Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Многогранность. Формы тишины и пустоты, Санкт-Петербург

8
  • жанр
    Балет
  • 1 часа 50 минут, 1 антракт
    12+

Иоганн Бах танцует в одном из лучших балетов Начо Дуато

Редкий случай, когда спектакль «памяти великого Художника» не скатывается ни в карикатурное жизнеописание, ни в разглагольствования о гении и духовности. На сцене действует человек в белом парике (Композитор) и женщина в маске (Смерть), смычку волшебному послушны люди-ноты и девушка-скрипка — и во всем этом нет ни капли пошлости. Здесь счастливо совпало легкое дыхание танцевального текста, абсолютная музыкальность хореографа и его искреннее восхищение великими, будь то Бах или Килиан, учитель Дуато.

Создатели
Режиссёр

Место проведения

Михайловский театр

Михайловский театр

7.7
Новые времена старого театра
Малый оперный некогда гремел «Пиковой дамой» в постановке Мейерхольда, балетами хореографа-авангардиста Федора Лопухова и музыкой Дмитрия Шостаковича. Последовавшая бомбежка крепости модернистского искусства в газете «Правда» оставила тут лишь выжженную землю, на десятилетия превратив Малый в анемичный клон Мариинки. Выручали в этой ситуации география (два шага от Невского проспекта) да эффектные интерьеры. Однако в 2007 году Малый сделал тур де форс: главой театра назначили не артиста, а менеджера — бананового короля Владимира Кехмана. Обновились состав и репертуар, появились громкие имена и проекты: «Евгения Онегина», скажем, поставил украинский возмутитель спокойствия Андрей Жолдак. Петер Феранец за несколько лет работы музыкальным руководителем и главным дирижером добился достойного уровня исполнения; теперь этот уровень призван поддерживать Михаил Татарников. В 2011 году Михайловский ошеломил всех, зазвав на царство великого испанского хореографа Начо Дуато, а вдобавок сюда перебежала лучшая молодая балетная пара московского Большого театра — Наталья Осипова и Иван Васильев. Актуальный балет сегодня прописан на площади Искусств, и о билетах на премьеры надо хлопотать сильно заранее.
касса+7 (812) 595 43 05
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
363
оценок:
162
рейтинг:
347
9

Гениальный балет теперь наш

Ситуация была очень баховской по сути: в 1999 году Начо Дуато попросили соорудить типичный «датский» спектакль – захудалый Веймар заказал «про Баха» по случаю бюрократического статуса культурной столицы года. Любой другой хореограф спокойно бы схалтурил: нет шанса, что о твоих проделках в Веймаре кто-либо узнает; но если узнает, то поймет правильно: это же вам не Нью-Йорк, не Лондон, ни одна репутация там не родилась и не пострадала. Но Начо Дуато сочинил шедевр. Всё честно, балет про Баха. Это едва ли не единственная биография на языке рук и ног, за которую не стыдно. И это настоящее балетное лакомство. Начо Дуато демонстрирует такие взаимоисключающие качества как чувство юмора (вообще для хореографов редкое) и патетичность. У балета соответственно две части.

Не известно, выйдет ли на сцену Михайловского Дуато лично (может быть: два года назад на Чеховском фестивале в Москве острый, как жало, 53-летний красавец сразил публику наповал; а сам балет, кстати, стал высшей точкой двухмесячного международного марафона театральных звезд). Но по идее, все начинается именно с его соло. Потом он уступает место Баху – в камзоле и парике. И тот дирижирует оркестром. Невероятной женщиной-виолончелью: Дуато поставил ошеломляющий сидячий дуэт. Четвероногим танцовщиком-клавесином, на спине которого выбивают беглую мелодию. Мужчинами-скрипками. Про Баха это или нет, не важно. Это про самого Дуато: видно, что процесс сочинения для него это не мучительное пуканье в окружении изнывающей от нетерпения или скуки труппы, а игра, фонтан идей и радость. А потом приходит смерть в белой маске и все становится серьезно. Сцену закрывают черные панели, похожие на нотный стан, сами танцовщики в черном – на ноты. И просто скулы сводит от блаженства, когда Начо Дуато своими танцовщиками прядет и строит мелодию, абсолютно конгениальную музыкальной: грустную или истовую, ликующую или медитативную, но всегда проникнутую строгой дисциплиной мысли. Пока все не оборвет Смерть; но хореограф-герой продолжит танцевать свой менуэт с ней. Видимо, Начо Дуато, всё понял про себя и свой новорожденный балет сразу, еще тогда в 1999-м: все умрут, а я останусь.

Отзывы пользователей о спектакле «Многогранность. Формы тишины и пустоты»

Фото Кяйсян Лупаева
отзывы:
2
оценок:
19
рейтинг:
1
5

Я так разочарована! Какие они там все неуклюжие, танцоры падали, сталкивались друг с другом, временами были абсолютно несинхронны. Я думала, что Харбор стрит в качестве приглашенных были недоразумением, но и труппа Михайловского не отличилась особым мастерством. Ужас

Фото Amaliris
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
7

Найти в спектакле Н.Дуато что-то вопиюще немузыкальное или вызывающе модерновое под силу, наверное, только ярым противникам его творчества.

Партитура балета собрана без какой-то определенной концепции, но с уважением к музыкальному материалу – без обрывов и произвольной перемонтировки. Драматургия и общая режиссура выстроены добротно, но нельзя сказать, что ново. Чередование как бы биографических сцен с выходами в чистый танец уже было у М.Бежара в «Бреле и Барбаре», фигура в камзоле на фоне артистов в униформе – у Дж.Ноймайера в первом акте «Смерти в Венеции».

Выступления самого Дуато плохо вписываются в структуру спектакля; возникает ощущение, что их присочинили потом, не позаботившись о связи с целым.

Сильная сторона хореографии – дуэты солистов. Не побоюсь трюизма и назову их «зримой музыкой», визуальный и звуковой ряды в них на редкость едины.

Из кордебалетных сцен этим могут похвастаться только «оркестр» танцовщиков под управлением Баха в начале и большой ансамбль перед финалом. Конец первого акта без нужды растянут, а мужской и женский ансамбли во втором – слишком насыщены и, если так можно выразиться, «телесны» для строгого звучания органа.

В первое действие балетмейстер вводит несколько игровых номеров. Идея, в общем-то, правильная: зритель получает возможность «переключиться» и отдохнуть от напряженности «серьезных» эпизодов, но впечатление от танцев портят явные переклички с постановками И.Килиана, которому Дуато заметно уступает в ироничности. Самоиронии не хватает здесь и артистам, особенно исполнительницам женского секстета, а также трио «за экраном», переходящего в секстет трех пар.

«Биографическая» часть балета решена невнятно. Образ Баха (не знаю, волей ли автора или исполнителя (М.Шемиунов)) оказался сотканным из пластических клише фильмов про «эпоху париков». Смерть и Женщина (в обеих партиях - Т.Мильцева) двигаются практически одинаково, и обе напоминают куклу из «Казановы» Ф.Феллини. Дуэт с Виолончелью смотрелся бы лучше, если бы в руках у Баха не было смычка – движения им по телу танцовщицы вызывают ассоциацию с перерезанием горла, вскрытием вен и расчленением трупа. Финал истории - борьба Смерти и Виолончели за душу умирающего героя - не оригинален, подобные сюжетные ходы не раз использовались на балетной (и не только) сцене.

Новый спектакль Михайловского театра не встает в один ряд с премьерами других зарубежных балетмейстеров в России. Но, учитывая, что в Петербурге существует стабильная прослойка поклонников творчества Дуато, можно предположить, что сценическая жизнь «Многогранности. Форм тишины и пустоты» сложится счастливо.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить