Театральная афиша Москвы

Спектакль Вальс на прощание

3.1
оценить
Создатели

Отзывы пользователей о спектакле «Вальс на прощание»

Фото Лукавая
отзывы:
15
оценок:
17
рейтинг:
24
5

Модно нынче стало играть Пушкиных, Есениных, вот и об Иосифе Бродском не позабыли. И теперь на сцене Малого драматического театра - театра Европы можно увидеть, как Алексей Девотченко в шепотах и криках читает заветные строки многими любимого поэта. Да, конечно, в спектакле прямо не указано, что Девотченко "играет" Бродского, но актер читает его стихи - значит, перевоплощается в лирического героя, вот только перевоплощение это - скорее всего, интерпретация, от которой только кривятся губы. Так "орать" Бродского... Зачем? Для передачи эмоций? Чтобы "глаголом жечь сердца людей"? Увы, "глаголом жечь сердца людей" не получилось. Потому что (как бы ни говорили все, что каждый режиссер и актер имеет право на свое понимание и прочтение) Бродский же не Маяковский, чтобы его так декламировали, брызжа слюной на первые ряды. Да хотя и Маяковский такой декломации не выдержал бы. Потому что нет в этой игре чего-то сверхземного, чем наделена поэзия - метафизического. Слишком много актерских и режиссерских штампов.
И только г де-то в левом углу на 25-й минуте всего действия слышится чей-то затяжной храп - конечно, как можно разбудить душу зрителя такими фальшивыми "криками души"? Здесь можно только либо уснуть, либо безмолвно покинуть зал.

1
Фото Владимир Борисов
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
4
3

Позавчера я был на премьерном(так заявлено)спектакле "Вальс на прощание" режиссёра Владимира Михельсона по произведениям Иосифа Бродского в исполнении Алексея Девотченко. У нас в течение нескольких дней проходил VYBORG INTELLIGENT PERFORMANCE.Со спектакля я ушёл первым,едва дождавшись финала.Если бы не этот финал,я бы,может,и промолчал: ну,не понял я новой поэзии.!...Но этот дешёвый трюк,это взвизгивание под занавес как способ замазать свою несостоятельность копеечным фейерверком - меня доконало.
Интрига для Выборга состояла ещё и в том,что театральная сцена была заявлена во дворе"Дома Хакмана" ( Подгорная,14). Эти дни я мотался туда-сюда на электричках,но ,как увидел на вокзале тумбу афишную этого"перфоманса",сразу нацелился на этот спектакль,т.к.: 1)о Девотченко - наслышан.И именно о моноспектаклях.До сих пор для себя не решил,чем определяется этот статус - "моноспектакль";
2)спектакль на открытом воздухе ? - очень трудно,сам убедился.Звук улетает,не достигая ушей,хоть ты разорви все свои связки;
3)Бродского я переписывал в вузе из "Дня поэзии": "Памяти Т.Элиота", "В деревне бог живёт не по углам...",
"Воротишься на родину...Ну что ж..." Ну и Клячкина песни. Переписывал и позже,но уже не запоминал. А потом просто отошёл от поэзии вообще. И очень хотел бы,чтобы она во мне возродилась.Как и театр.
Оказалось - построен шатёр.Оказалось - билеты недёшевы(я купил "средний"-за 750).Оказалось - сразу заявили,что начало задержится(хотя актёр был на месте;я увидел,как он вышел прогуляться за сорок минут до спектакля).Распорядители на вопрос "а найду ли я в спешке место по коду:место 5,ряд 3,сектор Б" - уверили,что меня в зале встретют и усодют.
Ничуть не бывало! Когда вошёл, эти ребята развели руками : ползала,как я предполагаю,уже были заняты блатёрами и "старыми работниками культуры". Поскольку пол был частично земляной,частично мощёный,удовольствоваться пришлось стульчиком в пробоине между камнями и потом вертеть шеей. И зло стало копиться.
Началось это действо в "чёрном кабинете" радиохроникой с предвариловки какого-то партийного съезда времён Брежнева. Потом Девотченко поднялся с раскладушки и помалу начал читать Бродского,как Маяковского,да ещё с кучей иллюстративных(красящих крашеное)жестов.БОльшая часть поэтического текста - иронические воспоминания о соучениках героя.Два-три раза мелькнули словечки о прелестях того и иного пола,вызвавшие оживление зрителей,по-
моему,недоумевающих в большинстве,как и я: а к чему это всё? Я,в общем,мало читал Бродского,но то,что читал,было чистым с точки зрения рифмы,мелодичным и довольно разговорным,т.е.легко произносимым.Здесь же стихи были раздроблены,если не размозжены. Да и слышно было плохо:то какой-то ребёнок вякал(видимо,из Питера друзья приехали семьёй),то хлопал на ветру шатёр,то снаружи доносились голоса.Иногда голос накладывался на музыку оформления,и стих рвался очередной раз,а вместе с ним и смысл.
Я поглядывал на зрительный зал и видел,что посторонним звукам зритель едва ли не рад,т.к. было скучно,п р и с л у ш и в а т ь с я было не к чему,стержень никак не проявлялся.Появился шумок,покашливание,поглядывание. Актёр не цеплял,не доставал.
Где-то в последней четверти он вдруг оживился(увы,даже мысли,направления я не запомнил,о чём он стал говорить столь активно).Я понял,что спектакль вот-вот закончится.И вдруг (но я действительно не понимаю и не помню,к чему в тексте это было привязано!) по трансляционным динамикам раздался шум какого-то заседания и голос Путина призвал собравшихся активно включиться в Народный Фронт,и эту его фразу закольцевали,т.е.,она стала повторяться и повторяться,и из зала-уже здешнего-были вытащены,наконец,аплодисменты,переходящие в овацию и крики "браво!",и были вызваны и актёр,а им - и режиссёр,а когда стали вызывать ещё и организаторов,я сбежал от всей этой пошлости и ужаса повторения нашего зрительского падения.
И таких ситуаций,когда ждёшь мальчика с возгласом "а король-то голый!" или,как Хоттабыч кричал в цирке: "Вас обманывают!" - ох,сколько уже накопилось в душе этих "стрессов" за последнее время, Я вполне спокойно принимаю,что человек я не достаточно образованный в сфере и поэзии,и театра.Да и кто "достаточен"вполне и навсегда.Но ведь в театре не надо полиграфа,чтобы понять,верит тот,что на сцене,
в то ,что говорит, или нет. Стоило огород городить на два часа,если вся идея сводится к тому,чтобы выйти на сцену и плюнуть в зрительный зал.Или на портрет ,допустим,висящий на сцене.

0