помощью камер – в «Юбилее ювелира» и ленкомовских «Годунове» и «Князе» подчёркивает лишь авторское «Я» Богомолова. «Я придумал». «Я – новатор». «МенЯ вы можете не любить, но ни с кем не спутаете!»

      Что же касается самой пьесы Розова, то камеры - это отнюдь не единственное режиссёрское решение Богомолова.

      В «Гнезде глухаря» ребром ставится религиозный вопрос во взаимоотношениях партийца-атеиста Степана Судакова и его верующей дочери Искры. Конфликт мировоззрений выливается в сцену плевания на иконы.

      У Богомолова иконы выполняют лишь декоративную роль. А на первый план выходят взаимоотношения людей: карьеризм Егора, несчастная личная жизнь Искры, поиски себя Провом, отношения интеллигенции с «пролетариатом»…

      Параллельно Богомолов делает внесюжетные вставки, экстраполируя какие-то эпизоды из жизни поколения. Так на экране появляется ролик из интернета с «угашенной кокаином матерящейся девушкой». Хотя лично мне уловить связь между нею и семьёй Судаковых не удалось, есть несколько отсылок, которыми автор намеренно связывает то время и современность.

      В частности, диалог Золотарёва и Есюнина, претендующих на будущее господствующее положение в обществе, упирается в 2000-й год, когда одному будет чуть больше сорока, а другому – около пятидесяти. Именно в этом возрасте карьерист Егор планирует взять «своё» и вытолкнуть стариков с насиженных и нагретых для него мест.

      Что в остатке? Зарисовка из жизни «того» поколения. Плюс прекрасная игра Олега Табакова, Натальи Теняковой, Дарьи Мороз, розы Хайруллиной и Ольги Барнет. Отдельного внимания заслуживает представитель нового поколения Табаковых – Павел, сыгравший Прова, непростого подростка, выросшего в тепличных условиях.

      12 октября 2016
    • 7

      Спектакль Богомолова оставил двойственное впечатление на меня, как на рядового зрителя (не театрального критика). Свойственные современному театру технические навороты в виде бесконечных черно белых проекций на занавес, снятых камерами с разных планов, смотрятся одновременно и впечатляюще, и в то же время, периодически заглушая видеоэффектами собственно глубокий сюжет спектакля. Временами кажется, что Богомолову изменяет чувство меры - возможно, спектаклю, сыгранному сильными актерами Табакерки и самим мэтром Табаковым-старшим, не стоило так смело разбавлять тщательно имитирующие на сцене квартиру конца семидесятых декорации и вполне классическую игру актеров проекционными инновациями. Слабой, к сожалению, показалась семейная преемственность Павла Табакова, хотя возможно, весьма невыразительная на мой вкус игра Павла, объясняется особенностями роли и отсутствием особо эмоциональных моментов. Нельзя не упомянуть блестящую короткую роль продавщицы ларька Розы Хайруллиной. Тем не менее, надо отдать должное в целом спектаклю как отличной постановке - роман Розова конца семидесятых волей автора достаточно прозрачно перекликается с нашим временем, когда молодые, но далеко "пойдущие" функционеры конца 70-х сегодня превратились в наших нынешних правителей...

      18 сентября 2012
    • 7

      Константин Богомолов поставил спектакль по пьесе В. Розова «Гнездо глухаря». В 1980-м году она имела шумный успех, для того времени ее текст был довольно острым. Но с тех пор столько воды утекло! Кого сегодня может увлечь семейная драма чиновника эпохи застоя? Тем более удивительно, что спектакль Богомолова смотрится с интересом. На сцене – полированные стенки, люстры с рожками, хрусталь, иконы-самовары – приметы 70-х. По телевизору показывают «От всей души» и «Вокруг смеха». Глава семейства работает в каких-то верхах, ведающих загранпоездками, зять не без его помощи стремительно делает карьеру, дочка страдает от измен мужа, а сын-подросток ищет свою правду жизни. Актеры играют со вкусом и смаком, особенно, Олег Табаков и Наталья Тенякова. Как ни странно, такой бытовой театр, да и картина в целом вызывают жуткую ностальгию. Но пространство распахивается дальше: огромная квартира фиксируется видеокамерами на большом экране, занимающем половину сцены. Так охранники офисов просматривают свои объекты – под разными ракурсами в разном масштабе. И этот видео-арт явно ближе нашим дням. Когда зять-карьерист и его дружок говорят о том, что старики свое отжили, что в 2000-м году «вся страна будет нашей», а потом бодро запевают до смешного пророческую советскую песню про «нефтяных королей», действие закольцовывается. Год, «когда я не родился» становится точкой, с которой режиссер смотрит на сегодняшнюю жизнь. Герой наших дней тоже чиновник. Ребята, которые стремились в нефтяные короли, давно уже ими стали. 2000-й позади. Спектакль, начавшийся как неспешное ретро, оборачивается острой современной драмой. Бытовой театр сменяет жесткая метафора. А связь времен, как ни парадоксально, восстанавливается. Давно ли это было – 30 лет назад?!


      8 октября 2012
    • 9

      Поход на этот спектакль был для меня случайным. Как и все самые яркие и запоминающиеся события моей жизни.
      Трогает до слёз.
      А больше ничего не скажу - идите и сами всё увидите)

      4 июня 2013
    • 5

      Весь спектакль я думал - то ли пьеса слабовата , то ли постановка не совмем удачная... Наверное , и то , и другое.. Экранами и репортажем из спальни о происходящем удивить уже сложно, этот ход режиссером используется и в других постановках., Сюжетная линия проста , а персонажи традиционны.. Одег Павлович как всегда хорош, а вот Табаков младший , на мой взгляд , неубедителен. Не понял я про видеовставку с девушкой легкого поведения- с какой целью? Честно говоря, ожидал большего...

      23 мая 2013
    • 7

      Спектакль приятно удивил,особенно после «Чайки» на которой было весело, но очень пошло.
      Спектакль «Год, когда я не родился» немрачный, режиссер немного скучает по тому времени. Где все понятно и просто. Стандартная семья, богатая обстановка для того времени. У всех престижные работы и должности. В семье с первого взгляда все в порядке. Все решено за всех давно, все живут по схеме. На сцене воссоздана квартира того времени, на экранах идут фильмы того времени
      Дарье Мороз (Искре) купили мужа,организовали ее жизнь, но счастлива ли она? Внешне все в порядке, но муж не любит, живет по обязанности отцу Табакову О.П (Судакову С.А). Но женского счастья нет – нет детей, которых она убила. Нет жизни. В ее душе жесткость и злость. Все понимают.
      Актерский ансамбль порадовал Олег Табаков, Дарья Мороз, Роза Хайруллина,внук Табакова – Павел Табаков.
      В спектакле есть строгость рассказа всей истории, мы видим все что происходит в комнатах дома, как спят,как приходят, как кушают, как работают и т.д.
      Музыка намешана и песня в исполнение именно Профессора Лебединского "Вот и лето прошло" особенно подчеркивало, что то время режиссер помнит.
      Для меня была лишней сцена с видеоизображением девушки под наркотиками и ее танцы. Мне понятно, как и что происходило, ведь спектакль о 1978 годе и о людях, которые не родились…а те кто родился сидели в зале…
      Богомолов старался показать эту грань, переход поколений. У него получилось, спектакль понятный, вызывает ощущения, как было и что, это очень важно. Спектакль заканчивается по –другому. В пьесе разделяют имущество и отдают комнату А. Голубеву (Е.Ясинину) мужу Искры. Богомолов заканчивает спектакль песней, которую поет Р. Хайруллина (В.Губанова) с дочкой. На самом деле мама (В.Губанова) она самая счастливая и чистая в отношениях – она ждет мужа из тюрьмы, работает в ларьке и продает овощи, она любит дочку и это видно:ведь только она пошла в милицию и стала вытаскивать попавшего П.Табакова (П.Судакова) из милиции, его семья была безучастна. Она верит и ждет, живет простой жизнью и любит эту жизнь.

      8 мая 2016
    • 7

      Пожалуй, один из самых остроумных и изящных плевков в сторону современного российского политического истеблишмента, которые я видела. Сюжет при этом строго ограничен текстом розовского "Гнезда Глухаря" - слегка сокращённым и дополненным небольшими вкраплениями, которые придают остроту, но не сильно выбиваются по стилистике.
      Высокопоставленный чиновник выясняет отношения с семейством: протеже-зятем, трудоголиком-дочерью и сыном-трудным подростком. Традиционные для постановок Богомолова экраны в этот раз занимают всю верхнюю половину сценического пространства. Разделенные на секторы, они используются для трансляции то лиц артистов крупным планом, то передвижений, происходящих в скрытых от зрителей частях декорации, представляющей квартиру советской академической элиты. Также на экранах фоном идут эпизоды из телепередач 70-х - с Кобзоном и новостями селекции.
      Действие разбавляется различными интермедиями: например, на фоне развевающегося красного флага эпизодическая просительница за сына читает "Смерь Пионерки" Багрицкого - то проникновенно, то яростно, но на полном серьезе. Или главный антигерой, строящий карьеру по интимной линии, делится с молодым подхалимом планами на 2000-й год (ведь ему тогда будет всего пятьдесят с небольшим), сетует на засидевшихся в своих креслах представителей послевоенного поколения, не дающих навести порядок - и все это сопровождается хроникой парада Победы 45-го, проецируемой на экран.
      Следуя розовской пьесе, центральных персонажей Богомолов изображает довольно критично: советская олдскульная элита в лице персонажа Олега Павловича высокомерна, чванлива и отмахивается от просьб многочисленных просителей, впрочем, и на свою судьбу она тоже не в состоянии влиять (да и не стремится к этому), так что предательство последыша воспринимается как нечто вполне само собой разумеющееся. Контрастом даётся персонаж продавщицы ларька Хайруллиной, которая с точки зрения влияния на государственные механизмы наиболее могущественна и вызволяет психанувшего академического сына из милицейских застенков. Финальный аккорд за ней и ее дочерью - идиллическое пение блатной песенки дает понять, как у них все хорошо.
      И как же здорово, что Табаков все ещё играет и полон обаяния, а Богомолов - отличный режиссёр.

      21 февраля 2017
    • 9

      Спасибо за добротное ностальгическое произведение. Все очень ровно, достоверно, убедительно. С горечью осознали, как же изменилась наша мораль. Раньше Глухарь казался таким отрицательным, зять - откровенным негодяем. А сейчас - по сравнению с современными реалиями на разных уровнях власти и всякими мелькающими в новостях фигурами (скандалисты, взяточники, губернаторы и пр.) , - они никаких бурных эмоций не вызывают. Ну номенклатурщик, но ведь хороший семьянин и квартирка скромная - шесть комнат всего...... Ну любовницу завел... но одну...и не за счет госбюждета....Или из этого вся перестройка и произросла?

      21 декабря 2013
    • 3

      Формат спектакля оригинален. Это, пожалуй, единственное, что понравилось.
      Актеры отбывали номер, их игра не вызывала никаких эмоций и чувств. Содержательная часть спектакля тоже осталась не понятна: смысла нет, итогов нет, основной мысли тоже нет. На спектакль все шли "на Табакова". К сожелению, ни имя актера, ни режисера в настоящее время не может гарантировать качество зрелища.

      9 апреля 2013
    • 5

      Кроме игры актеров-"старейшин" ( профессионалы есть профессионалы) не понравилось ничего, категорически не понравились "новшества" -"трюки" с экраном - дали бы уж хотя бы артистов "живьем" нормально посмотреть...Подруга просто сказала : "Нудятина".
      К сожалению, согласна, хотя отношу себя к не молодому поколению, сомневаюсь, что молодежи вообще будет интересно.

      14 декабря 2015
    • 9

      Спасибо за спектакль!
      Это выстрел в самое сердце. Мне в1978 году было 8 лет. Я помню свое счастливое детство. Юность,когда многое было недозвоено и под запретом, афганскую войну, кризисы и перестройку. Тем не менее все, что происходит на сцене, так актуально сегодня.
      ВЫ ВЫВЕРНУЛИ ДУШУ НА ИЗНАНКУ.
      Спасибо!

      23 марта 2014
10 самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
10
самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
10 самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
15 кинопремьер декабря
15
кинопремьер декабря
15 кинопремьер декабря
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
22 сериала декабря
22
сериала декабря
22 сериала декабря
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость