Москва
8

Спектакль
Ворон

Постановка - АРТО, Александринский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Спектакль — лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая роль второго плана» (Народный артист России Виктор Смирнов — Норандо) Спектакль — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2015-2016 года в номинациях «Работа художника» — Николай Рощин, «Женская роль второго плана» — Елена Немзер. Для Николая Рощина это не первое обращение к драматургии Гоцци. В 2011 году он выпустил «Ворона» на сцене театра «А.Р.Т.О.», принципиально отказавшись в спектакле от праздничной стилистики театра комедии дель арте. В 2001 году Николай Рощин поставил спектакль «Король-олень» (РАМТ, Москва, 2001), ставший одной из лучших постановок Гоцци на российской драматической сцене. За эту работу режиссёр награжден Премией им. Смоктуновского и Премией Ассоциации Московских критиков. «Отказавшись от карнавальности, импровизации и прочей лжеитальянщины в своих постановках по Гоцци, я сосредотачиваюсь на схематичности его пьес, в которых, если они нужным способом очищены от всякой второстепенной бутафории, можно увидеть, в том числе и абсурдистскую природу его творчества. Фьябы графа Гоцци впечатляют своей многогранностью и свободой, я считаю его абсолютным радикалом в драматургии. В этом смысле, диалог с моими предыдущими работами, и в их числе со спектаклем на Новой сцене, продолжается. Он всегда продолжается, и это всегда трансформация природы абсурдистского театра, к которому я испытываю особую тягу, даже если на этот раз она обличена в жёсткую сюжетную канву с фантастическими событиями и сильнейшими страстями. Драмы Карло Гоцци изначально создавались вопреки социальным, и, оперируя современной терминологией, «новодрамовским» пьесам Гольдони. Такие попытки ухода от сиюминутно-поверхностной актуальности в сценических представлениях и стремление создавать «чистый театр», который не опирается на современные житейские, политические, идеологические мотивы — близки моему пониманию природы сценической правды и качества её художественного содержания». Николай Рощин
  • Ворон – афиша
  • Ворон – афиша
  • Ворон – афиша
  • Ворон – афиша
  • Ворон – афиша
Драматический
16+
Николай Рощин
2 часа, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Екатерина Рябова
135 отзывов, 139 оценок, рейтинг 110
8 февраля 2012
Гоцци в театре буто

Николай Рощин — персонаж поколения конца 1990-х, из тех, кому скоро сорок, кто родился в одной стране, окончил театральный институт в другой, а живет теперь в третьей — и, заметьте, без всякой эмиграции. Все эти годы его сверст­ники-режиссеры встраивались в театральный процесс и занимались кто чем: возрождением классики, отрицанием классики, «новой драмой», репертуарной рутиной, дешевой антрепризой или дорогими корпоративами. Маргинал Рощин, вооружившись именами Гротовского и Арто, упрямо торил свою дорогу, ездил учиться к Мину Танаке и Терзопулосу, строил свой театральный монастырь, а заодно и собственную биографию. Его сфера — лаборатория, архаика, театр-ритуал; область, в которой можно сделать прорыв, а можно красиво умничать, и где сакральное от подделки отделяет очень тонкая грань. Десять лет назад ­худрук РАМТа Алексей Бородин дал своему ученику Рощину карт-бланш, и из соединения лаборатории с репертуарным театром возник «Король-олень», одна из лучших постановок Гоцци на нашей сцене. Без всяких примет комедии дель арте в ее привычном псевдопраздничном изводе эта страшная сказка была ближе к средневековому площадному театру: в ней играли косноязычие, серое, бедное — условная пластика и «старинная» (самодельная) театральная машинерия. «Ворон», поставленный в этом сезоне в подвальчике на Сретенском бульваре, обозначил новый вариант отношений Рощина с Гоцци.

Места для зрителей располагаются с трех сторон вокруг белого прямоугольника просцениума, в глубине сцены работают раздвижные решетки. Черная прозодежда актеров, резкий свет, фиксированные мизансцены — в профиль, между двумя рядами зрителей; голоса — натужная гортань, взрыв на выдохе, почти лай. Комедия изо всех сил старается не быть смешной, и это поначалу кажется ее единственной сверхзадачей; но постепенно через зажатое существование начинает прорастать скупая ирония. Сначала вырывается жест, изображающий ворона; потом в звучании монотонных голосов абсурдными — а потому смешными — становятся все действия, понятия, слова. Сюжет фьябы (сказки) развивается как в голливудском кино: король Милон убил ворона, потерял покой и сон, и спасти его может только девушка, волосы которой черны как вороново крыло. Брат короля находит и похищает девушку, но ее отец насылает на него проклятие: от этих подарков король погибнет, а если брат предупредит его, то сам превратится в камень. Брат выкручивается как может, но все-таки превращается в камень — в этом спектакле неожиданно забавным образом, и спасти его можно только одним способом: убив несчастную девушку. С этого момента ритуальное действо, не теряя серьезного выражения лица, превращается в гомерически смешной гиньоль и в темпе гиньоля несется к финалу. Интересная деталь: примирения братьев с волшебником и чудесного воскрешения девушки, написанного Гоцци, здесь нет. А иначе Рощин не был бы Рощиным; как говорится, умерла так умерла.

6
2

Отзывы

9
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
18 марта 2012


АРТО - это очень загадочный театр. Загадочный какими-то нездешними актерами, таинственным местом на Сретенском бульваре, своими редкими работами. Вот, последний раз видел их прекрасную Мистерию в 2008 году. Что происходило все эти годы- загадка. Но вот, новая постановка.

В Вороне артошники валяют дурака, но каким-то изысканным способом. Очень заразительно и иногда даже кажется, что они говорят серьезно, но выглядят недотепами, вызывая смех. Вот эта замысловатая правдивость, игра в то, что они играют серьезно, чтобы все думали, что они не прикидываются, а на самом деле дураки - одна из причин удачи спектакля.

Второе, что важно, это стиль, дизайнерская глянцевость АРТО от порога театрика до всех деталей спектакля. Ворон с одной стороны монохромен и минималистичен, с другой очень изобретателен на сценические приемы и реквизит. Чего стоит одна только бетономешалка!

Про актеров уже говорил, они очень молодцы! Дают и Доронину и Пипца и еще всего разного, сохраняя при этом свое очень выразительное лицо.

Удивительное шоу для ума и сердца!

6
1
5
Евгений Дворецкий
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
29 декабря 2016

Действие происходит в течении двух часов без антракта, дабы большая часть зрителей не ушла во время перерыва. Спектакль неимоверно скучный и банальный. Все действующие лица шаблонные и манера игры, произношения и тексты заезжены до дыр. Актерское мастерство отсутствует в принципе. Есть пару пошлых и порой даже вульгарных шуточек, которые вызывают легкий смешок у зала и всё. Нудно, скучно, банально. За счет попыток "необычных" декораций, и "юмора" можно с легкостью обозвать этот спектакль - "шоу клоунов-сварщиков". Если хотите просто "куда-нибудь" сходить, это то самое место.

6
3
8
Erazer Erazer
102 отзыва, 173 оценки, рейтинг 517
4 февраля 2024
Пожалуй, единственный хороший спектакль Александринского театра

Сюжет полостью сохранен, а не частично основан на первоисточнике, смотрится несколько мрачновато, но в целом играют достойно, костюмы прекрасны. Музыка идеально дополняет картинку. Смотреть за развитием персонажей, за их действиями, поступками и переживаниями вполне увлекательно, трепетно и легко. Отдача от артистов бешеная, выкладываются на максимум, чувствуют характер, образ. Молодцы.

3
0
4
Пользователь Афиши №2676249
13 отзывов, 24 оценки, рейтинг 1
15 января 2020
Скучно и пресно, не спасает даже реализм и сцены насилия

Спектакль-провал. Безглавое привидение брызжущее из артерии на шее реальной кровью по сцене... Декорации с кишками... Сцена казни... Отвратительно и непонятно какому режиссерское решение подкрепляет. В конце концов-то спектакль неважнецкий даже не по этому всему: это просто ужасно скучно.

2
1
9
Виталий-отзывник
27 отзывов, 27 оценок, рейтинг 5
23 февраля 2018

После унылых постановок в Балтийском доме очень боялся, что очередной спектакль, на который я купил билет опять окажется меланхоличным пустым времяпрепровождением без динамики и модернизации в ногу со временем. НО, нет! Постановка "Ворон" Николая Рощина в Александрийском театре оказалось тем, что я очень давно хотел увидеть!!!

То, чего так давно не хватало, новаторство, современное видение материла (первоисточника), а так же реальный вклад режиссерского мышления и без сомнения, вклад финансовый! Декорации, всякие механизмы, до этого надо было додуматься, а так же на производство этого, однозначно, были потрачены не малые деньги. Ведь в большинстве театров мы видим постановки в классическом виде и применением сценографии, которая использовалась, как нечто обыденное еще лет 30 назад. Но ведь сегодня, 2018 год, Россия, Санкт-Петербург. И почему это происходит в отдельных театрах и спектаклях, а не везде?! Мало бюджета, много воруют?! Думаю, второе.

Оркестр в спектакле еще одно прекрасное средство, чтобы создать свою неповторимую атмосферу и подчеркнутость действий персонажей. Некоторые в отзывах писали, что якобы скучно... Не могу этого понять. Я часто бываю в театрах и я, как никто другой ценю эмоциональность и динамичность в спектаклях. И данную работу невозможно отнести к таким. Столько наворотов, современных оригинальных режиссерских подходов, почти арт-хаус. Сцены менялись очень быстро, декорации передвигались и трансформировались. Маски на актерах вносили свою нотку мистицизма в спектакль. Речь героев трагикомедии произносилась по-театральному громко, ярко, никак в жизни, но в той интерпретации, как сделан спектакль это больше казалось стебом, еще одной задумкой режиссера. Много смешного и тут же немного мрачного, что только добавляло красок постановке. Игорь Мосюк в роле короля, единственный, кто весь спектакль играл без маски, был как всегда харизматичен. Жаль он не популярен в кино, как в театре.

Я хотел бы описать здесь и сейчас многие сцены и моменты из постановки, но не буду, потому что это будет пересказом по сути. Было супер!!! Хочу сказать, что много будет неожиданных моментов, поворотов. В том числе именно этим и трогает кино и театральное искусство, удивить чем-то, вызвать эмоции. Очень похоже на работы Андрея Могучего. Аналогично было на постановке Максима Диденко "Земля" на малой сцене Александринки, это вообще убойный спектакль. И радует, что есть режиссеры умеющие и желающие видеть современный театр по-другому. Вот без них будет тоска. Что касается скуки, сходите в тот же Александрийский на спектакли Валерия Фокина, например, Живой труп/Ревизор/Двойник и другие. Тогда вы поймете, что такое унылая постановка.

Сам по себе Александрийский театр один из самых масштабных не только в Питере, но и России, его сцена масштабна и как-раз для таких экспериментов, разумеется заранее взвешенных и правильно оцененных. Единственное, что не понравилось, что у нас были места во 2-ом ряду балкона 3-его яруса, сцену плохо видно в целом, но при этом все равно удовольствие огромное от увиденного. Советую всем сходить! Сам буду отслеживать такие работы в данном театре.

2
1

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все