Роман Булгакова — редкая вещь, инсценировки которой еще обсуждаются в категориях «то» или «не то». Уж как у нас любят Чехова, и то никому не придет в голову требовать, допустим, от Туминаса, чтобы его «Дядя Ваня» соответствовал оригиналу. Другое дело Булгаков. По поводу «Мастера» у всех есть мнение. «Интересно, — взывает в блогах юзер pokemon, — хоть кто-нибудь из современных светил режиссуры, кто-нибудь из великих гениев театра и кино прочитает все-таки этот многострадальный роман так, как надо?» Видите ли, даже покемоны знают, как надо. А на всех не угодишь, поэтому про мхатовский спектакль Яноша Саса мхатовская публика на выходе из театра говорит ровно то, что говорила бы в любом случае: что это типичное «не то» и что, мол, взять с иностранца. В защиту венгерского режиссера нужно сказать, что свое «не то» публика говорит с выражением глубокого удовлетворения. Роман выведен во всех своих главных эпизодах и длится сильно за три часа. При этом скучать нет времени. На сцене то натуральный дождь, то таинственно подсвеченные туманы. То урбанистическая Голгофа, то классическое варьете. Рукописи горят (и не сгорают) самым эффектным образом — бумага в руках Мастера вспыхивает как порох и сгорает на лету, смешиваясь с пепельным снегом. Время спустя на головы самих зрителей летят пятитысячные купюры. Оторванные головы Берлиоза и Бенгальского выносят напоказ, и если муляж головы Игоря Золотовицкого просто реалистичен, то голова Игоря Верника совсем как живая — вращает глазами и говорит вслух. Воланд в исполнении величественного и ироничного Дмитрия Назарова, сыграв свое назначение, склоняет больные колени перед посланцем неба. Маргарита в исполнении Наташи Швец несгибаемо элегантна и не меняет осанки, даже раздевшись догола. Николай Чиндяйкин внятно играет мучения струсившего интеллигента Пилата. А не струсившего Мастера играет Анатолий Белый. У него это третья по счету роль писателя, с которым сводит счеты враждебная действительность (две другие он сыграл в «Человеке-подушке» и «Околоноля»). Шлейф сыгранных ролей вьется за актером, придавая какой-никакой объем и его Мастеру. Хотя лучше в «Мастере» ему удаются мелодраматические сцены. Писателя в зубах у века-волкодава ему бы не удалось при всем желании: дело в спектакле происходит не в сталинской Москве, а в современной. Николай Симонов провел на сцене железную дорогу, встроив ее в конструкцию из бетона и металла. На плазменные экраны транслируют крупные планы Пилата и Иешуа (Игорь Хрипунов), которых Левий Матвей (Сергей Медведев) снимает на камеру. В финале конструкция, скрипнув членениями, прогибается в дугу и образует свод. Так что свет в конце тоннеля, к которому в финале устремляются Мастер и Маргарита, оказывается фонарем электрички в московской подземке. С теософской точки зрения они двигаются в неверном направлении. Но в мхатовской системе координат это самое «то»: на той же сцене в «Трехгрошовой опере» Мэкки-Нож, направляясь в ад, поднимался вертикально вверх.
- 9
Покупала билет на постановку и думала: ну что там, "Мастер и Маргарита", сюжет известен, смотрела лет двадцать назад в театре на Таганке, освежу. Невероятно эмоциональный спектакль!!!!!! Я сочувствовала и сопереживала Героям на сцене весь спектакль! Вдохновенная игра Анатолия Белого в роли Мастера. Абсолютно не поверила Наталье Швец в роли Маргариты: топорная, не складная, читающая заученный текст наизусть. Дмитрий Назаров был интересен в роли Воланда.
31 января 2017 - 7
Почти буквальная, близкая к тесту, но пустая по сути интерепретация романа Булгакова, расчитанная на широкие народные массы, на любовь и популярность у той же целевой категории Стаса Михайлова.
Это даже не театральный спектакль, это настощее шоу с расчудесиями - дают яркий свет, громкий звук, даже Игоря Верника дают потрогать (его появление на сцене вызывает восторженное ликование у публики). Если бы со сцены еще и запели, превратив действие в мюзикл, это бы позволило окончательно и безоговорочно оправдать эту бессмыслицу. Буквы складываются в слова, слова в предложения, предложения в абзацы, те в главы, чисто механическое чтение, за которым не получается уловить смысл.
Впрочем зачем смысл, в наше легкомысленное время, он не нужен. Но хотя бы за то, что широкие народные массы ознакомятся с содержанием, и возможно, в поисках черной магии им захочется взять в руки книгу, стоит того, чтобы МХТ сказать большое спасибо.
И вроде бы трехчасовая пустышка, но сделана прекрасно, ниже четырех звезд поставить рука не поднимается.10 октября 2013 - 9
«Мастер и Маргарита»: черт знает что
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы… Тьма тоннеля, лязг металла, отблески света. Но не поезд движется навстречу зрителям, а человек, тянущий железную кровать. Пружины ее целы, а нервы человека расшатаны, потому что не железные. Он сам поставил на себе крест, взвалил его и несет. В гору не идет, кругом Голгофа.Спектакль «Мастер и Маргарита» вроде бы и «датский» - поставлен к 120-летнему юбилею М.А. Булгакова, - но не рядовой и не парадный. О театральном романе автора с МХТ много написано, рассказано, снято. «Белая гвардия» (минувшая и нынешняя) стала символом МХТ наряду с чеховской «Чайкой», «Зойкина квартира» - в планах, а инсценировка «закатного романа» появилась на сцене только сейчас. Всему свое время…
Гениальное - на все времена или вне времени. Но приглашенный для этого спектакля венгерский режиссер Янош Сас точно уловил, что в романе, где прошлое и настоящее перечеркивают будущее, время – величина непостоянная. Мастер и Маргарита стали героями Москвы сегодняшней, но это путешествие во времени безболезненно и для текста, да и подтекста тоже.
Сцена, одета в металл и высвечена холодным светом. Атмосфера безликой недостроенной станции подземки, необжитой, пересадочной. Здесь сойдутся все линии, все «ветки» и возникнет то Ершалаим, великий город, то Патриаршие пруды, откуда потечет разлитым маслом история, то страшный сон, то не менее страшная явь.
Собрать героев из разных времен, пространств, миров на одной, пусть даже самой современной сцене, - эту задачу помог решить кинематографический опыт режиссера. Сцена здесь обретает форму кадра и, несмотря на то, что пространство спектакля захватывает весь зрительный зал, глаз не теряет нужный фокус. Геометрия такова, что зритель может взглянуть на происходящее с точки зрения героев – изображение от камер, снимающих то, что происходит, когда герой поворачивается к залу спиной, проецируется на экраны, обращенные в зал. А фантастическая сцена полета Маргариты – не что иное, как 5D на подмостках театра! Полная перепланировка – ни занавеса, ни четвертой стены. В этом интерактивном пространстве, напоминающем шкаф с двойным дном, даже публике отведена роль. Здесь и магия (сцены, текста, игры), и разоблачения (во всех смыслах).
Но аплодисменты многочисленным атрибутам зрелищности спектакля (художник Николай Симонов) не уступают рукоплесканьям в адрес актеров. Здесь нет компромиссов, одно не заменяет другого, и по-прежнему главным остается слово.
Говорят Бездомный (Виктор Хориняк) с Берлиозом (Игорь Золотовицкий), заговаривает их Воланд (Дмитрий Назаров), разговаривает даже кот Бегемот (Федор Лавров) и на этом фоне других, не могущих наговориться, есть двое, которым слова не нужны, которые страдают из-за слов, написанных и произнесенных – Мастер (Анатолий Белый) и Маргарита (Наташа Швец). Зал заполняется режущим гулом, но сквозь него, наперекор, Мастер читает свой роман о Понтии Пилате. Его герои на сцене вместе с автором, потому что кроме них ничего не осталось.
Анатолий Белый играет не рефлексирующего, перепуганного интеллигента. Его Мастер – человек, задыхающийся от бессмысленных фраз, встреч, лиц. Он сосредоточен, «тверд, спокоен и угрюм». Поэт перед толпой. Истерика и овладевший им страх - побочные реакции от желания стать невидимым, отгородиться, сохранить себя. Стоять особняком в маленьком Арбатском переулке или лежать в стерильной палате дома скорби и занавесить окна от вырастающих за ними вавилонских башен. Затворник с пылающим, сжигающим его изнутри сердцем - «В этих плоских краях то и хранит от фальши сердце, что скрыться негде и видно дальше…». «Некуда» - отвечает Мастер на вопрос Бездомного, почему тот не сбежит из больницы. Но не скрыться и не запереть душу от той, кто раз поняла его и угадала все то, о чем легче молчать, чем говорить.
Наташа Швец – Маргарита – тонкая, хрупкая, с ломким голосом, - более муза, чем жертва романа с Мастером. И опять палиндром – роман – на мор – и, кажется, ей не устоять, но, отказавшись от жизни в потоке, от бьющей током жизни, она обрела себя настоящую – сильную. Силы хватило на двоих. «Потеряла свою природу и заменила ее новой», побыла ведьмой на полуночном балу и осталась королевой при свете дня. Она и есть тот покой, который заслужил Мастер.
А вагон тем временем летит. Следующая станция – Ершалаим. Здесь идет словесная дуэль, где Пилат (Николай Чиндяйкин) руководствуется законом, а Га-Ноцри (Игорь Хрипунов) - тоже законом, но не здешней земли. Выигрывает ее история. И историк Воланд, приехавший посмотреть на москвичей, и убедиться, что ни здесь, ни где бы то ни было, ни царство истины и справедливости, как предсказывал странствующий проповедник, ни царство мировой воли, о котором мечтали в другом премьерном спектакле на сцене МХТ – «Чайке», не наступило. «Чего не хватишься - ничего нет».
В финале доверенное лицо Иешуа Левий Матвей (Сергей Медведев), сменив за тысячелетия обноски на стильный костюм коммивояжера (то ли служба выгодна, то ли дресс-код такой), доносит до Воланда решение по делу Мастера. Михаил Булгаков порицал и смеялся над официальным неверием, сегодня, когда большинство населения считает себя верующим, он посмеялся бы над тем же снова, ибо верят, но не веруют. Осеняют себя крестом, но, как писал другой гений, все также «грешат бесстыдно, непробудно». Все потому, что по опросам социологов, десять заповедей не у всех еще твердо уложились в памяти. Да и про Воланда у нас знают меньше, чем про Волан-де-Морта. И выходит так, что прежний атеизм, честнее нынешнего всеобщего воцерковления («паденье грешника снова в веру»). Об этом «Мастер и Маргарита» сегодня. Или, говоря с надеждой, - не без этого.
Металлический блеск панели сцены отражает зрительный зал. На экране «М» оборачивается «W». Перевернутый мир. Зазеркалье. Москву с Wonderlandом уже попытался скрестить режиссер Константин Богомолов в своем спектакле по довлатовскому «Заповеднику». Режиссер Янош Сас продемонстрировал, что все давно уже вверх дном и время Мастеров прошло, все хотят в Воланды. Заданная режиссером игра в перевертыши приводит к тому, что истинный Воланд – дна лов – собирает со дна попавшихся на пути добрых людей отнюдь не перлы души. Дьявольски обаятельный Коровьев (Михаил Трухин), зловредный Бегемот (Федор Лавров), зловещий (хотя каким ему еще быть) Азазелло (Игнатий Акрачков), чертовски привлекательная Гелла (Мария Зорина), - верная свита Профессора закружит Москву в ритме знойного танго. И в один миг (и на миг) разрешатся все вечные вопросы – квартирный, финансовый, вещевой. И долго будет вспоминать милейший Степа Лиходеев (Павел Ващилин) свою внезапную поездку в Ялту (зритель увидит все перемещения, не покидая своего места), а бескорыстный наследник Поплавский (Владимир Тимофеев) свое путешествие из Киева через Москву в тартарары.
«Мастер и Маргарита» Яноша Саса – без сомнения, спектакль-событие. Не только по масштабу постановки, но и, прежде всего, по степени таланта и выдумки режиссера и всей команды спектакля. Внешнее здесь не подменяет внутреннее, а сценические примочки не убивают камерность и исповедальность истории. Янош Сас сумел роман о москвичах прошлого рассказать москвичам из настоящего. Разница между столицей той и этой, вечно спешащей, жующей, оглушающей - лишь в том, что она простерлась и вторглась в подземелье: метро – символ города. Метро как образ жизни истолковал «иностранный консультант»-режиссер спектакля. По рельсам идет Мастер, словно желая попасть под поезд, на рельсе балансирует Маргарита, загадывая: упадет - не упадет. По рельсам летит вагон с гостями Воланда. Только скрежет и электрический свет кругом.
Безжизненный белый сменяется зловещим красным. Этот свет ничего не освещает. «Тьму, пришедшую» нарушает только пожар на экране. Пожары, катастрофы, аварии, - вот к чему приехал поезд, вот, что значил тот яркий свет в конце тоннеля. Печка и та была не для обогрева, для сожжения. Оказалось, что только рукописи не горят. Поздно кричать: «Остановите, вагоновожатый. Остановите сейчас вагон! Поздно…». Пропал город за спиной Воланда. Город, покинутый Мастером и Маргаритой. Город, заслуживший искусственный свет.
20 сентября 2011 - 9
Выглядит как добротная антреприза для столичного репертуарного театра.
Обыкновенная красивая и зрелищная картинка отдельных ключевых эпизодов романа. Время идет, актеры устают от ролей. Хотя почему-то именно мхатовская выправка и школа позволяет даже в молчании жестом и позой передавать характер персонаж.3 апреля 2015 - 5бездушная постановка спектакля о дьяволе
Постановка книги "Мастер и Маргарита" венгерского режиссера Яноша Саса - это настоящая трагедия. Трагедия для российского театра и для искусства в целом. Самый страшно трагичный момент (после блёклого Бегемота) - это появление на сцене во всём своём живье - Игоря Верника. Специально не включаем уже телевизор, чтоб только на его физиономию не наткнуться, а тут - нате пожалуйста, и не уйдёшь. Смотри. Но самое страшное - слушай. Апогей бездарности. За что. И ещё прямо на сцене толкнул одну из актрис, хотя это было излишне: агрессия против женщины, которая была не сексуальной такой, а пренебрежительно-шовенистской. Ну его в общем - ко всем чертям.
Маргарита (Наташа Швец) порадовала сначала: внешнее сходство какое-то прямо 100%. Но когда она заговорила... Ничего хорошего её голос не предвещал.
Коровьев (Михаил Трухин) в целом понравился (как он может понравиться? в смысле натурально раздражил). Именно дьявольский свет за очёчками, ужимки с нужной грацией, всяческое кривлянье отсвечивало этим адским трагизмом, а не вульгарностью.
Гелла (Мария Зорина) была хороша - прекрасный макияж, её профиль повторял изгибы тела: не соблазнительного, хотя и одетого во всё сексуальное.
Берлиоз (Игорь Золотовицкий) понравился, но это, естественно, эпизодическая роль.
Ну и т.д.
Мастер (Анатолий Белый) запинался много. Небось праздновал дни напролёт, ну не знаю.. короче ни одного монолога не сказал полностью чётким речитативом. .На словах "Любовь выпрыгнула перед нами как-как-как-каккак-как...как убийца .." мне чуть не стало дурно от запоротой вот этой запинкой всей любовной линии.И эти телевизоры над сценой, какие-то двери метро, установленные совсем недавно, это всё как-то сбивало с настроя на То время. Линия обаятельного совка отсутствовала, т.к. даже атрибутика была как нарочно, элиминирующая всякую историческую связь.
В общем, подумывали даже уйти со спектакля, так было скучно, но решили, что при таком Бюджете, наверное сцены Варьете, Бал должны быть инфернальны...но нет. Увы, нет. Лучше бы ушли.
Мы все возмущены.10 мая 2012 - 9
Вместо "Белой гвардии" попали на этот спектакль (заболел Пореченков). Честно говоря, чувства были смешанные: и тот и другой романы Булгакова я читал, но хотелось окунуться в "Белую гвардию", тем более, что не так давно телесериал (в хорошем смысле этого слова) показывали. Да! И в МХТ им Чехова я был первый раз! Так уж вышло.
Теперь этот театр будет мой любимый... Потрясло все. Режиссура, игра актеров, реквизит, вообще все-все-все! Я даже подумал, что этот спектакль (нет, эта постановка!) меня потрясали не меньше (а может и больше), чем сама книга. Уж извините, булгаковцы! Смотрел на одном дыхании. Все роли безупречны. Интересных находок масса! Превосходно то, что при наличии этой массы новшеств спектакль смотрится как сделанный абсолютно строго по сюжету. А события в московском варьете вообще сделаны как говорится 3-D. Полностью перенесены в зал, а зрители спектакля становятся зрителями того самого вечернего выступления Воланда.
И вообще весь спектакль не покидало изумленное состояние от того, что эти люди на сцене сделали такое, чего и в современном кино так не снять со всеми его компьютерными спецэффектами! БРАВО!!!
Хотелось бы все пересказать, но тогда Вам будет неинтересно. Немедленно покупайте билеты (у нас зал был полон) и спешите посмотреть. Равнодушными точно не останетесь!26 января 2014 - 9
Одно из лучшего, что я видела в МХТ! Произвел такое сильное впечатление, что по прошествии трех лет до сих пор вспоминаю, насколько сильный и гармоничный спектакль получился.
Однозначно не зря проведенное время!!!15 февраля 2016 - 1
Ушли в первом антракте. С романом Булгакова это действие, с лязгом железа в темноте и беготнёй в противогазах, не имеет ничего общего. Можно, конечно, пытаться воспринять это как авангард, пытаться найти аналогии, явный и скрытый гений данного мастера, но мы с женой не нашли в себе для этого сил.
2 ноября 2019 - 9
Нельзя включить такое объемное произведение даже в 3:20 чистого времени, естественно некоторые моменты были опущены (например, сцены с соседом перед полетом, образы улетающих героев), но это не мешало мне.
Интересно задействовали всё пространство сцены и зала: часть сцен проходила под сценой (или в специальном помещении), снималась на камеру (как я понимаю, в реальном времени, но могу ошибаться) и проецировалась на экраны-телевизоры, которые были на сцене. В зрительном зале сидели артисты во время сцен в варьете. Я не представляю, каким образом театр решает ситуацию со зрителями, потому что в зале аншлаг. Видимо, или стоят зрители и смотрят, или куда-то пересаживают их работники зала, потому что даже если не продавать на эти места билеты, находчивые зрители пересядут. К сожалению червонцы до меня не долетели, но зрители отлично повеселились в этот момент и реагировали на происходящее. А вагон на сцене! Конечно я знаю, что сцена в театрах намного больше того, что видят зрители, но так, чтобы вагон в МХТ!
Сцена полета Маргариты невероятно интересно продумана, конечно, никто не летает, но делается проекция Москвы. И Маргарита действительно практически голая. Я бы сказала так, с задних рядов без бинокля Маргарита голая.
В общем, не буду раскрывать всех секретиков, хотя сама, думаю, не всё заметила и оценила, поэтому хочу как-нибудь выбраться еще на спектакль и привести кого-нибудь, потому что на мой взгляд, оно того стоит 100%.
Актерский состав подобран изумительно! Дмитрий Назаров прекрасный Воланд! Я сидела и поражалась точностью попадания в образ, который был у меня в голове. Походка, жесты, речь, интонации.. Я смотрела и не могла оторваться, как хорош.
Мастер в исполнении Анатолия Белого был слегка нервозен, истеричен, но если учесть, что чаще всего он находится в сумасшедшем доме, то можно это понять. Единственный минус, артист не всегда четко говорит. Или я не настроилась в начале на восприятие.
Маргарита очень красивая! Прекрасно передан образ любящей женщины, готовой всё пройти, только бы встретиться с любимым.
В общем, не буду раскрывать всего, да и не нужно этого, надо просто пойти и посмотреть. Я получила удовольствие от текста Булгакова, от фраз, ставших крылатыми (жаль только "Примуса починяю" не было, но не страшно). Я жалею только об одном: после спектакля я должна бежать с большой скоростью к метро, чтобы успеть на автобус домой, нет времени медленно пройтись по Камергерскому, подумать самой, подслушать разговоры зрителей. И артисты тоже спешат: разок поклонились и ушли, с одной стороны, это хорошо, потому что зрители убегают, с другой - хочется подольше на них посмотреть, поблагодарить.31 мая 2015 - 7
Спектакль, безусловно, забавный, но видимо, мы с женой не такие уж театралы, чтобы, как многие комментаторы, быть от него в восторге. При том, что отношу себя к горячим поклонникам оригинала. Скажу так, что сериал Бортко (если сравнивать по впечатлениям) понравился больше. Я даже через какое-то время пересматривал его, а второй раз пойти на эту постановку точно не захочу. К тому же, три с половиной часа - это утомительно, особенно если после работы. Авангардное "осовременивание" сценария - ну так, местами прикольно, но какого-то откровения или даже изюминки ИМХО не получилось. Итоговую четверку ставлю за размах постановки, а также старание и неплохую игру актеров (хотя отдельные "элементы стиля", типа гипертрофированной надрывности многих монологов, мне не понравились). За общее впечатление от похода поставил бы 3.
10 октября 2012 - 9
Мне спектакль понравился. Видна режиссёрская рука. Актёрский состав очень интересный! Единственно, роль Маргариты - как-то пока не очень тянет Наташа Швец, мне так показалось. В плане дикции, голоса. Может и волнение у неё, конечно.
Я думаю, это достойная работа МХТ. Спасибо! Молодцы!
Публика смотрела спектакль завороженно, тихо, без телефонных звонков и скрипа кресел. А это уже показатель зрительского интереса!8 сентября 2011 - 3
В постановку вгрохано немерено денег: и рельсы настоящие во всю сцену, и вагон метро настоящий едет на зрителя, и двери метро тоже настоящие ездят взад-вперед. Такой роскошной декорации давно не видала.
И все мимо.
Спектакль ни о чем. То есть вообще. Просто пересказ романа Булгакова театральными средствами, а чаще и без оных. Подряд, почти без купюр, непонятной чересполосицей сцен и эпизодов.
Вся постановка держится на игре Дмитрия Назарова в роли Воланда, который и тянет весь спектакль. Играет хорошо, но про что -- непонятно никому, в том числе и ему самому.
Совершенно не нужен там Верник, Бенгальский, который ведет себя ровно так, как он ведет себя в шоу на телевидении. То есть крайне пошло. Конечно, Бенгальский тоже пошл, но гениально пошл, по-булгаковски пошл, а не так, как пошло сегодня наше развлекательное тв.
Такой убогой сцены бала я не видала давно: гости невнятные, Маргарита в трико и все время кажется толстой теткой с полотен Рубенса. Ничего ведьминского в ней нет.
Все "фантасмагории" типа перенесения Лиходеева в Ялту даются, простите, тупо на боковых экранах и через проекцию контровым светом на экран.
Ни смешно, ни страшно -- никак. Только скучно.
Единственно, пара Коровьев-Азазелло (Трухин-Акрачков) довольно забавна и органична. Чисто булгаковская парочка.
К чему куранты Спасской башни на боковых экранах перед сценой бала, к чему буква "М", как в метро, которая переворачивается в "W", тоже неясно. Если это про Волнада и Мастера, то, извините, как-то "в лоб". А метро вообще ни к чему: в романе о метро ни слова нет. В спектакле "Сталевары" в 70-е Олег Ефремов водрузил на сцену доменную печь, к которой по рельсам подъезжала настоящая вагонетка.
Так сказать, актер натурально вживался в роль!!!
Как там у Высоцкого? "Ты сталь сварил -- теперь все ждут проката"?
Нет, ну по сравнению со сталелитейным цехом вагон метро -- это просто детский лепет.Часть мизансцен построена "из зала" с подсадными актерами. Они все время бегают по партеру и создают интерактив. Да, это добавляет живости действию -- но и только.
Но самое главное. Роман-то большинство людей знает наизусть и близко к тексту! Это ж все равно, что "Горе от ума" ставить -- и выкинуть монолог "А судьи кто?"
Режиссер Янош Сас (венгр) убрал одну фразу, за которой вся трагедия Мастера как человека той эпохи, 30-х годов.
" Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окна постучали.
То, о чем рассказывал больной на ухо, по-видимому, очень волновало его. Судороги то и дело проходили по его лицу. В глазах его плавал и метался страх и ярость. Рассказчик указывал рукою куда-то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона."
То есть все, что до и после этой фразы, оставил, а про арест -- убрал.
Соответственно, исчез и Могарыч со своим доносом.Исчезло то, что свело мастера в могилу. А отчасти и самого Булгакова.
Исчезла суть эпохи: страх ареста, предательство, трусость, корысть -- и преданность друзей несмотря ни на что.
Исчезла сама трагедия Мастера.Как это можно столь жалкую, столь безобразную постановку выпускать на сцене того самого театра, который, будем откровенны, очень сильно виноват перед драматургом! Любой, кто читал "Театральный роман", кто читал письма Булгакова 30-х годов и знает все перипетии его взаимоотношений с Художественным театром, скажет: "Опомнитесь! Это нельзя выпускать!"
Но у нас теперь все можно. Видимо, чтобы занять 50 человек молодых актеров, чтобы отметить булгаковский юбилей, это нагромождение бессмыслиц и будет идти на сцене.
Есть только 2 отрадных впечатления от посещения театра: экспозиция в фойе "Булгаков на сцене МХАТа" с интереснейшими фотографиями и рисунками декораций и костюмов - и прекрасно написанный текст в программке о "закатном" романе Михаила Афанасьевича.
Так что покупайте программки, не пожалеете!
3 июля 2011 - 9Русская классика глазами иностранца или искусство до слез.
Итак, культовый роман «Мастер и Маргарита» - must have для полки любого образованного Homo Sapiens и афиши каждого претендующего на роль приличного театра. Не прочесть = моветон, признаться, что не понял или не понравилось – и того хуже.
С высоты себя повзрослевшей со времен школьной скамьи отчетливо понимаю, что принудительно прочитанное в ту пору, сегодня воспринимается уже не как элемент тренировки силы воли, которая заставляет тебя проглатывать страницы, потому что школьная программа, стервозная литераторша и вообще «надо», а позволяет смаковать каждую главу, персонаж, символ, слово. Просто наступило время, когда можно по достоинству оценить то, что раньше казалось чуждым, лишним и непонятным. В жизни до всего надо дорасти – распробовать сыр с плесенью, полюбить современное искусство, начать получать удовольствие от занятий йогой: многое приносит истинную радость лишь когда внутренний мир созрел до встречи с отдельными элементами внешнего.
Эту книгу я полюбила много позже того беззаботного юношеского периода, кода она значилась в списке чтения на лето, зато искренне и всем сердцем, без притворства. Наверное, именно поэтому венгерская интерпретация Яноша Саса произвела на меня столь сильное и неизгладимое впечатление – редкий миг ступора от восторга, ибо постановка пропитана непокидающим ощущением made with love. В этом спектакле нет мелочей, каждая деталь текста, костюма, видеоряда, движения, звука, света отточена до филигранного совершенства. Не разрушив целостности исходника, режиссер шаг за шагом, прием за приемом поражает демонстрацией гениальности Булгакова, герои которого, переносясь сквозь эпохи, расстояния и испытания, ни на йоту не теряют уместности, актуальности и уникальности. Свежевыжатый фреш из искусной литературы, мастерского театра, бесподобного таланта и отчаянного трудолюбия.
Когда видишь подобные работы, одновременно с восхищением в дверь подкорки стучится полнейшее изумление – ну как можно было придумать данный шедевр с нуля, увидеть подобные способы передачи зрителю зашкаливающих эмоций, найти такие пути визуализации метафоричности?
Если бы меня попросили превратить увиденное в набросок ассоциаций, я бы кинулась бегло выводить карандашом неслушающимися от волнения пальцами. Ошарашило. Оглушило. Перевернуло. Изменило. Исцелило. Вдохновило. А потом остановилась, скомкала черновик и запустила самолетик в мусорную корзину. Потому что словами увиденное передать невозможно, наивно даже пытаться. Это просто нужно увидеть и точка. Хотя бы из-за сумасшедших в хорошем смысле слова декораций и божественной игры Дмитрия Назарова.
Когда Маргарита растворяется за раздуваемыми, полупрозрачными драпировками, а на экране проносится запись ее полета над ночной Москвой с развевающимися локонами, кажется, что не она кричит: «Я лечууу!», а словно у тебя самой замедляется дыхание, освобождается от оков внутренняя свобода, вырастают крылья и все твое естество начинает невольно парить, вторя героине: «Я лечууу!».
В этом блистательном спектаклеигражизнь героев на сцене настолько резонирует с биением сердецзрителейполноценных участников процесса, страстно вовлеченных в него и сопричастных с происходящим, что забывая о реальности и впадая в оцепенение, сам на один вечер становишься сошедшим со страниц персонажем – трансцендентный катарсис во всей силе своей мощи.
Финал настолько поражает своей красотой и погружает в состояние инсайта, что ты чувствуешь себя словно лишенным земного притяжения, вне рамок, условностей, границ - их больше нет, а есть ком в горле и пульс за 100. Как ушат воды выплеснут на разгоряченную жизненной суетой голову, призывая остановиться, перевести дух и поблагодарить за то, что напомнили – ты живая.
Несмотря на бесконечную фантазийность режиссерских находок, главным ядром центростремительности является история жертвенной и абсолютной любви, переданная столь пронзительно, что проникая в самую глубину, оттуда по синапсам подает сигнал нервным окончаниям – по коже кружится хоровод мурашек, а веки застилает полупрозрачный туман. Увлажнить глаза можно лишь через прикосновение к сердцу, мое этот блистательный спектакль покорил навсегда.25 ноября 2013 - 3
Постановка не только хуже книги, но и гораздо хуже нескольких последних фильмов и сериалов! Неуместное осовременивание всего: Потний Пилат в классическом костюме не своей эпохи...Матфей, находящийся на сцене с громозкой видеокамерой, Бездомный, бегущий под The Prodigy... Метро...экраны....видеофрагменты.... Действительно отличную актерскую игру можно отметить только у Назарова...Во всех спектаклях на которых я был Белый играет одинаково...Такое складывалось впечатление, что он во время того, как не был занят перебегал на Малую сцену играть в "Человека-подушку".И одет и играет одинаково.
Отдельно хочется отметить Маргариту в исполнении Н.Швец - ТИХИЙ УЖАС!! Мало того,что ей бы даже в тех условных сценах оголения лучше бы не появляться, так еще и оставила после себя загадку - как человека с таким дефетом дикции вообще взяли в театральное???? Губит просто ВСЕ представление о Маргарите!11 ноября 2011 - 9
Сегодня вечером был МХТ, Мастер и Маргарита. На мой взгляд, очень классическая постановка, но при этом в первом акте звучали Prodigy, а во втором Burial. Это у нас вкусы так совпали или это волшебство??? Сейчас чувствую только одно - хочу еще раз!
10 декабря 2013 - 10Рекомендую к просмотру
Сегодня расскажу вам о спектакле "Мастер и Маргарита" в постановке МХТ имени Чехова .
Всегда , в случае если очень любишь произведение или видел прекрасную постановку в другомс месте , идёшь с некоторой долей скепсиса и недоверия . Вот так прошла и я , да ещё и промокшая под дождем .Но! Спектакль захватывает и увлекает , он динамичен, интересен , ярок , в нем великолепная актёрская игра и много режиссёрских находок .
Поставлен он был на сцене МХТ имени Чехова Ярошем Сасом в 2011 году , при этом выглядит очень современным и актуальным .
Лучшей сценой спектакля для меня , как это ни удивительно , стал сеанс чёрной магии в Варьете . Верник был абсолютно органичен и неподражаем в роли Бенгальского . А то, в какой степени был задействован зал -восхитило и создало иллюзию полной реальности происходящего . В зале люди ловили червонцы , отвечали на шутки , в ложе лгун Семплияров пытался увернуться от рук своей жены .... ощущение , что все происходит здесь и сейчас было стопроцентным .
Актерскую игру и состав хочется отметить отдельно . Дмитрий Назаров в роли Воланда был для меня неожиданным по типажу , но убедил спокойной внутренней силой и снисходительной уверенностью в подлинности своего персонажа . Иешуа в исполнении Игоря Хрипунова стёр грань между сценой и залом своей неподдельностью . Как удалось ему совместить в одной сцене и физический предел человека и принятие этого мира и просветленное его понимание ? - огромная благодарность и аплодисменты за этот образ .
Мастер в исполнении Анатолия Белого был именно таким, каким его представляла я : разным , одухотворённым и непростым человеком , у которого внутри больше, чем снаружи . Великолепен Иван Бездомный в исполнении
Виктора Хориняк . Это именно то обаяние доверчивой простоты и неиспорченности с некоей самоуверенностью бомонда .Интересное сценическое решение : при минимальном количестве декораций , город есть на сцене.он не в башнях кремля и куполах соборов , а в сутолоке и обезличенной суете людей в подземке. Хорошо показан трамвай - он словно некое связующее звено между реальным и иным миром , когда в свете стёкол и грохоте колёс проносится по сцене .
Хороши кровати , становящиеся клетками , клетками неснаружи , а внутри нас . Интересное решение с камерой в руках Левия Матвея и решением показать распятие только в видео на экранах на сцене .
Три часа двадцать минут пролетели незаметно - весь уходишь в сопереживание героям , забывая о времени . Такой спектакль как ночь полнолуния в романе ,- приятно и продлить , и не хочется отпускать .
От меня однозначная рекомендация к посещению.
23 октября 2018 - 9
Кинорежиссер с мировым именем поставил спектакль на всемирно известной сцене по мировому бестселлеру. Масштабная сценография, созвездие актеров, современные мультимедийные технологии. Настоящий Театр!
13 декабря 2013 - 9
Идти хотя бы просто для того, чтобы посмотреть Назарова в роли Воланда! К сожалению, он появляется не в начале, но держится на сцене до самого конца. То есть до самого-самого, выходит на все поклоны и уходит со сцены последний, чуть ли не после зрителей, не выходя из роли со своей этой тросточкой.
Для таких же как и я не-театралов, которые знают его в основном по кулинарной телепередаче и кулинарному же сериалу на развлекательном канале ТВ, игра Дмитрия Назарова станет открытием.
Нет, в спектакле есть еще находки, вроде использования live cam в нужном месте и импровизаций со зрителями, когда уже не аудитория смотрит на сцену, а актеры наблюдают за нами.. Что-то еще можно назвать, но вы должны это увидеть.
После сегодняшнего спектакля, вопрос про "любите ли Вы" звучит для меня как "любите ли Вы Назарова, как люблю его я?" :)
Сижу, изучаю его театральный репертуар..
23 марта 2013 - 5
Идея использования камеры и трансляции двух измерений была хороша, но вот реализация подкачала. Как-то непродуманно и нескладно...
Актёрские работы тоже в основной массе весьма бледные.
Много раз ловила себя на мысли, что зеваю.
Как уже писали - да, текст написал гений, а вот спектакль просто эксплуатирует гениальность автора и ничего со своей стороны не вкладывает.23 февраля 2012 - 9
Потрясающая постановка! Блестяще передан московский дух романа. Воланд и Мастер - прекрасное попадание! Выходишь из театра просветленным!
8 декабря 2011 - 9
Спектакль разделился на 2 части. 1 - до антракта и 2 - после. 1 - тягомотина, интересная, конечно, но инновации в театре и возвращение в 90-е не вызывали хороших ощущений. Чувство сомнения и неприязни - вот то, что было в голове. 2 часть более легкая, начинающаяся как антреприза, подняла настроение и воодушевила на просмотр спектакля. Итоговое впечатление: безупречно, затрагивает и манит за собой в страну фантазии и грёз.
Но описывать происходящее не имеет смысла. Просто сходите и посмотрите!3 декабря 2011 - 9
ЭТО ГЕНИАЛЬНО!!! Причем гениально все: блестящая игра актеров, потрясающая режиссерская работа, декорации... Но больше всего меня поразило использование видеокамеры с трансляцией съемок на висящий над сценой экран - это позволило сделать спектакль действительно современным, но не муторно современным (что аж зубы сводит), а интересно и захватывающе современным. Обязательно сходите - не пожалеете!
14 марта 2012 - 9
Супер! Смотрела давно, но очень понравилось. Была в восторге!!!
24 апреля 2019 - 1
Постановка и режиссура. К произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» этот спектакль имеет мало отношения. Текст – да, оттуда. Суть действия – тоже. Но конкретная реализация действия – это явно не оттуда, «не из той оперы», как говорится.
Сценография - великолепно. Придумано прекрасно. И хотя вся эта механизация с вагоном метро явно не из Булгакова, но если бы не всё остальное, то это могло быть большим плюсом спектакля.
По ходу спектакля лично я увидел 3 огреха (возможно, их было больше). В начале (на Патриарших прудах) Коровьев появляется в белой рубашке, но его называют «клетчатый» - артист пиджак забыл одеть или такой «режиссерский ход»? (потом Коровьев один раз всё-таки выходит в клетчатом пиджаке). У поэта Бездомного не загорается факел (или что-то в этом духе). А в начале второго акта Бенгальский начинает говорить в выключенный микрофон. Но и всё это можно было бы простить. Если бы не всё остальное.Итак.
Общее впечатление: шум, крик, беготня, резкие выкрики, резкие перемещения по сцене. В общем, всё то, чем заменяют талант и способность выразить эмоции для того, чтобы создать у зрителя некий эмоциональный подъем.
В конце второго акта даже Воланд (Д.Назаров) начинает «истерить».
Вообще временами складывалось впечатление, что присутствуешь при общении торговок на базаре – разговор ради разговора и крик для усиления ощущения собственной правоты.
К чести некоторых актеров надо сказать, что они честно пытались следовать духу произведения М.Булгакова, но на общем фоне их старания были малозаметны. Коровьев в исполнении М.Трухина, поэт Бездомный (В.Хориняк), Воланд (Д.Назаров) очень старались выдержать стиль и дух М.Булгакова. И в целом им удалось немного снизить «градус» нервозности и шума, но принципиально они ничего изменить, конечно, не смогли.
И как это ни удивительно, но самым запоминающимся оказался А.Бурковский в роли Жоржа Бенгальского – человек действительно создал образ. Без крика и беготни он остался самым запоминающимся персонажем. Странно, не правда ли?
Ну а теперь по персоналиям.
Понтий Пилат - Н.Чиндяйкин. Совершенно не его роль. Абсолютно. При всем моём уважении к этому актеру. Понтий Пилат, Прокуратор Иудеи, это мужественный, волевой, решительный, жесткий и жестокий человек. В исполнении Н.Чиндяйкина не видно ничего из этого. Так, обычный чиновник среднего уровня, тихий и безвольный человек. Да, один раз пытается кричать. А еще вызывает удивление то, как Понтий Пилат представлен. «Белый плащ с кровавым подбоем» присутствует на сцене всего несколько секунд и еще на заднем плане он сбрасывается и Понтий Пилат предстает в обычном современном костюме с галстуком. Что бы это значило?
Иешуа Га-Ноцри в исполнении И.Хрипунова. Забитый, перепуганный, неуверенный в себе человек.
Мастер – А.Белый. При встрече с поэтом Бездомным в Сумасшедшем доме Мастер говорит: «А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилия, особенно ненавистен мне людской крик». Мастер по сути своей человек очень тихий, «в себе». Ну, это у М.А..Булгакова так. А вот у режиссера Яноша Саса это обычный горлопан, орущий и бегающий не меньше всех остальных (вопреки собственным словам, приведенным выше).
Маргарита – Н.Швец. Человек без лица или человек в маске. Даже растянутые в улыбку губы не меняют выражения лица и получается не улыбка, а гримаса. И это Маргарита? Глубоко чувствующий и переживающий человек? Проговор текста, крики, беготня. Всё с каменным выражением лица, без эмоций. Даже на видеокадрах (над сценой подвешены 2 больших экрана) во время полета Маргариты её лицо, показанное крупным планом, ничего не выражает. С такими лицами люди едут в метро по делам, а не восторгаются полётом на метле. Причем заметьте – это не сцена из спектакля, это снято на видео. Но даже в процессе съемки, когда можно сделать дубль Н.Швец не удалось создать на лице выражение хоть какой-то эмоции.
Азазелло. Тут даже писать не о чем – просто «никакой». Марк Крысобой. «Холодный палач», как его характеризует Понтий Пилат – обычный солдат-срочник, переодетый в черное.
Ну и так далее. Нет смысла перечислять всех тех, кто не создал образов. Просто не о чем говорить.Ну и видеоряд. Взрывы атомных бомб, видео из современного метрополитена, машины МЧС на улицах – это всё к чему?
А Римский, рассматривающий журналы «Флирт» и «PlayBoy»? Больше его нечем было выделить? Или у режиссера это любимые журналы?Общее впечатление. Умом Россию не понять. И когда иностранец пытается ставить М.Булгакова ничего путного, разумеется, получиться не может. А если еще при этом он пытается что-то сказать «поверх» М.Булгакова (одевая Понтия Пилата в современный костюм, давая в руки героям «PlayBoy», делая из Маргариты «железную маску», заставляя Мастера кричать и бегать и т.п.), то получается совсем уже отвратительно. Тут хочется сказать «скромней надо быть, товарищ!». Вам бы Булгакова постараться понять и передать правильно, а Вы решили его подправить и свои мысли добавить. А фактически, Булгакова просто переврали, почти всё сделав наоборот. Получилось плохо. Уровень, к сожалению, очень разный. Я имею в виду М.Булгакова и режиссера Яноша Саса.
На одном из сайтов написано следующее: «режиссёр ... перенес действие романа «Мастер и Маргарита» в московскую подземку. Все главные сцены романа сохранены, постановка максимально приближена к оригиналу». Так «перенёс в подземку» или «постановка максимально приближена к оригиналу»? Вы бы уж определились, господа! Впрочем, авторы этого текста так же, как и режиссёр не смогли внятно изложить свою мысль и определиться с тем, что хотели сказать.
Ну что ж, очередная поделка. Жаль только, что на сцене МХТ. им. Чехова.7 февраля 2016