Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка Современник

8.3
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 875
оценки: 244
рейтинг: 989
7
Марина Неелова и Алена Бабенко ворошат прошлое

Премьера Марины Нееловой — событие, что бы она ни играла. Восемь лет назад она сыграла старика Башмачкина в «Шинели» Валерия Фокина, десять лет назад — сразу две роли, девочку и стареющую диву, у Кирилла Серебренникова в «Сладкоголосой птице юности». И тот и другой спектакль являли образец ее актерской доблести и смелости. Оба были, скажем так, спектаклями не для рядового зрителя. «Осенняя соната» — другое дело. Для заядлых поклонников актрисы «Осенняя соната» — именины сердца. Ее выход спланирован, как явление Раневской в «Вишневом саде». Мы уже успели рассмотреть декорацию: деревянный щелястый дом, протянувшийся под углом в глубину сцены, холодное северное небо, в воздухе мерно кружит сухая листва. Звучит хоральная прелюдия фа минор Баха, известная широкой публике как музыка из «Соляриса» Тарковского. Из разговоров Евы (Алена Бабенко) и ее мужа, сельского пастора (Сергей Гирин), мы узнаем, что мать — известная пианистка, недавно похоронившая своего друга Леонардо, — едет погостить к дочери, с которой не виделась 7 лет. В конце концов по доскам дома пробегутся огни фар. Дочь кинется за кулисы, сперва мы слышим возбужденный щебет двух женщин, потом они появятся с огромным чемоданом, комично волоча его в две руки. Марина Неелова в элегантных брюках и изящном жакете цвета терракоты. Она в великолепной форме. Бурные, продолжительные аплодисменты.

События развиваются по сценарию: мать неожиданно застает в доме вторую дочь — инвалида Елену, которую Ева забрала к себе из больницы. Мать читает в глазах Евы упрек, но даже не представляет, что ее ожидает. В душе дочери годами тлела ненависть, а с приездом матери разгорается пожар. Она в своем доме, она видит слабость матери, она пережила много горя — и она осмеливается судить мать и делать обобщения: «Мать и дочь — какое страшное сплетение любви и ненависти, зла и добра, хаоса и созидания... и все, что происходит, запрограммировано природой».

Режиссер Екатерина Половцева борется с высокопарностью при помощи забавного. Тон ее постановке задает кутерьма с чемоданами, а не Бах из «Соляриса». Спектакль дробится на серьезные и забавные сценки, так что невозможно оценить — смогли бы актрисы сыграть тяжелую бергмановскую партитуру без передышек, и сумели бы выдержать это зрители. Что же в итоге сказать о Нееловой? Что ей повезло. Когда Бергман пригласил в фильм Ингрид Бергман, она добилась у режиссера права откинуть философию и говорить по-человечески. В итоге громкие слова («В своем договоре с людьми жизнь никому не дает скидок») достались Лив Ульман и по наследству Алене Бабенко. А второе — что у Нееловой, как и у Ингрид Бергман, нет других аргументов в защиту своей героини, кроме собственных человечности и таланта. Как и в фильме, в спектакле мать жальче, чем дочь.

12
0
...
7 марта 2012
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото G G
Фото G G
отзывы: 193
оценки: 193
рейтинг: 587
7

Конфликт матери и дочери: у каждой свои страхи и каждая молчала о них десятилетиями. Наблюдаю закономерность: в Современнике все постановки с участием Алены Бабенко хорошие, достойные к просмотру. Предлагаю приобрести зрительский опыт посмотрев данный спектакль если тема личностного и семейного конфликта интересна. Отдельно хочу отметить яркий, экспрессивный и эмоциональный выход Евгения Павлова в роли Адама Кречинского - пластичность исполнения роли потрясает!

3
0
...
3 января 2017
Фото Эмилия Деменцова
Фото Эмилия Деменцова
отзывы: 135
оценки: 140
рейтинг: 192
7
«Осенняя соната» в тихом омуте


«Фонарь у театрального подъезда <…> и белый лист афиши на стене…» - стихотворение Юрия Левитанского «Как показать осень» будто бы предваряют очередную премьеру «Современника».Не громкую по сравнению с недавно прогремевшей «Анархией». Глухую, как ноющая боль. «Осеннюю сонату» исполняет дуэт Марины Нееловой и Алены Бабенко.

Культовый одноименный фильм Ингмара Бергмана позабыть трудно. Автор и режиссер преступает порог боли, рассказывая историю отношений матери и дочери сделавших тот самый роковой, от любви до ненависти шаг. (Моно)диалоги Ингрид Бергман и Лив Ульман, полные взаимных упреков и обид, не нарушали, казалось, посмертной тишины ночного разговора: все эмоции перегорели за те семь лет, что обособили героинь друг от друга, все аргументы в защиту отклонены, обвинительный приговор вынесен. Простота и хладнокровие, с которой была рассказана та история, вызывали дрожь…

«Осеннюю сонату» в театре то и дело нарушает зрительский смех и даже хохот. Нет, зал адекватен, артисты и подавно, и история все та же, и автор тот же, и даже адаптации нет, текст наоборот дан в расширенной по сравнению с кинолентой версии. Сценарий Бергмана при переносе на сцену перенес родовую травму – жанр подменили. Трагикомедия, местами мелодрама, но драмы и след простыл.
Нордическую выдержанность и суровость растопили, кромку льда застарелых обид отколупали и представили увлекательный (местами) семейный скандал – с вином, женскими криками, слезами и откровениями.

Грубо говоря, «Осенняя соната» стала отдавать фильмом «Ребро Адама». И это не упрек даже, примечание. Молодой режиссер Екатерина Половцева отнеслась к зрителям как к детям и сложную многослойную историю популяризировала.
Упростила и продемонстрировала кто тут в чем прав, а кто, уж простите, виноват. «Осенняя соната» спектакль актерский, даже бенефисный, в нем разделяет и властвует Марина Неелова. Зал подчиняется ей с удовольствием.

В роли известной пианистки, совершающей мировые турне, она походит на чеховскую Аркадину: играет не только на рояле, но и по жизни. Динамичная, суетливая, игривая – лучшие (и любимые публикой) приемы актрисы тут более чем уместны. Роль приезжей знаменитости героине удается лучше, чем роль матери, и Шарлотту есть в чем упрекнуть. Но не Шарлотту-Неелову. Нескончаемый поток обвинений дочери перекрывает главный аргумент матери – объятия.

Чувственная, подкупающая сцена и довод, который трудно опровергнуть. Дочь – Алена Бабенко проигрывает игру в «дочки-матери». Её героиня не освоилась в роли дочери, судьба же не доверила ей материнства (аборт и смерть маленького сына). Имя Ева («дающая жизнь») оказалось насмешкой.

Героине комфортнее во внутреннем монологе и в диалоге с умершим сыном, т.е. с теми, кто не возразит, не раздразнит, не затмит (а это не сложно). Посредственная, она ищет утешение в религии, выходит замуж за пастора, но так и не способна постичь христианское всепрощение. Ради жалости к себе, эгоистично берет она от религии загробный мир (нет нужды терзать душу мыслями о смерти сына), от науки – учение Фрейда, давшего человечеству льготу на обвинение предков в неудачах потомков.
Трудно сочувствовать Еве в предложенной спектаклем трактовке: мягко стелила, заманивая мать, но оказалось жестко спать (Шарлотта, по иронии судьбы, мучаясь болями в спине, спит на доске) в сумрачной обители просроченных обвинений и жалоб. Так, просто, по-кухонному, воспринимается эта, бытовая, как оказалось, мелодрама. Магия Лив Ульман, кажется, мешает актрисе найти свой ключ к образу. Ее Ева более раздражает, чем вызывает сочувствие – то неуклюжестью, то карикатурностью, то потешной язвительностью «за глаза».
Фоном спектакля стали утонченные и точные декорации и костюмы Эмиля Капелюша и Виктории Севрюковой.Они диссонируют с приземленным тоном спектакля. Рамки-порталы, с помещенным в них фортепиано, образуют орган – инструмент для разговора с Богом, - одновременно очерчивая контуры пасторской усадьбы. Усадьбы, в которой не сохранили веру: пастор, потерявший сына, позволил себе усомниться в Провидении (еще один мотив, не раскрытый, увы, в спектакле). Теплую одежду здесь носят не из-за климата, из прохладцы отношений. «Проявится осенняя натура, и, предваряя близкий листопад, листва зашелестит как партитура, и дождь забарабанит невпопад…», - осень в спектакле явлена во всех красках - от левитановского золота до пушкинского «пышного природы увяданья».

Восприятие зависит от смотрящего. Покосившаяся сцена, поседевшие балки, прелые листья, гетры и одинокая лодка у причала – вот осень Евы. Красное платье, румяные яблоки под золотым листопадом и качели – вот бабье лето ее матери Шарлотты. Последняя, действительно, «очей очарованье».

«А листья будут падать и ровный звук, таящийся в листве, напомнит о прямом своем сродстве с известною шопеновской сонатой…». В «Осенней сонате», как следует из названия, много музыки. Все музыкальные моменты, о которых говорят на сцене, со сцены и звучат. Программка спектакля походит на программку концерта: Бах, Бетховен, Шёнберг, Брукнер, Барток и, конечно, Шопен, ставший искрой для бикфордова шнура, тлевшего целых семь лет. Ева играет вторую прелюдию, безнадежную в своей простоте (у Бергмана не может быть случайного), а Шарлотта слушает. Надо ли писать, что молчание слушателя в данном случае красноречивее музыки (вернее, исполнения)? Далее следует бескомпромиссная, справедливая, умная лекция Шарлотты, после которой, кажется, Ева не станет больше терзать понапрасну пианино. В фильме робкая искренность музицирования Евы могла соседствовать с холодной виртуозностью матери. В спектакле, одной из тем которого становится мысль о том, что талант и посредственность не способны понять друг друга, слова о том, как надо трактовать Шопена, звучат убедительнее, чем игра по нотам. Марина Неелова в спектакле словно бы соткана из прелюдий, сонат и концертов и это притом, что актриса лишь однажды «пробует» инструмент в спектакле.

Есть в ней и музыка слова и музыкальная память: вспоминая день смерти мужа, она лучше помнит раздражающие звуки стройки за больничным окном («все бухало, звенело, свистело»), чем само прощание; от родов осталось только воспоминание о боли (видимо, оглушающей); семейная летопись восстанавливается по гастролям и концертам. Шарлотта мучается непривычной тишиной скучного дома, словно предчувствуя, что его безмолвие будет нарушено. Но, даже этот мучительный приезд оправдается вдруг возникшей в сознании новой возможной интерпретацией Бартока.
Впрочем, о музыке здесь говорят без придыхания, мимоходом, среди разговоров о платьях, пошлых романах и колкостей. А ведь как было интересно вскрыть сюжет, сквозящий в сценарии, о том, что Шарлотта растратила свой талант (или это были только способности?), лишилась индивидуальности (оттого, что душа мелка?), стала такой же заурядной как дочь, но на ином уровне, и также как дочь сопротивляется этой мысли. Однако, эти мысли-догадки-сомнения уместны для фильма Бергмана, а не для спектакля Половцевой.

«Еще не осень, так, едва-едва. Ни опыта еще, ни мастерства», но молодой режиссер проявила редкое доверие и такт, положившись на профессионализм исполнителей.
Режиссер здесь оказалась поводом для прекрасного актерского спектакля. Моноспектакля. Попытки же заявить о себе вставным дивертисментом и эпизодами-призраками (умершие герои навещают Шарлотту, лишая ее сна) – выглядят лишними, выбивающимися из размеренного повествования спектакля. Эдакие излишние мелизмы (музыкальные украшательства), хотя их присутствие позволяет лишний раз оценить первоисточник и Бергмана-режиссера, победившего Бергмана-сценариста. Сосредоточиться стоило на прекрасных актерах (Елена Плаксина, Сергей Гирин и др.), образы которых оказались недодуманными и подавленными главной линией спектакля.
Ансамбля (и музыкального и актерского) пока не выходит, но, поскольку дебютанты иной раз дотошней мастеров, надежда есть.

Есть в этой обрусевшей истории и что-то чеховское. Дочь, плача, говорит о том, как, сидя рядом с отцом, перечитывала письма матери (см. «Дядю Ваню»), ее упреки отсылают к возбужденным монологам Войницкого, кажется еще чуть-чуть и она договориться до того, что могла бы стать великой пианисткой; отсюда же мысли Шарлотты податься в Африку (как Астров); здесь даже «серой пахнет!» как в «Чайке».

Покончить с собой приходит в голову Еве в час, когда мать катит прочь из этой «сонной лощины», но мысль эта помаячит и поглотиться надеждой. Ее нет у Бергмана, но она есть в спектакле – надежда на примирение, на перемены, на потепление… «Музыка - лекарь? Музыка губит!». Вот ведь прочтешь-посмотришь «Крейцерову сонату», развенчивающую мифы счастливой жизни в браке, дополнишь «Осенней сонатой», открывающей, что любовь не передается генетически, и не захочется торопиться вступать в «семейные обстоятельства».

Потерянные и упущенные дети, кровные родственники, которых роднит только близорукость, боязнь прикосновений из-за того, что «горе заразно», - эти фантомы населяют спектакль. Но финал его – очистительный. Не смиряющийся, но примиряющий. Дом выстоит, потому, что цел его очаг. Семейный очаг. «И если призрак здесь когда-то жил, то он покинул этот дом. Покинул».

«Комсомольская правда» http://kp.ru/daily/25846/2817365/

1
0
...
7 марта 2012
Фото светлана дягилева
Фото светлана дягилева
отзывы: 117
оценки: 168
рейтинг: 90
9

23 июня "Осенняя соната".
До начала спектакля я пересела в партер из бельэтажа. Смотрю, на первом ряду есть пара мест, и в третьем одно. Сунулась в третий, а его какая-то женщина держит для подруги, ну, думаю, была ни была, полезу в первый, может, не прогонят. Не прогнали. Более того, я поняла, почему эти места были свободны, не удивлюсь, если люди сами пересели. Кресла низкие, а сцену чуть-чуть приподняли, постелив доски (так задумано по спектаклю), поэтому, когда сидишь в первом ряду на "Осенней сонате" (как на других спектаклях, не знаю), то приходится задирать голову. Более того, когда герои уходят в глубь сцены, их не видно вообще, а если садятся в паре метров в глубине, то видно только голову (с учетом того, что я среднего роста, возможно, высокому зрителю будет больше видно). Декорации можно было полностью разглядеть только до начала спектакля и в антракте. Мне еще хватило мозгов сесть не по центру ряда, а сбоку. Я поняла, что это было очень правильное решение.
У первого ряда (правая сторона, если смотреть на сцену) в этом спектакле есть несколько значительных плюсов:
1. Я смотрела спектакль без очков.
2. Декорации практически не меняются, не двигаются, поэтому, рассмотрев их до начала спектакля, я не многое теряла.
3. Главные герои выходят через сделанную беседку, которая была расположена напротив меня.
4. Герои практически не уходят вглубь сцены.
5. В некоторых сценах актеры сидели напротив меня, а это главный плюс!
В спектакле поднимается тема отцов и детей, точнее общения между матерью и дочерью, которые не виделись 7 лет. Мать (Марина Неёлова) - пианистка, гастролирует постоянно, старшая дочь (Алёна Бабенко) - верная жена и помощница мужа. Дочь зовет в гости мать, та приезжает все-таки. Вокруг этого завязывается сюжет.
Достаточно тяжелый психологический спектакль, на мой взгляд, но я люблю такие, после которых выходишь в задумчивости, бредешь в своих мыслях до метро, не хочешь выходить из этого состояния подольше. Для меня это восхитительный спектакль, я очень рада, что сидела в первом ряду, видела каждый взгляд, каждое изменение лица. Марина Неёлова великолепна!! Такого я не видела еще! Она не играла, нет, она ЖИЛА, она БЫЛА Шарлоттой! Ни капли наигранности, все очень реально, как в жизни. Конечно, на ее фоне сложновато, мне кажется, Алене Бабенко, но и она очень хороша!
У остальных актеров небольшие роли, но исполнены отменно! Чудесный подбор актеров в восхитительном спектакле!
Конечно, этот спектакль не всем нравится, некоторым зрителям было скучновато, кто-то почти спал, но все отметили актерские работы, а это, как мне кажется, главное. Никто не ушел равнодушным.

1
0
...
25 июня 2014
Фото Irina Gulneva
Фото Irina Gulneva
отзывы: 42
оценки: 52
рейтинг: 66
9

Деревянный помост, лежащий с уклоном поверх сцены, выдвигался в зал острым углом, который, собственно, и упирался в место, указанное в моем билете. На помосте - упавшие засохшие листья, огромный лофт, сколоченный из досок цвета медленно и долго стареющей осины, качели на уходящих ввысь веревках и пианино. Потом еще будут чемоданы, деревянные шезлонги, стулья, и все эти предметы суетливой жизни перемещаются, давая возможность героям хвататься за них, словно за соломинку, при попытке выплыть из того эмоционального шторма, куда попадают они по воле создателей, Ингмара Бергмана и Екатерины Половцевой. И всю эту прекрасную декорацию обволакивает тончайший туман, оставляя в душе изморозь и тревогу.

Спектакль отличается от фильма (и это благо, иначе - зачем?) интонацией и моралью-выводом, если так можно назвать финал. И. может быть, причина тут гендерная: режиссер Екатерина Половцева рисует по-женски, с юмором, но и с яростной беспощадностью. Яркая, эмоционально насыщенная игра обеих главных героинь прекрасно воплощает режиссерский замысел. Сюжет, вкратце, таков: взрослая дочь Ева/ Алена Бабенко, любит и ненавидит свою мать, известную пианистку Шарлотту/ Марина Неелова, и после семи лет разлуки приглашает ее приехать погостить. И тут нарыв прорвало. Да, присутствуют еще мужья, живой и почивший, вторая дочь-инвалид, и другие персонажи, но главные - они, мать и дочь, и выяснение их, таких непростых, отношений.

Что Марина Мстиславовна - мастер, кто бы сомневался, но и все равно, как же она играет! Мне, "из-под сцены", были видны малейшие мимические изменения на ее лице, торжествующий блеск глаз и слезы, движение пальцев, имитирующих касание клавиш, и поникшие, упавшие от бессилия и растерянности руки. Ее Шарлотта, совершенно отличная от бергмановской, с таким шармом светской дивы, самоиронией и в тоже время с какой-то детской трогательностью и беззащитностью, вызывает искреннее сочувствие зрителей, то и дело взрывающих зал аплодисментами. Две гениальные, противоположные по интонации сцены: разговор по телефону с импресарио и одновременно жестами с зятем и откровенный с дочерью, о том, как она хотела, чтоб и ее пожалела и обняла дочь.

Алена Бабенко (на фоне своей именитой и талантливой "матери" и актрисы) так проживает на сцене свои чувства, что за нее начинаешь бояться. Что вот сейчас сорвется, уйдет в свои грёзы, и не выдержит, разорвется сердце от обиды, словно снежный ком выросшей за все эти годы, от любви-ненависти, от жалости к себе, от невыносимости бытия. Мне кажется, это лучшая ее роль.

Музыка все уравновешивает, она и разрушает и спасает, вернее дает надежду. Звучит не только она сама, как фон, но и отражается в декорации, которая словно плывет в этом музыкально-эмоциональном море, разворачиваясь перед зрителями в финале и образуя призрачный тоннель, куда уходят две раненые души, мать и дочь, держась за ручку одного чемодана, но взгляды их обращены в разные стороны.

2
0
...
31 января 2014
Фото Alexandra Polyushkova
Фото Alexandra Polyushkova
отзывы: 43
оценки: 39
рейтинг: 66
9

В театральной Москве зрителя все чаще пытаются удивить - в результате мы имеем груду никуда не годных, крикливых, кичливых постановок, с которых хочется уйти еще до антракта.
Именно поэтому мне так понравилась «Осеняя соната» в «Современнике» - это очень спокойный, уравновешенный спектакль, где нет ничего лишнего.
Декорации, костюмы, музыкальное сопровождение - все продумано до мелочей.
Актеры проживают роли, в голосе никакого лишнего надрыва - все очень естественно и натурально. Юмор - тонкий, трагедия - подлинная.
Сюжет можно почитать в рецензии Афиши.
От себя хочется добавить только еще раз «спасибо» за хорошую работу и настоящий театр, истинное искусство на сцене.

2
0
...
31 октября 2013
Фото Екатерина Бычкова
Фото Екатерина Бычкова
отзывы: 38
оценки: 43
рейтинг: 51
9

Прекрасный спектакль. Во всех смыслах. Цвета, декорации, костюмы, вечная тема непонимания родителей и детей, постановка, игра актеров - в этом спектакле для меня, как для зрителя, совпало все.
Спектакль далеко не развлекательный и непростой, но вызывающий эмоциональную бурю внутри. А это главное. Именно за этим ведь и идешь. За впечатлениями. Какого бы рода они в итоге не были.
Тема конфликта матерей и дочерей банальна до оскомины, но любая интерпретация позволяет лишний раз взглянуть на ситуацию со стороны. Позволяет задуматься. О чем уж, тут каждый волен выбирать. Но то, что пищу для размышлений спектакль предоставляет в достатке, бесспорно.
Про отличную игру двух актрис, Нееловой и Бабенко, и говорить нечего. Нужно просто идти и смотреть.

1
0
...
29 октября 2012
Фото lgrechina
Фото lgrechina
отзывы: 69
оценки: 85
рейтинг: 42
5

Неелова играла отлично, была очень органична на сцене. Бабенко мне не понравилась. Спектакль получился скучный, меня не зацепил. Может тема не моя, но даже и без этого - спектакль не случился в тот вечер, что я его смотрела. Народ в конце хлопал стоя, но , как мне кажется, просто из признания Нееловой. Ну и народ специфический был на спектакле..

0
0
...
13 октября 2015
Фото Марина
Фото Марина
отзывы: 148
оценки: 149
рейтинг: 41
10
Дамам смотреть!

"Осенняя соната" в Современнике - думаю, самый осенний спектакль московских театров, который просто необходимо смотреть именно в это время года)

Вся сцена засыпана осенней сухой листвой. Герои спектакля ворошат свое прошлое словно сухие листья под ногами. И внезапно оказывается, что идеальный мир, в котором каждый жил, не существует. Дочь Ева ужасно скучает по своей матери Шарлотте, пишет ей письма, зовет в гости, ведь 7 лет прошло с последней встречи. Но делает она все это, возможно, по инерции, а может быть лишь выполняя свой дочерний долг.
И вот внезапный приезд Шарлотты выбивает Еву из колеи: яркий свет фар машины матери врывается в ее размеренную спокойную жизнь. Она живет со своим мужем пастором в тихом и уединенном месте, разучивает музыкальные произведения. Она уже и ждать-то перестала приезда матери. Даже не стала ей говорить о том, что Шарлотта забрала больную сестру из больницы и сама за ней ухаживает. Еве стоит больших сил сдерживаться, видя как мать общается с больной дочерью, но Шарлотта и без слов понимает, что Ева считает виноватой мать в болезни сестры и не понимает как можно было ее бросить в больнице. Конечно же, когда-то этот вулкан должен был взорваться.... Да и мать уже не в силах так давить на дочь, как это было в детстве...

Очень актуальная и модная нынче тема: все что есть плохого в жизни - это мать виновата и, в лучшем случае, - к психологу, а в худшем - взрыв - пожар - скандал. Конечно же, этот спектакль я пропустила через себя: думая о своих отношениях с мамой и об отношениях с дочкой. К сожалению, не редко получается следование тому сценарию, что был у меня в детстве и который сейчас категорически не нравится... Вот и еще одна причина, по которой стоит посмотреть этот спектакль: позволить взглянуть со стороны на свои отношения с самыми близкими людьми.

Великолепный дуэт Алены Бабенко (Ева) и бесподобной Марины Нееловой (Шарлотта) - только ради наслаждения их блистательной актерской игрой нужно посмотреть этот спектакль. Алена Бабенко предстала перед зрителями нескладной, угловатой женщиной, которая всегда теряла волю перед матерью, но при этом у нее огромное количество моральных сил пережить ужасную трагедию в своей жизни, ухаживать за беспомощной и больной сестрой. А потом она превращается в сильную женщину, которая смогла найти в себе силы, чтобы высказать все свое матери и избавится от того яда, который столько лет отравлял ей жизнь, понять и принять ее. БРАВО!
Героиня Марины Нееловой - эдакая женщина - праздник, красный - ее любимый цвет. Она всю жизнь себя чувствовала гораздо комфортней в роли известной пианистки, разъезжающей по гастролям, чем матерью семейства. При этом она любила свою дочь, но любовь выражала в материальных благах, хотя дочь больше нуждалась в ласке и общении. Красное платье с огромным пятном грязи - это некий символ этого спектакля, словно начало сближения матери и дочери. Откровенный разговор с дочерью помогает стать им ближе и понять друг друга. БРАВО!

Евгений Павлов (Адам Кречинский) внес юмористическую и, я бы даже сказала, эротичную ноту в этот спектакль. Видя его прыжки и прискоки по сцене было трудно удержаться от смеха. БРАВО!

Замечательный спектакль, гениальная игра двух Актрис, но не стоит готовится к легкой поставке. Думаю, каждая зрительница в зале, наверняка. задумается о своих отношениях с матерью или с дочерью и собственные ошибки внезапно обнажаться. Может быть этот спектакль сможет стать той отправной точкой, когда начнет меняться отношения между самыми близкими людьми? Горячо рекомендую этот спектакль дамам к просмотру) Да простят меня мужчины))
Приходите в театр!

0
0
...
20 октября 2018
Фото whiteeye.livejournal.com
Фото whiteeye.livejournal.com
отзывы: 38
оценки: 49
рейтинг: 35
9

Отличный спектакль! Неелова и Бабенко прекрасны в ролях матери и дочери! Для тех, кому близка тема непонимания с родителями.

3
0
...
8 марта 2012
Фото Ivan Vasilyev
Фото Ivan Vasilyev
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 32
9

Хотите погрузиться в энциклопедию грубейших и громаднейших ошибок воспитания матери и ребенка? Спектакль для Вас. Хотите мгновенными, но многочисленными этюдами, окунуться в свои воспоминания или близких Вам людей, который рассказывали нечто подобное? Без сомнения - он точно для Вас. Возможно, не все именно так полярно было у Вас, но, разобрав на маленькие сцены - Вы снова встретитесь с теми болезненными эпизодами, которые уже заставляли страдать. Спектакль жесток. Игра актрис гениальна. Неелова сделалась ненавистной матерью для каждого сидящего в зале, но, в то же время и поимела сострадание, ведь талант не зароешь, а разорваться на два фронта с материнством - невозможно.
Спектакль принесет удовольствие, но, увы, не моральное, в этом плане - наоборот, он высосет из тебя все положительные эмоции, которые были накоплены в течение дня. Но он принесет удовольствие от потрясающей игры двух Актрис, которые держат тебя в напряжении все 2,5 часа. А также отличные решения с декорациями, костюмами, листьями и громом. Ну, а грязное платье на М.Нееловой - требует просто отдельной номинации за символизм, который оно несет. Платье великолепно, красный цвет ей к лицу - но грязь на подоле с засохшими листями - вот это все и есть ее жизнь во всей "красе"! Жизнь талантливой пианистки и нематери, блистательной желанной женщины и ополоумевшей от собственного эго личности.
Сильным людям - рекомендую! Слабым - даже близко не подходите! Пострадаете... и очень серьезно!

12
0
...
19 июля 2012
Фото Viacheslav Gerasimchuk
Фото Viacheslav Gerasimchuk
отзывы: 35
оценки: 35
рейтинг: 25
9

Как часто мы не говорим самым близким о самом главном. О том, что любим, о том, что скучаем…Неумение сказать эти слова порождает страх, неуверенность в ответных чувствах перерастает в ненависть. Конфликт матери и дочери, всю жизнь державших эти смешанные чувства в себе, лёг в основу постановки «Осенняя соната» по пьесе Ингмана Бергмана в театре Современник.

Эксцентричная не признающая свой возраст мать Шарлотта в исполнении Марины Неёловой и замкнутая в себе и своих внутренних переживаниях дочь Ева, сыгранная Алёной Бабенко, встречаются после семи лет разлуки. У обеих друг к другу есть свои счёты. Однако говорить о них напрямую они не могут: слишком уж много времени прошло, Шарлотта к этому моменту пережила своего очередного супруга, Ева – утонувшего в колодце сына. Она же забрала умалишенную сестру из пансионата к себе, чтобы заботиться о ней, а заодно вернуть то ощущение дома, которого ей не хватало в детстве.

Обстоятельства при которых встречаются любящая мать и дочь изначально создают фальшь-стену между ними. Они продолжают играть по тем же правилам, что и прежде: немного наигранно не касаются главных вопросов в их жизни.
Однако нахождение в одном помещении – старой усадьбе, за окнами которой под сюиты Баха и прелюдии Шопена льёт дождь и медленно падают листья, - вскрывает чемодан со старыми обидами. Недолюбленная матерью в детстве Ева первой переходит к упрёкам. И ей есть, что предъявить Шарлотте. Поглощённая музыкой героиня Неёловой как будто не замечала дочь и всё, что происходит в доме. Её мало интересовали романы мужа, ведь она сама – слишком увлекающаяся натура. Домашний быт для неё был в тягость, а потому даже когда она решила прекратить свои гастроли и посвятить время семье, градус взаимного недовольства только повышался.

Однако Шарлотта – сама дочь, лишённая родительской любви в детстве. «Мать родила меня и словно захлопнулась, отвернувшись опять к отцу». Она не смогла до конца повзрослеть, а потому всю жизнь боялась, что не сможет дать дочери той любви, которой ей самой так не хватает.
Героиня Неёловой подводит итог словами «утешения нужно искать самой…нужно плакать молча, чтобы никто не услышал». Но сама ситуация показывает, что убеждённость в этом обеих героинь и сыграла с ними злую шутку, передав родовое проклятье непонятности и недолюбленности – от матери к дочери.

Постановка завершается отъездом матери из дома Евы. И может показаться, что каждая остаётся при своём: Шарлотта вновь отправится гастролировать и зажимать раны в сердце новыми любовными увлечениями, а её дочь будет заниматься бытом, заботиться о муже и больной сестре…Но финал получился открытым: две героини, держась за соединяющий их чемодан, растворяются в уходящем вдаль тоннеле. Быть может, это момент прощания. А может, начало нового пути вместе.

Интересно, что в пьесе Бергмана есть и некоторое послесловие, которое проливает свет на то, как встреча матери и дочери в действительности поменяла их жизнь. Ева пишет Шарлотте письмо, в котором окончательно разрывает порочный круг недоверия. Она прощает свою мать и обещает заботиться о ней всю жизнь, ведь осенняя ночь в старой усадьбе открыла им обеим: никого ближе у них нет и не будет. «Ты должна понять, что я никогда больше не отпущу тебя и никогда не позволю тебе исчезнуть из моей жизни, я буду очень упрямой! И я не сдамся, даже если уже слишком поздно. Я не верю, что уже слишком поздно. Не должно быть поздно».

1
0
...
6 ноября 2016
Фото Татьяна Щеголева
Фото Татьяна Щеголева
отзывы: 22
оценки: 23
рейтинг: 24
9

Вернулась из театра и тут же пересмотрела знаменитый фильм Бергмана, которым после первого просмотра много лет назад не впечатлилась по молодости лет и потому, что тема была мне тогда совсем не близка. А сегодня я, мать двух взрослых дочерей, с горечью поняла , что , наверное, в каждой матери есть немного Шарлотты, а в каждой дочери прячется Эва. Спектакль мне понравился больше фильма, что, согласитесь, явление не частое. Впервые видела Алену Бабенко на театральной сцене и высоко оценила ее талант, который ничуть не уступил по накалу игры великолепнейшей Марине Нееловой. Спектакль в отличии от фильма местами вызывает смех в зале и этот сдвиг в сторону комедии мне показался чуточку чрезмерным, будто постановщик недооценил зрителя и дал ему возможность расслабиться и посмеяться во время действия и разыгрывания нешуточных страстей. Вставка с танцовщиком, иллюстрирующим бульварный роман, который читает на ночь одна из героинь , так и кажется чужеродным вставным номером. Несомненным украшением спектакля стала музыка, уж она -то вписалась в ткань повествования очень органично, ведь Шарлотта музыкант. И эта тема тоже, как мне показалось, была раскрыта в спектакле гораздо глубже. Спектакль Современника еще и о трагической судьбе Художника, Артиста, который жертвует человеческим счастьем ради своего искусства. Спектакль на мой взгляд гораздо более оптимистичный , чем фильм. Мать и дочь открыли друг другу свои сердца, обиды, любовь и ненависть и теперь есть надежда, что у них есть будущее и еще ничего не поздно. Они уходят вместе, идут рядом, продолжая вглядываться друг в друга. Очень хочу молодым родителям пожелать внимательно и вдумчиво смотреть этот спектакль, чтобы потом выжигать в себе Шарлотту каленым железом. И просто любить своих детей . Безусловно.

1
0
...
28 ноября 2012
Фото Anna Stolyarova
Фото Anna Stolyarova
отзывы: 144
оценки: 146
рейтинг: 22
7

Старый пасторский дом в Норвегии, спокойная супружеская пара со взаимным уважением, но без любви. Этакая жизненная ниша, где нашли своё равновесие два человека, оставив снаружи все эмоции, счастье и боль.

И тут врывается вихрь воспоминаний-приезжает мать женщины, Эвы. Шарлотта, человек - эмоция,яркий, эгоистичный и безусловно талантливый. Все, что она делает, импульсивно и откровенно напоказ. Вот и визит к дочери, которую она не видела 7 лет, такой же перфоманс. И пусть, что не так давно умер очередной шарлоттин муж, Леонардо, все равно она обворожительна и весела. Да вот беда,в этом захолустье скучно, мрачно, да ещё и , оказывается, младшая дочь-паралитик здесь. Нет бы осталась в больнице, где с глаз долой..Совсем не так все, как она предполагала свою поездку к Эве.
Все начинается с непонимания внешних сторон жизни. Матери не нравится как живет дочь, скучно и уныло. Дочка раздражается на эгоцентризм Шарлотты, на ее бестактность и неумение выслушать и понять ее. А дальше..дальше наступает дождливая ночь, в которой оживают воспоминания, страхи и кошмары. Мать и дочь, найдя утешение в объятиях друг друга, начинают долгий и тяжелый разговор о любви, о непонимании, полный упреков взаимных и претензий, поцелуев и обвинений. Это по сути вмевременной разговор о взаимоотношении "мать-дочь",тяжелый и порой несправедливый.

Дуэт двух прекрасных актрис Марины Нееловой и Алены Бабенко. Как великолепно они существуют вместе на сцене! Как точно передают и характеры, и боль героинь.
Шикарная Неелова, ее Шарлотта экцентрична и обворожительна, по сути это большой ребенок, как бабочка порхающий по жизни. А ведь дети, выросшие, но не вышедшие из своих детских обид, они обе. И закутанная в серую шаль Эва, тоже дитя, недолюбленное и непонятое. Она как маленький невзрачный воробушек спряталась в своем домике, пытаясь справится со своими несчастьями и быть выдержанной и благовоспитанной.
Обеим хочется понять почему так вышло, что они чужие друг другу. Пройдя сквозь поток залитых слезами воспоминаний, выкриков "я тебя ненавижу", они в конце спектакля идут рука об руку, так и не услышавшие друг друга и только чемодан обид соединяет их вместе.
Спектакль, несмотря на такую тяжелую тему, получился не совсем мрачным. Эту сонату оживляли вкрапления воспоминаний героинь, порой даже экцентричные (Адам Кречинский, писатель-детективист, в исполнении неподражаемого Евгения Павлова внес такое оживление среди зрителей своими танцевальными па и практически хождением по стене)).

Что хочется сказать? Да то, что все начинается с детства, и именно мама это главный человек для ребенка. Банально, но ничего другого природа не придумала. Надо Любить! Любить своих детей, не требовать, не менторствовать, не убегать от них в свои интересы. Родила-ты Мама! И только от тебя зависит какой будет жизнь у твоего ребенка. я имею ввиду психологическое здоровье его в первую очередь. А отсюда и программирование всей жизни. И не хотелось бы идти по жизни с чемоданом обид и детских страхов.

Огромная благодарность всем артистам, занятым в спектакле, и режиссеру Екатерина Половцевой. Особенно хочется отметить сценографию Эмиля Капелюша : осенний мокрый сад, бревенчатый дом и мостки, шезлонги и чемоданы, все это отлично передает настроение спектакля.

0
0
...
20 октября 2018
Фото Галина К
Фото Галина К
отзывы: 113
оценки: 113
рейтинг: 20
8

Вчера в театре «Современник» смотрела спектакль по Ингмару Бергману «Осенняя соната» в постановке Екатерины Половцевой. Прошли почти сутки, а я до сих пор чувствую себя пришибленной и раздавленной. Какой же тяжелый спектакль. И какой сильный. Не знаю, возможно, таким он покажется не всем, но по мне он проехался, как катком, выдавив наружу все, что тщательно пряталось и засовывалось глубоко внутрь.
Спектакль о двух несчастных людях, матери и дочери. Всю жизнь они не понимали друг друга. Мать, которая пахала все время, которая дома чувствовала себя чужой и ненужной, убегала от этой ненужности в музыку, в другие города и страны, теперь обвиняется дочерью во всех смертных грехах. Дочь, которая чувствовала себя брошенной, кричит матери, как она ее ненавидит. Обе играют, занимаются позерством друг перед другом, обе друг друга не слышат, заранее решая за другого, что тот скажет и как себя поведет. И даже когда другой ведет себя не так, это ничего не меняет, потому что образ, нарисованной ненавистью, уже создан. И когда мать пытается объяснить, как ей было страшно, как ей была необходима любовь и поддержка дочери и как она боялась вот этой своей ненужности, дочь ее не слышит и не понимает. В общем, безумно сложно об этом писать, мысли сумбурны, слова получаются какими-то мелкими, ничего не объясняющими. Даже в финале, уже попробовав объясниться, идут героини вроде рядом, но каждая обращается в мыслях за поддержкой и помощью не друг к другу, а к тем, кого рядом уже нет, одна к умершему ребенку, вторая – к умершему другу. Безысходность, безнадега, тягучая и серая, вполне в духе Бергмана.
Не буду я больше углубляться в сюжет, а то и так тошно. Сходите посмотрите сами. Спектакль этого точно заслуживает. Прекрасная сценография, ты одновременно и в осеннем дворе, и в доме пастора на севере Норвегии. Разбросаны настоящие опавшие листья и яблоки, тянет дымком. И уютно, и сиротливо одновременно. И, конечно, актеры. Практически весь спектакль на сцене Алена Бабенко (Ева) и Марина Неелова (Шарлотта), остальные появляются ненадолго. Самое сильное впечатление на меня произвела игра Алены Бабенко. Я никогда раньше не видела ее на сцене, только в кино, и вот теперь могу сказать, что и как театральная актриса она мне очень понравилась. Марина Неелова в первом действии казалась мне чересчур наигранной, но, вероятно, этого требовала роль. Мешало мне и то, что на ней были тонированные какие-то очки, глаз я не видела совсем, да и сидела довольно далеко. Но вот во втором действии, когда маски снимаются, и очки тоже время от времени оказывались в руках, а не на носу, впечатление сильно поменялось, она стала искренней, естественней. Так что обе актрисы, занятые в главных ролях, в конечном итоге мне понравились, хотя Алена Бабенко все равно больше.
Не могу не отметить и Елену Плаксину, игравшую вторую дочь, больную, почти идиотку Елену. Роль маленькая, но сыграна замечательно.
Из мужчин актеров очень хорошее впечатление произвел Сергей Гирин, очень гармоничен в роли пастора, мужа Евы.
И нельзя не упомянуть о фееричном выходе Евгения Павлова. Его сцена сильно отличается от стилистики спектакля, такой цирковой практически номер, намеренно пошлый, смешной в этой пошлости, бросается в глаза, тормошит притихший зал, при этом уместен по сюжету, здорово.
В общем, если вы не боитесь отрицательных эмоций, не боитесь тревожить душу, в состоянии сопереживать, не осуждая, этот спектакль однозначно стоит смотреть.

0
0
...
19 октября 2018
Фото Ана З
Фото Ана З
отзывы: 27
оценки: 26
рейтинг: 16
9

Сильно. Не трогательно, не романтично - не стоит идти сюда в рамках свидания. Тема отношений несчастных дочери и матери пробирает до глубины души.

0
0
...
3 июля 2015
Фото Elena M
Фото Elena M
отзывы: 11
оценки: 13
рейтинг: 15
3

Спектакль не понравился. Было очень скучно и хотелось спать. Большинство зрителей уходили после первого действия. Есть зрители, которые смотрели фильм Бергмана и есть те, которые не смотрели. Те, кто смотрел, конечно же, сравнивали спектакль с оригиналом, кто фильм не смотрел, те не понимали,что происходит на сцене и постоянно шушукались. Спектакль совсем не похож на оригинал, нет тех чувств и эмоций, которые сыграли Ингрид Бергман и Лив Ульман. Ингрид Бергман получила Оскар за эту роль и абсолютно заслуженно. К актерам, наверно, претензий нет, скорее к режиссеру, который не смог передать сложные взаимоотношения между дочерью и матерью. Поэтому получился просто заученный текст со стороны Алены Бабенко и собирательный образ из других спектаклей у Марины Нееловой. Я все-таки советую посмотреть фильм. Спектакль не удался.

1
0
...
16 декабря 2014
Фото Alex Belykh
Фото Alex Belykh
отзывы: 19
оценки: 30
рейтинг: 15
9

Только что была на спектакле и это было очень хорошо. Прекрасная игра актеров, нетривиальная режиссура и вечная тема отцов и детей.

0
0
...
20 ноября 2014
Фото Наталья Рожкова
Фото Наталья Рожкова
отзывы: 13
оценки: 16
рейтинг: 9
9

Очень пронзительный спектакль о взаимоотношениях матери и дочери, об одиночестве и непонимании. Смотрится на одном дыхании. Потрясающая игра Нееловой и Бабенко. Надо сказать, что все спектакли, за исключением "Играем Шиллера", с участием Нееловой-это событие, стоящее внимания.

0
0
...
4 июня 2014
Фото Князь Червяков
Фото Князь Червяков
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 9
1

Были сегодня с барышней. Ушли после первого акта. Нудно, муторно, истерично, какофонично, пыльно, дымно и ни о чём. Больше всего в этой истории меня волновало как среди деревянных декораций и сухих листьев они использовали лампу с настоящей горящей свечой. А когда они эту лампу уронили набок, я вполне реально напрягся и уже поджался, чтобы рвать совместно с барышней когти в случае пожара. Акустика в театре такая, что актеров слушать было некомфортно, хотя сидели в 10-м ряду. Кстати, именно этот ряд первый за поперечным проходом, и можно было вытянуть ноги, потому что от той скуки, что лилась со сцены уже не знал как себя пристроить, в какой-то момент уже даже чуть не достал смартфон, чтобы полазить по инету.
Что хотел сказать режиссёр своими образами местами было читаемо, местами совершенно непонятно, кажется, что это больше напоминало попытку выпендриться перед коллегами по цеху. Вообще вся эта чужеродная история с конфликтом матери и дочери не стоит и выеденного яйца. Две звезданутые истерички, одна прожжена духом развелечений и денег, другая ударилась после смерти сына в диагноз, с которым справится только опытный психиатр, а её монолог про какую-то охеренную любовь христа, которая вызвала якобы у всего мира испуг от непонятной открытости, вызвало у меня только кривую ухмылку. После этого её присутствие на сцене было для меня бессмысленным, ну разве что чисто по сюжету с матерью тексты договорить.
Смысла в этом действии не увидел, сюжета тоже, мыслей никаких, несколько раз было забавно, но явно недостаточно для того, чтобы оставаться на второй акт.
Написал, что думал, но вообще от подобной унылости надо бежать! Далеко и надолго!

1
0
...
19 июня 2012
Фото Natalia Sklyar
Фото Natalia Sklyar
отзывы: 8
оценки: 8
рейтинг: 8
9

"Взрослые это те же дети, только одетые во взрослую однжду". Спектакль трогает, может потому что тема близка, может потому что Алена Бабенко и Марина Неелова великолепны. Хорошая постановка, очень хорошая.

0
0
...
17 мая 2016
Фото Андрей Ляпин
Фото Андрей Ляпин
отзывы: 10
оценки: 2
рейтинг: 8
9

Тяжелый спектакль. Если Вы ходите в театр для развлечения - вам не сюда. Игра актрис потрясает и не отпускает ни на минуту.

0
0
...
8 февраля 2016
Фото Аксинья Астахова
Фото Аксинья Астахова
отзывы: 14
оценки: 25
рейтинг: 5
7

Увидеть великую артистку Марину Неёлову в двух таких постановках как Крутой Маршрут и Осенняя Соната - значит узреть истинные грани мастерства. Все женские персонажи в этом спектакле не могут не затронуть семейные чувства, располагающиеся глубоко внутри каждой человеческой души. Необычное устройство сценического пространства, красиво проработанные норвежские мотивы завлекают зрителя в эту непростую историю наряду с пронизывающей актёрской игрой.

0
0
...
29 апреля 2016
Фото Toria Io
Фото Toria Io
отзывы: 11
оценки: 17
рейтинг: 5
5

Может быть, слишком "женский" спектакль. Почти все мужчины здесь - вырезанные из журналов картинки, немногословные, элегантные, загадочные - и пустые. Исключение - муж главной героини Виктор (и он же - самый "нормальный" герой). Ему веришь сразу, а про остальных ещё подумаешь. Хелена тоже формально обозначена. Наверное, такой стиль постановки подходит для этого повествования; опять же, адаптация киносценария. Но смотреть такую условную игру не очень интересно.
Очень медленное раскачивание сюжета. Первые минут 20 зал "въезжал". Мне показалось, что взаимодействие в парах долго не клеилось; хотя действие оживало, как только на сцене становилось три актёра.
Действительно нравиться мне спектакль начал к концу первого действия. Набравшее обороты обаяние Марины Нееловой, сцена с барбекю и хулигански неуместный, но внёсший заметное оживление танцор из дамского романа. Второе действие было интереснее первого, но/и оно стремительной стрелой пролетело до самой развязки.
Очень понравилось художественное оформление спектакля и некоторые мизансцены. Запомнились летящие качели с красным яблоком, летящие качели с бокалом красного, застывшие качели с распятой на них внутренне сорвавшейся Хеленой и обнимающая их внизу Шарлотта; и вообще отличная придумка - эти качели.
С фильмом не сравниваю; как версия - спектакль вполне имеет право на существование.

0
0
...
20 января 2014
Фото Надежда Матвеева
Фото Надежда Матвеева
отзывы: 16
оценки: 16
рейтинг: 3
8
Очень глубокий спектакль!

Бытует мнение, что в жизни и так много грустных и тяжелых моментов, чтобы смотреть подобное еще и в театре. Не могу ни поспорить, ни согласиться с этой точкой зрения. Конечно, в театре иногда хочется и веселья, праздника, легкости, но так часто спектакль на основе глубокого материала, со сложной темой взаимоотношений дает больше, позволяет оценить то, что имеешь, исправить что-то в своей жизни, а иногда и посмотреть на себя со стороны.
«Осенняя соната» Бергмана в театре Современник как раз из таких спектаклей с сильным очищающим и воспитывающим эффектом. При этом это самый настоящий Театр, самого высокого качества, если такое банально-повседневное определение вообще применимо к ТАКОМУ спектаклю.
Спектакль поставлен динамично, он держит интригу, даже если когда-то смотрел фильм Бергмана, то все равно смотришь с интересом, ибо очень тонкая актерская игра. Актрисы (Марина Неелова и Алена Бабенко) играют очень тонко, раскрывая такие глубинные пласты человеческой натуры, что спектакль, на мой взгляд, может стать иллюстрацией ко многим учебникам по психологии. Однако и весь актерский состав заслуживает упоминания и аплодисментов.
Замечательно поставлен свет и очень интересная, концептуальная сценография. Так и хочется сказать, что все в этом спектакле прекрасно!

1
0
...
22 октября 2018
Загрузить еще