Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7

Балет
Золушка

Постановка - New Adventures
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Высокобюджетный британский драмбалет

Один из завсегдатаев фестиваля — Мэттью Боурн показывает свою лондонскую премьеру — балет Прокофьева «Золушка», действие которого перенесено в годы Второй мировой, в разрушенный бомбардировками Лондон.

Балет
Мэттью Борн

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

5
Юлия Яковлева
264 отзыва, 268 оценок, рейтинг 298
22 июня 2011
Досуг. Дорого

Творчество Мэттью Боурна можно было бы описать одной фразой: «И тут моя мысль останавливается». Зато она отлично берет разбег. И на этом стоит вся его карьера. Переложить «лебедей» Чайковского на танцовщиков-мужчин — блестящая идея, кроме шуток. Перенести «Золушку» во время Второй мировой войны и трагически знаменитых бомбежек Лондона — грандиозно, клянусь. Это тонко, потому что Сергей Прокофьев сочинял «Золушку» как раз во время войны — и первые премьеры этого балета в Ленинграде и Москве почти совпали с победным салютом, а советская публика сама чувствовала себя измученной и терпеливой Золушкой, дождавшейся бала и счастья. Все об этом знают, но заметил и вы­нес на сцену — только Мэттью Боурн. И это удивительно человечно. А ведь именно человечность балету дается с наибольшим трудом. Вот в этом умении высекать из льдистых культурных символов искру людской теплоты Боурну нет равных. Но, к сожалению, тут его мысль останавливается. На ее пути вырастает гигантская неодолимая стена в виде необходимости чем-то занять танцовщиков на время музыки. О’кей, несколько мизансцен срежиссированы остроумно и броско. Но ба­леты обычно длятся часа два-три, а на балетах Боурна обычно сидишь и слушаешь музыку, которую норовит заглушить звон свинцовой скуки в ушах. Поэтому балеты Боурна так хороши в пересказе и утомительны при личном осмотре. Он категорически, беспросветно не может сложить одно па с другим. Правда, у балетов Боурна, как правило, хороший дизайн. Но хвалить балет за дизайн — это все равно что хвалить фильм за операторскую работу, а некрасивую женщину — за правильной формы нос.

Чеховский фестиваль не без гордости подает «Золушку» Боурна как самую дорогую постановку в программе этого года. Мягко говоря, странно, что фестиваль, славящийся довольно верным вкусом, вдруг руководствуется таким неожиданным критерием, как размер бюджета. И уж совсем смешно делается, когда Мэттью Боурн в интервью надувает щеки: «Золушка» — уникально монументальное полотно, говорит, аж двадцать пять танцовщиков заняты. Ну да. В одном лишь кордебалете одного лишь третьего акта «Баядерки» — тридцать две девушки. Но спектакли Мэттью Боурна — не для тех, кто видел «Баядерку». Он для тех, кто оценивает себя сообразно уплаченной за билет сумме.

4
0

Отзывы

7
Лариса Николаевна Никулина
97 отзывов, 251 оценка, рейтинг 268
6 июля 2011

Привозить в нашу страну танцевальный спектакль и громко называть его балетом, априорно не очень хорошая идея.
Воспитанные на "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Жизель" Большого, русские зрители и от английского балета ждут пуантов, пачек и пируэтов.
В "Золушке" Мэтью Боурна ничего такого нет.
Есть только музыка Прокофьева.
Сладенький спектакль, который к известной сказке имеет лишь опосредовательное отношение.
Обычная голливудская история про несчастливую девушку из приемной семьи, которая влюбляется в военного летчика, мечтает, что когда-нибудь у них все будет как в сказке, ищет его в разрушенном от бомбежек Лондоне, а он ее и в конце наконец находит в военном госпитале, а потом они вместе уезжают на поезде, хотя и не очень понятно куда...
Сказкой пожалуй можно назвать только одну сцену в кафе de Paris. Когда все беззаботно и очень красиво танцуют.
Да и весь "балет" можно скорее обозвать бродвейским мьюзклом, правда без песен.
Конечно все очень красиво, ярко, местами живо и смешно, но запредельно скучно. От Боурна все-таки ожидала чего-то белее неординарного и неожиданного. Но все очень политкорректно, если вы понимаете о чем я.

3
0
1
Алиса М
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
29 июня 2011

Золушка (1-ый состав): до преображения и после бала – копия Кати Пушкаревой. Тяжелая, причем тяжесть ей придает полный живот.

Принц (1-ый состав): мелковатый молодой человек, с отсутсвием не только балетной осанки, но даже элементарной военной выправки. Сутулый, к тому же слаб – Золушку тягает с явным надрывом.

Фея: на этот раз «фей» – копия Бори Моисеева

Обстановка: роскошные декорации и костюмы. Собственно, только они и тянут весь спектакль под, конечно же, неимоверно мощную музыку Прокофьева.

Подмены, соответствующие сценическому замыслу:
1. вместо дворца – легендарный клуб "Кафе де Пари", здесь напоминающий самый настоящий бордель. По всему «кафе» развешаны бра с красными (!!!) фонарями
2. вместо придворных – изрядно захмелевшие военные и дамы сомнительного поведения
3. вместо боя часов – военная сирена и взрывы бомб
4. вместо обещанного Лондона – атмосфера Америки 20-30-ых годов, когда на пике популярности был мюзикл. Пару раз артисты даже издали какие-то звуки, будто в подтверждение того, что все происходящее на сцене, на самом деле, мюзикл, к которому забыли написать слова.

Хореография: полное ее отсутствие. Просто набор несложных движений, шаговая поступь, взмахи руками. Как в мюзикле. Конечно, никаких прыжков, вращений и поддержек. Ни одного па не только из классического балета, но даже из клубных танцев разных времен (только на поклонах затопали чарльстон). По рукам, ногам и спинам точно можно сказать, что эти артисты не учились в школе хорегорафии.

Действие: принц и Золушка влюбляются друг в друга с первого взгляда. Но Золушка, конечно, убегает. Хотя и не с бала. А из постели – после безумно страстной ночи на железной кровати, потом на полу, и еще раз на кровати. Убегает босая (!), прямо в роскошном кружевном белье. И по пути теряет один из предметов. Потерянным предметом здесь оказывается… все-таки туфелька! Из серебряной парчи. Откуда она взялась, так и остается загадкой. Контуженный в бомбардировке принц остается на улице один, в обнимку с потерянной туфлей, и начинает совершать с нею странные телодвижения, перемещаясь с улицы в метро, из метро – на набережную Темзы. Все это (улицы, метро, набережная, мост с одиноким фонарем), действительно, замечательно сделанные – невероятной красоты и достоверности. По ходу метаний с туфелькой, и ни на минуту не расставаясь с ней, принц успевает (видимо, в состоянии крайней контузии) совершить молниеносный половой акт с уличной мадам, остро пережить брезгливость по этому поводу – беднягу рвёт с моста прямо в Темзу, и как следует получить по ребрам от сутенёров. Тем временем, Золушка находится в больнице, куда ее доставили санитары в ту страшную ночь, когда началась бомбежка и она, испугавшись, выпорхнула из постели принца почти в чем мать родила. Несчастную пытается задушить подушкой коварная мачеха, тайком проникшая к ней в палату после того, как зачем-то подстрелила ее отца (он выжил, но стал калекой, и периодически выкатывается на сцену в инвалидной коляске). Но мачеху вовремя останавливают и уводят в психиатрическое отделение больницы. А в это же время в клинику доставляют и обезумевшего от горя принца. Как это было принято в мировой психиатрии еще не так давно, в разум его возвращают процедурой электрошока. Принц кричит от боли, на вопль знакомого, и такого любимого, голоса прибегает Золушка. Влюбленные воссоединяются и, взявшись за руки, покидают больницу. В следующей сцене родные Золушки (отец в коляске, и три ее брата со своими женами) провожают ее и летчика, одетого в штатское и несущего чемоданы с надписью «just married». Настоящий вагон с паром из-под колес, уместившийся на сцене, увозит целующихся just married.
А, да! Нельзя игнорировать вызовы времени. Поэтому один из взвода ВВС, в котором служит принц, еще в самом начале бала признается друзьям, что он принадлежит к слоям общества с нетрадиционной сексуальной ориентацией и, наконец, обнародует свою тайную любовь. Так что счастливы все!!!

Публика: свистящие в одной точке зала клакеры, всего две стандартные корзины с цветами (от Чеховского фестиваля), но, однако и громкие аплодисменты. Удивительные тем, что это реакция публики в стране, которая создала мировой классический балет, породила Прокофьева и первая увидела волшебный, но и пронизанный неуловимым трагизмом, его балет «Золушка».

Итог: если бы сделали весь спектакль на джазе (который все-таки звучит на поклонах), а не Прокофьеве, и не называли бы спектакль «Золушка» – тогда это все было бы не смешным, а трогательным. А так... режиссер поставил шоу "посвящение отцу, который был живым свидетелем этих трагических событий", превратив его в фарс.

3
0
7
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
28 июня 2011

Послушайте, но Мэттью Боурн - ведь это не балет вовсе, чего же накинулась балетная критика...
Прекрасный театр. Простой, искренний, не требующий подготовки публики - иди и смотри. Феерия Лебединого озера не повторилась (и ранее в Дориане Грейе и сейчас в Золушке), но радость и чувство красоты, вовлеченность в происходящее на сцене - все те же. И кто там говорил, что нечем занять актеров?! А как вам пьяный танец, а как марш посетителей в больнице? Да, все просто, но это именно та простота, за обладание которой можно слюной изойти...
Надо сказать, что Прокофьевская Золушка - чудесный музыкальный материал, но вообще-то сильно конфликтующий со сценическим замыслом Боурна. Прокофьев в Золушке - мистичен и загадочен, а Боурн - предельной реалист (даже фей здесь больше промоутер, чем сказочный персонаж...), но влюбленность Боурна в материал преодолевает этот конфликт и доказывает истинную силу любви. Против традиции, против течения, против войны, против обстоятельств...

3
0
7
Sangryl
768 отзывов, 9012 оценки, рейтинг 2114
11 июля 2011

Очень интересное представление. Качественная работа, слаженность, задор, оригинальность, отличная режиссура и постановка движений.
Но как постановку движений не стоит называть хореографией, также не стоит именовать этот перформанс "балетом".
Если не именовать - все сходится, и неплохо.
Смотрится на одном дыхании, нескучно и довольно органично.
Только вот музыка написана была - для балета. А балет - не саундтрек.
И в этом прискорбном непонимании есть основная "ошибка" - нехватка вкуса.
Мелкие проявления сего - сексуальное насилие Золушки в семье, фетишизм, пьянство и проституция.
Я согласна, что в изложении Прокофьева "сказочность" Золушки относительна - но все же сказочность.
А, еще "добрый толстенький фей- Боря Моисеев" воспринимался неадекватно. Лично мной.

2
0
5
Елена
15 отзывов, 17 оценок, рейтинг 6
6 июля 2011

На мой взгляд, об этой постановке правильно говорить не с позиции "понравилось - не понравилось", а с позиции "есть, о чем подумать, и есть, о чем поспорить". Эмоций, как таковых он не вызвал, а скорее сформировал желание выступить критиком, провести некий анализ.
В балетный жанр нынешняя "Синдерелла" совершенно явно не укладывается. Мне видится в ней попытка наложить контемпорари (как я его понимаю) на жанр мюзикла. Поскольку то, как определяют контемпорари-дэнс, очень похоже на то, что нам показали: "Контемпорари-дэнс — искусство нервное, спонтанное, искусство горестного выдоха. От остальных видов искусства он отличается тем, что правила в нем еще не до конца сформулированы: это искусство-лаборатория. ...сложившиеся формы академического искусства (балет) — это мертвая, застывшая материя. Языком балета или народного танца невозможно выразить гамму чувств и эмоций, переполняющих современного человека... балет — это язык музея, запасника, это способ говорить при помощи тела, контемпорари-дэнс — это способ размышлять при помощи тела."
Что касается сюжета, то в "Золушке" Перро, он более логичен. Ну куда, скажите пожалуйста, могут отправляться вместе на поезде военный летчик и бедная падчерица в описываемый период? Возможно, это объясняется лишь скудностью моей фантазии.
Тоже и с ангелом - второй после Золушки выдающийся персонаж. Они, пожалуй, даже соперничают за звание главного героя. Самое запоминающееся в его образе - руки. Если он не использует их во время танца, то они непременно в карманах брюк. Этакий франт с некоторой, я бы даже сказала, сквозящей надменностью. В том, что он ангел, а не что иное, убеждает нас программка, все остальное убедить меня не смогло...
Третий яркий персонаж - мачеха. Она на редкость жива, игрива, кокетлива. Гораздо выразительнее своих дочерей. А ведь у нее еще и трое сыновей. И как только ей удается? Просто идеал любой женщины.
Четвертый персонаж, застрявший у меня в памяти, - эпизодическая медсестра из госпиталя. Скорее, из-за ее колоритной внешности, столь отличающейся от остальных персонажей. Да, она, а совсем не серенький принц летчик, который абсолютно сливался с остальными субъектами действа мужского пола. Я узнавала его лишь по равным на коленях штанам.
Что касается Золушки, то тут безусловно точное попадание. Каждый раз в новом для себя и нас образе она и была новой. Причем настолько, что я нет-нет да и задавалась вопросом, а не другая ли актриса уже перед нами... Перевоплощение ей удалось прекрасно.
В целом же...
А вот целого, вернее целой, картины у меня не сложилось. Т.е. это так и осталось тремя самостоятельными актами, как нам их и подавали.
Мне, к сожалению или к счастью, не с чем сравнивать - эта постановка была с знакомством с Боурном. Но это знакомство из тех, которые все же хочется продолжать. Верю, он еще сможет меня удивить. И возможно даже вызвать ощутимые эмоции.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все