Анатолий Белый — Мастер

Анатолий Белый постепенно, но неуклонно превращается в лицо Художественного театра. В инсценировке «Мастера и Маргариты», которую ставит венгерский режиссер Янош Сас (о нем известно только то, что он уже инсценировал роман на родине), Белый играет, само собой, Мастера. За время репетиций кастинг менялся несколько раз — и только Белый был незыблем. В итоге Иешуа и Пилата играют Игорь Хрипунов и Николай Чиндяйкин, Воланд и Коровьев — Дмитрий Назаров и Михаил Трухин. Дольше всего театр не мог определиться с Маргаритой. В результате ее сыграет Наташа Швец.

Место проведения

МХТ им. Чехова

МХТ им. Чехова

8.6
Театр с большой историей, спектаклями прогрессивных режиссеров и звездной труппой
Подчеркнуто скромный (по сравнению с залами XIX века) театр архитектор Федор Шехтель проектировал специально для труппы Станиславского и Немировича-Данченко. МХТ вселился сюда в 1902 году, и с тех пор Камергерский переулок стал одним из центров театральной Москвы. С 2000 года, когда худруком был назначен Олег Табаков, у остальных театров появился повод для беспокойства: расторопность, с которой МХТ переманивает талантливых молодых актеров и режиссеров, не знает равных. На основной, малой и новой сценах идут спектакли Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова, Евгения Писарева, Марины Брусникиной, Адольфа Шапиро и многих других героев нового театра и мэтров. В труппе — люди из телеэкрана: Константин Хабенский, Александр Семчев, Михаил Пореченков, Игорь Верник, Ирина Пегова, — в перемешку с новыми именами и недавними выпускниками.
касса +7 (495) 646 36 46
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 12.00–19.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 877
оценки: 244
рейтинг: 995
7
Свет в конце тоннеля московского метро

Роман Булгакова — редкая вещь, инсценировки которой еще обсуждаются в категориях «то» или «не то». Уж как у нас любят Чехова, и то никому не придет в го­лову требовать, допустим, от Туминаса, чтобы его «Дядя Ваня» соответствовал оригиналу. Другое дело Булгаков. По поводу «Мастера» у всех есть мнение. «Интересно, — взывает в блогах юзер pokemon, — хоть кто-нибудь из современных светил режиссуры, кто-нибудь из великих гениев театра и кино прочитает все-таки этот многострадальный роман так, как надо?» Видите ли, даже покемоны знают, как надо. А на всех не угодишь, поэтому про мхатовский спектакль Яноша Саса мхатовская публика на выходе из театра говорит ровно то, что говорила бы в любом случае: что это типичное «не то» и что, мол, взять с иностранца. В защиту венгерского режиссера нужно сказать, что свое «не то» публика говорит с выражением глубокого удовлетворения. Роман выведен во всех своих главных эпизодах и длится сильно за три часа. При этом скучать нет времени. На сцене то натуральный дождь, то таинственно подсвеченные туманы. То урбанистическая Голгофа, то классическое варьете. Рукописи горят (и не сгорают) самым эффектным образом — бумага в руках Мастера вспыхивает как порох и сгорает на лету, смешиваясь с пепельным снегом. Время спустя на головы самих зрителей летят пятитысячные купюры. Оторванные головы Берлиоза и Бенгальского выносят напоказ, и если муляж головы Игоря Золотовицкого просто реалистичен, то голова Игоря Верника совсем как живая — вращает глазами и говорит вслух. Воланд в исполнении величественного и ироничного Дмитрия Назарова, сыграв свое назначение, склоняет больные колени перед посланцем неба. Маргарита в исполнении Наташи Швец несгибаемо элегантна и не меняет осанки, даже раздевшись до­гола. Николай Чиндяйкин внятно играет мучения струсившего интеллигента Пилата. А не струсившего Мастера играет Анатолий Белый. У него это третья по счету роль писателя, с которым сводит счеты враждебная действительность (две другие он сыграл в «Человеке-подушке» и «Околоноля»). Шлейф сыгранных ролей вьется за актером, придавая какой-никакой объем и его Мастеру. Хотя лучше в «Мастере» ему удаются мелодраматические сцены. Писателя в зубах у века-волкодава ему бы не удалось при всем желании: дело в спектакле проис­ходит не в сталинской Москве, а в современной. Николай Симонов провел на сцене железную дорогу, встроив ее в конструкцию из бетона и металла. На плазменные экраны транслируют крупные планы Пилата и Иешуа (Игорь Хрипунов), которых Левий Матвей (Сергей Медведев) снимает на камеру. В финале конструкция, скрипнув членениями, прогибается в дугу и образует свод. Так что свет в конце тоннеля, к которому в финале устремляются Мастер и Маргарита, оказывается фонарем электрички в московской подземке. С теософской точки зрения они двигаются в неверном направлении. Но в мхатовской системе ко­ор­динат это самое «то»: на той же сцене в «Трехгрошовой опере» Мэкки-Нож, направляясь в ад, поднимался вертикально вверх.

5
0
...
13 сентября 2011

Лучшие отзывы о спектакле «Мастер и Маргарита»

Фото Are
Фото Are
отзывы: 25
оценки: 26
рейтинг: 55
3

В постановку вгрохано немерено денег: и рельсы настоящие во всю сцену, и вагон метро настоящий едет на зрителя, и двери метро тоже настоящие ездят взад-вперед. Такой роскошной декорации давно не видала.

И все мимо.

Спектакль ни о чем. То есть вообще. Просто пересказ романа Булгакова театральными средствами, а чаще и без оных. Подряд, почти без купюр, непонятной чересполосицей сцен и эпизодов.
Вся постановка держится на игре Дмитрия Назарова в роли Воланда, который и тянет весь спектакль. Играет хорошо, но про что -- непонятно никому, в том числе и ему самому.
Совершенно не нужен там Верник, Бенгальский, который ведет себя ровно так, как он ведет себя в шоу на телевидении. То есть крайне пошло. Конечно, Бенгальский тоже пошл, но гениально пошл, по-булгаковски пошл, а не так, как пошло сегодня наше развлекательное тв.
Такой убогой сцены бала я не видала давно: гости невнятные, Маргарита в трико и все время кажется толстой теткой с полотен Рубенса. Ничего ведьминского в ней нет.
Все "фантасмагории" типа перенесения Лиходеева в Ялту даются, простите, тупо на боковых экранах и через проекцию контровым светом на экран.
Ни смешно, ни страшно -- никак. Только скучно.
Единственно, пара Коровьев-Азазелло (Трухин-Акрачков) довольно забавна и органична. Чисто булгаковская парочка.
К чему куранты Спасской башни на боковых экранах перед сценой бала, к чему буква "М", как в метро, которая переворачивается в "W", тоже неясно. Если это про Волнада и Мастера, то, извините, как-то "в лоб". А метро вообще ни к чему: в романе о метро ни слова нет. В спектакле "Сталевары" в 70-е Олег Ефремов водрузил на сцену доменную печь, к которой по рельсам подъезжала настоящая вагонетка.
Так сказать, актер натурально вживался в роль!!!
Как там у Высоцкого? "Ты сталь сварил -- теперь все ждут проката"?
Нет, ну по сравнению со сталелитейным цехом вагон метро -- это просто детский лепет.

Часть мизансцен построена "из зала" с подсадными актерами. Они все время бегают по партеру и создают интерактив. Да, это добавляет живости действию -- но и только.

Но самое главное. Роман-то большинство людей знает наизусть и близко к тексту! Это ж все равно, что "Горе от ума" ставить -- и выкинуть монолог "А судьи кто?"

Режиссер Янош Сас (венгр) убрал одну фразу, за которой вся трагедия Мастера как человека той эпохи, 30-х годов.
" Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окна постучали.
То, о чем рассказывал больной на ухо, по-видимому, очень волновало его. Судороги то и дело проходили по его лицу. В глазах его плавал и метался страх и ярость. Рассказчик указывал рукою куда-то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона."
То есть все, что до и после этой фразы, оставил, а про арест -- убрал.
Соответственно, исчез и Могарыч со своим доносом.

Исчезло то, что свело мастера в могилу. А отчасти и самого Булгакова.
Исчезла суть эпохи: страх ареста, предательство, трусость, корысть -- и преданность друзей несмотря ни на что.
Исчезла сама трагедия Мастера.

Как это можно столь жалкую, столь безобразную постановку выпускать на сцене того самого театра, который, будем откровенны, очень сильно виноват перед драматургом! Любой, кто читал "Театральный роман", кто читал письма Булгакова 30-х годов и знает все перипетии его взаимоотношений с Художественным театром, скажет: "Опомнитесь! Это нельзя выпускать!"

Но у нас теперь все можно. Видимо, чтобы занять 50 человек молодых актеров, чтобы отметить булгаковский юбилей, это нагромождение бессмыслиц и будет идти на сцене.

Есть только 2 отрадных впечатления от посещения театра: экспозиция в фойе "Булгаков на сцене МХАТа" с интереснейшими фотографиями и рисунками декораций и костюмов - и прекрасно написанный текст в программке о "закатном" романе Михаила Афанасьевича.

Так что покупайте программки, не пожалеете!

21
0
...
3 июля 2011
Фото G G
Фото G G
отзывы: 193
оценки: 193
рейтинг: 445
9

Покупала билет на постановку и думала: ну что там, "Мастер и Маргарита", сюжет известен, смотрела лет двадцать назад в театре на Таганке, освежу. Невероятно эмоциональный спектакль!!!!!! Я сочувствовала и сопереживала Героям на сцене весь спектакль! Вдохновенная игра Анатолия Белого в роли Мастера. Абсолютно не поверила Наталье Швец в роли Маргариты: топорная, не складная, читающая заученный текст наизусть. Дмитрий Назаров был интересен в роли Воланда.

3
0
...
31 января 2017
Фото Екатерина Сердюк
Фото Екатерина Сердюк
отзывы: 2
оценки: 3
рейтинг: 6
9

Для начала скажу, что "Мастер и Маргарита" является моим любимым романом, как и Булгаков автором. Мне кажется, когда идешь смотреть постановку произведения, которое знаешь наизусть, чувства восприятия усиливаются, и если что-то идет не так, разочаровываешься гораздо сильнее, чем от промахов в рядовом спектакле. Слава Богу, со мной этого не произошло.
Когда я шла на спектакль, я слабо представляла, как можно изобразить на сцене полет Маргариты по ночной Москве, пробежку Бездомного, да и вообще, как можно уместить такое количество декораций на сцене. Удалось, браво! Режиссер нашел выход из положения,используя камеры и сняв определенный материал заранее. Стоит отметить и концерт в варьете; ощущаешь себя жителем Москвы 30-х годов, который пришел на сеанс черной магии: летят купюры с потолка, девушки бегут переодеваться на сцену... Все как у Булгакова. Актерский состав тоже подобран блестяще: Анатолий Белый отлично сыграл Мастера - творческую личность и страдальца, господин Назаров в роли Воланда как будто сошел со страниц романа, а Трухин - прирожденный Коровьев. Мне очень понравился молодой человек, игравший Бездомного, гениально! Я лишь не соглашусь с выбором Маргариты, Наталья Швец сыграла ее довольно истерично, когда в романе она не такая.
В заключении скажу, что я была дважды в МХТ им. Чехова на этом спектакле, и думаю, что будет третий. Читайте, смотрите "Мастер и Маргариту" в МХТ, Вы не разочаруетесь!

3
0
...
3 апреля 2013
Фото Anna Jurkina
Фото Anna Jurkina
отзывы: 15
оценки: 36
рейтинг: 14
7

Что можно выделить сразу, так это настоящих Мастера и Маргариту: им уделено достойное внимание, их отношения в центре всего - это действительно и любовь, и боль, и трагедия, и щемящее, и "на всё за своим Мастером".
Шайка Воланда довольно кислая, без изюминки. Чересчур даже жесткий Азазелло, хамовато-пресыщенный Фагот, бомж-скандалист Бегемот. Д. Назаров сыграл Воланда хорошо. Не сделал из него культа, не перетягивал одеяло на себя, при этом не затер известные всем наизусть уже ставшие афоризмами фразы. Когда его навестил Левий Матвей, Воланд корчился и исчезал на глазах. Акцент в спектакле сделан на свете, и это очень важный момент. А тьма должна занимать свое скромное место, если уж она неизбежна.
Задумка сценографии оригинальная: антураж московского метро, гости из-под земли. При этом хорошо всем знакомый образ. И буковка Эм, которая поворачивается на балу и превращается в дубль-ве.
Пилат-Чиндяйкин не понравился: совок-чиновник, по всему, по речям, по пластике, по костюму. Да, образованный, да ещё не потерянный.
Прекрасно сыграл свою небольшую роль Левий Матвей: настоящее безумие, с пеной рта, не от мира сего. При этом когда он появляется у Воланда в образе современного клерка, только босой, мы видим его спокойным, счастливым и даже торжествующим.
Очень понравилась сцена Пилата и Левия, когда Пилат признается, что это он убил Иуду, что этого, конечно, маловато, но... а за всем этим следят Иисус и двенадцать апостолов. А тут же у лавки лежит убитый Иуда. И когда Пилат признается, Иисус встает, сцена окончена, Пилат сделал то, что должен был.
Сам Иешуа вполне справился с ролью, от него не исходило силы, мощи, даже глубоко скрытой. Он был уставшим, избит, с окровавленными ступнями, трясущимися ногами. Слабость тела, но удивительно спокоен, превозмогая слабость своего тела продолжал нести свой крест: нести добро. в самых простых его формах.
Прекрасный эпизод: палач Марк Крысобой перед тем, как навсегда увести Иешуа из покоев Пилата, проводит рукой будто хочет погладить Иешуа по лицу, но потом грубо толкает. Все человеческие сердца откликаются на добро.
Ещё одна сильная сцена: мастер жжет рукописи. Достает их прямо из сердца, и они тут же сгорают в пепел. Мастер сжигает своё сердце.
В постановке нет отсебятины. Практически всё из романа учтено. Очень в тему то ли депо метро, где рельсы кончаются, то ли заброшенные вокзальные пути. На этих окраинах, на краешке мира обитает мастер. Отсюда уходит в последний раз от него Маргарита.
Вынести нечто большее из спектакля, чем может дать сам роман, довольно сложно. Но все акценты расставлены очень правильно. И, как мне кажется, в булгаковском ключе. Одна из лучших постановок в Москве. Наверное, лучшая. Потому что органично сочетает видение режиссера, современные средства (в виде экранов, которые замирают, когда время останавливается, проекции видео на простыни, живая камера на сцене), хорошую и многочисленную задействованную в спектакле труппу, хороший подбор актеров и близкое к авторскому видение.

2
0
...
22 мая 2013
Фото SheKnew Shankova
Фото SheKnew Shankova
отзывы: 49
оценки: 146
рейтинг: 114
5
бездушная постановка спектакля о дьяволе


Постановка книги "Мастер и Маргарита" венгерского режиссера Яноша Саса - это настоящая трагедия. Трагедия для российского театра и для искусства в целом. Самый страшно трагичный момент (после блёклого Бегемота) - это появление на сцене во всём своём живье - Игоря Верника. Специально не включаем уже телевизор, чтоб только на его физиономию не наткнуться, а тут - нате пожалуйста, и не уйдёшь. Смотри. Но самое страшное - слушай. Апогей бездарности. За что. И ещё прямо на сцене толкнул одну из актрис, хотя это было излишне: агрессия против женщины, которая была не сексуальной такой, а пренебрежительно-шовенистской. Ну его в общем - ко всем чертям.
Маргарита (Наташа Швец) порадовала сначала: внешнее сходство какое-то прямо 100%. Но когда она заговорила... Ничего хорошего её голос не предвещал.
Коровьев (Михаил Трухин) в целом понравился (как он может понравиться? в смысле натурально раздражил). Именно дьявольский свет за очёчками, ужимки с нужной грацией, всяческое кривлянье отсвечивало этим адским трагизмом, а не вульгарностью.
Гелла (Мария Зорина) была хороша - прекрасный макияж, её профиль повторял изгибы тела: не соблазнительного, хотя и одетого во всё сексуальное.
Берлиоз (Игорь Золотовицкий) понравился, но это, естественно, эпизодическая роль.
Ну и т.д.
Мастер (Анатолий Белый) запинался много. Небось праздновал дни напролёт, ну не знаю.. короче ни одного монолога не сказал полностью чётким речитативом. .На словах "Любовь выпрыгнула перед нами как-как-как-каккак-как...как убийца .." мне чуть не стало дурно от запоротой вот этой запинкой всей любовной линии.

И эти телевизоры над сценой, какие-то двери метро, установленные совсем недавно, это всё как-то сбивало с настроя на То время. Линия обаятельного совка отсутствовала, т.к. даже атрибутика была как нарочно, элиминирующая всякую историческую связь.

В общем, подумывали даже уйти со спектакля, так было скучно, но решили, что при таком Бюджете, наверное сцены Варьете, Бал должны быть инфернальны...но нет. Увы, нет. Лучше бы ушли.
Мы все возмущены.

2
0
...
10 мая 2012