Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка Практика

7.3
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 875
оценки: 244
рейтинг: 989
9
Экспериментальная мелодрама Ивана Вырыпаева

Четверо актеров занимают стулья по краям сцены. В центре установлена трибуна. К микрофону выходит Каролина Грушка и рассказывает. Жила одна супружеская пара: Дэни и Сандра. Они прожили вместе полвека, и перед смертью Дэни попросил Сандру его выслушать. Он благодарен ей, что она была с ним. У них была самая настоящая любовь, потому что она была взаимной. Он счастлив. После Грушки к микрофону выходит Казимир Лиске. Он рассказывает, как Сандра пришла к другу их семьи Альберту и сказала, что любила всю жизнь именно его.

«Иллюзии» — изящная вещица и одновременно вполне серьезный исследо­вательский проект, прибегающий к помощи примитива. Вырыпаев, чего никак не ждешь от заправского экспериментатора, берет в дело простодушную мелодра­му и способ повествования, который в ходу у домохозяек: «Он ей говорит… А она ему… А он такой…» Но в общем и целом Вырыпаев не делает ничего нового. Как и в прежних своих пьесах и спектаклях, он выражает сложное через простое и вычисляет абсолютное методом вычитания. Еще в «Кислороде» подобным образом, как Дон Жуан, который кидал вызов небу в тайной надежде услышать гром, Вы­рыпаев взывал к Богу, так и эдак опровергая его наличие. Из всех его спектаклей «Иллюзии» выглядят наименее амбициозным, зато и наиболее совершенным проектом по разоблачению малого в расчете на нечто большее. В истории, мелодрама­тической до последней крайности, он разбирается с неверной земной любовью. В самом представлении — ломает ту иллюзию правдоподобия, которая складывалась в театре веками. В принципе, театр как иллюзия правдоподобия исчерпал себя с полвека назад, но эти негласные конвенции — актеры притворяются пер­сонажами, зрители притворяются, что верят им, — живы как ни в чем не бывало. Ничто не обходится нам так дорого и не стоит так дешево, как этот театр выхолощенных иллюзий. Зритель по привычке покупает билеты в театр — в надежде, что его умело обманут. Вырыпаев на каждую привычку отвечает неожиданным образом. В зале должен погаснуть свет — а он не гаснет. Актерам положено перевоплощаться в персонажей — а они остаются актерами, не более того: Грушка остается феей с легким польским акцентом, Лиске — шутником с легким американским ­акцентом, Инна Сухорецкая — неглупой современной девушкой, Александр Алябьев — начинающим артистом с задатками харизматика. У них нет ни единой ­лазейки, чтобы пробраться в образ кого-то из героев, у зрителей — ни единого шанса посопереживать им. Единственное, что нам оставлено, — возможность ­просто установить контакт. Что в итоге? Есть контакт. И этого вполне доста­точно, чтобы спектакль состоялся. Ничто не обходится нам так дешево и не стоит так дорого.

4
0
...
26 октября 2011
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Антон Белов
Фото Антон Белов
отзывы: 130
оценки: 130
рейтинг: 922
9

Всегда вызывают восхищение вещи, которые не понятно как сделаны. Всегда интересно, как засунули парусник в бутылку, как работает швейная машинка, как простые слова складываются в потрясающие душу стихи, или как у художника получается обычными красками нарисовать морскую волну? Спектакль "Иллюзии" относится именно к такой категории изумительных вещей. Я совершенно не понимаю, как получилось, что тяжелая в общем-то пьеса, где все герои умирают, предварительно узнав на исходе жизни много такого, чего никогда не хотели бы узнать, вызывает не уныние и скуку, а наоборот дает прилив сил для жизни, утверждает красоту и ценность ее. Это просто потрясающе! Все полтора часа, что длится спектакль, сидел не отрывая глаз от актеров, которые щедро и просто делились с залом целыми пластами чистой и светлой энергии. Спектакль - находка для истосковавшихся по живому слову зрителей, для тех, кому набили оскомину бесконечные юморные антрепризы и модернистские постановки не несущие ничего ни уму ни сердцу. Спасибо огромное всем создателям этого чуда! Спасибо Равшане Курковой, спасибо Инне Сухорецкой, спасибо Казимиру Лиске и Александру Алябьеву! Ребята, вы убедили меня, что Театр еще жив! Каюсь, но до того, как я увидел вашу работу я был уверен, что еще год-другой и спектакли начнут смотреть с ведерками попкорна в руках, как третьеразрядное кино. Еще раз СПАСИБО и так держать!

0
0
...
25 марта 2017
Фото Оксана Вуличенко
Фото Оксана Вуличенко
отзывы: 67
оценки: 116
рейтинг: 112
9

Чудесный спектакль. Камерный театр и пронзительная история. Молодые актеры рассказывают о любви, срок которой превышает полвека. Некая печально разрешающаяся головоломка. Здесь признания в любви, сомнения, обман, самообман и ложь, которую не можешь отличить от правды.
Исполнители прекрасны, казалось бы спектакль практически недвижим, но эмоции зашкаливают. Каждый актер несет свое, Куркова - спокойствие и обреченность, Лиске - внезапность и веселье, Алябьев - нервозность и восторг, Сухорецкая - надлом. Никогда раньше не слышала об актрисе Инне Сухорецкой, она бесподобна. Казимир Лиске похоже абсолютно влился в московскую театральную карусель.
Получила огромное удовольствие. Браво режиссеру Ивану Вырыпаеву.

0
0
...
16 июня 2016
Фото Саша Солдатова
Фото Саша Солдатова
отзывы: 77
оценки: 1107
рейтинг: 95
7
Новая мелодрама

Последний спектакль Ивана Вырыпаева по собственной пьесе – «Иллюзии» – был включен в российскую программу фестиваля Нового Европейского Театра (NET). Пьеса написана специально для театра города Кемница (Германия), однако постановка идет в Москве, на сцене театра «Практика». Спектакль редко появляется в репертуаре. Вероятно, это связано с тем, что играющая в нем польская актриса Каролина Грушка не может часто прилетать в Москву. Вот и на показе в рамках фестиваля NET она быть не смогла. «Иллюзиями» в начале декабря с московским зрителем делились сам Иван Вырыпаев и трое актеров из привычного состава – Инна Сухорецкая, Александр Алябьев, Каземир Лиске. В конце концов, кто играет, это «совершенно неважно», уверил автор перед началом спектакля. Что же тогда важно? Текст. Он тут главный герой.

Вопреки модным тенденциям современного театра, постановка режиссера и драматурга в одном лице получилась литературоцентричной. В пьесе, которую можно прочитать по первой ссылке в поисковике, всего-то 25 страниц. Если пересказывать совсем коротко, это история двух пожилых супружеских пар, запутавшихся в любовных иллюзиях. Трое из четырех героев умирают, находясь в заблуждении. Правду об их отношениях знает только зритель, да персонаж Альберт, на своей шкуре испытавший теорию относительности.

Кто-то увидит в спектакле обыкновенную мелодраму, но это мелодрама новаторская, за обыденной формой в ней кроется глубокое философское размышление. Как и в недавно вышедшем на экраны фильме «Танец Дели» (одноименный спектакль автора тоже привозили на NET в 2010 из Польши), любовь в «Иллюзиях» предстает как витальная энергия, сама жизнь. Она естественно присуща человеку, как ритм сердца. А вера в то, что можно целиком посвятить это чувство кому-то одному, заранее оказывается иллюзорной.

Спектакль сделан как умелая читка. Актеры, одетые буднично, сидят на стульях по бокам сцены, по очереди подходят в центр к кафедре, напоминающей церковную, и рассказывают в микрофон истории: с сочувствием, любовью, иронией. Так, как вспоминают ошибки молодости старики, так, как, может быть, вспоминают былую жизнь умершие. Никакой театральности, форма спектакля предельно проста. Свет и музыка не играют особой роли, а только помогают удерживать внимание зрителя на пьесе. Единственное необычное решение – на заднике в конце спектакля появляются четыре красные бегущие строки, четыре линии жизни героев. От них потом остаются маленькие отрезки: фрагменты длинного земного пути, которые и складываются в цельный рассказ. Словно за полуторачасовой спектакль зритель становится опытнее на четыре жизни.

На данном этапе режиссер воспринимает искусство как способ общения, о спектакле говорит: «Я надеюсь, он будет таким сеансом, когда мы все вместе собираемся в одном месте, чтобы получить какой-то опыт». Каждый «сеанс» в стенах театра становится разговором о самом главном, который всё труднее завести отчуждающимся друг от друга людям в обычной жизни. Сегодня драматург ушел от всего, что отпугивало в его пьесах старшее поколение. Тут нет каннибализма, расчлененки, шизофреников, мата… «Иллюзии» – светлый спектакль о любви и истине, Вырыпаев больше не боится говорить всерьез о главном. В работе есть аллюзии на Священное Писание, как и в «Кислороде», и в «Бытие №2», но они перестали быть кощунственными. Монологи героев по интонации напоминают первое послание к Коринфянам апостола Павла. Да и сам режиссер внешне стал похож на гуру: бритая голова, огромные серые глаза на страшно исхудавшем лице, вечная усмешка на губах, плавные движения рук…

Вырыпаев едва ли не единственный современный русский драматург, который каждую новую пьесу создает как философскую притчу, продолжая размышлять о Боге, истине, любви. В последних работах он как будто пытается преодолеть тупиковую пессимистичность постмодернизма, который вот уже больше полувека является мировоззрением, разрушающим человека... Но пока режиссер не говорит ничего нового, а лишь переосмысляет и интегрирует старые понятия христианства и буддизма – «любовь» и «приятие». Ему, как и героям «Иллюзий» и «Танца Дели», мешают прозреть истину концепции. Есть ли способ освободиться от них, продолжая заниматься искусством или лучше сразу бежать в Тибет, становиться монахом? Век назад театру стали вдруг нужны новые формы. Сегодня самое время сказать: «Нужны новые смыслы. Новые смыслы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно».

3
0
...
25 мая 2013
Фото Марфа Некрасова
Фото Марфа Некрасова
отзывы: 47
оценки: 45
рейтинг: 91
9

Двое девушек и двое молодых людей сеют передо мной иллюзии. Сначала Каролина, потом Инна, потом Кэз что-то шутит, потом Саша. Они каждый мне что-то ведают, и под конец я перестаю путаться, кто там Дэнни, кто Сандра и т.д. История двух умерших в старости пар в четырех молодых губах. Но написал все это уже не такой молодой Вырыпаев, уже написавший давным-давно Кислород и многое другое. Я не знаю, как происходит, когда ты живешь с человеком 50 лет. Я не знаю, знает ли Вырыпаев. И нужно ли ему это знать для написания пьесы. Пьеса все равно не об этом. Этим парам может быть по сколько угодно, с ними может происходить что угодно, они даже могут остаться в живых, и все равно мы будем околдованы текстом, ситуациями и какой-то этой пронзительно сочащейся искренностью, возможно иногда чуть наигранной. Потому что это ИВАН ВЫРЫПАЕВ. Но вот что интересно: современных драматургов поманила тема любви. Однако, поскольку наш век постмодернестичен, в общем, изломанный такой век, любовь эта в этих пьесах претерпевает различные измывательства, проверки и такие концовки, при которых если что можно было бы сказать: "А это вообще не про любовь". Или: "А вообще-то любви нет, и тут ясно это показано". При этом в интервью драматурги утверждают обратное, в постели наверное тоже. Но любовь до гроба уже явно сама сошла в глубокую могилу, и когда о ней тянет писать, как любому поэту - приходится изыскивать такие формы, чтобы тебя не признали окончательным романтиком, потому что сейчас самое романтичное в драматургии - это Гришковец. Я буду ждать, когда Вырыпаев или кто другой напишет про такую настоящую рыцарскую любовь в наше время, потому что это подвиг похлеще убийства дракона. И любовь мужчины к женщине. Или женщины к мужчине. А не к продукции Apple, например.

1
0
...
5 декабря 2011
Фото us_open
Фото us_open
отзывы: 45
оценки: 107
рейтинг: 52
9

Фактически, первый спектакль в жанре декламации, который мне понравился. Женовач мне совсем не нравится. использованы очень простые, но мощные средства - акцент, очень простой свет (в том числе, и свет в зале), балалайка и бегущая строка. Мне кажется, что при такой манере все-таки нужен сильный текст и он здесь присутствовал в полной мере - бумажка с кнопками, что она повесилась, сердце остановилось и все умерли. в таком виде - смотрится.

очень простые и правильные слова о любви. их и донесли, трагедия как таковая осталась на втором плане.

2
0
...
12 мая 2012
Фото Lara Khimchenko
Фото Lara Khimchenko
отзывы: 11
оценки: 110
рейтинг: 44
7

Однозначна лишь смерть. Она не иллюзорна. А жизнь, дабы быть искренне счастливым, необходимо принимать такой, какая она есть. Принимать безусловно и абсолютно. А любовь?! Любовь не терпит вообще никаких концепций.

1
0
...
14 апреля 2013
Фото Анастасия Жеготина
Фото Анастасия Жеготина
отзывы: 33
оценки: 32
рейтинг: 32
9

Изумительный спектакль! Про отношения, пару, семью и вообше жизнь. Смотрится на одном дыхании, актеры молодые и невероятно талантливые! Как и все спектакли Ивана Вырыпаева, это больше чем просто спектакль. Каждый, я уверена, откроет для себя что-то важное.

1
0
...
18 октября 2015
Фото Лана Грачч
Фото Лана Грачч
отзывы: 75
оценки: 75
рейтинг: 6
7

Хороший современный спектакль Ивана Вырыпаева. Интересный формат, очень простое изложение – просто читка текста, выразительно и артистично. Нет вообще декораций, костюмов, ничего, это дает возможность полностью концентрироваться только на основных событиях, дает возможность разыграться воображению. Текст читают четыре человека, от третьих лиц. В центре внимания две семейные пары, которые очень дружили и шли по жизни вместе.

Это история о любви и о жизни, о том, что не всегда мы можем объективно оценивать действительность. И виной тому иллюзии.

Меня данный спектакль заставил задуматься и посмотреть на простые вещи под другим углом, оценить свой взгляд на важных мне людей и отношение к ним.

0
0
...
2 апреля 2017
Фото Светлана  Сергеевна
Фото Светлана  Сергеевна
отзывы: 3
оценки: 2
рейтинг: 3
1

Жаль потраченных денег и времени.
С февраля прочитала восторженные отзывы, что мол интересно и необычно и так давно вот хотела попасть. Вчера, 3-го сентября, попали.
Ну что я могу сказать... ну вот это даже сложно назвать спектаклем. И это не может стоить больше 200 рублей. А минимальная цена билетов 1500.
По очереди выходит 4 актера к микрофону и рассказывают историю двух семейных пар.
Первый рассказ еще более или менее... первые 10 минут. Потом начинается все одно и тоже. Банально, неинтересно, шутки совсем не смешные, актеры ....эээ.... ну давайте смотреть правде в глаза - никакие они не актеры :) Просто пересказывают что-то как на уроке чтения.
В общем, если кто-то думает идти или нет, то мой вам совет - сходите лучше в кино и поужинайте где-нибудь :)

1
0
...
4 сентября 2016
Фото Алёна Кожевникова
Фото Алёна Кожевникова
отзывы: 4
оценки: 19
рейтинг: 3
9

Это тот спектакль после, которого уходишь со светом внутри. После которого словно омыт изнутри, очищен, освящен. Его и, правда, можно сравнить с молитвой, молитвой о любви, о понимании любви, о принятии любви.

Я не буду описывать сюжет, как делали это театральные критики, сравнивая спектакль, то с уравнением, то с формулой любви. Я просто скажу, что за сложной формой сплетения судеб, самый чистый, самый простой, самый искренний разговор о любви. От души душе, и по душам. Спектакль, который пронизан светом и вам поможет светиться, очистив ваш фонарь от копоти иллюзий…

1
0
...
18 января 2012
Фото Ivanopolis I'mPro
Фото Ivanopolis I'mPro
отзывы: 2
оценки: 3
рейтинг: 2
7

Надо обязательно смотреть!
И нечего убеждать себя, что вы уже нашли и любовь, и своё место в жизни.
Жизнь - это поиск.

1
0
...
20 июня 2013
Фото Евгения Воробьева
Фото Евгения Воробьева
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 1
9

"ВЕДЬ ДОЛЖНО ЖЕ БЫТЬ КАКОЕ-ТО ПОСТОЯНСТВО В ЭТОМ ОГРОМНОМ ПЕРЕМЕНЧИВОМ КОСМОСЕ, АЛЬБЕРТ"

Недавно пришла к выводу, что не люблю театры. Особенно их навязанную торжественную атмосферу, тихую и "возвышенную". Чувствую себя там как девочка, которой мама наказала не испачкаться и вести себя хорошо. Ни посмеяться, ни поговорить громче общего шепчущегося тона. Ходишь как идиот, выжидаешь звонка, и от нечего делать делаешь вид, что тебе интересно рассматривать фотографии незнакомых заслуженных артистов России. Ах, театр, я ходила в театр... Это так культурно развивает, приобщает к высокому! Это не попсовый кинотеатр с поп-корном, это искусство! Его не всякий поймет! Сюда в джинсах ходить нельзя! На самом деле всем по фигу, но так принято думать. Вся эта псевдоторжественность... Перебор, по-моему. У людей событие, е-мое! Девочки в белых пышных платьецах, тетки в вечерних туалетах, припасенных именно для этого случая. По сто раз хлопаешь, когда все хлопают, а то вроде как неудобно не хлопать. В конце артисты выходят с такой гордостью, будто они Эверест покорили. А по факту - досуг из серии: ожидание праздника лучше самого праздника. Сердце не замирает, сюжет не держит, сопереживания нет. Или мне просто не везло со спектаклями. Кроме Метода Гронхольма даже и вспомнить нечего. Из балета - Лебединое озеро, из оперы - Травиатта. Да, там эмоции были, но это же капля в море...
Так я думала до вчерашнего дня. Потому что вчера я посетила театр Практика. Все, больше никаких классических постановок. Оказывается, театр может быть другим - не пафосным и без набриолиненных старушек-контролеров в жабо. Это новый формат для меня, хотя театр живет уже 10 лет))) Понравился сразу, начиная со входа в черную арку с бегущей красной строкой на стене, сдержанным и стильным оформлением и заканчивая вкусной кафешкой с очень приятным официантом. Маленький уютный зал, ощущается контакт рассказчика с зрителем)
Много актуальных для меня фраз, юмора из области самоиронии. У Ивана Вырыпаева есть вкус. Я бы назвала эту постановку ("Иллюзии") изящной. Или просто так удачно ключевые фразы пьесы срезонировали с моим внутренним монологом, например: "Я окончательно перестала понимать, как тут все функционирует")))))
Моя душенька осталась довольна! Аплодировали только в конце - и с удовольствием! Теплый летний вечер был прекрасен, побольше бы таких!

0
0
...
3 октября 2015
Фото Julia Dyachkova
Фото Julia Dyachkova
отзывы: 1
оценки: 6
рейтинг: 1
9

бегите на эту постановку, не раздумывая!!!!!!!!!!!!!!она переворачивает душу - без надрыва и излишнего драматизма, но проникновенно, сильно, по-настоящему!!!!!!

1
0
...
15 мая 2012