Комедия |
16+ |
Константин Богомолов |
8 марта 2014 |
2 часа 40 минут, 1 антракт |
Честно, не хотел сюда писать. Не было ни одного желания, но два человека настояли, попросили сказать тут, что я образно поведал им.
Кратко.
начну с конца.
Я ушёл в антракте. Ушёл и очень ждал, когда же он наконец случится... случился достаточно поздно - около 21 вечера.
Перед входом на основную сцену(без чего-то 19 часов), пожилая женщина раздавала билеты, приговаривая "не отказывайтесь, Аншлаг на Волге", на что я прошёл мимо, отшутившись, что "около МХТ она не найдёт желающих". Ха, я ошибся оказывается. Желающие были, их было много. Аншлаг с Волги переехал на основную сцену.
ниЧайку давали. Давали пошло, грубо, безынтересно. Публика напротив, принимала достаточно живо и громко (громко точнее это относится к восприятию происходящего Мариной Григорьевной Голуб. Было правда громко, по-рыночному.)
Извините, и всё таки я скажу, не могу убрать следующий абзац.
Олег Павлович удивительный руководитель, превосходный менеджер и "директор супермаркета" (его же цитата), но пожааалуйста, не надо на сцену! Не наааадо! Оставайтесь пожалуйста добрым прекрасным Табаковым-организатором, не надо Табаковым-актёром. Уже не надо. Честно.
К сожалению, аналогичные слова к Марине Зудиной - только тут уже просто - не надо, без руководителя и т.д.
Спектакль случился очень бытовым, крайне и сверх меры идущим на поводу у зрителя, у масс. Не к классику подтягивали и возвышали планочку, а опустили до коленок и хрюкали от удовольствия, видя как зритель "берёт высоту". Но это всё таки была не высота, это было падение. В поисках "новых форм", унесло до пошлости, несуразности и примитивизма. И уже на фоне этой "чудо-формы" мелькал Антон Павлович, параллельным путём "давали Чайку", точнее звучали её мотивы. Звучали негромко, невыразительно, как бы врезаясь в новаторские и "передовые высоты" создателя (режиссёра), каким-то там Чеховым.
Константин Богомолов в своей работе решил больше внимания уделить именно форме, чем нежели содержанию. Точнее кренило всё время на "фишки", видимо домашние заготовки, которые терпели и жади своего часа, и каааааааак...
Так нелепо и нейтрально я ещё не слышал "Люди, львы, орлы и куропатки" настолько в вакуум, в никуда, что Заречная была сама по себе (девочка интересная, но это не Нина), пьеса сама по себе, актёр Табаков и валерьяновые капли - отдельно, Марина Зудина вообще неясно откуда и куда... но был хорош Константин Хабенский. Пардон, Зилов came back! Только без нерва, без эмоции. Некий "литературный мачо", но купающийся в своём превосходстве и умении централизовать внимание. Выставиться на показ. А это и неплохо. Почему нет? У него выходит. Один нюанс - это был не Тригорин. Неа.
Извините, не хотел сравнивать, но не могу не сказать только одного - Юрий Николаевич Бутусов, 2 месяца назад представил зрителю Чайку в формате 3D, которая пробирается сквозь сцену и вылезает за её пределы, дальше и глубже зрительного зала, прямо в зрителя, через сердце, через разум. Проникая и открывая Чехова, чувствуя его, точнее прочувствуя.
Константин же Богомолов представил ниЧайку плоскую, чёрно-белую и очень ограниченную. Хотел ли он переосмыслить Чехова? Влюбить и раскрыть Антон Павловича для зрителя вообще и современной молодёжи в частности?! Неа, не хотел. Хотел просто сделать "фирменный коктейль" (смешать одно с другим, добавить Юрку Шатунова, джинсы и много-много сигарет), однако попутал ингредиенты, замешав слишком много бытового, заезженного и не актуального. Разбавив концентрированного Чехова Шуфутинским и мизансценами из Аншлага на тему "Пьянству Бой".
Это - ниЧайка. ниЧехов. ниПонятно.
Я ушёл и не досмотрел до конца. Но мне всё стало ясно и понятно уже к середине первого акта. Всё стреляло, да не туда, не в меня, а наоборот, от.
Гинкас открыл для меня Чехова, заставил полюбить и понять. Бутусов прочувствовать. Константин Богомолов сделал тоже определённые успехи - собрал летом переаншлаг, пригласив людей на Табакова, Зудину и Хабенского. Заманушка.
ниЧайка найдёт своего зрителя. Фамилии сделают своё дело.
"Человек-оркестр" я думаю снимет Чайку, отдаст место ниЧайке. А мне будет жалко и очень обидно, что на главной драматической сцене страны будет так мало Чехова.
ни тебе Иванова...ни Чайки.
Но как сказал бы Владимир Владимировчи Познер - "Такие нынче Времена" :)
Смотрела в середине декабря, сейчас середина января, до сих пор противно. Уйти не смогла, не хотелось верить в эту пошлось грязь, казалось ну вот сейчас будет все достойно Чехова и тех артистов, которые это играют. Но нет, мерзость, так уж до конца!
Первый раз увидела современное прочтение классики в Венской опере, так опахабить "Евгения Онегина" думала могли только "проклятые" буржуи.Они правы, мы деградируем. В Чайке Нина - шлюха (поза гинекологического кресла на сцене, ну что еще добавить, если только развернуть девушку в зал), наркоманка влюблена в алкоголика (чудесное исполнение Хабенского).
Как только объяснить детям, что в театре им пьесу смотреть нельзя, а в школе изучать необходимо? Ув. режиссеры не умеете вести себя порядочно? Неужели это теперь образ жизни нашей богемы?
Вам сюда, если хотите увидеть спектакль Богомолова без выкрутасов. В премьерный сезон Миркурбанову орали с галерки, что его не слышно. С тех пор он стал громче. Дорна поначалу играл Табаков и хорошо справлялся. После его смерти роль у Чонишвили, и это, вероятно, хорошее решение.
Спектакль превзошел всякие ожидания. Такого провала я ни разу не видел.
Разберу по-порядку.
Не смотря на блестящую игру артистов, спектакль мертв. Голоса многих едва слышны. От Табакова слышны лишь басовый тембр. Действие на сцене не разворачивается, а изредка подергивается в предсмертных конвульсиях, грозясь вовсе сойти на нет: сцены и монологи разорваны, персонажи летают в космосе, не соприкасаясь друг с другом. Чеховский сплин доведен режиссером до клинической патологии.
Сюрреализм заставок обескураживает безвкусностью, хотя звуковое оформление занятно. Лет 15-20 назад постановка, хотя бы за свою оригинальность, могла бы заслужить внимание, но увы, те времена давно прошли. Однако, хоть в целом спектакль и отвратителен и оставляет после себя тягучее, липкое и неприятное ощущения, безусловного внимания заслуживают-таки несколько сцен. Например, сцена свидания Кости с Чайкой - безусловный шедевр! Вообще, сцены сумасшествия режиссеру удались славно. К сожалению, что бы их увидеть придется пережить первый акт.
Больше месяца прошло с момента просмотра спектакля, но я не могу забыть то, что я испытала. В этот незабываемый день мне сделали добровольную АНТИтеатральную прививку, при этом достаточно дорогостоящую.
Сидя перед спектаклем в зале, я читала цитату О.Табакова на входном билете: «Главное в театре - не действие, главное - это возможность прикоснуться к живому чувству». «Лучше не скажешь», - думала я, наивная, предвкушая прикоснуться к прекрасному!
То, к чему я прикоснулась, я продолжаю осознавать до сих пор. Первая реакция после: "Со мной что-то не так? Что за чувства и смыслы я не смогла понять?" Ответ нашелся позднее после просмотра интервью с режиссером -постановщиком. Оказывается К.Богомолов решил убрать все чеховские смыслы! Понемногу стало проясняться: «Это не со мной что-то не так. Это что-то не так с господином постановщиком!». Дело совсем не в том, что в спектакле звучит современная музыка, и не в том, что проецируется на знаменитый занавес с чайкой видео-арт сомнительного содержания. И надо отдать должное виртуозности режиссера – текст в основном действительно чеховский. Кроме БРЕДА Константина (Павел Ворожцов ) в самом начале спектакля. Напрасно я пыталась понять его рассуждения «я -не-я» . Это нельзя было понять по определению. Волею судьбы, я сделала открытие! Прошло немного времени и я случайно нашла аудиозапись с речью больного шизофренией, выложенную на сайте Института психологии и психоанализа. Удивительно, но она была почти идентичной с данным монологом, даже шипение и потрескивание было скопировано!!! Что можно сказать после этого? Только одно: мне СТЫДНО, господин Богомолов! Мне горько, что столько людей были не просто обмануты Вами, а оболванены. Как можно пытаться хоть что-то понять в спектакле, где все исковеркано самым гадким образом? Вы превратили драму в издевательство над зрителем. Если Вы не видите в людях настоящих, живых чувств, это совсем не значит, что их не испытывают наши с Вами современники.
В зале было много молодежи. Как непоправимо жаль, что гениальность Чехова, его современность в некоторых головах совместится с Вашей бессмысленной интерпретацией… Как жаль, что такие известные актеры не увидели это…