Спектакль

Спектакль Фантазии Фарятьева

Постановка Молодежный театр на Фонтанке

Выбор «Афиши»
6.6
© Афиша
1/2
Пьеса имеет счастливую сценическую историю, именно она сделала автора — Аллу Соколову — известным драматургом. Впервые «Фантазии Фарятьева» поставил Сергей Юрский в БДТ в 1976 году и сыграл в нём заглавную роль. Тремя годами позже Илья Авербах снял двухсерийный телефильм по этой пьесе с Андреем Мироновым и Мариной Неёловой в главных ролях. Пьеса ставилась во многих театрах страны и за рубежом, не одно десятилетие подтверждая, что затронутые в ней темы не устаревают. Создатели спектакля предлагают свою, оригинальную версию известного сюжета, затрагивая традиционную для русской культуры тему — «маленького человека» способного на большие поступки и готового любить всем сердцем. Кто он, этот странный Фарятьев? Сумасшедший, мечтающий осчастливить мир своими невероятными идеями или просто недалёкий чудак, заглядывающийся от скуки на звезды?! А вдруг он талант, который так легко погубить? Каждый видит его по-своему, исходя из собственного опыта и личных пристрастий. И все забывают, что главного глазами не увидеть! Герои ошибаются, теряют, промахиваются. Их взаимоотношения жестоки и совсем не сентиментальны, а переходы от любви к ненависти резки и яростны. Пытаясь преодолеть одиночество, они способны причинить боль и себе, и другим. Всё во имя любви. Но благие намерения, как известно, могут превратить жизнь в ад.
Информация предоставлена Организатором
Возраст16+
Дата премьеры20 января 2015
Продолжительность3 часа 15 минут, 1 антракт

Участники

  6

Специальные предложения

Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Рецензия «Афиши» на спектакль

5Куда приводят мечты — по-российски

За пьесу из времен лучших рязановских комедий, которую впервые в 1976 году поставил в товстоноговском БДТ Сергей Юрский, в Молодежном театре взялся режиссер, чья молодость тоже пришлась на 70-е, — Владимир Туманов. Так что без ностальгии не обошлось. Люстры на потолке с плафонами-колокольчиками, загнутыми вверх и вниз (вверх, конечно же, в квартире мечтателя Фарятьева), конфеты, завернутые в бумажный кулек, коричневая школьная форма с белым передником, белая капроновая ленточка, которую вплетает старшая сестра в косу младшей, — приметы времени подобраны не без трепета. А ключевой прием спектакля и вовсе цитирует ноу-хау Рязанова из «Служебного романа»: чрезмерно сентиментальные или пафосные сцены (тоже приметы эпохи, не выкинешь) отстраняются с помощью музыкального лейтмотива, напоминающего сквозную тему сочинения Андрея Петрова. А художник Александр Орлов еще и придумал эффектный аттракцион с декорациями: три черные плоскости — сверху и с боков, — сдвигаясь и раздвигаясь в такт музыке, то прячут героев, то неожиданно предъявляют их публике.

В 1979 году Илья Авербах снял фильм по этой пьесе с Андреем Мироновым в заглавной роли и практически начисто лишил сюжет комедийности — это была история о человеческой глухоте и безжалостности, фатально непоправимых. Владимир Туманов начинает с чистой комедии: главный герой Фарятьев (Роман Нечаев) не просто утверждает, что люди свалились на землю с какой-то прекрасной звезды и потому все без исключения гармоничны, хотя и не помнят об этом, но и выглядит этаким сказочным чудиком-инопланетянином, Маленьким принцем — подросшим, но не превратившимся во «взрослого». Александра (Регина Щукина) свое женское одиночество играет тоже весьма эксцентрично: первое объяснение в любви Фарятьева выглядит практически как эстрадный номер. Две женщины в возрасте — матушка двух сестер (Елена Соловьева) и тетушка Фарятьева (Татьяна Григорьева) — смотрятся как замоскворецкие кумушки Островского советского образца. В такой трактовке есть свой резон, точность и остроумие, но на поверку выходит, что прорваться из этой комедийной стихии в метафизику, в драму одиночества человека во вселенной, которая заложена и в пьесе, и в сценографии, невозможно. В минуты особого душевного подъема или же, наоборот, полного отчаяния героев пространство сцены распахивается, открывая взглядам публики звездную бесконечность вместо задника. Но несмотря на то, что главные роли играют едва ли не лучшие драматические артисты труппы, ­истерики героев с места в карьер, не обусловленные скрытым нервом действия, кажутся натужными, искусственными. А финал, в котором Фарятьев буквально улетает в небо, хотя формально и обозначает смерть, смотрится все же прежде всего эффектным трюком.

26 января 2012
5

Спектакль не понравился.

Режиссер умудрился испортить хорошую пьесу, превратив драму о том, как чудак-мечтатель может просиять в скучных трагических буднях теплой добротой по отношению к другим людям, в мещанскую историю о том, что если женщине под тридцать, то от предложения ей отказываться глупо: больше замуж не позовут.

Изначальной пошлой ошибкой стало напяливание на Фарятьева совершенно дурацкого розового берета, в котором тот щеголяет полспектакля - не умея изобразить чудака игрой, без кричащего атрибута обойтись не удалось.

Акцент делается все время не на тех вещах, на которых предполагал автор пьесы - так, сестра дразнит Александру, говоря, что после 30 ее замуж не возьмут, потому что влюблена в Фарятева - а в спектакле это выглядит так, как будто проблематика позднего замужества и должна вызвать главный отклик в зрителях (зрительницах?)

Первый монолог Фарятьева о инопланетянах съеден, он подан как бред сумасшедшего, а не как идеал, в стремлении к которому люди могли бы измениться. Второй монолог тоже съеден - но благодаря наверняка (это всегда действует) подобранной музыке и на фоне трагической любовной истории, все-таки худо-бедно выжимает слезу.

Постановка строится на сплошных штампах, переключение от одного игрового штампа к другому сделано слишком топорно - а мыслить оригинально, придумать органичную подачу у режиссера не получается. Иногда проверенные штампованные решения ложатся на пьесу хорошо - но это удача не режиссера, а тех, кто эти испытанные временем штампы когда-то создал.

В целом, постановка держится на двух хороших актрисах: младшей сестре (режессер зачем-то навязчиво акцинтирует внимание на ее попе, застаяляя несколько раз ее выпячивать, что неправдоподобно, если учесть время действия пьесы) и тетке Фарятьева, роскошно изображающей недалекую провинциальную клушу. Актриса, игравшая мать, неуместно портит дело навязчивой театральной декламацией - после сериала "Школа" сцены семейных ссор, написанные у автора пьесы замечательно, но сыгранные неправдоподобно, воспринимать всерьез уже невозможно.

Режессерская же работа на редкость неудачная.

15 июня 2012
Поучительно
8Для посещения мамами и бабушками)

Спектакль хороший, но грустный...Соглашусь с предыдущим комментатором о расстановке штампов - всё правда так до сих пор (несмотря на то, что отзыв написан в 2012 году), однако мне игра актеров понравилась (думаю с 2012 актерский состав полностью заменился). Думаю спектакль подойдет для похода с мамой или бабушкой (с парнем или подружкой всё же лучше выбрать что-то другое из репертуара Молодежного театра).

13 января 2020
Браво
9Идти стоит.

В конце под всеобщие овации актеры сообщили, что спектакль не играли полтора года и что в феврале 2020 года, постановщик Туманов покинул этот мир. Вечная ему память и благодарность. В связи с этим очень рад, что сходил. Штампы возможно и были, но как-то они не выглядят сейчас как штампы. Видимо, актеры переварили, пропустили через себя все в этой пьесе, и все выглядит достаточно органично. Специально не пересматривал фильм, чтобы не сравнивать. Возможно, акценты расставлены не так, как в пьесе и в фильме с Мироновым, Нееловой и Шарко, но это и хорошо. Спектакль - это отдельное произведение, которое не должно повторять другие постановки, и не обязательно должно повторять то, что хотел сказать драматург, когда это писал. Все актеры играли потрясающе. Меня особенно поразила игра Тюниной в роли младшей сестры Любы. Молодежка в последнее время очень радует игрой молодых актеров. Приятно, что и опытные актеры в этот раз были на такой высоте. Браво. Хотелось бы пожелать театру чаще ставить этот замечательный спектакль в текущий репертуар.

Еще хочу сказать, что рядом со мной сидел молодой парень, китаец, лет 25, если не меньше, очень подвижный и активный. В начале наблюдать за его реакциями - это был отдельный спектакль, так живо он реагировал на все (позже, особенно во втором отделении меня так захватило действие, что не хватало уже внимания следить за ним). Иногда было интересно смотреть, как он смеялся там, где мне (и большинству в зале) не было смешно, и наоборот не смеялся там, где смешно было мне. Наверно, он не понимал какие-то нюансы, понятные мне, а я, может, не понимал то, что было смешно ему. Но в конце он искренне хлопал. Даже ему понравилось, да это чувствовалось и во время всего спектакля, что игра не оставила его равнодушным.

11 августа 2021
Все отзывы
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9
спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
11 спектаклей мая
11
спектаклей мая
11 спектаклей мая
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость