Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Осенняя соната, Москва
Постановка Современник

8

Марина Неелова и Алена Бабенко играют Бергмана

Успешная мать-пианистка после смерти мужа приезжает погостить к несчастливой, потерявшей ребенка дочери, но вскоре стремглав уносит ноги. Бергман писал сценарий для Ингрид Бергман и Лив Ульман. В театральной версии «Осенней сонаты» молодого режиссера, ученицы Сергея Женовача Екатерины Половцевой мать и дочь играют Марина Неелова и Алена Бабенко.

Место проведения

Дворец на Яузе

Дворец на Яузе

7.1
телефон+7 (499) 558 02 08
адрес
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
7

Марина Неелова и Алена Бабенко ворошат прошлое

Премьера Марины Нееловой — событие, что бы она ни играла. Восемь лет назад она сыграла старика Башмачкина в «Шинели» Валерия Фокина, десять лет назад — сразу две роли, девочку и стареющую диву, у Кирилла Серебренникова в «Сладкоголосой птице юности». И тот и другой спектакль являли образец ее актерской доблести и смелости. Оба были, скажем так, спектаклями не для рядового зрителя. «Осенняя соната» — другое дело. Для заядлых поклонников актрисы «Осенняя соната» — именины сердца. Ее выход спланирован, как явление Раневской в «Вишневом саде». Мы уже успели рассмотреть декорацию: деревянный щелястый дом, протянувшийся под углом в глубину сцены, холодное северное небо, в воздухе мерно кружит сухая листва. Звучит хоральная прелюдия фа минор Баха, известная широкой публике как музыка из «Соляриса» Тарковского. Из разговоров Евы (Алена Бабенко) и ее мужа, сельского пастора (Сергей Гирин), мы узнаем, что мать — известная пианистка, недавно похоронившая своего друга Леонардо, — едет погостить к дочери, с которой не виделась 7 лет. В конце концов по доскам дома пробегутся огни фар. Дочь кинется за кулисы, сперва мы слышим возбужденный щебет двух женщин, потом они появятся с огромным чемоданом, комично волоча его в две руки. Марина Неелова в элегантных брюках и изящном жакете цвета терракоты. Она в великолепной форме. Бурные, продолжительные аплодисменты.

События развиваются по сценарию: мать неожиданно застает в доме вторую дочь — инвалида Елену, которую Ева забрала к себе из больницы. Мать читает в глазах Евы упрек, но даже не представляет, что ее ожидает. В душе дочери годами тлела ненависть, а с приездом матери разгорается пожар. Она в своем доме, она видит слабость матери, она пережила много горя — и она осмеливается судить мать и делать обобщения: «Мать и дочь — какое страшное сплетение любви и ненависти, зла и добра, хаоса и созидания... и все, что происходит, запрограммировано природой».

Режиссер Екатерина Половцева борется с высокопарностью при помощи забавного. Тон ее постановке задает кутерьма с чемоданами, а не Бах из «Соляриса». Спектакль дробится на серьезные и забавные сценки, так что невозможно оценить — смогли бы актрисы сыграть тяжелую бергмановскую партитуру без передышек, и сумели бы выдержать это зрители. Что же в итоге сказать о Нееловой? Что ей повезло. Когда Бергман пригласил в фильм Ингрид Бергман, она добилась у режиссера права откинуть философию и говорить по-человечески. В итоге громкие слова («В своем договоре с людьми жизнь никому не дает скидок») достались Лив Ульман и по наследству Алене Бабенко. А второе — что у Нееловой, как и у Ингрид Бергман, нет других аргументов в защиту своей героини, кроме собственных человечности и таланта. Как и в фильме, в спектакле мать жальче, чем дочь.

11

Отзывы пользователей о спектакле «Осенняя соната»

Фото Ivan Vasilyev
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
29
9

Хотите погрузиться в энциклопедию грубейших и громаднейших ошибок воспитания матери и ребенка? Спектакль для Вас. Хотите мгновенными, но многочисленными этюдами, окунуться в свои воспоминания или близких Вам людей, который рассказывали нечто подобное? Без сомнения - он точно для Вас. Возможно, не все именно так полярно было у Вас, но, разобрав на маленькие сцены - Вы снова встретитесь с теми болезненными эпизодами, которые уже заставляли страдать. Спектакль жесток. Игра актрис гениальна. Неелова сделалась ненавистной матерью для каждого сидящего в зале, но, в то же время и поимела сострадание, ведь талант не зароешь, а разорваться на два фронта с материнством - невозможно.
Спектакль принесет удовольствие, но, увы, не моральное, в этом плане - наоборот, он высосет из тебя все положительные эмоции, которые были накоплены в течение дня. Но он принесет удовольствие от потрясающей игры двух Актрис, которые держат тебя в напряжении все 2,5 часа. А также отличные решения с декорациями, костюмами, листьями и громом. Ну, а грязное платье на М.Нееловой - требует просто отдельной номинации за символизм, который оно несет. Платье великолепно, красный цвет ей к лицу - но грязь на подоле с засохшими листями - вот это все и есть ее жизнь во всей "красе"! Жизнь талантливой пианистки и нематери, блистательной желанной женщины и ополоумевшей от собственного эго личности.
Сильным людям - рекомендую! Слабым - даже близко не подходите! Пострадаете... и очень серьезно!

10
Фото Maria Zinovieva
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
9

Сегодня был странный вечер пятницы. Хотелось праздника от общения с любимым театром и прекрасными актерами. Осенняя соната в Современнике - совсем не праздник, а испытание. Потрясение и откровение. Обнаженные нервы и ощущение, что твои тайные вдруг выставили на обозрение публике. Проявляется то, что ты пытаешься скрыть от самого себя. Так нельзя и так надо. Только так, чтобы наши дети были счастливее нас. Чтобы мы сами стали чуть-чуть счастливее, разобравшись со своими скелетами в шкафу. Спектакль очень жесткий и очень женский. Да простят меня мужчины - они ТАК и о ТАКОМ не переживают. Да им и не надо, у них других забот хватает...

3
Фото whiteeye.livejournal.com
отзывы:
38
оценок:
49
рейтинг:
38
9

Отличный спектакль! Неелова и Бабенко прекрасны в ролях матери и дочери! Для тех, кому близка тема непонимания с родителями.

3
Фото Irina Gulneva
отзывы:
42
оценок:
52
рейтинг:
59
9

Деревянный помост, лежащий с уклоном поверх сцены, выдвигался в зал острым углом, который, собственно, и упирался в место, указанное в моем билете. На помосте - упавшие засохшие листья, огромный лофт, сколоченный из досок цвета медленно и долго стареющей осины, качели на уходящих ввысь веревках и пианино. Потом еще будут чемоданы, деревянные шезлонги, стулья, и все эти предметы суетливой жизни перемещаются, давая возможность героям хвататься за них, словно за соломинку, при попытке выплыть из того эмоционального шторма, куда попадают они по воле создателей, Ингмара Бергмана и Екатерины Половцевой. И всю эту прекрасную декорацию обволакивает тончайший туман, оставляя в душе изморозь и тревогу.

Спектакль отличается от фильма (и это благо, иначе - зачем?) интонацией и моралью-выводом, если так можно назвать финал. И. может быть, причина тут гендерная: режиссер Екатерина Половцева рисует по-женски, с юмором, но и с яростной беспощадностью. Яркая, эмоционально насыщенная игра обеих главных героинь прекрасно воплощает режиссерский замысел. Сюжет, вкратце, таков: взрослая дочь Ева/ Алена Бабенко, любит и ненавидит свою мать, известную пианистку Шарлотту/ Марина Неелова, и после семи лет разлуки приглашает ее приехать погостить. И тут нарыв прорвало. Да, присутствуют еще мужья, живой и почивший, вторая дочь-инвалид, и другие персонажи, но главные - они, мать и дочь, и выяснение их, таких непростых, отношений.

Что Марина Мстиславовна - мастер, кто бы сомневался, но и все равно, как же она играет! Мне, "из-под сцены", были видны малейшие мимические изменения на ее лице, торжествующий блеск глаз и слезы, движение пальцев, имитирующих касание клавиш, и поникшие, упавшие от бессилия и растерянности руки. Ее Шарлотта, совершенно отличная от бергмановской, с таким шармом светской дивы, самоиронией и в тоже время с какой-то детской трогательностью и беззащитностью, вызывает искреннее сочувствие зрителей, то и дело взрывающих зал аплодисментами. Две гениальные, противоположные по интонации сцены: разговор по телефону с импресарио и одновременно жестами с зятем и откровенный с дочерью, о том, как она хотела, чтоб и ее пожалела и обняла дочь.

Алена Бабенко (на фоне своей именитой и талантливой "матери" и актрисы) так проживает на сцене свои чувства, что за нее начинаешь бояться. Что вот сейчас сорвется, уйдет в свои грёзы, и не выдержит, разорвется сердце от обиды, словно снежный ком выросшей за все эти годы, от любви-ненависти, от жалости к себе, от невыносимости бытия. Мне кажется, это лучшая ее роль.

Музыка все уравновешивает, она и разрушает и спасает, вернее дает надежду. Звучит не только она сама, как фон, но и отражается в декорации, которая словно плывет в этом музыкально-эмоциональном море, разворачиваясь перед зрителями в финале и образуя призрачный тоннель, куда уходят две раненые души, мать и дочь, держась за ручку одного чемодана, но взгляды их обращены в разные стороны.

2
Фото Alex Polyushkova
отзывы:
43
оценок:
39
рейтинг:
65
9

В театральной Москве зрителя все чаще пытаются удивить - в результате мы имеем груду никуда не годных, крикливых, кичливых постановок, с которых хочется уйти еще до антракта.
Именно поэтому мне так понравилась «Осеняя соната» в «Современнике» - это очень спокойный, уравновешенный спектакль, где нет ничего лишнего.
Декорации, костюмы, музыкальное сопровождение - все продумано до мелочей.
Актеры проживают роли, в голосе никакого лишнего надрыва - все очень естественно и натурально. Юмор - тонкий, трагедия - подлинная.
Сюжет можно почитать в рецензии Афиши.
От себя хочется добавить только еще раз «спасибо» за хорошую работу и настоящий театр, истинное искусство на сцене.

2

Галерея