Театральная афиша Москвы

Спектакль Оловянный солдатик

7.7
оценить
Театр: Оловянный солдатик

Сумбурная, но вдохновенная вариация на тему сказки Андерсена

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Игнат Бетхудов
Фото Игнат Бетхудов
Игнат Бетхудов
отзывы: 1
оценок: 1
рейтинг: 0
7
Сумбурная, но вдохновенная вариация на тему сказки Андерсена

Самостоятельное плавание бывшего режиссера Русского инженерного театра «АХЕ» Яны Туминой началось четыре года назад со спектакля «Солесомбра». Уже тогда стало ясно, что ей ближе привычный «театр художника»: отдельные мизансцены были столь изящны и гармоничны, что надолго впечатывались в память, а кто кого любил и кто кого убил — забывалось на следующий день. Со временем ситуация не то что не изменилась, а усугубилась. Новый спектакль Туминой — по мотивам сказки Андерсена о стойком, влюбленном, одноногом и оловянном солдатике — прекрасен и на глаз, и на слух. Герои возникают из темноты, как из таинственной шкатулки, балансируют на реях, как на волнах изменчивой судьбы, борются за любовь, преображаясь в тореадоров на корриде. Саунд-дизайн Андрея Сизинцева аккомпанирует действию тонко и вкрадчиво. Молодые актеры убедительны. Денис Казачук (солдатик) — романтический стоик, простоватый, но добросердечный. Михаил Ложкин (тролль) — зловещий интриган, но не настолько жуткий, чтобы не напоминать сварливыми эскападами Карлсона. Екатерина Белевич (танцовщица) — грустная девушка, мечтающая о чистой любви. Артисты разыгрывают сказку, ловко переходя от живого плана к кукольному, и тогда маленького солдатика передают с рук на руки, рассказывая о его опасном путешествии. Потом люди снова сменяют кукол — и рослый солдатик уже стоит навытяжку на одной ноге: вторая одета в темную брючину, и ее как бы нет. Эту театральную условность готовы принять все зрители из разношерстной публики — от мала до велика.

А вот кому адресована одновременно витиеватая и простодушная мораль спектакля, ясно не вполне. Артист Казачук временами перевоплощается в мальчика, хозяина игрушек, и напряженно решает дилемму — пострадал ли солдатик по его вине или ответственность можно возложить на тролля? Тролль отпирается. Спор длится долго и монотонно. Танцовщица прекращает дебаты, фактически затолкав бедного солдатика в печку и сиганув за ним. И дети, и взрослые в некотором смущении, но солдатик так красиво поднимается вверх в луче света, а его пламенное сердце так ярко сверкает, что режиссеру Туминой в очередной раз все прощаешь.

0
0
...
8 июня 2011

Лучшие отзывы о спектакле «Оловянный солдатик»

Фото Надежда Демкина
Фото Надежда Демкина
Надежда Демкина
отзывы: 1
оценок: 1
рейтинг: 3
9
О человеке

Сегодня мы очень боимся серьезных разговоров. Особенно с детьми. Особенно на важные темы. Детей развлекают, занимают, отвлекают, устраивают интерактив, показывают шоу – делают с ними все, что угодно, только бы они, не дай бог, не заскучали или не задумались о чем-то. Ну и дети развлекаются. Ведь они как зеркало – что ты им, то и они тебе в ответ…
Этой весной в Большом театре кукол состоялась очередная премьера. Спектакль «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» (со знаменательным подзаголовком «почти правда в одном действии») поставлен по мотивам детской классики, сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Постановку осуществила режиссер, актриса и педагог Яна Тумина, которая долгое время сотрудничала с русским инженерным театром АХЕ. Это уже второй ее опыт на сцене Большого театра кукол, после спектакля «100 оттенков синего», который был представлен публике год назад.
– Детский зритель парадоксальный, думаю, и театральный язык должен соответствовать этому качеству, - рассказывает Яна Тумина. – Ребенок очень умный и «жесткий» зритель. Завладеть его вниманием даже на полчаса – это уже надо попрыгать выше головы. У меня на самом деле это первый опыт постановки спектакля для детской аудитории. Другие – взрослые спектакли, которые хорошо смотрят дети. «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» тоже получился таким, просто возрастной диапазон расширился.
Ганс Христиан Андерсен – так же парадоксален, как парадоксальны дети. Он подчеркивал, что пишет недетские сказки, хотя детям его сказки читали со времени их появления (первый сборник был опубликован в 1832 году), и даже добился, чтобы на памятнике ему детей не изображали. Его сказки жестки и откровенны. Он не пытается сюсюкать с читателями или смотреть на мир сквозь розовые очки. Девочка со спичками замерзает от холода, оловянный солдатик расплавился в огне камина, калоши счастья не принесли счастья никому, в том числе и своему обладателю. Но это не значит, что они насквозь мрачны. В них немало и счастливых историй: Дюймовочка находит своего принца, гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя, а Снежная королева побеждена. Словом, там есть все – как в жизни. Так что неудивительно, что его сказки не устаревают и к ним обращаются снова и снова.
Режиссерский багаж Яны Туминой как нельзя кстати пришелся ко двору Большого театра кукол. Хотя конкретно в этом спектакле куклы играют скорее декоративную роль (это куклы-знаки, появляющиеся в ключевые моменты действия), но сама атмосфера, аромат присущи именно детскому театру, от которого ждешь волшебства, сказки, превращений. Именно этим всегда пленял зрителей театр АХЕ, превращая любого зрителя в забывшего обо всем ребенка с открытым ртом. Мастерски используя игру света и тени, используя ограниченное количество очень точных деталей, режиссер и трое актеров рассказывают вечную историю – о любви и верности, подлости и ответственности, о самых важных на свете вещах и для ребенка, и для взрослого.
Конечно, это спектакль не для самых маленьких – и видя в зале 3-4-летних малышей, было непонятно, почему их родители не посоветовались при покупке билета с кассирами, которые всегда предупреждают о таких моментах. Маленькие дети могут испугаться слишком резких звуков, темноты, спецэффектов. Сюда нужно идти с детьми младшего школьного возраста, с 7 лет и старше – в возрасте, когда дети еще не боятся показать, что они верят в сказки, и когда уже можно с ними обсуждать подобные темы. Самый главный сюжет для обсуждения – тот, что лежит за историей любви одноногого оловянного солдатика и прекрасной балерины. Тот, что вынесен режиссером в заголовок под словами «о человеке». Это история мальчика и тролля. Именно с нее начинается спектакль. Мальчик в темноте ищет своего солдатика, надеясь на чудо, вновь перетряхивая коробку и роясь в пыли, и пытается оправдаться перед троллем – мол, это ты подбил меня выкинуть солдатика. Ну а тролль говорит сущую правду: это ты принял решение, ты и несешь за него ответственность. Нести ответственность за свои решения, поступки и слова – это то, чего нам всем не хватает. Очень легко возложить вину на троллей, Интернет, США, президента – список можно продолжить по желанию. Куда как сложнее признать, что это ты сделал то, за что сейчас тебе очень стыдно и о чем ты сожалеешь. Но сделать уже ничего нельзя. Останется в камине только оловянное маленькое сердечко, которое было самым стойким, самым верным и самым любящим…
Не думайте только, что в спектакле все ходят с серьезными лицами и ведут заумные разговоры. Яна Тумина знает, как заставить зрителей ахнуть и податься вперед, зажмуриться или пошире открыть глаза, когда поманить блестками, а когда напустить дыма. Просто за этой театральной акробатикой есть еще и история, которая останется в голове и в сердце после выхода из зрительного зала.

3
0
...
15 октября 2011
Фото Егор Королёв
Фото Егор Королёв
Егор Королёв
отзывы: 371
оценок: 371
рейтинг: 743
9

Красивый спектакль о самом главном. 50 минут не оторваться от сцены, потому что на наших глазах происходят чудеса. Самым маленьким и самым взрослым рассказывают сказку о любви. Для этого театра не составляет труда показать, как солдатик летит вниз головой из окна или как он томится в желудке у огромной рыбы.

Нас учат быть стойкими. Чтобы увидеть красавицу, солдатик должен выкарабкаться из коробки и помахать ей рукой. Она обязательно помашет ему в ответ. Мальчики должны быть стойкими, как солдаты. Девочки должны быть красавицами. И в какой огонь не понёс бы их ветер, огонь не будет страшным. Лепестки розы должны выпадать только на слове "любит".

Она похожа на него - он стоит на одной ножке, она - танцует. Они нашли друг друга и никакие злые тролли их не разлучат. Мальчик в финале не хочет бросать солдатика в огонь. Потому что солдатик должен стоять на одной полке с танцовщицей.

Спасибо - как всегда - за возвращённое детство и за разговор о самом главном.

0
0
...
12 января 2013
Добавить фото
Поддерживаются форматы jpeg и jpg.
Минимальное разрешение фото 800х600, максимальный размер файла 20 Мб

Информация от организатора

Информация предоставлена Большим театром кукол

История о солдате, танцовщице, тролле и человеке Режиссер Яна Тумина создала в Большом театре кукол необычный спектакль по мотивам самой романтичной и загадочной сказки Г.Х.Андерсена. Три молодых актера Мастерской Р.Кудашова разыгрывают историю о любви, смерти и чести, но, несмотря на серьезные темы, поднимаемые в спектакле, постановка получилась эффектной, яркой и зрелищной благодаря акробатическим номерам, замечательной работе сценографа и художника по свету. В этой истории все персонажи знаменитой сказки одинаково важны. И каждый из героев открывается зрителю в неожиданно новом свете. В центре событий оказывается тот самый мальчик, которому в день рождения подарили оловянных солдатиков. Мальчик вырос. И вот он, взрослый человек, пытается вспомнить, что же заставило его бросить игрушку в огонь. Человек беседует с троллем и проживает всю сказку до конца в роли простодушного игрушечного солдатика. Тролль — инфернальный, страстно влюбленный в танцовщицу, страдающий — придает знакомой истории новое звучание. Неожиданно и то, что танцовщица, печальная и серьезная, из всех героев оказывается наиболее стойкой.

Главная фотография: Афиша