Театральная афиша Москвы

Спектакль Театр времен Нерона и Сенеки

7.7
Театр: Театр времен Нерона и Сенеки

Армен Джигарханян в роли Сенеки

Пьеса Эдварда Радзинского — развернутый диалог между кровавым, пресыщенным императором Рима и его старым мудрым воспитателем Сенекой. В спектакле Дмитрия Исаичева Нерона играет Семен Штейнберг, а Сенеку, единственного, кто решается говорить императору правду, — Армен Джигарханян, не выходивший на сцену уже несколько лет. В последний раз мы видели его в ленкомовском «Городе миллионеров».

Отзывы пользователей о спектакле «Театр времен Нерона и Сенеки»

Фото Виктория Комарова
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
24
7

Прежде чем идти на спектакль, почитайте о Нероне. Восполните свои знания по истории древнего Рима. Без этого первой вашей реакцией будет шок и отвращение. К концу спектакля, весь зал потихоньку начинает вспоминать, что да, действительно, это же тот самый Нерон, жестокий правитель, который пролил море крови и сжег Рим.
Однако в самом начале совершенно непонятным кажется, почему этот юнец в кожаных трусах так неистово таскает Джигарханяна по сцене, явно причиняя этим неудобства народному артисту; и как сумасшедший утверждает, что сенатор - вовсе не сенатор, а конь.
Посмотрев весь спектакль до конца, понимаешь, что он очень правильно выстроен, действие разворачивается постепенно, сохраняя интригу на каждом витке, гарантируя, что зритель точно не заскучает. История подается не скучно, а в виде танцевального и юмористического представления. Однако это прямо гоголевский смех сквозь слезы.
Конфликт в пьесе выполнен совершенно. В первом акте зритель безоговорочно обвиняет героя (Нерона) и не видит в этом тиране и убийце ни одной положительной черты. Во втором, когда Великий цезарь признается в самых страшных грехах: убийстве матери и брата, зритель все же жалеет его. Ведь бедный юноша с самого детства искал любви, но не находил ее ни у властолюбивой матери, ни у строгого учителя. Он видел кругом одни предательства и потому шел к власти по трупам.
Зритель получает интеллектуальное наслаждение, когда все вдруг встает на свои места, и становится понятным. Однако при всех положительных чертах спектакля, лично на меня произвела негативное впечатление пошлость, доведенная до абсурда и выставленная напоказ. Современные режиссеры и драматурги думают, что иначе внимание зрителя не привлечь, нужно обязательно кого-нибудь обнажить или сымитировать половой акт на сцене. Однако, на мой взгляд, театр должен оставаться театром. И стараться, в отличие от кино, оградить зрителя от разврата и пошлости, которых ему вполне хватает в повседневной жизни. Зачем же равняться на массовую аудиторию, и тем самым все больше снижать культурный уровень, и портить вкусы?

7
Фото Николай Журавлев
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
9

Это одна из моих любимых пьес, и, конечно же, очень радостно было узнать о том, что один из московских театров её ставит. Особенно радостно, если учесть, что исполнителем роли Сенеки стал Армен Борисович. Постановка не разочаровала. В пьесе есть много потрясающе-злободневных писем философа, которые очень нужно слышать сейчас, в наши дни. Дело даже не столько в письмах. Сенека - действительно ключевой персонаж. Нерон строит свой театр именно вокруг него. В постановке отражена эта блестящая идея "театра в театре"..

2
Фото mojjet
отзывы:
173
оценок:
173
рейтинг:
103
5

Есть известный, но вечно новый феномен: история повторяется, не обязательно в виде фарса, но повторяется. И уже древние египтяне вздыхали, что "молодёжь нынче не та".

Вот и Радзинский туда же. На место конкретного тирана его пьесы каждый зритель может поставить любого другого тирана. И станет страшно оттого, что и теперь в сенат могут провести любого коня, с любым человеком сделать какую угодно метаморфозу (из грязи в князи и обратно), и очередной мудрец способен горько воскликнуть: "В страшные времена мы живём, нам приходится выбирать между разными степенями ужасного".

На такой текст можно сделать фантастический спектакль. К сожалению, этого не получилось. Джигарханян, безусловно, хорош, об этом не нужно и говорить; Штейнберг в роли Нерона - в меру убедителен; да только дело тут не в актёрах. Сама постановка не очень убедительна, кустарна и несовременна в худшем смысле.

Отсюда смешанные чувства. Хочется увидеть то же в другой редакции, с другим режиссёром. Каким-нибудь Серебрениковым. Вот тогда насмеёмся и наплачемся всласть.

2
Фото Олеся Забирченко
отзывы:
4
оценок:
5
рейтинг:
1
9

В антракте дама, сидевшая сзади меня, по телефону сообщала кому-то гордо, что она сейчас в театре и что в главной роли в спектакле САМ Армен Джигарханян, на что ее соседка по ряду, с ней не знакомая, тихонько поправила, не выдержав: «В главной роли здесь совсем другой актер». И это было совершенно справедливо: и на сцене, и в той «комедии жизни», жизни Сенеки и Нерона, которая игралась, ученик вырывался из тени учителя. Вот только если для коллег по сцене Армена Джигарханяна и Кирилла Анисимова это было закономерно и оставляло ощущение естественного закона бытия, то для Сенеки и Нерона…

Главная фраза, главная заноза, не перестающая который день беспокоить разум, это – «величайший моралист воспитал величайшего убийцу». Как это могло случиться? И как могло случиться, что уже сейчас, после спектакля, мое сочувствие, как ни дико это произносить, отдано тирану и убийце, а не мудрецу и философу? Как случилось, что великому этому моралисту нечего было возразить на упреки в молчаливом согласии на убийства Нероном матери, брата, жены, любовницы, сенаторов?.. И на то, что он впрямую лгал ему, когда тот был всего лишь маленьким насмерть испуганным мальчиком во дворце, залитом кровью?

«– Но я учил тебя любви! – закричал Сенека. Впервые за долгую свою жизнь он кричал: – Только любви! С детства!
– Ты учил меня лжи, – усмехнулся Нерон. – А научил – ненависти». К благопристойным словам, к жалкой вашей морали!..»

Мне доказали, что не без усилий великого Сенеки, тот испуганный мальчик превратился в чудовище, оставшееся в исторической памяти лишь как сладострастный тиран, кифарист-убийца, поджигатель Рима и каратель христиан.
И вот уже отходит на задний план римский антураж, стирается из памяти отличная, яркая и точная игра всех занятых актеров, мягкая пластика Дениса Надточия, какой не ждешь от человека его комплекции, такие реальные слезы сенатора-коня Алексея Анненкова… Остается лишь этот вопрос, на который обязательно должен найтись ответ: как?! Как величайший моралист воспитал величайшего убийцу?..

1
Фото Ольга Grushenka
отзывы:
56
оценок:
56
рейтинг:
39
9

Спектакль поставлен на сцене Московского Драматического театра под рук. Армена Джигарханяна по пьесе Эдварда Радзинского. Скажу сразу, сюжет непрост. Для того, чтобы понять его нужно обязательно иметь представление об истории Рима.
На спектакль не стоит идти с желанием отдохнуть и расслабиться. Не выйдет. Многие уходили после первого акта. Я могу их понять. Но мы, разумеется, остались и не пожалели об этом ни разу.
На сцене появляется сам Армен Джигарханян. Великий Мэтр. У него основная роль в этом спектакле. Мало слов. В основном это жесты, мимика. Но так выразительно молчать может только человек много переживший и понявший. Блестящая актерская игра! Да, время не щадит никого, но оно дарит нам жизненный опыт, мудрость. Джигарханян настолько органичен в роли Сенеки, что я не представляю на его месте другого актера.

О чем же этот спектакль? Да , о самом главном. О любви, дружбе, предательстве и достоинстве. И кто же они, главные герои - Нерон и Сенека? Кто из них положительный, а кто отрицательный персонаж? Мы не нашли ответа на этот вопрос.
Кирилл Анисимов в роли Нерона это квинтэссенция пороков. Но играет он так, что сначала тебя наотмашь бьет его энергетика, а в конце спектакля ты начинаешь сочувствовать этому чудовищу. Он становится беззащитным нелюбимым ребенком. Его откровенно жаль.

Это очень неоднозначный спектакль. Он отлично поставлен. Игра актеров замечательна. Запоминающееся музыкальное оформление. Если будет возможность сходить - сходите.

Увидеть легенду Армена Джигарханяна это уже подарок судьбы!

1

Галерея