Театральная афиша Москвы

Спектакль Белое на черном
Постановка Надежда

8.1

Отзывы пользователей о спектакле «Белое на черном»

Фото Елена Кузнецова
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
3
9

Белое на черном или Почему мне захотелось пойти в театр.

«Любите ли вы театр? Любите ли вы его так, как люблю его я?» Ах, как хочется на этот вопрос героини Татьяны Дорониной ответить «Да, люблю! Люблю!!!» К сожалению, в наше время на этот вопрос нет простого ответа.
Я, как рецензент и человек, имею право на свою субъективную точку зрения. Так вот, со своих субъективных позиций скажу: «Я современный русский театр не люблю. Или люблю, но местами. Иногда». И знаю многих, кто не хочет ходить в театр, хотя раньше не пропускал ни одной премьеры. В наше прагматичное время люди боятся зря потратить свои деньги. Или того, что под видом искусства им нагадят в душу. Упаси господи, не хочу обидеть никого из тех, кто экспериментирует с театральной формой. Слава богу, прошли унылые времена социалистического реализма, когда божественные кино - и театральные дивы были вынуждены переодеваться в убогие обноски и размазывать грязь по своим прекрасным лицам, изображая борьбу за перевыполнение плана в родном колхозе. Форма очень важна в театре, плохо, когда ее нет. Но гораздо хуже, когда нет содержания. Хочу быть понятой: одно дело - Малевич, рисующий свой «Черный квадрат» в 1915 году – и совсем другое – современные рисовальщики «черных квадратов», не подозревающие о своей вторичности и даже третичности, без долгих раздумий убивающие самые высокие мысли и светлые чувства от банальной необразованности. Или просто потому, что сами до них не доросли.
Так вот, все это я пишу потому, что после просмотра премьеры спектакля «Белое на черном» в постановке ярославского театра «Надежда» мне вновь захотелось ходить в театр. Мне страшно захотелось вновь и вновь переживать давно забытые театральные впечатления, когда у тебя ком в горле и слезы на глазах, и ты утираешь их тайком, потому что ты взрослый человек, и тебе стыдно плакать, но, боже, как же это хорошо!
Про литературный первоисточник театральной версии написано много: «Русский Букер», престижная премия, ДЦП, инвалид, трагедия, мать автора – дочь высокопоставленного испанского коммунистического функционера, советский детский дом». И вместе с тем, не сказано ничего. Так и хочется написать и о самой книге и о её театральной интерпретации - не раскрыто и не понято. Один Александр Минкин в очень искренней статье «Приговор» справедливо констатировал, что книга «Белое на черном» не об инвалидах. Она обо всех нас. О нашей с вами жизни. Статью Александра я прочитала до того, как увидела театральное воплощение знаменитого романа. Когда же увидела спектакль театра «Надежда» на сцене Ярославского Камерного театра с радостью поняла, что авторы постановки хорошо это осознали, прочувствовали, и главное, безмерно талантливо воплотили. Да, это наша российская жизнь (а не только бывшая, советская). Наша жизнь - с её неосознанной и поэтому такой наивной жестокостью (Училка в исполнении Ольги Великорецкой), с исконно русской терпеливостью и жалостью к страдающим детям (Нянечка – Алла Русакова, Практикантка – Анна Власова), настоящими и ненастоящими врачами (их роли исполняет Иван Савушкин, актер театра «Надежда» и врач по профессии). И сами дети, которые живут среди этих, среди ТАКИХ взрослых, все видят, все понимают и выносят нашей жизни свой, детский и потому правдивый и не подлежащий обжалованию приговор (Саша – Дмитрий Буняк, Серёга – Ярослав Васекин, Новенький – Рома Викулов). В спектакле много музыки. Прекрасная испанская классика безошибочно работает на создание светлого эмоционального фона спектакля. Один из кульминационных моментов спектакля – страстный испанский танец – воплощение переживаний юного героя, душевного освобождения (в роли танцующей Лолиты – Анастасия Вализада, хореограф Александра Румянцева). И вот уже нет физической боли, телесной немощи, а есть стремление жить, во что бы то ни стало, и… Надежда. Строгий символизм художественного оформления спектакля безусловно продиктован спецификой камерной сцены. Однако безупречный профессионализм, с которым художественные идеи постановки реализованы, вызывает желание увидеть спектакль и на большой сцене. Художник спектакля и художник по свету Евгений Виноградов мастерам сцены в нашей стране и за рубежом известен как главный художник по свету московского театра Ленком, номинант Золотой маски.
Безусловное открытие постановки – исполнитель роли Героя - Арсений Симонян. Несмотря на юный возраст (Арсению 16 лет), актер выдерживает безумное напряжение непрерывного действия на сцене (продолжительность спектакля 1 час 50 минут). Вполне заслуженный успех с ним по праву делит педагог по актерскому мастерству Ирина Корниенко. В неожиданной роли видео- дизайнера в спектакле участвует Николай Потапов, звезда телесериала «Я лечу», воспитанник театра «Надежда».
Словом, господа, идите в театр! Посмотрите эту пронзительную и красивую работу режиссера Константина Корниенко. В прессе о ней уже пишут, но не достаточно. А нужно писать, как о сенсации театрального сезона. Как о спектакле, который каждый, кто считает себя смыслящим что-то в театральном искусстве, должен обязательно посмотреть. Чтобы вспомнить забытое понятие «катарсис» - просветление. Увидеть, как проступает Белое на черном. Ощутить, как отчаяние сменяется надеждой. Без стеснения поплакать. Не верите? Сама видела – мужчины плачут. Приходите в Ярославский Камерный театр и потому, что творческий коллектив не преследует коммерческие цели, цены на билеты смешные, без преувеличения доступны любому кошельку. Не упустите редкий шанс, господа, идите в Театр!

Елена Кузнецова.

3
Фото Наталья Замарина
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Низкий поклон режиссеру за то, что сумел переплавить литературный язык в язык театра, коим, как известно, является действие.
Низкий поклон за выбор материала.
За скупость воплощения идеи отдельное спасибо. Этот тот минимум, который оставляет свободу восприятия. Черный кабинет. Стулья, которые становятся всем. Мальчик в черном трико и кедах на моих глазах остается без рук. И без ног. Этот так просто - остаться без рук и без ног. И как тяжело оставаться человеком, оставаясь без рук и без ног.
Друзья мои! Но с ногами и руками оставаться человеком куда тяжелее...
У Героя и пацанов нет другого выхода - только Человек может выжить в предлагаемых обстоятельствах советского детдома для неизлечимо больных.
Спросите меня, о чем спектакль, и я отвечу - о чести. Человек чести приходит на дуэль через девять месяцев после вызова. Без ног приходит и побеждает. И прощает обидчика. Утраченная роскошь человеческих отношений.
Я стала думать, а что такое - честь. Вспомнила рыцарские турниры. Откуда пошли эти красивые узаконенные мужские бои, оканчивающиеся убийством соперника? Драка за самку. Честь - не продукт рассудка. Честь - необходимое условие для выживания вида в предлагаемых обстоятельствах дикой природы. Честь - это та точка, в которой низкое становится высоким. Инстинкт размножения окрыляется духом борьбы за право потомства на выживание. Твоего потомства. Воплощение чести - птичка из семейства куриных, уводящая охотника от гнезда, добровольно превращаясь в мишень.Не выжить любой ценой, но защитить свое право продолжаться на этой земле! Вот и пацаны отстаивают право продолжаться. И белое полотно больничной простыни становится знаменем чести. А знаменосец ползет раздетый по снегу делать уроки.
Низкий поклон за темпо-ритм. Невыносимая история жизни летит легко. Натянутая струна - я. Я эту стрелу посылаю в полет. Я - полноценный со-участник театрального действия. А соучастником меня делает свобода, предоставленная режиссером. Он не размахивает указательным пальцем у меня перед носом, не поучает, не давит прописными истинами. Не объясняет. Он показывает: вот - настоящее, вот - ненастоящее. Вот правда, вот ложь. Вот - да, вот - нет. Вот - жизнь, вот - смерть. Выбирай. Я выбираю. Не где-то там Гонсалес, а здесь и сейчас я - Замарина - выбираю жизнь. И завтра опять - здесь и сейчас. И послезавтра - здесь и сейчас. Сколько Бог даст. Вот такие субъективные чувства.
Музыкальное споровождение работает на единство художественного образа, и это прекрасно.
Очень понравилось, как исчезла открытка из учебника математики.
И монолог, начатый Героем и продолженный Нянечкой... Это такие человеческие мелочи, без которых не бывает радости ни на сцене, ни в жизни. Таких мелочей в спектакле достаточно.
Как много может в театре свет... Низкий поклон Евгению Виноградову.
Удивительное искусство - театр. Ничего лишнего. Ничего и не надо. Черная тряпочка. Белая тряпочка. Мальчик в кедах. Луч в темноте. И жизнь перед глазами.
Очень красивые поклоны. Герой с любовью представляет своих партнеров. Положительных и отрицательных, настоящих и ненастоящих - он любит всех.
Лично для меня это большой воспитательный момент.
Я надеюсь, что спектакль "Белое на черном" в постановке Константина Корниенко будет жить долго, превратившись в цельную гармоничную работу, и порадует не только жителей Ярославля, но и жителей других городов. И может быть, не только российских.
Константин. Ирина. Ваша "Надежда" вспахала почву, заросшую сорняками ложных ценностей, загаженную продуктами человеческой жизнедеятельности, одичавшую и засохшую, отчаявшуюся дождаться щедрого полива.
Мы поливаем ее сегодня своими слезами.
Перейдем ли мы от слез к делу?
Наталья Замарина, Москва

0

Галерея