Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Спектакль
Развалины

Постановка - Центр драматургии и режиссуры на Беговой
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Пьеса Юрия Клавдиева

Действие пьесы Клавдиева разворачивается в блокадном Ленинграде. Две семьи — интеллигентную и простую — связывают классовая неприязнь и общее горе. У пьесы есть две версии: в одной едят собак, в другой — людей. Какую для спектакля выбрал режиссер Кирилл Вытоптов, увидим на премьере.

  • Развалины – афиша
  • Развалины – афиша
  • Развалины – афиша
Драматический
Кирилл Вытоптов

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

5
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
10 ноября 2011
Спектакль о том, что человек — это то, что он ест

При создании пьесы «Развалины» ее автором Юрием Клавдиевым двигала чрезвычайно наглая задача — создание позитивного образа каннибала. Его деревенская женщина с говорящей фамилией Развалина не то что какой-нибудь Ганнибал Лектер, посланный в мир, чтобы откупорить в людях подавленное цивилизацией влечение ко злу. Марья Ильинична Развалина — совсем другое дело. Это работящая, сердобольная женщина, оказавшаяся без регистрации и пищевых карточек в блокадном Ленинграде с тремя детьми на руках. Если бы не мясо замерзших, которое Развалина пускает в пищу, дети ослабли бы и не смогли двигаться. А они не только бодрячком, но — молодцы какие — еще и тушат фугасы на ленинградских крышах. Развалиной с ее житейской смекалкой, с легкостью преодолевающей цивилизационные табу, воспитанной, как уточняет Клавдиев, ужасающей реальностью русской деревни, противопоставлен хлипкий гуманист, ленинградский интеллигент по фамилии Ниверин. Клавдиев ставит вопрос, кто правее — тот, кто выживает ценой потери человечности, или тот, кто готов умереть, но остаться человеком. И сам же дает ответ: прав тот, для кого этого вопроса не существует. Это ответ в том числе и всей мировой культуре с ее невытравливаемым гуманизмом, и экзистенциалистам с их Антигонами, несущими бремя человечности до смертного конца.

Режиссер Кирилл Вытоптов амбиций драматурга Клавдиева не разделяет. Он сделал милый, очень культурный спектакль. Молодые актеры играют и стариков, и детей, изобретательно придумав для каждого героя характерную черту; забавнее всех актриса Софья Райзман в роли маленькой ленинградки, разговаривающей басом. Контрапунктом действию развивается визуальный сюжет: голландским нажористым натюрмортам, которые репродуцируют на разные предметы, приходит на смену портрет Рудольфа Второго кисти Арчимбольдо — тот самый, где голова и торс императора составлены из овощей и фруктов, — чем не комментарий к тому, о чем на сцене впрямую стараются не говорить. По мнению режиссера, пьеса о том, что культура пасует перед энергией: «Тот, кому принадлежит что-то по рождению, воспитанию, наследству и т.п., зачастую быстро сдает свои позиции, а другой, пришлый, для достижения своих целей готов на многое закрывать глаза и идти к своей цели. Можно не есть людей, и будет та же тема». Вот в этом пункте режиссер с автором абсолютно солидарны. В первом варианте пьесы у Клавдиева ели не людей, а собак. И что-то мне подсказывает, что вступать в дискуссию с авторами о концепции человека непродуктивно: у обоих вопрос, можно ли человеку есть человека, носит чисто гастрономический характер.

1
0

Отзывы

9
Марфа Некрасова
43 отзыва, 50 оценок, рейтинг 100
26 января 2012

Развалины - это фамилия. Семья Развалиных - обычная деревенская семья, мама и трое детей - в блокаду они живут по другим законам, нежели в мире. Клавдиев написал необычную для себя пьесу, про то время, про семью и вечные ценности, без единого слова мата, но не без доли жесткости. Вытоптов подошел к пьесе, как юный мальчик к взрослой женщине. Перенес ее на сцену нежно, аккуратно, обмахивая опахалами в жару и укутывая в холод. Она и раскрылась этому мальчику, спрятав свои морщины-родинки-обвислости, представ свежей и таинственной.

1
0
5
satishabunc
34 отзыва, 76 оценок, рейтинг 30
18 января 2012

Какое-то удивительно сочетание очень понравившейся игры актёров - и очень не понравившейся постановки.
Актёров, особенно "детей", вспоминаю каждого по одному и даже мысленно проигрываю в голове их игру, простите за тавтологию.
А спектакль для меня оказался непонятен, хотя блокадной темой меня не удивить. Это о чём? Что есть людей хорошо, когда спасаешь людей? Или что плохо? Или что в блокаду всё хорошо или всё плохо?
Но "дети" очень замечательные. Жаль, что их мини-сценки не найти на йутубе и не прокрутить заново.

1
0
7
Ваня Черный
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
30 мая 2014

Нельзя смеяться над умирающими от голода людьми - это не моё убеждение, это какая-то предпосылка подсознания. Впрочем, мы смеялись. Может, все дело в молодости?.. Постановка больше похожа на постмодернистское передергивание, чем на попытку осмысления феномена людоедства, но, должно нам признать, улыбки на лицах зрителей не мешают думать, тем более, что думать есть над чем. Так "есть или не есть"? Вопрос этот, как показывает нам постановка Юрия Клавдиева, задают себе далеко не все. Так, изъеденный классической формой рефлексии, интеллигентный Ниверин этот вопрос себе задает, но ответа не находит, т.к. находит смерть. А вот доченька Ниверина, Анечка, для себя решает однозначно, что голод надо удовлетворять, и не важно каким способом. Да и все остальные персонажи пьесы разделяют это воззрение. Так в чьих устах истина? Один умер, четверо живы? "Пусть мертвые заботятся о мертвых"? "Блаженны дети, ибо их есть Царство Небесное"? Что хочет сказать нам создатель действа? Предполагаю, ничего... Скорее, все затеяно с целью поставить вопрос, а не предоставить ответ. Если мое предположение верно, то все удалось. Даже несмотря на то, что великовозрастные "детишки" поначалу вызывают отторжение, вплоть до "не верю!", надо признать, что вопрос поставлен красиво...

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все