Марина Неелова и Алена Бабенко играют Бергмана

Успешная мать-пианистка после смерти мужа приезжает погостить к несчастливой, потерявшей ребенка дочери, но вскоре стремглав уносит ноги. Бергман писал сценарий для Ингрид Бергман и Лив Ульман. В театральной версии «Осенней сонаты» молодого режиссера, ученицы Сергея Женовача Екатерины Половцевой мать и дочь играют Марина Неелова и Алена Бабенко.

Место проведения

Современник

Современник

8.4
Успех «Современника» случился сразу после появления театра в середине пятидесятых. Молодые актеры — Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша — были одинаково увлечены как современной драматургией Володина и Розова, так и системой Станиславского. После ухода Ефремова в МХАТ «Современник» уже больше тридцати лет возглавляет Галина Волчек. Спектакли ставит она сама и приглашенные (в том числе из-за рубежа) режиссеры — Валерий Фокин, Кирилл Серебренников, Римас Туминас. При ней в театр пришли Марина Неелова, Авангард Леонтьев, Лия Ахеджакова. Здесь же с 1998 года играет актриса Чулпан Хаматова.
касса +7 (495) 621 64 73
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 12.00–15.00, 16.00–19.30
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 878
оценки: 244
рейтинг: 994
7
Марина Неелова и Алена Бабенко ворошат прошлое

Премьера Марины Нееловой — событие, что бы она ни играла. Восемь лет назад она сыграла старика Башмачкина в «Шинели» Валерия Фокина, десять лет назад — сразу две роли, девочку и стареющую диву, у Кирилла Серебренникова в «Сладкоголосой птице юности». И тот и другой спектакль являли образец ее актерской доблести и смелости. Оба были, скажем так, спектаклями не для рядового зрителя. «Осенняя соната» — другое дело. Для заядлых поклонников актрисы «Осенняя соната» — именины сердца. Ее выход спланирован, как явление Раневской в «Вишневом саде». Мы уже успели рассмотреть декорацию: деревянный щелястый дом, протянувшийся под углом в глубину сцены, холодное северное небо, в воздухе мерно кружит сухая листва. Звучит хоральная прелюдия фа минор Баха, известная широкой публике как музыка из «Соляриса» Тарковского. Из разговоров Евы (Алена Бабенко) и ее мужа, сельского пастора (Сергей Гирин), мы узнаем, что мать — известная пианистка, недавно похоронившая своего друга Леонардо, — едет погостить к дочери, с которой не виделась 7 лет. В конце концов по доскам дома пробегутся огни фар. Дочь кинется за кулисы, сперва мы слышим возбужденный щебет двух женщин, потом они появятся с огромным чемоданом, комично волоча его в две руки. Марина Неелова в элегантных брюках и изящном жакете цвета терракоты. Она в великолепной форме. Бурные, продолжительные аплодисменты.

События развиваются по сценарию: мать неожиданно застает в доме вторую дочь — инвалида Елену, которую Ева забрала к себе из больницы. Мать читает в глазах Евы упрек, но даже не представляет, что ее ожидает. В душе дочери годами тлела ненависть, а с приездом матери разгорается пожар. Она в своем доме, она видит слабость матери, она пережила много горя — и она осмеливается судить мать и делать обобщения: «Мать и дочь — какое страшное сплетение любви и ненависти, зла и добра, хаоса и созидания... и все, что происходит, запрограммировано природой».

Режиссер Екатерина Половцева борется с высокопарностью при помощи забавного. Тон ее постановке задает кутерьма с чемоданами, а не Бах из «Соляриса». Спектакль дробится на серьезные и забавные сценки, так что невозможно оценить — смогли бы актрисы сыграть тяжелую бергмановскую партитуру без передышек, и сумели бы выдержать это зрители. Что же в итоге сказать о Нееловой? Что ей повезло. Когда Бергман пригласил в фильм Ингрид Бергман, она добилась у режиссера права откинуть философию и говорить по-человечески. В итоге громкие слова («В своем договоре с людьми жизнь никому не дает скидок») достались Лив Ульман и по наследству Алене Бабенко. А второе — что у Нееловой, как и у Ингрид Бергман, нет других аргументов в защиту своей героини, кроме собственных человечности и таланта. Как и в фильме, в спектакле мать жальче, чем дочь.

11
0
...
7 марта 2012

Лучшие отзывы о спектакле «Осенняя соната»

Фото Ivan Vasilyev
Фото Ivan Vasilyev
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 31
9

Хотите погрузиться в энциклопедию грубейших и громаднейших ошибок воспитания матери и ребенка? Спектакль для Вас. Хотите мгновенными, но многочисленными этюдами, окунуться в свои воспоминания или близких Вам людей, который рассказывали нечто подобное? Без сомнения - он точно для Вас. Возможно, не все именно так полярно было у Вас, но, разобрав на маленькие сцены - Вы снова встретитесь с теми болезненными эпизодами, которые уже заставляли страдать. Спектакль жесток. Игра актрис гениальна. Неелова сделалась ненавистной матерью для каждого сидящего в зале, но, в то же время и поимела сострадание, ведь талант не зароешь, а разорваться на два фронта с материнством - невозможно.
Спектакль принесет удовольствие, но, увы, не моральное, в этом плане - наоборот, он высосет из тебя все положительные эмоции, которые были накоплены в течение дня. Но он принесет удовольствие от потрясающей игры двух Актрис, которые держат тебя в напряжении все 2,5 часа. А также отличные решения с декорациями, костюмами, листьями и громом. Ну, а грязное платье на М.Нееловой - требует просто отдельной номинации за символизм, который оно несет. Платье великолепно, красный цвет ей к лицу - но грязь на подоле с засохшими листями - вот это все и есть ее жизнь во всей "красе"! Жизнь талантливой пианистки и нематери, блистательной желанной женщины и ополоумевшей от собственного эго личности.
Сильным людям - рекомендую! Слабым - даже близко не подходите! Пострадаете... и очень серьезно!

11
0
...
19 июля 2012
Фото Maria Zinovieva
Фото Maria Zinovieva
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 3
9

Сегодня был странный вечер пятницы. Хотелось праздника от общения с любимым театром и прекрасными актерами. Осенняя соната в Современнике - совсем не праздник, а испытание. Потрясение и откровение. Обнаженные нервы и ощущение, что твои тайные вдруг выставили на обозрение публике. Проявляется то, что ты пытаешься скрыть от самого себя. Так нельзя и так надо. Только так, чтобы наши дети были счастливее нас. Чтобы мы сами стали чуть-чуть счастливее, разобравшись со своими скелетами в шкафу. Спектакль очень жесткий и очень женский. Да простят меня мужчины - они ТАК и о ТАКОМ не переживают. Да им и не надо, у них других забот хватает...

3
0
...
23 февраля 2013
Фото whiteeye.livejournal.com
Фото whiteeye.livejournal.com
отзывы: 38
оценки: 49
рейтинг: 35
9

Отличный спектакль! Неелова и Бабенко прекрасны в ролях матери и дочери! Для тех, кому близка тема непонимания с родителями.

3
0
...
8 марта 2012
Фото G G
Фото G G
отзывы: 193
оценки: 193
рейтинг: 444
7

Конфликт матери и дочери: у каждой свои страхи и каждая молчала о них десятилетиями. Наблюдаю закономерность: в Современнике все постановки с участием Алены Бабенко хорошие, достойные к просмотру. Предлагаю приобрести зрительский опыт посмотрев данный спектакль если тема личностного и семейного конфликта интересна. Отдельно хочу отметить яркий, экспрессивный и эмоциональный выход Евгения Павлова в роли Адама Кречинского - пластичность исполнения роли потрясает!

2
0
...
3 января 2017
Фото Irina Gulneva
Фото Irina Gulneva
отзывы: 42
оценки: 52
рейтинг: 66
9

Деревянный помост, лежащий с уклоном поверх сцены, выдвигался в зал острым углом, который, собственно, и упирался в место, указанное в моем билете. На помосте - упавшие засохшие листья, огромный лофт, сколоченный из досок цвета медленно и долго стареющей осины, качели на уходящих ввысь веревках и пианино. Потом еще будут чемоданы, деревянные шезлонги, стулья, и все эти предметы суетливой жизни перемещаются, давая возможность героям хвататься за них, словно за соломинку, при попытке выплыть из того эмоционального шторма, куда попадают они по воле создателей, Ингмара Бергмана и Екатерины Половцевой. И всю эту прекрасную декорацию обволакивает тончайший туман, оставляя в душе изморозь и тревогу.

Спектакль отличается от фильма (и это благо, иначе - зачем?) интонацией и моралью-выводом, если так можно назвать финал. И. может быть, причина тут гендерная: режиссер Екатерина Половцева рисует по-женски, с юмором, но и с яростной беспощадностью. Яркая, эмоционально насыщенная игра обеих главных героинь прекрасно воплощает режиссерский замысел. Сюжет, вкратце, таков: взрослая дочь Ева/ Алена Бабенко, любит и ненавидит свою мать, известную пианистку Шарлотту/ Марина Неелова, и после семи лет разлуки приглашает ее приехать погостить. И тут нарыв прорвало. Да, присутствуют еще мужья, живой и почивший, вторая дочь-инвалид, и другие персонажи, но главные - они, мать и дочь, и выяснение их, таких непростых, отношений.

Что Марина Мстиславовна - мастер, кто бы сомневался, но и все равно, как же она играет! Мне, "из-под сцены", были видны малейшие мимические изменения на ее лице, торжествующий блеск глаз и слезы, движение пальцев, имитирующих касание клавиш, и поникшие, упавшие от бессилия и растерянности руки. Ее Шарлотта, совершенно отличная от бергмановской, с таким шармом светской дивы, самоиронией и в тоже время с какой-то детской трогательностью и беззащитностью, вызывает искреннее сочувствие зрителей, то и дело взрывающих зал аплодисментами. Две гениальные, противоположные по интонации сцены: разговор по телефону с импресарио и одновременно жестами с зятем и откровенный с дочерью, о том, как она хотела, чтоб и ее пожалела и обняла дочь.

Алена Бабенко (на фоне своей именитой и талантливой "матери" и актрисы) так проживает на сцене свои чувства, что за нее начинаешь бояться. Что вот сейчас сорвется, уйдет в свои грёзы, и не выдержит, разорвется сердце от обиды, словно снежный ком выросшей за все эти годы, от любви-ненависти, от жалости к себе, от невыносимости бытия. Мне кажется, это лучшая ее роль.

Музыка все уравновешивает, она и разрушает и спасает, вернее дает надежду. Звучит не только она сама, как фон, но и отражается в декорации, которая словно плывет в этом музыкально-эмоциональном море, разворачиваясь перед зрителями в финале и образуя призрачный тоннель, куда уходят две раненые души, мать и дочь, держась за ручку одного чемодана, но взгляды их обращены в разные стороны.

2
0
...
31 января 2014