Это нечто среднее между спектаклем, концертом и выставкой. Французский режиссер Жюдит Деполь положила в его основу текст «In Situ» француза Патрика Буве, и каждый участник откликается на текст по-разному: нижегородская группа «Провмыза» — мультимедийной видеоинсталляцией, Лорен Дайо — музыкой, сама Деполь — перформансом, в котором она задействовала нижегородских и ульяновских актеров. Между собой и собой и публикой актеры коммуницируют с помощью планшетов iPad. Вернее, айпэд выступает средством взаимных манипуляций: не только актеры, но и публика влияют на ход выставки-спектакля (зрителей всего две дюжины, один iPad на пару). Манипуляции также являются темой выставки-спектакля — а именно те манипуляции, которые правительства производят с людьми и обществом, прикрываясь соображениями национальной и общественной безопасности. Буве вспоминает нашумевший случай во время Олимпийских игр в Атланте в 1996-м, когда одна женщина проникла за полицейское ограждение, этот факт зафиксировали камеры видеонаблюдения, после чего в городе были приняты беспрецедентные меры безопасности. Все задавались тогда вопросами: что собиралась делать эта женщина? Была ли она террористкой, и существовала ли она вообще? Не была ли информация о ней сфабрикованной, чтобы подпитать коллективную паранойю и тем самым оправдать повсеместный полицейский контроль? «Я тогда стал собирать статьи из газет, фотографии, затем вклеивал их в тетради, основной темой моего расследования было непрекращающееся давление на нас СМИ. Эта тема, конечно, уже заезженная, но все же мы являемся продуктом эпохи, от которой нам не уйти», — говорит Буве. Представление Жюдит Деполь будет напоминать путешествие: в Нижнем Новгороде публика будет путешествовать по подвалам Арсенала, в котором недавно закончилась реконструкция, в Ульяновске — по закоулкам заброшенного ДК. «Актеры составляют большое полиморфное тело по образу античного хора, которое сообщает миру о злодеяниях, которые в нем совершаются», — говорит Деполь.
Была на премьере. И чем больше времени проходит, тем большее впечатление от спектакля ощущаю в себе. Некоторые раздражающие моменты (а они были, были) становятся мало значащими, отодвигаются на десятый план. Остаётся то, что не по кончикам нервов скользнуло, а проникло вглубь. Это, в первую очередь, самая первая сцена, включая стартовый хлопок дверью (мороз по коже на всём её, сцены, продолжении), и финал - видеоинсталляция Провмызы, после которой захотелось пересмотреть спектакль заново, с новыми ощущениями. Это, конечно, фраза риторическая, второй раз я в Арсенал не пойду, но прокручивать в памяти спектакль снова и снова - желание непреодолимое, из-за чего вчера долго не могла заснуть. А проснувшись, обнаружила, что в голове звучит песня Талькова "Россия", и это при том, что к Талькову отношусь весьма прохладно и песню эту очень давно не слышала. Значит, самый глубокий след, оставшийся в подсознании - "мы прорвёмся, причём вместе со своим менталитетом". Такой вот французский спектакль...