Театральная афиша Москвы

Спектакль Biped. Xover. Тропический лес
Постановка Merce Cunningham Dance Company

6.7

Последние гастроли танцевальной труппы Каннингема

Мерс Каннигем — один из главных авангардистов XX века. Он сочинял танец, нисколько не заботясь о том, чтобы быть доступным и понятым, всю свою длинную жизнь меняя методу, почерк, даже взгляд на природу танца. В 2009 году Каннингема не стало. Теперь прекращает существование и сама его труппа. Три спектакля из последних гастролей, считай, антология американского танцевального эксперимента.

Создатели

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
363
оценок:
162
рейтинг:
347
9

Уходящая натура

На Чеховский фестиваль приезжает труппа Мерса Каннингема — одного из главных авангардистов XX века; про нее достаточно сказать, что вторым основателем в 1953 году был композитор Джон Кейдж. Кроме того, Мерс Каннингем жил очень долго и счастливо. Без признаков художественной усталости он сочинял танцы в течение семидесяти лет, а умер — в девяносто. Это случилось в 2009 году, и, как многие труппы со столь сильным лидером, эта попробовала помыкаться по белу свету сама, но не избежала естественной участи. Корабль без капитана придется затопить. В своем завещании Каннингем дал указание распустить труппу через два года после его смерти, но все равно решение стоило танцовщикам немалого мужества. В этом году труппа прекращает свое существование. Эти гастроли — прощальные. Что очень честно: живой, как дыхание, неуловимый, как игра света в радужке, изумительный, совершенно неописуемый танец, который сочинял Каннингем, невозможно поместить в гербарий, законсервировав на радость следующим поколениям (что успешно пережили, например, балеты другого гения XX века — Джорджа Баланчина). Хореография Каннингема, как оказалось, была связана с автором — как эмбрион с организмом матери. Не исключено, что в Москве придется заметить, как этот танец высыхает, осыпается, немеет прямо на сцене. Как срезанные цветы, которые все еще благоухают, сверкают красками и даже пьют воду, но уже, конечно, по ту сторону жизни. Это очень грустное и великолепное зрелище. Последний парад.

Привозят наиклассического Каннингема. С танцовщиками, затянутыми в белые трико (и только у Каннингема они умудряются не выглядеть при этом ­эдакими мучными червячками). С музыкой Кейджа. С гениальной властью над временем: когда дуэт длится, длится и длится — но при этом совсем не хочется пристукнуть хореографа минуте на пятой. Это отнюдь не зрелище для широкой публики, впрочем. Даже Баланчин — при всем его снобизме — куда более демократичен. Хореография Каннингема никогда не пыталась увлекать и нравиться. Сам автор, наверное, с наивностью гиганта даже не понимал, что это значит: голова его терялась в облаках, а вся эта суета копошилась где-то подле больших пальцев ног. Эта хореография не желает вашего активного соучастия. Вам надо просто сесть в кресло, расслабиться — и дать ей сделать все остальное.

2

Отзывы пользователей о спектакле «Biped. Xover. Тропический лес»

Фото Лариса Николаевна Никулина
отзывы:
97
оценок:
152
рейтинг:
254
7

Тропический лес.
Неестественная естественность. Люди - звери. Люди - лес. Помогают звуковое сопровождение и название. Время выбрано идеально. 21 минута внимания. Его хватает, что бы прочуствовать, но мало для того чтобы успеть устать.
Xover.
Нет. Слишком сложно и непонятно для простого обывателя. Тем более, что название ничего не подсказывает и ты все время пытаешься понять о чем это. Хотя этого не нужно. Вокал не помогает. Он существует где-то отдельно и сам по себе прекрасен.
Biped.
Все-таки танцу в классическом понимании помогает музыка. А совмещенные с музыкой электронные спецэффекты удивительно сочетаются с цифровой графикой. За 45 минут пробегает волна, она то усиливает, то ослабевает внимание. Но все время интересно и ново.

4
Фото Леша Упатов
отзывы:
18
оценок:
167
рейтинг:
24
9

вчера сходил на BIPED. рядом сидела первокурсница и весь балет играла на iPad2, светя неоном в темноте.

я на выходе из моссовета мямлю жене: "мне кажется, этот балет о рождении и смерти и о том, что происходит между двумя этими событиями, а также этот балет о том, что есть два типа людей: те, для которых существует только мир материальный и те, для которых есть еще душа и дух; так вот сам танец - это в том числе и символ танцующих, играющих душ; играющих в лучшем смысле этого слова, как Премудрость играла и танцевала пред Богом в Ветхом Завете; то есть такой танец-игра как акт творчества, божественного творчества, то есть любви".

а жена мне в ответ: "Ты всегда какую-то фигню говоришь, причем непонятно. Я ничего не поняла". Я почувствовал себя идиотом и в очередной раз убедился в этом. честно.

1
Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416
7

Первый одноактный - абсолютная музейная пыль, не спасает ни Энди Уорхол, ни авторитет времени (год постановки - 1968!). Второй одноактный XOVER - сплошной эксперимент- самое интересное это солистка (вокал) и Раушенберг в качестве кулисы. Приговор обоим - балет не живет без музыки!

Третий - BIPED оправдывает все обещания и надежды на эту последнюю гастроль... Появляется прекрасная музыка, трехмерное пространство, движение переходит в хоровод X&Y хромосом, математику пластики - формулируя главную идею действа - ЖИЗНЬ ЭТО ДВИЖЕНИЕ. ДВИЖЕНИЕ ЭТО КРАСОТА. ФОРМУЛА КРАСОТЫ, ВОЗМОЖНО, СКРЫТА В ЭТИХ ФРАКТАЛАХ ТАНЦА...ИЩИТЕ

для тех, кто не видел и теперь уже не увидит - можно поиграть с очень похожей идеей
http://www.biomotionlab.ca/Experiments/BMLmdsex/

1

Галерея