Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка Сатирикон

8.6
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Екатерина Рябова
Фото Екатерина Рябова
отзывы: 148
оценки: 28
рейтинг: 98
7
Пушкин 2.0

Спектакль Виктора Рыжакова явно не предназначен любителям художественного слова: баюкающую слух гармонию стиха здесь остранили — устранили — разъяли алгеброй, разбавили мультимедиа и превратили классические тексты в остро­современное высказывание. Вместо того чтобы по традиции сыграть набор маленьких пьес, Рыжаков и его команда связали их в один сюжет. Из-за такта звучат строчки «Пира во время чумы» — здесь это не просто название, а предлага­емое обстоятельство, диагноз мира (в проекции над сценой угадывается карта современного города). Сначала разыгрываются все завязки, первая — «Скупой рыцарь». Несколько сыновей (студенты райкинского курса в Школе-студии МХАТ) перехватывают друг у друга текст, повторяя, зажевывая слова молодой гордыни. Барон (Константин Райкин), голый по пояс, стирает в золотом тазу что-то белоснежное, говорит о власти, которую дает спящее в сундуках богатство, воспаряет, полубезумный, — и натягивает свое сокровище, которое оказывается рваной майкой. Отцы и дети — здесь всем есть в чем друг друга обвинить: отцы не дают (жизненное пространство, сцену) принадлежащее по праву, нарушают ход времени; дети же, с точки зрения отцов, все как один — предатели. История о гении и злодействе превращается в историю первого ученика. Вот Сальери (Один Байрон, выпускник американского курса Школы-студии МХАТ с чистейшим русским произношением) стоит на столе в условном баре и заводит свою публику, выкрикивая пушкинский текст в микрофон с интонациями поп-певца. Это идеальный шоумен, легко овладевший классической школой, у которого начисто отсутствуют рецепторы, воспринимающие искусство. Моцарт (снова Константин Райкин) — нелепый старомодный старик в парике и камзоле, так сентиментально говорящий об искусстве и людях, что его остается только отравить в прямом эфире перед зрителями. В финале идет «Сцена из Фауста»: текст про­бегает по экрану, под музыку Карла Орфа накрывается огромный стол для пира, за который садятся механические светские персонажи, гаснет и вспыхивает свет — и все они исчезли, унесенные чумой или временем. Только нетронутый стол блес­тит безжалостным стеклом и белизной.

2
0
...
10 ноября 2011
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Melodika
Фото Melodika
отзывы: 480
оценки: 537
рейтинг: 636
9

Вввах - впервые театр вывернул наружу всю свою душу и сущность. Яркий, экспрессивный, жесткий, динамичный, ироничный.
Я бы назвала спектакль "Огромная трагедия Пушкина" - если кто-то из зрителей своим логическим умом попытается увязать сюжеты - он потратит очень много времени. Трагедии сформированы не по принципу целостности оригинального сюжета, а по принципу психологической целостности всего происходящего на сцене, в связи с чем на полянке после дождичка возникают самые разные грибы )

Великолепные голоса! Лакримоза Сальери проняла до самых скрытых нейронов мозга.
Прекрасный видеоряд, которые не перебивает, а докрашивает все действо. Очень красиво и целостно.

Константин Райкин как отец спектакля - как бы присутствует, но следит за всем издалека.

Финал: яркая вспышка - перезапись - блеск!

Такого восторга я давно не испытывала в театре! Браво!

0
0
...
21 октября 2011
Фото Татьяна Мироненко
Фото Татьяна Мироненко
отзывы: 54
оценки: 222
рейтинг: 163
9
Мое второе Большое Театральное потрясение за последний месяц!!!!!!!!!!!

Фантастический Константин Райкин! Нет, правильнее будет отметить всю труппу этого потрясающего спектакля! Евгения Абрамова, Один Байрон, Сергей Бубнов, Степан Девонин, Марина Дровосекова, Антон Егоров, Иван Игнатенко, Алексей Коряков, Антон Кузнецов, Роман Матюнин, Полина Райкина, Анна Селедец, Андрей Соломонов, Сергей Сотников, Марьяна Спивак, Полина Шанина и еще еще еще еще раз Гениальный Маэстро Констанитин Райкин!! Пушкинские до боли знакомые строчки звучат невероятно свежо, невозможно близко и сверлят в голове с такой силой, что в какой-то момент теряешь контроль над реальностью и мифом, над собой и окружающим миром... КОНСТАНТИН АРКАДЬЕВИЧ! Дай Бог Вам здоровья крепкого и сил! Вы одни из тех редких Творцов современного Русского театра, которым подвластны наши души!

пс И отдельное спасибо за проделанную работу с вашими сотрудниками. На входе были крайне любезны )))))))

2
0
...
26 октября 2011
Фото KoshkO
Фото KoshkO
отзывы: 52
оценки: 99
рейтинг: 122
7


Знаете, бывают продукты лайт, то есть тестовые версии, после которых можно купить полную. Так вот этот спектакль похож на лайт или тестовую версию Сатирикона. Не долгий по продолжительности, всего 2 часа без антракта и всего понемногу, немного Райкина, немного молодых, но крайне талантливых артистов, немного потрясающей музыки, немного восхитительного вокала, немного Пушкина, немного театральных спецэффектов и из всего этого получается продукт хороший, но кажущийся немного обрезанным.
Смотрится безусловно легко, тем кто любит кривляния Константина Аркадьевича, придется по вкусу, он сам кривляется мало, но научил этому всю свою труппу ;)
Но хочу выделить особенно Одина Байрона, да да , того самого Фила Ричардсона из Интернов. Это до умопомрачения талантливый актер!!!! Просто невероятный!!! Поет, аж до мурашек, и на скрипке играет, и так четко и красиво произносит слова, с придающим ему шарм акцентом!!! Браво, браво, Один!!!
Ну, и Сатирикону, спасибо за спектакль, для некоторых достаточно и лайт версии ;))))

0
0
...
28 октября 2011
Фото mojjet
Фото mojjet
отзывы: 172
оценки: 173
рейтинг: 110
9

Ай да Райкин, ай да сукин сын! Хорошую шутку он сыграл с "Маленькими трагедиями". Дай бог, оценят её какими-нибудь театральными премиями; а впрочем, неважно, главное, чтобы зрители оценили.

В эпиграфе к спектаклю говорится, что в трагедии гибнет не герой, а хор. И в соответствии с этим, "хор", массовка развивает бешеную активность, захватывает пространство, пожирает и плодит персонажей, реплики эхом повторяются из разных уст, голоса накладываются один на другой - и каким-то чудом всё не проваливается в хаос, а находит какую-то шаткую точку равновесия, ту самую божественную гармонию, о которой могли бы бесконечно долго говорить Моцарт и Сальери - если бы один из них не вздумал отравить другого.

Замечательный, хулиганистый спектакль, вихрем проносящийся по умам и сердцам, музыкальный, яркий, смешной и грустный...

Когда кругом чума, почему бы не попировать? Поднимем бокалы, господа!

1
0
...
1 ноября 2011
Фото Юлия Лейбович
Фото Юлия Лейбович
отзывы: 46
оценки: 106
рейтинг: 87
9

Начало спектакля было странным...текст повторяют разные люди, делают не понятные вещи. Пол часа я вообще ничего не понимала, но ощущала что мне нравиться происходящее. В середине просмотра я перестала искать смысл и просто наслаждалась игрой актеров и их вокалом! Потряс Один Байрон. О том, что он отлично играет свою роль в сериале "Интерны" я знала, но что он ТАК поет!!!! Я бы еще сходила только ради этого.
Было такое ощущение что я пришла на концерт или мюзикл.
Тут уже писали что шоу ослепляет) Это так!

0
0
...
12 февраля 2012
Фото Иван Федорович Крузенштерн
Фото Иван Федорович Крузенштерн
отзывы: 34
оценки: 34
рейтинг: 40
9

Сатирикон всегда нравился тем, что он не делает "классических" постановок в "классическом понимании"! "Макбетт", "Ричард III", "Деньги" - спектакли, которые каждый раз вызывали во мне бурю эмоций. Ни в одном другом театре, я не получал столько восторга от просмотра спектаклей. Здесь всегда заставляют задуматься о жизни и смерти, горе и радости. Но спектакль "Маленькие трагедии Пушкина" просто напрочь взорвал мою душу и разум. Тяжело воспринимать это творение, если не знаком с данными произведениями, поэтому перед походом на данный спектакль, настоятельно рекомендую ознакомиться со всеми произведениями заявленными в спектакле. Весьма своеобразная постановка, первую половину которой, пытаешься в принципе осознать происходящее на сцене, но к середине уже многое становится понятно и затягивает страстной игрой актеров. Поразили ребята, которые так замечательно исполняли музыкальные произведения. А когда девушка пела "Две гитары за стеной", даже я чуть не пустил слезу, с таким проникновением она исполнила ее! В целом спектакль потряс. И последняя сцена особенно. Райкин, как всегда неподражаем, в своем проживании каждой роли. Теперь есть над чем подумать в ближайшее время. Спасибо вам, в прочем, как всегда.

0
0
...
10 апреля 2013
Фото Ольга Ольга
Фото Ольга Ольга
отзывы: 35
оценки: 38
рейтинг: 33
1

Ну что сказать? Единственный раз за всю театральную жизнь захотелось встать и уйти,но все таки досидели до конца. Что происходит на сцене,если вы не знакомы с содержанием вряд ли поймете, лично мне подсказывали. Игра ли это актеров или что?До конца так и не понятно. И тут появляется ОН -Райкин.Такой весь надменный, как Царь и Бог, но там ничего рядом и не было. ВЫшли - долго плевались. Что улыбнуло, что на спектакле много было иностранцев, парочка сидела за нами и на своем языке что-то щебетали, ну, оно и понятно, так как все "сумасшедшее" и "придурковатое" иностранцы и пытаются в нас и в нашей стране найти. И в данном случаи - у них это получилось.

0
0
...
31 марта 2014
Фото Анастасия
Фото Анастасия
отзывы: 22
оценки: 19
рейтинг: 29
9

Даже и не знаю, как описать то, что увидела. Это не классический Пушкин, это не классический театр. В первые минут 15 вообще появилось желание уйти, а в конце спектакля кричала "Браво". Но это гениально. Это заставляет думать, плакать и смеяться. И особенно радостно видеть на сцене совсем молодых и таких талантливых актеров (про Константина Аркадьевича я не говорю, он всегда потрясает). Сходите на этот спектакль. Возможно, он не понравится, но он не оставит равнодушным, как все по-настоящему талантливое.

1
0
...
15 декабря 2011
Фото Kirill Kurashev
Фото Kirill Kurashev
отзывы: 13
оценки: 17
рейтинг: 21
7

Очень долго думал над этим спектаклем. Когда брал билеты на премьеру, думал, что приеду с просмотра и быстро напишу короткую востроженную рецензию (Сатирикон обязывает), но нет, не получилось. Где-то полдня-день необходимо, чтобы осмыслить происходящее на сцене.

Сложно с чем-то сравнивать Маленькие трагедии Сатирикона. Это не затянутые и порой откровенно скучные Деньги, не яркий и вполне неплохой Вечер с Достоевским и тем более не динамичный, эмоциональный и весьма философский Ричард Третий. Нет, это совершенно особенная постановка театра. Выходя со спектакля, кажется, что он слишком абстрактен и ничем не заинтересовывает, но это очень поверхностный взгляд. Уже в дороге начинаешь задумываться о происходящее на сцене, а финальная сцена и вовсе, думаю, самая эффектная в постановке.

Мой итог после первого дня осмысления: постановка очень необычная, сюрреалистичная. Начало не предвещает ничего хорошего - затянутое, оно клонит уставлено зрителя в сон. Однако сцена Моцарта и Сальери прекрасна, вокальные данные актеров потрясают, музыкальное сопровождение очень неплохое. Стиль декораций весьма своеобразный, но, на мой взгляд, весьма привлекательный.

Каждому, кто планирует посетить Маленькие трагедии Пушкина в Сатириконе я советую перечитать пушкинский текст перед просмотром и подготовиться к тому, что это вовсе не увеселительный спектакль. И размышлять.

Да, кстати, этот спектакль ослепляет.

4
0
...
19 октября 2011
Фото Alex Vah
Фото Alex Vah
отзывы: 5
оценки: 6
рейтинг: 19
3

Гений и злодейство несовместимы. Еще раз убеждаешься в правильности слов Пушкина.
Режиссер безжалостно обошелся с классиком, «поработав» с текстом трагедий от всей своей души, порубил все в капусту. В результате Пушкина не осталось, осталось только кривляние, завывания, крики и сумбур на сцене не вызывающий ничего кроме скуки и мысли «зачем?».
Например, зачем заставлять актеров петь оперные арии, это явно будет выглядеть самодеятельностью и попсой, это не их профессия. Если у кого-то от восторга дыхание сперло, могу послать послушать профессиональное эстрадное пение «Хора Турецкого».
Не спасает спектакль даже присутствие на сцене Райкина. Его участие достаточно скромное, сначала он наблюдает за происходящим в углу сцены, открыв от удивления рот, как бы не понимая, что происходит (думаю, у меня было похожее выражение), затем в «Скупом рыцаре», где он забывает текст…
Сатирикон остается одним из лучших театров Москвы, а Райкин, безусловно, один из самых талантливых наших актеров. Тем не менее, это урок для меня, не нужно доверят брендам, а необходимо перед посещение спектаклей поинтересоваться отзывами думающих людей, например на «Афише»:)

1
0
...
11 марта 2012
Фото FROSYA BURLAKOVA
Фото FROSYA BURLAKOVA
отзывы: 6
оценки: 16
рейтинг: 12
9

Ничего лучше за последнее, довольно продолжительное время моих походов по театрам, я не видела ! Браво и еще раз браво. Может быть кому-то спектакль покажется сложным и местами непонятным, а вот я посмотрела на одном дыхании.
Каждый жест, каждая находка, каждая метафора до боли ясна. А в конце - навернулись слезы, как обычно, когда сталкиваешься с чем-то великим .Простым и одновременно гениальным. Игра бесподобна. В Райкина все больше влюбляюсь как в актера и режиссера. Совет: перечитайте еще раз трагедии перед спектаклем.Проникнитесь философией этих вечных произведений. И не будет никаких сомнений. Только так и можно было сегодня их поставить...

1
0
...
21 января 2012
Фото Katerina Soboleva
Фото Katerina Soboleva
отзывы: 12
оценки: 34
рейтинг: 12
7

Побывала на премьере Маленьких трагедий Пушкина! Пока нет окончательного вердикта, но все еще хожу под впечатлением и вспоминаю отдельные сцены! Наверное это о чем-то говорит. Это конечно не классика, далеко не классика. Была не так давно на Триптихе Фоменко, поэтому конечно сразу хочется сравнивать) На мой скромный взгляд, в Сатириконе постановка очень сильная, впечатляющая. Начиная от сценографии, декораций, музыки, света все идеально подобрано. Ну и конечно актеры! Играют бесподобно! Райкина я вообще считаю лучшим театральным актером нашего времени! Хотя то ли роль у него здесь сама по себе не столь пронизывающая, трагичная по сравнению с другими ролями, то ли за счет того, что еще не вжился в роль, но в других спектаклях его игра завораживала и дыхание перехватывало. Здесь такого не заметила, хотя и нареканий никаких. Остальные актеры очень понравились. Что интересно, показалось, и не только мне, что они копируют манеру и приемы самого К.А. Ну что ж с них взять, хорошо, что есть у кого учиться и кого ставить в пример! Отдельно хочется выделить музыкальное сопровождение. Музыка просто чудесная. Все эти балканские напевы, Брегович. А какие голоса у девушек, так бы и слушала. Что касается самих трагедий, лично мне больше всего понравилась сцена с Моцартом и Сальери, особенно финальный эпизод. А когда Сальери запел Lacrimosa, невозможно было оторвать ни взляд ни ухо от сцены) Постановка самой финальной сцены всего спектакля,"Сцены из Фауста", одна из самых интересных находок, которые я видела в театре в последнее время. И положительно отличается от постановки театра Фоменко, где эта сцена после первых двух смотрится очень тяжело. Каменного гостя опять хочется сравнить с фоменковским. И тут Фоменко уже не переплюнуть!!! Обязательно прорвитесь на Триптих ради этого эпизода. А дон Гуан после Кирилла Пирогова вообще не смотрится в другом исполнении. К тому же у Рыжакова дон Гуан почему-то очень сильно и неприятно для уха кричит, прямо-таки надрывается, видимо это символизирует страшные мучения. Но я эту задумку не оценила, не знаю как другие. Итак, подводя итоги, истинным театралам сходить стоит, думаю Рыжакова пришло время узнать, как говорится, в лицо. Уверена, он закрепится на нашей сцене надолго! А любители авангарда просто должны бегом бежать на Маленькие трагедии!!! Останетесь необычайно довольны!

2
0
...
19 октября 2011
Фото Павел Шайдуров
Фото Павел Шайдуров
отзывы: 6
оценки: 7
рейтинг: 7
7

Отличная постановка, прекрасное музыкальное сопровождение, интересный замысел, но иногда сложно уследить за сюжетной линией

1
0
...
12 июня 2012
Фото Анна Г.
Фото Анна Г.
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 4
5

Только что вернулись с этого спектакля... Ощущения, мягко говоря, сумбурные... На протяжении многих лет называла этот театр безоговорочно любимым своим театром, хотя в целом являюсь сторонником классической драматургии. Однако прелесть тонкого, изящного, завораживающего гротеска, которая так выгодно и неповторимо отличала для меня Сатирикон, сегодня мне показалась разрушенной. Да, дать неожиданное, новое и актуальное прочтение пьесе, каждую строчку из которой зрители с детства знают наизусть, сложно. И, надо признаться, в нескольких моментах режиссеру спектакля это удалось. Но в целом очень многое оказалось настолько спорно, настолько слабо увязываемо с фактурой пушкинского произведения (которая, на мой взгляд намного богаче, глубже, чем ее представил режиссер), что поймала себя на страшной мысли, никогда прежде в этих стенах не посещавшей: "Когда же это закончится...".
Безусловно, сложная вещь... Очень экстравагантные сценические решения, прекрасный вокал, временами просто завораживающий (отдельно хочется отметить в этом отношении сюжетную линию "Моцарт и Сольери"), безусловно, очень талантливые молодые актеры... Но вот режиссерские решения очень спорные (особенно сложно дались ключевые сцены "Каменного гостя" и "Пира во время чумы"). На мой взгляд, гротеска было слишком много, в отдельных сценах он просто забивал текст, суть, идею.
Хочется надеяться, что все таки театру и, в первую очередь, его художественному руководителю удастся сохранить тот баланс между классической драматургией и авангардом, который так блестяще был достигнут в "Ромео и Джульете", "Ричарде III" и др. спектаклях театра.

3
0
...
18 февраля 2012
Фото Маша Хворова
Фото Маша Хворова
отзывы: 4
оценки: 16
рейтинг: 4
9

Александр Сергеевич, возрадуйтесь! Ваш текст превзошел сам себя! Гений поставил гения. Результат ошеломляющий.
«Маленькие Трагедии» – жемчужины мудрости и по емкости не сравнимы, наверное, ни с чем. Перечитывая Пушкина перед спектаклем, я думала о том, что глобальность этих пьес на сцене воплотить практически нельзя. Пушкинское слово, напитанное мощной божественной энергией, – это тайнопись, пытаться расшифровать которую, наверное, не стоит. Пушкина нужно не читать, его нужно впитывать. Тогда существует вероятность открытий.
Рыжаков не интерпретировал Пушкина, он его ПОСТИГ. Сквозь давно знакомые пушкинские строки проступила Вселенная, - великолепная в своем величии, ослепляющая равнодушием к человеческим страстям, и в то же время, питающаяся ими.
Любовь и ненависть - едины, жизнь и смерть – едины. Все наши пороки и добродетели связаны в один жесткий узел, и лишь условности и стереотипы наивно пытаются его распутать, примитивно отделяя черное от белого
Хотите знать, какими видит нас Создатель? Идите в Сатирикон, смотрите «Маленькие Трагедии Пушкина».

1
0
...
29 января 2012
Фото Veronika Galyamova
Фото Veronika Galyamova
отзывы: 2
оценки: 5
рейтинг: 4
9

Просто невозможно сказать, что спектакль понравился и невозможно сказать, что спектакль не понравился совсем. Но это первый спектакль, после которого мне захотелось написать рецензию. Каждый, кто решит сходить и посмотреть «Маленькие трагедии» должен быть готов увидеть что-то очень сильно отличающееся от классики. Если хочется классики, то просто перечитайте Пушкина или посмотрите гениальный фильм Швейцера.

Итак, первые 15-20 минут спектакля ты вообще не понимаешь, что происходит. Где же Пушкин? Где же Маленькие трагедии? В зале кто-то начинает зевать и ерзать в кресле, кто-то еще через полчаса начинает вставать и уходить из зала. Кстати, я впервые видела столь массовый исход из зала зрителей, тем паче, что театр такой маститый.

Эмоции во время спектакля – Пушкин в гробу переворачивается от сего действа… и Гениальность на грани с шизофренией…

Нет акцентов на тексте и репликах, диалоги произносятся быстро и монотонно, как школьник троечник заучивающий стишок. Трагедии не следуют одна за другой, а перемешаны. Вот начало и завязка сюжетов каждой, а вот последовательно разыгрываются финалы. Связаны они меж собой игрой Райкина. Он то в главной роли, то вдруг наблюдатель происходящего как на репетиции то ли капустника, то ли театра. Акценты с текстов перенесены на движение по сцене, пластику, пение и музыку. Движения странные, иногда абсурдные. В какой-то момент дуэльной сцены, массовой гибели героев и оживших мертвецов, превращения в вампиров подумалось – ну вот еще чуть чуть, и появится Джедай со световым мечом. Однако пронесло…
Финальная сцена эффектно поставлена - массовка накрывает стол, появляются гости, яркая вспышка света ослепляющая зрителей и все исчезает.

Труппа театра очень талантлива, Один Байрон в особенности.

p.s. И еще один эффект от спектакля - спустя сутки я меняю оценку с "ужасно" на "гениально".

3
0
...
24 декабря 2011
Фото Margo II
Фото Margo II
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
1

Такого убожества на сцене я еще не видела! Герои Пушкина внезапно начинают картавить, неуместно кривляться, говорить с акцентом, характерным для гастарбайтеров с постсоветского пространства. Сцены с «раздеванием мужчин» понять и принять невозможно. Все это под аккомпанемент раздражающе громкого непрофессионального пения. Абсурд принимает в данной постановке самые неожиданные формы: Dies irae Моцарта внезапно превращается в «непонятно что» с армянскими/еврейскими мотивами.
Авторы, очевидно, просто надругались над классикой. А публика просто уходила, не дожидаясь окончания спектакля, вконец измученная современным прочтением…

2
0
...
23 января 2012
Фото Маша Горина
Фото Маша Горина
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
1

Сказать, что я была разочарована - это ничего не сказать. Действо было больше похоже на сумасшедший дом, чем на Маленькие Трагедии. Может, конечно, это очередное "новое" прочтение режиссером классики, но... Пушкин так блестяще владел словом, что надрывные вопли на сцене казались неоправданными, ненужными, неадекватными. Может режиссер пытался таким манером донести какую-то важную мысль... но не донес.
В результате удивление, утомление, раздражение глумлением над генеальным произведением.
Я уважаю Константина Райкина, считаю его очень талантливым человеком и поэтому в особенности меня удивило его участие в этой бесталанной постановке, да и вообще непонятно, как он допустил подобное на стене "Сатирикона".
Если бы он один вышел на сцену и прочитал маленькие трагедии, было бы куда лучше!

Вывод: очень не советую. По-крайней мере людям, любящим Пушкина.

2
0
...
27 октября 2011
Фото Анастасия Павленко
Фото Анастасия Павленко
отзывы: 2
оценки: 7
рейтинг: 2
9

Люблю сатирикон вообще, а это -лучшее, что я там видела. Сильный молодой актерский состав с прекрасными голосами. Спектакль поставлен модно в хорошем смысле слова. Очень современно, столько подтекстов и аллюзий. Спасибо сатирикону, что такое делают.

1
0
...
19 октября 2011
Фото Sonya Mintz
Фото Sonya Mintz
отзывы: 1
оценки: 2
рейтинг: 1
5

Сатирикон я воспринимаю отдельно от всего московского театрального процесса. Кинозал, где идет физическая борьба за попадание на спектакль, где могут не пускать и с пригласительными; где могут задерживать спектакль на любое время; где я никогда не совпадаю с публикой (а она по большей части сформированная, своя) – меня удивляют их реакции; но и где не может быть спектакля, который не станет личным событием. Предыдущая премьера театра – «Чайка» Бутусова. Актеры меняются ролями, повторяются сцены… Очень длинный, убийственно эмоционально насыщенный. Постмодернизм, но удивительно живой и дышащий. Наверное, между этими премьерами можно провести аналогию, они явно представляют одну “линию”. Только в “Чайке” нет Райкина – это принципиальное отличие.
Спектакль Рыжакова начинается, (продолжается) и заканчивается пиром (не новое решение, но все еще осмысленное). Пир во время чумы, безбожное торжество – контекст, в который вписаны все сюжеты. Итак, мы видим, как последовательно разыгрываются завязки конфликтов. Рыцарь жалуется на своего отца – новый рыцарь повторяет его слова – и новый рыцарь… Индивидуальностей нет, актеры всегда представляют из себя хор, поющий в унисон или канон. Они – инструмент, на котором можно сыграть реквием Моцарта и ремикс на трагедии Пушкина, точнее, первое – куплет второго. По краям сцены две площадки с микрофонами (в стилистике бара), где актеры время от времени исполняют сольные крики/номера (в спектакле звучат Горан Брегович, Анна Герман, Гершвин, Карл Орф и грузинский фольклор). Мы слышим, действительно, один бесконечный музыкальный трек из тех, что играют на Казантипе, кислотный и затягивающий - каверверсию на «музыку» Пушкина. И видим соответствующий клип.
Действие «обрамлено» инсталляциями, в которых не читается смысла, но они создают динамичный фон, который расфокусирует твой взгляд (почти наркотическое воздействие) – только иногда можно увидеть очертания современного города. Общая черта для современного искусства: художник старается, с одной стороны, убить твое сознание, а с другой - вложить послание (мессэдж – слово соответствующей терминологии) так, будто оно продукт твоего подсознания. Мой любимый пример - экспонат Московского Биеннале "Переписывая миры». Это световые установки, которые проецируют слова и образы, но увидеть их можно только вращая глазами, не останавливаясь ни на чем взглядом.
Итак, рыцари выразили в разной манере свою ущемленную гордость (в разной, но одинаковой по смыслу – на мой взгляд, все «общие» роли в спектакле играются на одной и той же очень громкой, сильной, возмущенной и абсолютно не направленной эмоции) и появляется Барон (конечно, Райкин), который стирает в золотом тазу свою – как выясняется чуть позже - рваную майку. Его скупость здесь, кажется, заключается в эксклюзивности его права на представление на сцене личности. И негодование сына (сыновей) преобразовывается в зависть и ненависть.
Почему по большей части в спектакле нет ролей, а все говорят слова всех? Первое: герои «Маленьких трагедий» - носители пороков, и это очень большое обобщение, а у Рыжакова - все люди наделены всеми пороками, с разными нюансами проявлений. И это странное, удивляющее на первый взгляд усложнение оказывается необходимым для актуализации текста (в концептуальной системе, в которой существует режиссер, конечно).
Вторая причина: в какой-то момент персонажи становятся не «носителями пороков», а сами превращаются в обезличенные пороки. Когда начинают соединять учебные этюды первого курса актерского факультета - перевоплощение в животных – с чтением монолога Дон Жуана. Они - бесы. Они играют пороки.
Существует только монолог. Даже диалоги разрываются на две составляющие и произносятся поочередно, как будто разговор – недопустимое проникновение в личное пространство другого. Проникать позволяется только героям Райкина, только у него возникает взаимодействие. Таким образом, здесь текст – тоже сам по себе герой (как в «Июле» Вырыпаева), воплощаемый несколькими актерами. А в финале тексту оказываются даже не нужны актеры – только строчки бегут, без посредников, сразу в мой мозг. И тексту – софистическому обоснованию всех пороков – противопоставлен Райкин, один «как бы настоящий» человек. Это скорее не интерпретация, а версия пьес, о принадлежности спектакля к постмодернизму говорит и фрагментарность, и деконструкция литературной основы. Поэтому тяжело сказать, органичны ли оказались методы режиссуры Новой драмы, примененные к Пушкину. Хотя Пушкин в спектакле есть, но не всем своим существом, а какая-то вырванная с мясом часть, пригодившаяся режиссеру. С точки зрения спектакля – должно быть, это то, что требовалось.
…Сальери-шоумен эпатирует публику, говорит с ней о Моцарте и, кажется, сейчас устроит смс-голосование по двум вопросам: совместны ли гений и злодейство и отравить ли Моцарта? (Еще одна «индивидуальная» роль, прекрасно исполненная актером Байроном – он действительно ненавидит Моцарта – Райкина). Порок в актуализации – публично поддержан.
Красиво разложена «партитура» диалога Лауры и Дон Жуана: они по очереди произносят все свои слова из разговора в форме монолога и отыгрывают его пластически. Потом Лаур становится много, они в подвенечных платьях… И у меня складывается субъективная уверенность, что все (кроме героев Райкина, которые как-то держатся в рамках святой наивности и всепобеждающей гениальности), с самого начала страшного и сюрреалистического действа, ускоряясь, катятся в ад.
Пир финала инфернально красив. Райкин-монах раздражает повторяющейся праведностью, простотой, правильностью. Примитивный образ – и понятный. Только такому можно остаться. И такие нас, тонущих в пороке, раздражают (но мне не верится, что это Райкин).
Бегут титры – текст «Сцен из Фауста», хор сервирует длинный стол – для пира, для всеобщей свадьбы с дьяволом… И после ослепляющей вспышки света все исчезают.
Должно быть, спектакль про конец света (в смысле – начало тьмы), который уже наступил и от которого мы получаем смутное удовольствие.

1
0
...
9 сентября 2012
Фото Елена Крейсик
Фото Елена Крейсик
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
9

Четыре "Маленькие трагедии" Пушкина посвящены экзистенциальным темам: скупость и униженность бедностью (Скупой рыцарь), зависть к тому, что тебе "не дано" (Моцарт и Сольери), страх своей смерти и непонимание, что делать со своей жизнью (Пир во время чумы) и, наконец, жажда полноты и радости жизни, любви (Каменный гость). Они актуальны во все времена и понятны каждому человеку. Поэтому выбор режиссёра именно этого произведения не удивляет. Удивило, поразило и восхитило другое.Авторам спектакля удалось показать сегодняшний день (бездарные шоумены; свадьбы с пальбой; закон "побеждает сильнейший", результат действия которого -деградация и обезьяноподобное существо; повторяющиеся из раза в раз, а от того бессмысленные и пустые разговоры) в классических сюжетах Пушкина. Пластика и вокал актёров, музыкальное сопровождение и компьютерная графика (вместо декораций) - яркие особенности спектакля.
Если Вы не читали Александра Сергеевича или, хотя бы, со слов других не знаете сюжета каждой из трагедий, будет сложно насладиться спектаклем. Потому что повествование дискретно: первая трагедия не завершена, уже начинается вторая, вторая на половине обрывается, начинается третья....И с середины четвертой режиссер возвращается к продолжению и завершению первой трагедии. Реплики героев повторяются разными актёрами несколько раз с разной интонацией.
Цель спектакля, явно, не популяризация Пушкина и не развлечение зрителя "легким жанром". Такая постановка побуждает прекратить "пировать", дистанцироваться, посмотреть на всех нас со стороны (как это делает Райкин, когда он не играет конкретного персонажа в центре сцены), осознать происходящее.
Софиты, направленные в конце спектакля на публику, показывают, про кого всё это было.
Спасибо К. Райкину как актёру за его игру и как руководителю театра в котором поставлен такой интересный спектакль

0
0
...
22 марта 2013
Фото Leonid Belsky
Фото Leonid Belsky
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
3

Сегодня побывали на спектакле.
Было очень обидно за любимый театр, негативная зрительская реакция, жидкие аплодисменты (скорее из вежливости), напряженные лица артистов вышедших на поклон, большая часть публики торопилась как можно скорее покинуть зал и поскорее избавиться от неприятного ощущения зря потраченного времени.

Абсолютно неожиданное прочтение пьесы, талантливые молодые актеры, очень интересное музыкальное оформление спектакля, замечательная пластика актеров и при этом полный провал в виде массового зрительского неприятия !

В длинной очереди в гардеробной мы терялись в догадках….

Cложная сюжетная линия. Публика не понимает происходящего ?

Не стоит недооценивать московскую публику, многие со школы близко помнят гениальные Пушкинское произведение и замечательный фильм Швейцера. В спектакле пьесы разорваны на части и проговариваются скороговоркой - не беда, мы все равно узнаем фрагменты любимых пьес и догадываемся кто есть, кто (хотя зачастую это не просто).

Слишком много гротеска ?

Сатирикон всегда славился гротеском, умением добавить в хорошо знакомые произведения новое измерение, и это изумительно работало в пьесах Островского.

Нарушение стереотипов и привычных ожиданий ?

Из определения в Википедии - «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина написаны в 1830 году в Болдино, они посвящены негативным человеческим страстям и порокам..

На сцене было все – фарс, музыка, дуэли, танцы, неожиданные сцены и световые эффекты. Судя по отзывам, театральные знатоки нашли найти много новаторских приемов и задумок. Не один, а множество скупых рыцарей скороговоркой повторяют один и тот же монолог, здесь нет одного Дон Жуана или одной Доны Анны, теряется узнаваемость и ты быстро перестаешь понимать, кто есть кто.

Cделав монологи невыразительными, а главных героев неузнаваемыми, нам наверное хотели показать, что страсти и пороки есть в каждом из нас.

Для меня, пьесы показались разорванными на куски, без главных героев, которым можно сопереживать. В каламбуре сцен и персонажей пропала узнаваемость современных человеческих страстей и пороков в трагедиях, написанных Пушкиным почти 200 лет назад. Я был не один, люди вокруг меня, то и дело теряли интерес к происходящему на сцене.

Участие в спектакле самого Константина Райкина помогает. На короткий момент времени на сцене появляется реальный персонаж и ты начинаешь думать, что не все потеряно. К сожалению большую часть времени Райкин находится вне действия, наблюдая как и мы за происходящим из угла сцены. Также как и мы сидящие в зале, он недоуменно смотрит на происходящее на сцене.

Наверное показалось….

0
0
...
22 декабря 2012
Фото Cristailiaca
Фото Cristailiaca
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
9

Гениальный, в меру сюрреалистичный спектакль!! Крайне необычное прочтение классических и никогда не потеряющих актуальность трагедий Пушкина. Советую перед просмотром перечитать оригинал, хотя мне легко вспоминались прочитанные еще в школе строки. Особо хочу отметить музыкальное оформление спектакля и поставленные голоса и пластику актеров. При этом если Вы не привыкли размышлять над происходящие на сцене, Вам лучше выбрать другие постановки, иначе рискуете испортить себе вечер.

0
0
...
29 января 2012
Фото D.Katerina
Фото D.Katerina
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
9

Одно из лучших потрясений последнего времени. Удивительно музыкально, до мурашек по спине; очень психодрамотично, как будто режисер выворачивает себя на изнанку; и незавершенно, чтобы увидеть и додумать свое! После спектакля даже аплодируешь не сразу, потому что тебя еще не отпустило... А еще желание перечитать Пушкина и Гете.

0
0
...
21 октября 2011