Театральная афиша Москвы

Спектакль Время женщин

7.6

Доля ты русская, долюшка женская: середина прошлого века

За этот роман о женщинах петербургский писатель Елена Чижова получила Русского Букера. Трех старух «из бывших», встретившихся в одной послевоенной коммуналке, прикипевших душой к матери-одиночке Антонине и вырастивших после ее смерти ее дочь, так и тянет сравнить с античными мойрами. И главная удача романа – в том, что там накрепко увязаны предметные реалии убогой советской повседневности – тяжелые баки, жар и чад, скользкое мыло, агрессивная толчея очереди за мукой (по два килограмма в руки) – и память о прошлом, отнюдь не идеальном, но и далеко не убогом. На сцене быт сведен к минимуму. Обиталище старух выглядит островком уюта с массивными комодами, белыми салфетками и занавесочками – художник Олег Головко поместил всю «коммуналку» на платформу, которая то кружится вокруг своей оси, то перемещается по сцене, то задвигается в дальний угол, когда на сцене появляется завод. Завод же – это штанкеты с рабочими-манекенами, нисколько не отличающимися от рабочих живых, это столы с красной скатертью для заседаний женсовета, терроризирующего героиню, и персонажи, изъясняющиеся оперным речетативом. Спектакль Геннадия Тростянецкого, хоть и грешит немилосердной длиннотой (действие длится более четырех часов, временами надолго зависая на одной эмоциональной ноте), но конфликт в нем все же прослежен отчетливо. Он не нов, но из тех, что не устаревают: между антигуманной социальной (государственно) машиной – и частной жизнью как оазисом, в котором только и может вырасти подлинный человек. Ну и, надо отдать должное Тростянецкому, он не потерял и донес до зрителя еще и ключевую мысль книги Чижовой – о том, насколько женщины мудрее, сильнее и прекраснее оставшихся в живых мужчин.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
570
7

Доля ты русская, долюшка женская: середина прошлого века

За этот роман о женщинах петербургский писатель Елена Чижова два года назад получила Русского Букера. Трех старух «из бывших», встретившихся в одной послевоенной коммуналке, прикипевших душой к матери-одиночке Антонине и вырастивших после ее смерти ее дочь, так и тянет сравнить с античными мойрами. И главная удача романа – в том, что там накрепко увязаны предметные реалии убогой советской повседневности – тяжелые баки, жар и чад, скользкое мыло, агрессивная толчея очереди за мукой (по два килограмма в руки) – и память о прошлом, отнюдь не идеальном, но и далеко не убогом. На сцене быт сведен к минимуму. Обиталище старух на огромной сцене ДК им. Горького, где на время ремонта обосновался БДТ, выглядит островком уюта с массивными комодами, белыми салфетками и занавесочками – художник Олег Головко поместил всю «коммуналку» на платформу, которая то кружится вокруг своей оси, то перемещается по сцене, то задвигается в дальний угол, когда на сцене появляется завод. Завод же – это штанкеты с рабочими-манекенами, нисколько не отличающимися от рабочих живых, это столы с красной скатертью для заседаний женсовета, терроризирующего героиню, и персонажи, изъясняющиеся оперным речетативом. И это день за днем выполняющая одинаковые нелепые, размашистые движения одинокая женщина на авансцене – работающая в цехе Тоня, которую Елена Шварева выводит сердобольной идеалисткой, играя сильно, неистово, с самоотдачей, но не с комсомольским задором, а с пронзительной женской сердечностью, как у лучших героинь Островского. Она-то – эта высокая, небытовая чувственность - и роднит Антонину с соседками, к которым то и дело являются призраки их прошлого и образы которых умно, с фирменной обстоятельностью и подробностью старого БДТ создают Татьяна Бедова (Соня Мармеладова из знаменитого фильма Кулиджанова), Екатерина Толубеева и приглашенная из театра «Экспериментальная сцена п/р Анатолия Праудина» уникальная Ирина Соколова.

Спектакль Геннадия Тростянецкого, хоть и грешит немилосердной длиннотой (действие длится более четырех часов, временами надолго зависая на одной эмоциональной ноте или буксуя, как, скажем, в третьем акте, где у героини есть одна задача – умирать, умирать и умирать), но конфликт в нем все же прослежен отчетливо. Он не нов, но из тех, что не устаревают: между антигуманной социальной (государственно) машиной – и частной жизнью как оазисом, в котором только и может вырасти подлинный человек. Ну и, надо отдать должное Тростянецкому, он не потерял и донес до зрителя еще и ключевую мысль книги Чижовой – о том, насколько женщины (куклы из женсовета, разумеется, не в счет) мудрее, сильнее и прекраснее оставшихся в живых мужчин. Под стать им в этой истории – только старый, хромой гинеколог, пострадавший, но выживший после «дела врачей»: исполинская прямо-таки работа Василия Реутова.

Отзывы пользователей о спектакле «Время женщин»

Фото Дмитрий Ильинский
отзывы:
10
оценок:
10
рейтинг:
1
9

Великолепный! Потрясающий! Удивительный спектакль! Актеры играют блестяще! Очень интересная и трогательная постановка. Огромное спасибо за доставленное удовольствие!!! Удивительно, что такой прекрасный спектакль шёл при полупустом зале (был в начале мая в ДК на Нарвской). Может быть отпугивает то, что говорят, что спектакль тяжелый. Но он не тяжелый, а жизненный. Всем рекомендую.

Фото ирина подлесных
отзывы:
19
оценок:
33
рейтинг:
2
9

Замечательный спектакль! И дело,конечно , в прекрасном литературном материале Елены Чижовой. Все герои на столько узнаваемы, мы как будто перед спектаклем ехали вместе с ними в троллейбусе или покупали слойку в булочной или стояли в нескончаемой очереди...только лет сорок назад. И вся разыгранная на сцене трогательная история могла произойти с их мамой,тетей,соседкой... и в жизни каждой из нас были вот такие вот коммунальные бабушки...интеллигентные или маргинальные,но каждая со своей неповторимой историей,со своими "воспоминаниями". Зрительницы ровесники "дочери Тони" бились в конвульсиях умиления от узнавания реалий недавнего прошлого и спектакль не показался им затянутым. Спектакль закончился очень поздно,а зрители все никак не могли покинуть зрительный зал,это увиденное "прошлое" не отпускало.
Прекрасная игра актеров. Все играли на разрыв аорты. Особенно очаровательна была бабушка Евдокия актрисы Ирины Соколовой. Очень яркая и гротескная роль. Хотя эта актриса ярка в любой роли...чего стоит Сара Абрамовна из "Бабы Шанель".
Обязательно буду рекомендовать это спектакль всем своим знакомым.

Фото Макс
отзывы:
6
оценок:
5
рейтинг:
6
9

Верю.Так скажет зритель этого спектакля.А это значит - работа удалась.В зале мало людей, которые помнят 1963 год.Но любой почувствует себя в этом времени и этой жизни, потому что роман написан автором о себе.Пережито каждое слово, каждый жест.Актеры играют сами себя, а это высший пилотаж профессии.Время полета Гагарина в космос,романтики и новых свершений.Но еще живы покалеченные солдаты той войны, живы свидетели страшных времен блокады Ленинграда и Гражданской войны.А главное, жива их память.Все было в жизни. Казалось бы, бояться уже нечего,но вновь и вновь жизнь преподносит новые испытания.И 3 пожилые ЖЕНЩИНЫ находят выход и остаются людьми,хотя людей уже вокруг и не осталось.Спектакль о людях и для людей.Поучительный,добрый и пронзительный.Он заставит вас и смеяться, и плакать, и задуматься о многом вокруг себя.А роман через некоторое время рискует стать современной классикой.

Фото Маруся Кузякина
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
0
5

Спектакль не оправдал ожидания... Те чувства сопереживания не возникли... Книга лучше! Динамичнее, интереснее!

Фото Natalia
отзывы:
15
оценок:
41
рейтинг:
7
5

Спектакль поставлен по замечательному роману: жизненному, мудрому, сложному. Но спектакль получился очень тяжеловесным и затянутым.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить