Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Иллюзии

Постановка - Практика
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Самотеатр Ивана Вырыпаева

В малоподвижном спектакле Ивана Вырыпаева играют Инна Сухорецкая, Александр Алябьев, Казимир Лиске и Каролина Грушка. Вернее сказать — не играют. Не играют они очень красивую и грустную историю двух супружеских пар, поочередно произнося объемные фрагменты текста со специально установленной для этого в центре сцены кафедры. Благодаря размеренному звучанию текста история оживает сама собой в голове зрителя так, что играть никому и ничего не нужно.

  • Иллюзии – афиша
  • Иллюзии – афиша
  • Иллюзии – афиша
Драматический
18+
Иван Вырыпаев
1 час 20 минут

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
26 октября 2011
Экспериментальная мелодрама Ивана Вырыпаева

Четверо актеров занимают стулья по краям сцены. В центре установлена трибуна. К микрофону выходит Каролина Грушка и рассказывает. Жила одна супружеская пара: Дэни и Сандра. Они прожили вместе полвека, и перед смертью Дэни попросил Сандру его выслушать. Он благодарен ей, что она была с ним. У них была самая настоящая любовь, потому что она была взаимной. Он счастлив. После Грушки к микрофону выходит Казимир Лиске. Он рассказывает, как Сандра пришла к другу их семьи Альберту и сказала, что любила всю жизнь именно его.

«Иллюзии» — изящная вещица и одновременно вполне серьезный исследо­вательский проект, прибегающий к помощи примитива. Вырыпаев, чего никак не ждешь от заправского экспериментатора, берет в дело простодушную мелодра­му и способ повествования, который в ходу у домохозяек: «Он ей говорит… А она ему… А он такой…» Но в общем и целом Вырыпаев не делает ничего нового. Как и в прежних своих пьесах и спектаклях, он выражает сложное через простое и вычисляет абсолютное методом вычитания. Еще в «Кислороде» подобным образом, как Дон Жуан, который кидал вызов небу в тайной надежде услышать гром, Вы­рыпаев взывал к Богу, так и эдак опровергая его наличие. Из всех его спектаклей «Иллюзии» выглядят наименее амбициозным, зато и наиболее совершенным проектом по разоблачению малого в расчете на нечто большее. В истории, мелодрама­тической до последней крайности, он разбирается с неверной земной любовью. В самом представлении — ломает ту иллюзию правдоподобия, которая складывалась в театре веками. В принципе, театр как иллюзия правдоподобия исчерпал себя с полвека назад, но эти негласные конвенции — актеры притворяются пер­сонажами, зрители притворяются, что верят им, — живы как ни в чем не бывало. Ничто не обходится нам так дорого и не стоит так дешево, как этот театр выхолощенных иллюзий. Зритель по привычке покупает билеты в театр — в надежде, что его умело обманут. Вырыпаев на каждую привычку отвечает неожиданным образом. В зале должен погаснуть свет — а он не гаснет. Актерам положено перевоплощаться в персонажей — а они остаются актерами, не более того: Грушка остается феей с легким польским акцентом, Лиске — шутником с легким американским ­акцентом, Инна Сухорецкая — неглупой современной девушкой, Александр Алябьев — начинающим артистом с задатками харизматика. У них нет ни единой ­лазейки, чтобы пробраться в образ кого-то из героев, у зрителей — ни единого шанса посопереживать им. Единственное, что нам оставлено, — возможность ­просто установить контакт. Что в итоге? Есть контакт. И этого вполне доста­точно, чтобы спектакль состоялся. Ничто не обходится нам так дешево и не стоит так дорого.

4
0

Отзывы

9
Пользователь Афиши №985994
4 отзыва, 21 оценка, рейтинг 7
18 января 2012

Это тот спектакль после, которого уходишь со светом внутри. После которого словно омыт изнутри, очищен, освящен. Его и, правда, можно сравнить с молитвой, молитвой о любви, о понимании любви, о принятии любви.

Я не буду описывать сюжет, как делали это театральные критики, сравнивая спектакль, то с уравнением, то с формулой любви. Я просто скажу, что за сложной формой сплетения судеб, самый чистый, самый простой, самый искренний разговор о любви. От души душе, и по душам. Спектакль, который пронизан светом и вам поможет светиться, очистив ваш фонарь от копоти иллюзий…

5
0
7
АЛЕКСАНДРА СОЛДАТОВА
76 отзывов, 1188 оценок, рейтинг 99
25 мая 2013
Новая мелодрама

Последний спектакль Ивана Вырыпаева по собственной пьесе – «Иллюзии» – был включен в российскую программу фестиваля Нового Европейского Театра (NET). Пьеса написана специально для театра города Кемница (Германия), однако постановка идет в Москве, на сцене театра «Практика». Спектакль редко появляется в репертуаре. Вероятно, это связано с тем, что играющая в нем польская актриса Каролина Грушка не может часто прилетать в Москву. Вот и на показе в рамках фестиваля NET она быть не смогла. «Иллюзиями» в начале декабря с московским зрителем делились сам Иван Вырыпаев и трое актеров из привычного состава – Инна Сухорецкая, Александр Алябьев, Каземир Лиске. В конце концов, кто играет, это «совершенно неважно», уверил автор перед началом спектакля. Что же тогда важно? Текст. Он тут главный герой.

Вопреки модным тенденциям современного театра, постановка режиссера и драматурга в одном лице получилась литературоцентричной. В пьесе, которую можно прочитать по первой ссылке в поисковике, всего-то 25 страниц. Если пересказывать совсем коротко, это история двух пожилых супружеских пар, запутавшихся в любовных иллюзиях. Трое из четырех героев умирают, находясь в заблуждении. Правду об их отношениях знает только зритель, да персонаж Альберт, на своей шкуре испытавший теорию относительности.

Кто-то увидит в спектакле обыкновенную мелодраму, но это мелодрама новаторская, за обыденной формой в ней кроется глубокое философское размышление. Как и в недавно вышедшем на экраны фильме «Танец Дели» (одноименный спектакль автора тоже привозили на NET в 2010 из Польши), любовь в «Иллюзиях» предстает как витальная энергия, сама жизнь. Она естественно присуща человеку, как ритм сердца. А вера в то, что можно целиком посвятить это чувство кому-то одному, заранее оказывается иллюзорной.

Спектакль сделан как умелая читка. Актеры, одетые буднично, сидят на стульях по бокам сцены, по очереди подходят в центр к кафедре, напоминающей церковную, и рассказывают в микрофон истории: с сочувствием, любовью, иронией. Так, как вспоминают ошибки молодости старики, так, как, может быть, вспоминают былую жизнь умершие. Никакой театральности, форма спектакля предельно проста. Свет и музыка не играют особой роли, а только помогают удерживать внимание зрителя на пьесе. Единственное необычное решение – на заднике в конце спектакля появляются четыре красные бегущие строки, четыре линии жизни героев. От них потом остаются маленькие отрезки: фрагменты длинного земного пути, которые и складываются в цельный рассказ. Словно за полуторачасовой спектакль зритель становится опытнее на четыре жизни.

На данном этапе режиссер воспринимает искусство как способ общения, о спектакле говорит: «Я надеюсь, он будет таким сеансом, когда мы все вместе собираемся в одном месте, чтобы получить какой-то опыт». Каждый «сеанс» в стенах театра становится разговором о самом главном, который всё труднее завести отчуждающимся друг от друга людям в обычной жизни. Сегодня драматург ушел от всего, что отпугивало в его пьесах старшее поколение. Тут нет каннибализма, расчлененки, шизофреников, мата… «Иллюзии» – светлый спектакль о любви и истине, Вырыпаев больше не боится говорить всерьез о главном. В работе есть аллюзии на Священное Писание, как и в «Кислороде», и в «Бытие №2», но они перестали быть кощунственными. Монологи героев по интонации напоминают первое послание к Коринфянам апостола Павла. Да и сам режиссер внешне стал похож на гуру: бритая голова, огромные серые глаза на страшно исхудавшем лице, вечная усмешка на губах, плавные движения рук…

Вырыпаев едва ли не единственный современный русский драматург, который каждую новую пьесу создает как философскую притчу, продолжая размышлять о Боге, истине, любви. В последних работах он как будто пытается преодолеть тупиковую пессимистичность постмодернизма, который вот уже больше полувека является мировоззрением, разрушающим человека... Но пока режиссер не говорит ничего нового, а лишь переосмысляет и интегрирует старые понятия христианства и буддизма – «любовь» и «приятие». Ему, как и героям «Иллюзий» и «Танца Дели», мешают прозреть истину концепции. Есть ли способ освободиться от них, продолжая заниматься искусством или лучше сразу бежать в Тибет, становиться монахом? Век назад театру стали вдруг нужны новые формы. Сегодня самое время сказать: «Нужны новые смыслы. Новые смыслы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно».

3
0
9
Марфа Некрасова
43 отзыва, 50 оценок, рейтинг 100
5 декабря 2011

Двое девушек и двое молодых людей сеют передо мной иллюзии. Сначала Каролина, потом Инна, потом Кэз что-то шутит, потом Саша. Они каждый мне что-то ведают, и под конец я перестаю путаться, кто там Дэнни, кто Сандра и т.д. История двух умерших в старости пар в четырех молодых губах. Но написал все это уже не такой молодой Вырыпаев, уже написавший давным-давно Кислород и многое другое. Я не знаю, как происходит, когда ты живешь с человеком 50 лет. Я не знаю, знает ли Вырыпаев. И нужно ли ему это знать для написания пьесы. Пьеса все равно не об этом. Этим парам может быть по сколько угодно, с ними может происходить что угодно, они даже могут остаться в живых, и все равно мы будем околдованы текстом, ситуациями и какой-то этой пронзительно сочащейся искренностью, возможно иногда чуть наигранной. Потому что это ИВАН ВЫРЫПАЕВ. Но вот что интересно: современных драматургов поманила тема любви. Однако, поскольку наш век постмодернестичен, в общем, изломанный такой век, любовь эта в этих пьесах претерпевает различные измывательства, проверки и такие концовки, при которых если что можно было бы сказать: "А это вообще не про любовь". Или: "А вообще-то любви нет, и тут ясно это показано". При этом в интервью драматурги утверждают обратное, в постели наверное тоже. Но любовь до гроба уже явно сама сошла в глубокую могилу, и когда о ней тянет писать, как любому поэту - приходится изыскивать такие формы, чтобы тебя не признали окончательным романтиком, потому что сейчас самое романтичное в драматургии - это Гришковец. Я буду ждать, когда Вырыпаев или кто другой напишет про такую настоящую рыцарскую любовь в наше время, потому что это подвиг похлеще убийства дракона. И любовь мужчины к женщине. Или женщины к мужчине. А не к продукции Apple, например.

3
0
9
us_open
45 отзывов, 113 оценки, рейтинг 50
12 мая 2012

Фактически, первый спектакль в жанре декламации, который мне понравился. Женовач мне совсем не нравится. использованы очень простые, но мощные средства - акцент, очень простой свет (в том числе, и свет в зале), балалайка и бегущая строка. Мне кажется, что при такой манере все-таки нужен сильный текст и он здесь присутствовал в полной мере - бумажка с кнопками, что она повесилась, сердце остановилось и все умерли. в таком виде - смотрится.

очень простые и правильные слова о любви. их и донесли, трагедия как таковая осталась на втором плане.

2
0
1
Светлана Сергеевна
3 отзыва, 2 оценки, рейтинг 3
4 сентября 2016

Жаль потраченных денег и времени.
С февраля прочитала восторженные отзывы, что мол интересно и необычно и так давно вот хотела попасть. Вчера, 3-го сентября, попали.
Ну что я могу сказать... ну вот это даже сложно назвать спектаклем. И это не может стоить больше 200 рублей. А минимальная цена билетов 1500.
По очереди выходит 4 актера к микрофону и рассказывают историю двух семейных пар.
Первый рассказ еще более или менее... первые 10 минут. Потом начинается все одно и тоже. Банально, неинтересно, шутки совсем не смешные, актеры ....эээ.... ну давайте смотреть правде в глаза - никакие они не актеры :) Просто пересказывают что-то как на уроке чтения.
В общем, если кто-то думает идти или нет, то мой вам совет - сходите лучше в кино и поужинайте где-нибудь :)

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все