Театральная афиша Москвы
Москва

Спектакль Дуэнде. Nunc Dimittis. Прелюдия

8.0
оценить

Первый по-настоящему русский балет великого испанца

Это такой very Duato: со звериным чутьем музыки (несмотря на винегрет из Бетховена, Пярта и еще четырех никак между собой не связанных композиторов), фирменной текучестью хореографии и даже узнаваемыми, как автограф, приемами. А при этом — балет абсолютно петербургский. Начо Дуато вроде и не вписывает адрес прямо, не вставляет сувениры типа Медного всадника. Тут у него мужской кордебалет в сюртуках, тут зыбкие сильфиды, тут танцовщик тащит истеричную партнершу за руку и за ногу — и каким-то таинственным образом из всего вместе получается вполне себе достоевский город белой ночью.

Создатели
Режиссёр:

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
277
оценок:
137
рейтинг:
268
9

Лучшие новые балеты сезона

Михайловский театр подбивает итог сезона — первого сезона с хореографом Начо Дуато, появление которого на посту в Петербурге стало одной из главных в мире кадровых перестановок и уж точно главной русской сенсацией. Не то чтобы сочувствующие всерьез держали пальцы скрещенными — все-таки Начо Дуато на редкость стабильный хореограф. Но как-то ужасно не хотелось, чтобы он запнулся, хотя и все понятно было бы про первый год в очень новой труп­пе, в очень другой психофизической культуре. Первых премьер Михайловского ждали с замиранием сердца. Теперь из двух вечеров Дуато театр сделал один. Не потому что какие-то балеты ушли в отброс. А потому что ясно, чего хочет сам Дуато: какими бы блистательными ни были его старые тексты, он хочет показывать русским то, что сочинено специально для них. Бескомпромиссный человек. Когда с ним случилось разговаривать в его первые недели в Михайловском, он выглядел как человек, потерпевший крушение в прежнем браке (с Национальным театром танца в Испании, самым сволочным образом его выплюнувшим) — и вот счастливо женатый снова: он хотел оставить прошлое в прошлом и начать совершенно новую жизнь, преданный новой семье так, что это даже пугало. Смотрите теперь, что он имел в виду. Два из трех балетов нынешней програм­мы сочинены специально для Михайловского театра. И поверьте, в «Прелюдии» на музыку Генделя, Бетховена и Бриттена, в зимней поземке сильфид, в стройной строгости ансамбля фрачников — очень много Петербурга. Другой русский опус «Ныне отпущаеши» на музыку Пярта — почти религиозная служба, в ко­торой католическая истовость сочетается с испанской живописной суровостью. И то и другое — самый что ни на есть «фирменный Дуато», каким его любят: пронзительно музыкальный, поражающий естественным, как дыхание, виртуозным композиционным даром. Это совершенно головокружительное чувство — видеть, как на твоих глазах рождается то, что будет жить, вероятно, и тогда, когда нас не будет. В этом смысле Начо Дуато, конечно, петербургский автор самого высшего класса.

1

Отзывы пользователей о спектакле «Дуэнде. Nunc Dimittis. Прелюдия»

Фото Bao Bao
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
9

Балет похож на рыбий жир. Нас убеждают, что принимать его внутрь полезно и нужно, но рецепторы говорят об обратном. На вкус – пренеприятно. Однако музыку создавали и Lady Gaga, и Моцарт. Так же балеты испанца Начо Дуато, с этого года руководителя Михайловского театра, – совсем другая история.

Первое, что сделал с труппой и театром хореограф – привнес технику современного танца, стащил с танцовщиков пуанты, шикарные костюмы и фактически отказался от декораций. Но что еще удивительней в России - Начо Дуато отказался от сюжета и использовал малые формы. Даже буквально маленькие – за один «сеанс» показывая три балета. Но уже это, чисто внешнее новшество вызвало в зале некоторую дезориентацию.

- И это что, все? – после первого, получасового «Дуэнде», вслух удивился мужчина из соседнего кресла.
- Ты как хочешь, а мне нравится, - категорично возразила его спутница.

Можно, конечно, сказать, что от ухода части зрителей Начо Дуато спасли зрительницы, а, может, удобные кресла или хорошая музыка. Многие сидящие действительно не очень понимали, что же этот испанец-то делает? И в этом нет ничего ужасающего, в интервью сеньор Дуато и сам признавался: да, было дело, иногда публика с премьер уходила. Ничего особенного. Однако никто так и не ушел. И овации были как никогда бурными (есть ощущение, что зрителям в России вообще нравится аплодировать).

Во всем виновата необыкновенная зрелищность. Все свои пластические эксперименты Начо Дуато завернул в упаковку необыкновенной красоты, графичности, даже кинематографичности действия. Падающие занавесы, магия света, игры пространства и, конечно, танец… Эх, если бы и современный театр научился делать то же.

Хореограф вывернул представление о танцовщиках в баранку, сделав мужчин, наконец, мужественными, а у женщин - подчеркнув физиологичность. Ведь - о, ужас! – балерины, танцующие в обтягивающих полупрозрачных лосинах и майках, в которых просвечивает каждый мускул, превращаются чуть ли не в роботов. А в финале еще хлеще: эти летающие боги становятся, наконец,… людьми! В общем, глаз не оторвать.

- Хочешь, я приведу тебе десяток аргументов, почему на балет ходить не надо. Балет – это скука, - разлегшись на диване, заявил мне зашедший в гости знакомый, узнав, откуда я вернулась.

Миф о балете как о развлечении для туристов и пенсионеров существует только потому, что в нашей стране балет десятилетиями консервировался, ограничиваясь выпуском продуктов под маркой «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», и в итоге вконец отстал от времени. Пока в мире ставили танцы на отвесных стенах, использовали все возможные технологии света, звука, видео, в России лишь стряхивали пыль с декораций.

Хорошо, что все-таки у нас начал ставить Начо Дуато. Говорят, в будущем теоретически, возможно, наверное, будут приглашены еще и Иржи Килиан и Уильям Форсайт.

3

Галерея