Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Круги. Сочинения

Постановка МХТ им. Чехова

8.7

Лучшие отзывы о спектакле «Круги. Сочинения»

    • 7«Круги. Сочинения»: встаньте в круг



      Ломая голову над школьными задачками по планиметрии, мы не слишком верили в жизненную необходимость этих знаний. Кто бы мог подумать тогда, что квадратура круга окажется самым верным определением нашей жизни? Вписать фигуру в круг оказалось проще, чем вписаться в круги профессиональные, а рассчитанная площадь круга в тетрадке, - надежнее круга друзей, на которых рассчитывал. Круг времени очертил круговерть от Данте и Эйлера до кругов под глазами.
      …Пьеса «Круги. Сочинения» известного современного драматурга Жоэля Помра докочевала до московского зрителя. В тонкостях круговой композиции разбирались на Новой сцене МХТ им. А.П. Чехова.
      Стремление создателей спектакля к гармонии и совершенству (иначе никак) определило его форму. Круг (самая гармоничная из фигур) стал не только концепцией, но и символом спектакля, поставленного французским режиссером Бриджит Жак-Важман, в рамках театральной лаборатории «Французский театр. Впервые на русском». Пьесу, в которой нет единства времени, места и действия (хронология от 1370г. до наших дней) по иронии судьбы (по мысли автора или режиссера) решили с помощью символа единства – круга. Решили за 8 дней – вот и еще пара кружков. Решение, судя по благожелательной реакции публики, оказалось верным.
      Сюжет, петляющий из эпохи в эпоху, состоит из самостоятельных, законченных сцен, порой скетчей, картинок с выставки (не) и нашей жизни. В круге первом - Виктор Хориняк в роли рыцаря размышляет о служении Господу, а вот он же в роли слуги куражится над господином. Грань между служением и службой переступить несложно: одно перемалывается в другое. «Служить бы рад», - стало не утверждением, а неким условием, а «прислуживаться тошно» - правдой жизни. В спектакле же рыцарь заслужит искупление грехов в крестовом походе, а перед слугой станет выбор – выслужиться перед неравнодушным к нему хозяином или перейти на другую службу. Военную. В 1914 году.
      Далее по кругу история сродни «Макбету». Подающий надежды клерк (Игнатий Акрачков) встречает в тоннеле двух женщин легкого поведения (Кристина Бабушкина, Яна Давиденко) и тяжелой судьбы, а, проще, бомжих, сулящих ему, как шекспировские ведьмы, могущество и славу. Залог успеха незамысловат – ночь большой и не слишком чистой любви. Далее «мильон терзаний», лжеправда «леди Макбет» (Мария Зорина) и…
      И что Вы думаете? Вернее, а как бы поступили Вы?
      Пьеса Помра полемизирует с публикой в каждой сцене, каждой репликой, обращенной в зал. Ведущий спектакля, персонаж из дня сегодняшнего (Сергей Медведев), предлагает зрителю сыграть в «игру в бесконечность», встать в центр круга, не надолго примерив «скромную» роль Бога, и посмотреть как оно все завертится. И вот зал, в начале посмеивавшийся над перешагивающим через ступеньки карьерной лестницы героем, искренне жалеет его, перешагнувшего через себя.
      Добирая градусы до 360, история переносится в центр занятости, полный молодых бездельников (т.е. безработных), посещающих мастер-класс работодателя-мечты (Олег Мазуров). Добрая воля ищущих работу подкреплена угрозой приостановления выплат пособия по безработице. «Второгодников» (два года сидящих на пособии) вовлекают в инсценировку собеседования по приему на службу. Как бы не заверял неудачливый коммивояжер в спектакле (Леонид Тимцуник), что «диалог – это минимум», но отобранные (а, вернее, ни разу не прошедшие отбор) соискатели пройти интервью не в силах. Проповедь работодателя о тернистом пути к успеху, - см. «американская мечта», или, по-русски, «из грязи в князи», - не доносит мысль о том, что ищущий работу должен для начала хотеть работать. Такой вот замкнутый круг.
      От мрачного средневековья, через затемненные от налетов годы заката La Belle Époque к тусклым нулевым – таков путь спектакля. На экране меняются даты, на актерах костюмы, и только текст всегда оказывается вневременным. Крик из канувшего 1370: «Время они поделили меж собой», - воспринимается в 2012 послевыборном с горькой иронией, а нехитрое из 1914 «Моя мечта – коммерция» - со стоическим пониманием. «Круги. Сочинения» от бытовых зарисовок раздуваются до глобального масштаба, «потому что круглая Земля». Впрочем, берут и выше. Так, один из героев спектакля по Кристьен Крах своим именем выражает состояние христианской цивилизации. Эпизоды-круги отражают исторические циклы. В первом - крестовые походы и кровопролития как мщение за пролитую кровь Христа. Во втором, предвоенном, – мнимая троица «свободы, равенства, братства» и вновь кровь. В третьем автор диагностирует, что прозелиты «Библий успеха» (новомодных книжек на тему «как стать счастливым (любимым, всемогущим и т.д., нужное подчеркнуть) за 10 дней») затмили для многих 10 заповедей. Круги не сменяют друг друга, но увязываются в цепь, которую влачат и удлиняют все те, кто вписаны в круг.
      Спектакль вызывает много вопросов. Но не к его создателям. К самим себе. «Тео» или «антропо» - к какому центризму приткнуться? Пойти на службу или во служение? Верить в Бога или в человека? И почему в человека поверить легче, чем человеку? И где те самые «круги своя»? «Дай знак!» - умоляет страдающий и приносящий страдания за веру воин, и на экран проецируется множество кругов. То ли кружева, то ли паутина, то ли следы от стаканов, – как кому увидится, как кому живется. Ясно одно, - даже самый идеальный круг, символ единства и согласия, содержит изъян. Круг замкнут, значит выхода из него нет.

      «Комсомольская правда» http://kp.ru/online/news/1152516/

      16 мая 2012
    • 7

      Флеш-сцены нескольких сюжетных линий, происходящих в разное время, перемешаны. Необычно, непривычно и головоломно. Общий посыл, свехзадача спектакля не сложились у меня, хотя отдельные сцены и сюжетные линии достаточно ясны и осознаваемы. Этот спектакль укрепил мою зрительскую любовь к Кристине Бабушкиной и Олегу Мазурову, к которым я отношусь с восхищением еще после "Пролетного гуся" (как и ко всему актерскому составу этого спектакля). Еще понравился Виктор Хориняк. Я видела этого актера первый раз. Так же как Кристина и Олег, Виктор обладает невероятной органикой и обаянием.

      18 июня 2014
Чем заняться в Музее русского импрессионизма с детьми
Чем заняться в Музее русского импрессионизма с детьми
Чем заняться в Музее русского импрессионизма с детьми
Тепло и интересно: мастер-классы для детей в Петербурге
Тепло и интересно: мастер-классы для детей в Петербурге
Тепло и интересно: мастер-классы для детей в Петербурге
9 лучших мультсериалов для изучения английского
9
лучших мультсериалов для изучения английского
9 лучших мультсериалов для изучения английского
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость