Театральная афиша Москвы

Спектакль Эксельсиор
Постановка Ла Скала

5.2

Оперный театр с ногами

Создатели
Режиссёр

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
363
оценок:
162
рейтинг:
347
3

Оперный театр с ногами

Эти гастроли должны бы быть совсем другими. Потому что про балет Ла Скала надо знать две вещи. Во-первых, там сейчас работает русский менеджмент: в Милане приземлился Махар Вазиев, когда ушел из Мариинского театра. Во-вторых, там этой осенью команда Вазиева триумфально сделала реконструкцию русской «Раймонды» 1898 года — на главную партию, правда, пришлось выписать русскую Олесю Новикову, но местные кадры отлично удержали вокруг примы пышную многолюдную раму. Временами такое ощущение, что смотришь Мариинский театр, но как бы в параллельной вселенной, где всех выпускников петербургской школы, безошибочно идентифицируемых по мягким плавным port de bras, почему-то зовут на ита­льянский манер. «Раймонда» стала серьезнейшей заявкой Ла Скала, вообще-то, по балетным меркам провинциального, на игру в высшей лиге. А что привозят сейчас в Москву?

«Сон в летнюю ночь» Баланчина, который не то чтобы делает честь CV этого хореографа-гения, но, впрочем, и от гения никто не ждет беспрерывного потока шедевров в течение пятидесяти лет. И «Эксельсиор», который в Милане лелеют давно как обломок истории, хотя, вообще-то, подлинный спектакль не просто сгинул в Лете, но совершенно заслуженно. Балет сам — о торжестве цивилизации: о том, что свет хорошо, а тьма и невежество плохо (Тьма в черном костюме; вариацию тан­цует персонаж под названием Наука; благодарное человечество усердно раздвигает стопы в пятую позицию). В принципе, балет в XIX веке позволял себе и не такую ахинею. В Мариинке как-то шел младший современник «Эксельсиора» — балет, где боролись с вредным сельскохозяйственным грибком; в пачках, на пуантах, и ниче­го, побороли. Современники смотрели не дрогнув: понимали жанр. Спектакль считался как бы такой скачущей и пляшущей выставкой хозяйственно-промышленных достижений, где тройной пируэт означал то же, что и паровой двигатель: технический прогресс. «Эксельсиор» мог бы быть историческим курьезом: с балеринами в смешных, неуклюжих пачках, веселым и смелым идиотизмом, а в итоге — мощной стилистической победой под девизом «так плохо, что уже хорошо». А так это — про­сто плохо. Записей хореографии, в отличие от случая «Раймонды», не нашли: танцы пришлось приставить самостоятельно. И хореография блуждает, как в трех соснах, в бесконечных па-де-бурре, позах в аттитюд и пируэтах. Балерина сверкает белой лайкрой (там, где в «Раймонде» выдавили из бюджета полноценные корсажи). Жирный плюс — билеты на этот спектакль продаются на сайте театра свободно: воспользуйтесь, чтобы осмотреть изнутри сам Большой.

Отзывы пользователей о спектакле «Эксельсиор»

Фото Денис Захаров
отзывы:
82
оценок:
83
рейтинг:
680
5

Дом Культуры им. Лестницы

Первым гастролером на исторической сцене Большого театра, конечно, стал театр «Ла Скала» (Ла Скала в переводе с итальянского означает лестница). С миланской труппой нашу главную сцену связывают многолетние отношения. Но в современных условиях, когда каждый театр мира заключает кратковременные контракты с теми артистами, которых он хочет видеть на своей сцене, любые гастроли превращаются в бенефис менеджера, который в данный промежуток времени управляет творческим коллективом. Да, конечно, все подчинены корпоративным традициям, но это скорее следование им из под палки, нежели добровольная дань уважения. Работа в театре нынче сравнима с работой в большой корпорации, которая делает деньги на авторитете громкого имени.
Непререкаемый авторитет «Ла Скала» касается, в основном, оперы. В остальном, как говорится, раз на раз не приходится. Балетная труппа «Ла Скала» всегда сюрприз. Не сюрприз только фигура нашего Махара Вазиева, призванного в Милан спасать труппу после его ухода из Мариинки.
Показанный Москве «Эксельсиор» балет древний. Аж 1881 года выпуска. Что дошло до века ХХ – одному Богу известно. Первая постановка случилась аж в 1967, а в самой «Ла Скала» ее показали еще позже - в 1974 -м. Фантазия балетмейстеров на тему прогресса цивилизации выглядит пышно, зрелищно и фантастично. Бесхитростность аллегорий проста и понятна. Думать не надо – сюжета просто нет. В 19 веке мизансцены придумывались с учетом того, чтобы опоздавший на балет аристократ, мог в любой момент времени подключиться к происходящему. Авторы, возобновившие постановку следовали этому же принципу. А уж если совсем точно, то в показанном спектакле можно увидеть ретроспективу всех знаковых балетов. Тут вам и «Баядерка», немного «Лебединого озера», чуть чуть от «Спящей красавицы», финал из «Пламени Парижа», середина из «Щелкунчика». Аллюзий с другими балетами так много, что двухчасовой дивертисмент кажется не кончится никогда. Зрители очень часто поглядывали на часы, а затянувшийся на пол часа антракт только накручивал время сидения в театре.
Бравурная музыка Ромуальдо Маренко, поначалу показавшаяся мне прекрасной, к концу представления звучала нескончаемым маршем для конницы. Было в мелодии что-то близкое по звучанию Минкусу (четкий ритм, барабаны, тарелочки, патетика, коды), я даже смог воспроизвести по памяти некоторые элементы музыкальной фразы. Понятно, что в 19 веке балетную музыку авторы писали довольно шаблонно. Музыки требовалось много и часто. Поди попиши в месяц по балету! Неудивительно, что композиторы заимствовали друг у друга какие-то элементы и приемы. В музыке «Эксельсиора» застывшая эпоха, излет 19 века во всей его имперской мощи.
Ну, а теперь о самом танце. Слабовато, господа! Если в первом акте бравурность и задор массовых сцен маскировала огрехи танца, то второй акт с его вариациями и кодами показал техническое несовершенство прим и премьеров. Многие туры крутились с завалами, фуэте Петра Конти недокрутила, хоть и очень старалась. Прыжки танцоров какие-то тусклые, без апломба. Столичная публика, глядя на это, хлопала соответствующе – скромно, дабы не показаться негостеприимными буками.
Сценическое безумие с маршами, массовыми сценами, сменой костюмов и декораций пыталось убедить, что театр не жалеет денег на красоту и пафос, но меня не покидало странное ощущение, что смотрю самодеятельное выступление в ДК им. Лестницы.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить