Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Фантазии Фарятьева, Санкт-Петербург

6.7

Романтическая драма на тему того, почему люди не летают

Романтическая драма на тему того, почему люди не летают.

Место проведения

телефон+7 (812) 316 65 64
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
569
5

Куда приводят мечты — по-российски

За пьесу из времен лучших рязановских комедий, которую впервые в 1976 году поставил в товстоноговском БДТ Сергей Юрский, в Молодежном театре взялся режиссер, чья молодость тоже пришлась на 70-е, — Владимир Туманов. Так что без ностальгии не обошлось. Люстры на потолке с плафонами-колокольчиками, загнутыми вверх и вниз (вверх, конечно же, в квартире мечтателя Фарятьева), конфеты, завернутые в бумажный кулек, коричневая школьная форма с белым передником, белая капроновая ленточка, которую вплетает старшая сестра в косу младшей, — приметы времени подобраны не без трепета. А ключевой прием спектакля и вовсе цитирует ноу-хау Рязанова из «Служебного романа»: чрезмерно сентиментальные или пафосные сцены (тоже приметы эпохи, не выкинешь) отстраняются с помощью музыкального лейтмотива, напоминающего сквозную тему сочинения Андрея Петрова. А художник Александр Орлов еще и придумал эффектный аттракцион с декорациями: три черные плоскости — сверху и с боков, — сдвигаясь и раздвигаясь в такт музыке, то прячут героев, то неожиданно предъявляют их публике.

В 1979 году Илья Авербах снял фильм по этой пьесе с Андреем Мироновым в заглавной роли и практически начисто лишил сюжет комедийности — это была история о человеческой глухоте и безжалостности, фатально непоправимых. Владимир Туманов начинает с чистой комедии: главный герой Фарятьев (Роман Нечаев) не просто утверждает, что люди свалились на землю с какой-то прекрасной звезды и потому все без исключения гармоничны, хотя и не помнят об этом, но и выглядит этаким сказочным чудиком-инопланетянином, Маленьким принцем — подросшим, но не превратившимся во «взрослого». Александра (Регина Щукина) свое женское одиночество играет тоже весьма эксцентрично: первое объяснение в любви Фарятьева выглядит практически как эстрадный номер. Две женщины в возрасте — матушка двух сестер (Елена Соловьева) и тетушка Фарятьева (Татьяна Григорьева) — смотрятся как замоскворецкие кумушки Островского советского образца. В такой трактовке есть свой резон, точность и остроумие, но на поверку выходит, что прорваться из этой комедийной стихии в метафизику, в драму одиночества человека во вселенной, которая заложена и в пьесе, и в сценографии, невозможно. В минуты особого душевного подъема или же, наоборот, полного отчаяния героев пространство сцены распахивается, открывая взглядам публики звездную бесконечность вместо задника. Но несмотря на то, что главные роли играют едва ли не лучшие драматические артисты труппы, ­истерики героев с места в карьер, не обусловленные скрытым нервом действия, кажутся натужными, искусственными. А финал, в котором Фарятьев буквально улетает в небо, хотя формально и обозначает смерть, смотрится все же прежде всего эффектным трюком.

Отзывы пользователей о спектакле «Фантазии Фарятьева»

Фото Роман Бабалуев
отзывы:
13
оценок:
194
рейтинг:
8
5

Спектакль не понравился.

Режиссер умудрился испортить хорошую пьесу, превратив драму о том, как чудак-мечтатель может просиять в скучных трагических буднях теплой добротой по отношению к другим людям, в мещанскую историю о том, что если женщине под тридцать, то от предложения ей отказываться глупо: больше замуж не позовут.

Изначальной пошлой ошибкой стало напяливание на Фарятьева совершенно дурацкого розового берета, в котором тот щеголяет полспектакля - не умея изобразить чудака игрой, без кричащего атрибута обойтись не удалось.

Акцент делается все время не на тех вещах, на которых предполагал автор пьесы - так, сестра дразнит Александру, говоря, что после 30 ее замуж не возьмут, потому что влюблена в Фарятева - а в спектакле это выглядит так, как будто проблематика позднего замужества и должна вызвать главный отклик в зрителях (зрительницах?)

Первый монолог Фарятьева о инопланетянах съеден, он подан как бред сумасшедшего, а не как идеал, в стремлении к которому люди могли бы измениться. Второй монолог тоже съеден - но благодаря наверняка (это всегда действует) подобранной музыке и на фоне трагической любовной истории, все-таки худо-бедно выжимает слезу.

Постановка строится на сплошных штампах, переключение от одного игрового штампа к другому сделано слишком топорно - а мыслить оригинально, придумать органичную подачу у режиссера не получается. Иногда проверенные штампованные решения ложатся на пьесу хорошо - но это удача не режиссера, а тех, кто эти испытанные временем штампы когда-то создал.

В целом, постановка держится на двух хороших актрисах: младшей сестре (режессер зачем-то навязчиво акцинтирует внимание на ее попе, застаяляя несколько раз ее выпячивать, что неправдоподобно, если учесть время действия пьесы) и тетке Фарятьева, роскошно изображающей недалекую провинциальную клушу. Актриса, игравшая мать, неуместно портит дело навязчивой театральной декламацией - после сериала "Школа" сцены семейных ссор, написанные у автора пьесы замечательно, но сыгранные неправдоподобно, воспринимать всерьез уже невозможно.

Режессерская же работа на редкость неудачная.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить