Питерский режиссер и врач по первой профессии, Лев Эренбург излагает роман Достоевского языком действия, попутно ставя героям диагнозы и придумывая подробности, до которых у Достоевского руки не дошли. Глядя на харизматичного и мужественного Раскольникова, каким его играет Кирилл Плетнев, никто бы не догадался, что такой может чувствовать себя тварью дрожащей.
Драматический |
18+ |
Лев Эренбург |
3 часа, 1 антракт |
Те, кто видел когда-нибудь спектакли Льва Эренбурга (хотя бы «Вассу Железнову» на большой сцене МХТ), узнает его почерк и в камерной постановке «Преступления и наказания». Другим следует приготовиться: текста в инсценировке будет меньше, чем кому-то хотелось бы, зато много актерских этюдов на ситуации, которых нет в романе, но которые воображение режиссера нарисовало ему при чтении романа. Ему — или, что вероятней, им с актерами: спектакли Эренбурга — коллективные сочинения. Они играются на одном дыхании, но сложны в производстве. В них есть та редкая энергия, которую актер генерирует в момент, когда чувствует себя не исполнителем чужой воли, а автором, сочинителем («Гроза», сочиненная Эренбургом подобным образом с актерами Магнитогорской драмы, выиграла «Золотую маску» и объехала пол-Европы). Мхатовский спектакль открывается шокирующей сценой любви Лизаветы с безногим солдатом — она выросла из одного упоминания о Лизаветиной беременности. Или, допустим, такой эпизод. Соня входит в дом, и Катерина Ивановна, учуяв запах алкоголя, заходится в истерике. Толкает девочку к Мармеладову, мертвецким сном спящему на топчане, — мол, подивись; теребит Соню так, что из ее кармана выскакивают на пол монеты. Катерина Ивановна видит их — торопеет, — понимает, что это она принудила Соню продаться, кидается к печке ставить воду на огонь: «Будем мыться, Соня». И вдруг кричит истошно, обжегши руку. Обе рыдают и бросаются в объятия друг другу.
Эренбург — изобретательнейший мастер действенного анализа. Его персонажи все до одного — физические существа. Они могут лгать на словах, но всегда выдадут свои истинные чувства в действии. И в этом они невероятно экспрессивны. Злопыхатели скажут — надрывны. Факт в том, что — нравится вам физическая выразительность или вы предпочитаете читать по движениям ресниц — спектакли Эренбурга не забываются. В известном смысле они факультативны: Эренбург не интерпретирует текст, а пишет свои сочинения на полях. Школьнику, к примеру, «Преступление и наказание» Эренбурга не заменит чтения — но, скорее всего, чтение спровоцирует. Допустим, чтобы разобраться, что же такое происходит в голове у яркого, цельного Родиона Раскольникова (его с большой силой играет Кирилл Плетнев), отчего у него носом идет кровь.
Поздравляю режиссера с очередной прекрасной попыткой уничтожить отличное классическое произведение! Задача выполнена на все 100%. В этом он - талантище!
Благодаря сему, спектакль потерял всю истинную изначальную задумку автора…, превратившись в комикс от marvel, с разделенными светом стробоскопа несвязанными картинками, то из ситкома, то из ромкома, то из дурдома, все они пропали в бездну, потянув за собой оригинал и глубокий смысл со всеми сакраментальными нам известными фразами. Недоумение и полная бездарность перфоманса была скрашена только Лавровой-Глинкой, вот, она была безупречна. В остальном, сложилось впечатление бредового сна по мотивам, казалось бы, наяву отличной истории/произведения.
Оказалось, что Преступлений много, а Наказаний нет.
А имеет ли режиссер на это право?
Очень плохой спектакль. Набор практически бессвязных сцен, особенно вначале. Аккордеон между сценами, независимо от содержания, пугае т. Иногда доходит до смешного. А главное, Достоевского (которого нам обещают как автора), нет совсем. Только сюжет, и тот извращен. А то, что создал Достоевский, уничтожено и превращено в кучу из геморроя и сбиваний стульев. Ну и закончить спектакль тоже было бы неплохо, неожиданно он заканчивается посреди действия.
Кошмар! Из романа взяты самые трагичные моменты, доведены до вершины мерзости, при этом вся их смысловая нагрузка выкинута за ненадобностью. Достоевского там просто нет! Такое ощущение, что у режиссера и не было намерения показать хотя бы одну из огромного количества мыслей романа. Ну и конечно сцена с гемороем - верх безвкусия, лишенная любого оправдания! Очень расстроило обилие молодой публики у данного спектакля. Если ты не очень знаком с Достоевским, читать его после такого спектакля, не захочется.
Ф.М Достоевский - это гордость всей нашей планеты. В какой бы стране он не издался, это всегда фуррор. Раскольников - маньяк-одиночка и в то же время очень глубокий, серьёзный человек. Он очень одинок. Но он опасен для общества. Какой-то отрицательный Онегин. Но у него даже Ленского нет. Только книги и всё. В конце концов он становится убийцей, убивает старуху и беременную женщину. Тварь я дражащая или право имею? - спрашивает он. А вот вы, кто верит в Бога, как считаете. Если ты имеешь право. так сразу убивать? Перед Богом мы все твари дражащие. Запрещает Он, Бог, людям право на всё иметь. Да простит нас всех Господь, если мы слишком заносимся.
Я сейчас больше всего хочу немедленно пересмотреть спектакль ещё раз. Как они сделали из ЭТОГО произведения праздник? Ни в чем, ничем не предав классика. Со всеми страшными сценами, с физическим и психическим насилием - но праздником - как? Силой любви, не иначе. И иронии - в лучшем смысле этого слова.
Я обнаружила в себе, что тоже очень люблю этих героев, ещё со школы, но из-за удушающей атмосферы их Петербурга, мрачного чёрно-жёлтого колорита, тяжёлых подробностей в острых сценах я не решалась себе в этом признаться. (Я даже долго говорила, что не люблю Достоевского, вот Толстой - это да! Потом поняла, что Фёдор Михайлович был просто честнее с самим собой, и снова его полюбила, но как-то робко.) Так что эти актёры вернули мне какой-то кусочек меня, за что им отдельное спасибо.
"Догоняют" сейчас отдельные сцены - как трогательно Родион закрывает Софью Семёновну в чемодан, как Порфирий по-отечески спасает ставшего ему совсем родным Раскольникова... Да там про каждый-каждый этюд можно написать отдельную восхищённую "рецензию". Только это были бы спойлеры. А лучше хотя бы один раз увидеть.