Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.9

Опера
Аида

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Опера «Аида» была заказана Верди Исмаил-пашой, хедивом Египта. Ее исполнением должен был открыться каирский оперный театр, а открытие театра, в свою очередь, знаменовало завершение строительства Суэцкого канала. Новый торговый путь из Аравийского моря в Средиземное, по задумке, должен был привести Египет к новому расцвету, а первая национальная египетская опера, написанная великим итальянцем, – сделать страну частью европейской культуры. Завершить работу к открытию Верди не успел – премьера «Аиды» состоялась на следующий год, и опера с успехом шла в каирском театре до самого его краха. С мировых сцен она со времени премьеры не сходила. На фоне славных завоеваний древней империи разворачивается история любви египетского военачальника Радамеса и дочери царя враждующих с Египтом эфиопов Аиды, пребывающей в рабстве при египетском дворе. Эта любовь оказывается сильнее обещания славы и власти, сильнее верности родине и даже в некотором смысле сильнее смерти. Что необычно для опер Верди, неотвратимый рок, в античном духе ведущий персонажей к гибели, в конце концов не оказывается ни мрачным, ни трагичным. Смерть в любви, во имя любви выглядит затишьем, счастливым забытьем после житейских бурь. Даниэле Финци Паска имеет больше опыта в драматическом театре и в цирке, чем в опере, и этот опыт оказался полезен в работе для необычного пространства Концертного зала. Зрительские места в нем расположены со всех четырех сторон сцены, а совершенная акустика дает исполнителям свободу перемещения; это позволило уйти от строгой фронтальности, принятой в постановках оперных театров. К тому же классической «Аиде», которая уже существовала на исторической сцене Мариинского театра, нужно было противопоставить нечто совершенно иное по стилю и духу. Декорациям в Концертном зале места практически нет, пространство создают костюмы, свет и минимальное обустройство сцены, вместо триумфальных шествий на ней – акробат, крутящийся в тяжелом железном кольце (номер взят из постановки Паски для канадского цирка «Элуаз»). «Аида» в этих обстоятельствах приобретает не новые смыслы, а новое звучание, атмосферу, которая подчеркивает мистические, сказочные моменты. Чуткая акустика зала позволяет высветить те тонкости, которые в иных постановках часто уходят в тень пышного золота оркестра. Денис Великжанин
Опера
12+
Даниеле Финци Паска
11 июня 2011
2 часа 45 минут, 1 антракт

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Ольга Манулкина
422 отзыва, 428 оценок, рейтинг 109
25 мая 2011
Даниеле Финци Паска ставит оперу

Когда режиссер Даниеле Финци Паска говорит в интервью по поводу «Аиды», что хочет сделать «нежную» историю, понимаешь, что именно такого определения от него и ждешь. Неожиданным был выбор спектакля. Поначалу чудилась какая-то нестыковка: казалось, этому «собирателю мгновений», «клоуну от бога», искателю утраченного времени, человеку дождей и туманов нужна совсем другая опера, где главную роль играют настроение и атмосфера. Какой-нибудь «Пеллеас» Дебюсси. Или хотя бы «Онегин». Идеальный вариант — «Любовь издалека» Кайи Саариахо о средневековом трубадуре, которую Даниеле Финци Паска поставил в Английской национальной опере. Или, наконец, «Carmina Burana» Орфа, которую Гергиев и Паска, кажется, запланировали на открытие второй сцены Мариинки, где так и представляешь парады-алле и мелькание причудливых фигур. Но «Аида»!

Однако видишь эскизы костюмов на сайте Мариинки — и понимаешь, что Паска и здесь нашел свою историю и сможет поставить «Аиду» не по-опер­ному. На репетициях он повторяет по-русски: «душа», «душа», а рисуя костюмы, изображает в них мариинских певцов с огромными, широко распахнутыми грустными глазами. На сайте — Аида в красном платьице с длинной косой, а рядом с ней — в черном, с крыльями — ангел смерти.

Тем, кто приготовился шутить о летающих солистах и хористах, театр сооб­щает: от артистов не требуется выполнения акробатических трюков. От цирка (который по своей синтетичности, конечно, родственник опере) в спектакле будет открытое пространство — арена, но к этому мариинская сцена и так располагает. Все будет происходить на глазах публики, в том числе смена костюмов; никого из участников спектакля Паска не хочет ни на минуту отпускать со сцены. Главное техническое чудо спектакля на момент сдачи статьи еще не испытано и потому держится в секрете, но постановщики заверяют, что в России такого еще не видели. Со сверхновыми технологиями у Паски сочетаются самые простые, самые театральные средства — роскошные головные уборы мастерят из конфетной фольги.

0
0

Отзывы

9
Анастасия Фёдорова
3 отзыва, 16 оценок, рейтинг 1
8 февраля 2012
Африканские страсти, свет и цирк — «Аида» Даниэля Финци Паски в Мариинском театре

Написанная к открытию Суэцкого канала, опера Верди «Аида» давно вошла в репертуар ведущих театров мира, не исключением стал и Мариинский театр. Премьера очередной постановки состоялась 11 июня 2011 г. в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей». Валерий Гергиев пригласил швейцарского режиссёра и клоуна Даниэле Финци Паску, известного широкой российской публике постановкой шоу Corteo канадского Cirque du Soleil. Подобное сотрудничество с самого начала обещало быть очень интересным, и ожидания себя полностью оправдали.
Ограниченное пространство Концертного зала диктует свои условия. В подобных предлагаемых обстоятельствах смена декораций за опущенным занавесом попросту невозможна, что толкает режиссёра на поиски новых нестандартных решений перехода от одного акта к другому. Принцип домино, использованный в самом начале, задаёт тон всему спектаклю. Появление артистов по ту сторону сцены уже не редкость. Но здесь даже артисты оркестра вынуждены были исполнять часть партий с балкона, что, в свою очередь, делает постановку ещё более современной.
Отдельно стоит отметить работу со светом. Периодически опускающиеся и поднимающиеся светодиодные трубочки в центре зала, меняющие свой цвет в зависимости от происходящего действия, — несомненная находка. Вкупе с подсвечивающийся по периметру сценой световое решение производит сильное впечатление.
Крайне удачным получилось включение в структуру постановки номера с колесом «Сира», что явно отсылает к цирковой природе Финци Паска.
Слаженные и чёткие передвижения артистов также делают постановку более живой, позволяют оценить действие в целом.
Итог по посещению спектакля — лаконично, ёмко и свежо. С нетерпением жду его версии «Кармины Бураны», приуроченной к открытию второй сцены Мариинского театра.

Как говорил сам Финци Паска, чтобы приготовить хорошее блюдо, нужен хороший рецепт и хорошие ингредиенты. Добавлю от себя — нужен ещё и хороший повар. В «Аиде» всё сложилось самым лучшим образом, в чём вы сами можете убедиться, посетив Концертный зал Мариинского театра.

1
0
2
Yuri KOSSAGOVSKY- MUZEUM RondizM
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
13 сентября 2021
ужасает

ВОЗМУЩЕНИЕ поэта о бандитской РАСПРАВЕ
НАД великим композитором в ПЕТЕРБУРГЕ
.

Вчера я слышал... в городе... Санкт-Петербурге
на площади... каком-то в закутке...
- казнили образ Верди и спокойно!
будто бы в округе
не сыщется защитник!
так рассуждали в разбойничьей наивной простоте...
.
Они Концертный зал Мариинки захватили
и 3 часа казнили
великого прекрасного там Верди -
режиссер же во всю сцену
темно-синее стекло взял расстелил им...
куда ходить нельзя...
лишь по бордюру можно было непременно
.
Он тоже из стекляшек белых
в металлических подставках
скрипел... шумел... гремел
- особенное если толпа
и музыка страдала
дирижёру бедному было не сладко
смотреть как топчут все:
и музыка... (и опера!) - пощады не нашла!
.
Кто измывался? кто Верди истязал?
Кто оперу казнил под пытками
такими что надо постараться?
Даниэле Финуци Паска - я на бумажке прочитал
с трудом - да скажем проще Даниэль Дурацкий...
.
Но остальные? подневольные актеры?.
и бедный и бесправный дирижер?
директор зала весь измученный который
молча страдал?... и долго всем терпеть?
и до каких же пор?!
.
-=-
.

0
0
3
Andrey
56 отзывов, 74 оценки, рейтинг 71
29 ноября 2016

Прекрасный вокал, прекрасный оркестр, но как же сложно это воспринимать через такую дрянную режиссуру в совокупности с костюмами из фольги и скотча. ни чем не оправданные "художественные приемы" вокалисты пытающиеся совладать с наспех слепленным реквизитом, ощущение что денег режиссеру не дали, поэтому он сам делал все это из того что было дома и наверное впервые работал руками, разнообразив сцену тем что попалось под руку, светящиеся лампочки, фигурки солдатиков, и прочими вещами, присутствие которых на сцене так и осталось для меня загадкой. действие происходило в концертном зале - то есть зрители сидели со всех сторон, а это значит что актеры должны работать как на арене, а не стоять к четверти зала все время "спиной"
Очень хорошо дополняет такую режиссуру, организация в самом концертном зале, закрытые проходы для зрителей, таким образом что бы один человек прошел на свое место, допустим в середину, 40-50 человек должны встать, и так каждый раз когда кто то идет к своему месту, и это при том что нормальные проходы есть, но они всегда закрыты, как и отсутствует изначально запланированный по всей видимости второй буфет на 2 этаже, как итог если вы не бежите сломя голову в первых рядах, то шансов выпить кофе у вас нет, не успеете, и так всегда, на всех концертах.

0
1

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все