Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Чайка

Постановка Сатирикон

Выбор «Афиши»
7.2

Рецензия «Афиши» на спектакль

9Юрий Бутусов про искусство

Юрий Бутусов поставил спектакль о чудовище по имени Театр. Чтобы ни у кого не осталось сомнения, Бутусов говорит об этом со сцены прямым текстом. Он вообще весь вечер на арене: открывает спектакль, закрывает каждое действие, а их четыре (и длится все больше четырех часов), пляшет как безумный и исполняет роль огня. Как и всегда, Бутусов собирает спектакль из впечатляющих сцен, нанизывая их на сюжет, как бусины на нитку. У него накипело за годы в театре, и теперь он высказывается сразу про все — про предательство (тщеславная румяная дурында Заречная предает Треплева не моргнув глазом), про воображение, которое хуже рабства, про страх собственной бездарности, в конечном счете про то, о чем Заречная говорит в финале: «Умей нести свой крест и веруй». Шутовской крест, опутанный иллюминацией, с самого начала торчал на заднем плане — но до финала казалось, что это не всерьез. Оказалось — еще как всерьез, хотя чеховский сюжет затоплен шутовством. Актеры не играют «Чайку», а играются в нее: входят в эпизод, перешагнув порог двери или вступив в черный квадрат, — и, отыграв, смешиваются с монтировщиками или наблюдают за коллегами. Это не просто тотальный театр — это еще и антология театра: атмосферные сцены сменяются истерикой, истерика тотчас же вышучивается; аллюзии на Аркадия Райкина сменяются самопародией, одну и ту же сцену играют на разные лады; а то вдруг артистка Дровосекова ни с того ни с сего ­принимается танцевать невероятный какой-то танец, и это «ни с того ни с сего» чрезвычайно органично спектаклю, в котором каждая вторая сцена поразитель­на, но без каждой третьей, в принципе, можно обойтись. Но есть по крайней мере четыре сцены, без которых никак. Когда Тимофей Трибунцев от лица Треп­лева спокойно и убедительно требует новых форм. Когда Денис Суханов в роли скользкого человека Тригорина плачет, говоря о писательстве как о смертном приговоре. Когда Треплев приходит к убеждению, что «человек пишет, не ду­мая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души». И финальная, где Треплеву является Нина (лучшая, на мой взгляд, роль Агриппины Стекловой). Бутусов всегда к финалу приберегает самую сильную сцену. В «Чайке» финал звучит как контрольный выстрел. Только что три разных Кости самым веселым образом трижды стрелялись, повидавшись с тремя раз­ными Нинами. В конце концов Тригорину — Трибунцеву является Заречная — Стеклова: изнасилованная театром, страшная, как сама смерть, клоунесса вдохновенно говорит о предназначении, терпении и вере. По идее, ее стоило бы показывать всякому, кто вздумал «отдать жизнь искусству». Как можно раньше. При первых признаках заболевания.

27 апреля 2011

Лучшие отзывы о спектакле «Чайка»

    • 9

      Наслаждалась постановкой пока 3 раза. "Чайка" А.П. Чехова - учебник мотивации и де мотивации. Внимательно вслушавшись в слова актеров в постановке Юрия Бутусова я поймала себя на жгучем желании перечитать и выучить первоисточник наизусть.

      Если Тригорин - Чехов пожавший плоды Славы (Отец), Константин Гаврилович Треплев - Чехов, пока еще не признанный (Сын), то где же Святой Дух? Искала Дух на протяжении всего спектакля, в образах (кардиограмма, нить как символы жизни) и приемах их передачи, так щедро используемых режиссером.
      Триединство постановки косвенно подтверждается также трехкратным (или многократным) повторением диалогов героями: Тригорин - Нина, Тригорин - Маша и т.д.

      Актеры кричат (Маша), эмоционируют, "живут" жизнью своих героев "на разрыв аорты" (за что я люблю, ценю и безгранично благодарна Юрию Бутусову).

      Танцы Режиссера на сцене во время представления не возможно описать словами: энергетика, зажигательность, с которой танцует Юрий вместе с актерами заражают энтузиазмом и хочется приплясывать в такт. В четвертом акте Режиссер становится полноправным Актером говорящим со сцены со Зрителем.

      Актриса в образе Валентины Караваевой постоянно действует в постановке что трогает сердце и раскрывает душу.

      Режиссер вездесущ: от первых слов: "Мы начинаем", контроля постановки декораций до монолога со Зрителем в четвертом акте.

      Однозначно стоит сходить на спектакль и составить свое представление о нем, а также пополнить багаж своего жизненного и театрального опыта и переживаний.

      P.S. Актеры играют великолепно, восторг и восхищение их игрой.

      1 июля 2016
    • 9

      Сказать что мне понравилось, это значит выразиться настолько косно, скупо и нелепо...
      Я в восторге!! Просто сейчас сложно подбирать слова.
      Все 4,5 часа пролетели для меня как один миг. Я наслаждался каждым мигом, каждой сценой.
      Концовка приковала всё внимание. Сумасшедшая концентрация.
      Может это и не пишут и не говорят, но в самом финале появились слёзы на глазах - первый раз такое со мной. Разное смотрел, всякое чувствовал, но всё предыдущее не так остро.

      Обязательно вернусь. Непременно пересматривать!
      Браво, Юрий Николаевич!!!

      Пожалуй это пока самое лучшее из всего того, что пришлось на последние сезоны.
      Завидую Петербургу и Ленсовету в частности!

      26 апреля 2011
    • 9Мы попали в запендю, или тем, кто ничего не понял.

      «Чайка» Юрия Бутусова – не только впечатляющий визуальный аттракцион, авангардный эксперимент с формой, не какая-то перегруженная новыми смыслами «фантазия на тему», а, в первую очередь, предельно внимательное и вдумчивое прочтение чеховской пьесы очень чутким режиссёром.

      Жена управляющего и доктор Дорн любят друг друга, но не решаются быть вместе, потому что он бесхарактерный, а у неё жалкий муж и дочь Маша, которая соглашается на заведомо несчастливый брак с нежно любящим её учителем Медведенко, хотя сама безнадёжно любит Треплева, творческого неудачника, которому больше всего на свете необходимы внимание матери, Аркадиной – состоявшейся актрисы с неустроенной женской судьбой – и любовь Нины Заречной, которую губят безответная страсть к беллетристу Тригорину, очень успешному, но далеко не великому, и – тоже безответная – любовь к театру. Всё, вроде, буднично, но все несчастливы, все страдают и мучают друг друга – мелодрамы в «Чайке» хватило бы на многосерийное мыло.

      Традиционно эту трагическую подноготную каждодневной жизни, приводящую в действие святые моторы чеховских пьес, принято называть «подводными течениями». Бутусов даёт их напряженному ритму абсолютную свободу и обрушивает на сцену настоящее цунами высвобожденных, ничем не сдерживаемых потоков чистого чувства: он показывает героев внутренним миром наружу (читай – внутренними драмами наружу), и зал буквально наводняют до сих пор невидимые миру слёзы. Эта визуализация сокрытого, проговаривание несказанного, обнажение нервной ткани драмы – вся авангардная машинерия спектакля работает на более глубокое раскрытие чеховских характеров в традициях высокого и жестокого реализма и на поэтическое укрупнение образов: на какое-то время каждая роль становится главной в этой сложносочинённой пьесе, где каждый герой разыгрывает собственную драму как центровую, как маленькую трагедию.

      При этом логика внешне неистового сценического действия парадоксально, но очень буквально следует за чеховским текстом. «Ноги моей здесь больше не будет!» – кричит Аркадина в конце второго акта – и уже в следующем действии отрубает себе ногу топором. При этом на сцене беснуются пёсьеголовый оборотень в кресле-каталке, карлик-горбун, люди, львы, орлы и куропатки – настоящий макабрический паноптикум. У Чехова это тоже один из самых страшных моментов: где-то в закулисье Треплев первый раз стреляет в себя, и Нина Заречная говорит, что происходящее не может быть явью, а напоминает – сон. Когда буквально это – ночной кошмар – и разыгрывается на сцене, вдруг начинаешь слышать какое-то совершенно новое звучание внутренних голосов, шёпотов и криков пьесы.

      Возможно, самое важное: «Чайка» – это невероятно красивое зрелище, визионерское, поэтичное, смешное и жестокое. В спектакле есть сцены, которые, увидев однажды, никогда не забудешь, когда сложно сдерживать слёзы, когда буквально дух захватывает от красоты: Треплев жжёт свою рукопись, словно дом («я всё сжёг»), перед смертью он пытается взлететь – и не может оторваться от земли, его прощание с треснувшей надвое матерью, бриллиантовые слёзы ангела скорби и даже игра в лотто – на рояле. Сложно представить себе, как всё это можно придумать с таким чувством драмы, поставить с таким юмором и энергией и так сыграть – на разрыв аорты (с кошачьей головой во рту).

      25 октября 2012
    • 9

      В процессе наблюдения феерии торжества неординарного творческого духа особенное удовольствие получается при наличии знания текста пьесы и ее подробного разбора психологических портретов персонажей.
      Позволю себе отзыв, где особым внимание выделю сценические решения достойные чистого восторга и аплодисментов стоя.
      Шамраев подчеркнуто театральная жестикуляция, и чтение с листа выдает в нем нереализованную мечту о сцене. Гениальное решение и восхитительное воплощение трактовки казалось бы на первый взгляд заурядного управляющего. Тонкая поэтическая душа, которую легко обидеть.

      Яркие разные проекции финальной встречи Нины и Треплева. Кривые зеркала боли и в то время возможность продлить вектор и узнать как оно могло быть.

      «Маша и Медведенко» суицидальные маргиналы и неустроенные творческие личности.

      «Дорн и Полина Андреевна» вечно голодные актеры. Скорее всего бывшие супруги после неудачного брака, когда настолько одиноки что уже осталось иди только друг к другу.

      «Тригорин и Нина» проститутка и алкоголик.

      «Треплев и Нина» навсегда чужие. Поздно показали себя без маски.

      Финальные слезы Маши и одновременно Аркадина на качелях после известия о том, что Константин Гаврилович застрелился.

      Чеховский Тригорин получается пока в другой «Чайке», но сие не отменяет качество и уважение к творчеству.
      Бутусов увеличивает присутствие Тригорина за счет много вариантности и расслоения взаимодействия. На мой взгляд, провисает монолог-откровение на общем фоне красочного шизофренического потока. Белый пиджак на голое тело одновременно подчеркнутый богемный лоск и нелепый фрик. Бутусов на сцене сам по себе спектакль и гений карнавального театра и отрывающего нейроны с корнем. Режиссер предстает в роли временного рассказчика, Треплева и Тригорина.

      18 июня 2014
    • 9

      Это безусловно не Чехов. Это Бутусов. В лучших своих проявлениях. Идти на этот спектакль, как на историю несчастной Нины Заречной не имеет смысла. А вот посмотреть со стороны на отличную театральную постановку, это всегда пожалуйста.
      Спектакль очень живой, но совсем не жизненный. Это фарс, самый настоящий, комедия трагедия, талант и бездарность все в одном лице. На одной сцене.
      Впечатление производит. Для лучшего понимания, лучше, конечно, перед просмотром Чехова перечитать. Хотя дело тут вовсе не в Чехове...
      Впечатление колоссальное, но смотреть рекомендую все же не всем. Любителям классики, а так же коротких увеселительных постановок лучше провести эти четыре часа дома :)

      27 июня 2011
    • 9

      Бутусов славно похулиганил. Каждый режиссер должен играть в хотя бы одном своем спектакле роль небольшую, но красочную, как это сотворил он. Помимо того, что вышла реальная комедия, периодически она перелетала в фарс, а из него – в трагедию мирового масштаба. Видно, что режиссеру тесно в этой казалось бы безгранной пьесе. Отсюда гениальное надругательство над сценами и обстоятельствами, которые, возможно, способны на шокирование любителей Чехова. А также маленькая язвинка в сторону Вырапаева. Вообще впечатление, что Бутусов сделал маскарад и коллаж, пародируя наших разных театральных деятелей и себя в том числе. Но это только узоры, а внутри – изумруд, нечеховский, и даже не очень бутусовский, но зато какой драгоценный.

      27 апреля 2011
    • 1

      Я очень часто хожу в театр, но ТАКОГО бреда я еще не видела! После первого действия ультрасовременной постановки Бутусова я убежала. Но подруга осталась посмотреть, чем все закончится. Мое мнение разделили женщины, сидящие рядом.
      До начала спектакля рисуются декорации под чутким руководством режиссера, который непосредственно участвует в спектакле. После объявления количества действий, многие напряглись.
      От Чехова в спектакле остались текст и имена героев. Все остальное не поддается моему объяснению. Зачем нужны безумные крики, в том числе в микрофон? Почему постоянно пенопласт сыпят на голову и создают ветер? Зачем брызгаются водой, которая попадает в том числе и на первые ряды? Мужчина в антракте ходил в мокром пиджаке. Почему и зачем актеры исполняют странные танцы? С какой целью выбежал режиссер и разорвал нарисованную декорацию (самое красивое и понятное в спектакле)? Зачем вообще режиссер сделал себя участником действия на сцене?
      Самое печальное, что мне не хотелось искать ответов на эти вопросы, мне хотелось уйти и как можно скорее!
      К артистам у меня претензий нет, они выкладываются, выполняют задачу режиссера. Только вот в чем была эта задача, и как в голову человеку пришло сотворить подобное, непонятно!
      После того, как я ушла, до меня дошло, зачем пригласили так много зрителей, поставили приставные стулья. Все просто, чтобы потом пересесть на освободившиеся места, а в начале создать аншлаг.
      Это была вторая постановка за все культурные походы, с которой я ушла. Я много смотрю, в том числе Туминаса, видела один спектакль Бутусова, я понимаю большинство метафор и значений, которые режиссеры вкладывают. Но в "Чайке" не поддается объяснению и пониманию увиденное. Однако, это мое мнение, его не все разделяют, считая спектакль гениальным.

      22 июня 2014
    • 9

      Великолепное современное театральное действо. Не люблю игру "с надрывом", но здесь эта игра на таком высоком уровне и так увлекательна, что проникаешься этим искусно поставленным фарсом. И хоть режиссер спектакля не Райкин, во всем чувствуется его рука, спектакль - квинтэссенция его фирменного стиля: его жестов, ужимок, мимики. Актеры - очень самобытны и талантливы. Все время думала, как можно изобразить цыпленка табака (говорят, такое упражнение есть у студентов театральных вузов)? После собаки, представленной в 1 действии, понимаю, что цыпленок для таких лицедеев - вообще не проблема).

      6 мая 2013
    • 5

      Пытаться как-то по-новому, по-настоящему оригинально поставить "классику" сложно. И именно за такую нелегкую задачу взялся режиссер Юрий Бутусов. Правда, в его постановке от оригинального произведения не осталось ничего. Или почти ничего. Ну разве что имена главных действующих героев да самые общие черты сюжета. Если Вы не читали "Чайку" Чехова - Вам многое будет непонятно. И это мнение не только мое, но и моих спутников. Да, в спектакле много оригинальных решений, сильной актерской игры. Да что говорить - сам режиссер время от времени выбегает на сцену и "колбасится". Но нет какой-то цельной картины всего происходящего. Спектакль явно не для рядового зрителя. Скорее, он для тех, кто любит поломать голову во время просмотра, и после. Правда, сидящий среди публики режиссер делал много записей в ходе спектакля. Так что, возможно, скоро будет новая редакция.

      17 апреля 2011
    • 9

      Чтобы театр мог иметь воздействие и влиять на жизнь, он должен быть мощнее и пронзительнее обыденности. Таков закон тяготения - при стрельбе нужно метить выше цели.
      Создать хороший спектакль трудно. Создать спектакль, который нравится зрителям - легко. Но создать хороший спектакль, нравящийся зрителям — все равно, что отыскать тот самый Святой Грааль, ради которого рисковал жизнью Индиана Джонс и которым страстно мечтали бы завладеть любой археолог, историк, христианин или капиталист.
      Сегодня мне не хочется выступать в роли некоего театрального спойлера, пересказывая подробности сюжета, расшифровывая использованные символы или описывая отрывки особенно сильных мизансцен; просто не имею права красть у тех, кто только собирается испытать наслаждение от этой удивительной постановки хоть унцию того восторга, что им предстоит. Однако переполняющая меня благодарность за полученное удовольствие не позволяет удержаться от выражения дани истинному таланту режиссера и труппы.
      Сатириконовская «Чайка» замечательна тем, что у каждого она разная и своя, но для всех одинаково не оставляющая равнодушным. Каково это — быть актёром, занятом в подобном спектакле? Проживать насквозь, без остатка и в ограниченный промежуток времени несколько жизней, расписывать изнанку собственного сердца причудливым узором из чужих страстей и трагедий, взлетать и падать, любить и умирать, плакать и смеяться, вновь вставать и унимать дрожь во всем теле, и раз за разом начинать заново как в первый и последний; изредка приподнимая край маски, уже не для того, чтобы вспомнить своё собственное лицо, а лишь затем, чтобы сделать глоток свежего воздуха, не пропахшего гримом. Больно и одновременно прекрасно... Обнажать до предела настоящие, живые чувства, куда более реальные бытовых кухонных переживаний, доводить их до апогея, задыхаясь от восторга бытия, захлёбываясь алчным огнём жадных глаз зрителя. И падая на колени, почти не существуя ни в одном из амплуа, почти крича от разрывающего тебя урагана жизни и смерти, судьбы и забвения, видеть, как с тобою вместе, замерев в унисон, в едином порыве умирает зал. Замолчавший, забывший сделать новый вдох зал, который любил, плакал и смеялся вместе с тобой, который увидел то же, что и ты, что-то бесконечно большее, чем просто игру в жизнь - саму жизнь: настоящую, прожитую честно, полностью, до дна. Такой театр как любовь, однажды испытав на себе это таинство, ты уже не сможешь остаться прежним. Такое же настоящее и откровенное «спасибо» каждому из находившихся на сцене в этот вечер – самое малое, что можно дать взамен.
      С помощью этого спектакля зритель имеет уникальную возможность приблизить к себе автора вечной пьесы сквозь млечный путь времени, доказав актуальность и современность опубликованного в високосный 1896 год, когда был коронован Николай II, а Зигмунд Фрейд придумал психоанализ. И вот на дворе подходит к своему завершению 2013-й, и Чехов становится уже не запыленным томиком с полки школьной библиотеки, не «двойкой» за вымученное сочинение, не памятником в Камергерском переулке, а живым, близким и понятным. Консолидировав хрестоматийность и перформанс, классику и модерн, интегрировав привычное прочтение и свежий взгляд, ожидаемые приемы и оригинальные находки, Бутусов убивает скуку с отчаянным рвением и страстью первооткрывателя.
      Те, кого принято расплывчато называть творческими людьми, всегда немного сказочники. Они отличаются от остальных именно тем, что волшебные миры, порой удивительные, иногда пугающие, для них зачастую ближе того, в котором они родились, они умеют делиться, им дана возможность приглашать туда других. А кто из нас никогда, хотя бы в детстве, не хотел попасть в страну чудес?
      Таким людям очень важно быть неудовлетворёнными, не в смысле жадности, это скорее аппетит. Творчество должно бить ключом, током, раскатываться громом в потемневшем от грозы небе, рваться наружу, как обжигающая лава из жерла давно спящего вулкана. Творцы — всегда испытатели, пробующие на прочность привычные рамки мира и общественного устоя, люди в бесконечном поиске вдохновения, нового взгляда, нераскрытого смысла. Как истинный творец, Бутусов не воспринимает вещи такими, какими они существуют и общеприняты, а старается найти их суть и вкладывает в эту работу душу. Искусство есть выражение души художника, его индивидуальности, титанического стремления возвыситься над обыденностью, сказать иное и иначе, извлечь неожиданный, загадочный, яркий самородок из-под пыльных наслоений нашего бытия, заметить бесконечное в повседневном – настоящее искусство снисходит на нас как счастливое откровение, воспламеняя все существо.
      Мир умрет без сочинителей и фантазеров, рожденных для великого призвания — прокладывать путь для непонятных истин и новых мужественных идей. Всякое творение есть детище своего творца, в котором он отражается словно в зеркале, и замаскировать в нем свою натуру ни один не может. Творчество Бутусова похоже на красную икру, прежде чем лопнуть шарик и почувствовать его соленый вкус, ты ощущаешь его гладкую поверхность во рту, и это самый прекрасный момент — предвкушение. Ты ждешь и знаешь, что будет здорово, а режиссер интригует, завораживает, не дает ответов, ничего не объясняет, не договаривает, предоставляя возможность внести свою разгадку в общую тайну; он понимает, что нужен бунт, не стоит сдерживаться, идущее из сердца не должно подвергаться редактуре, пробуксовке, шаблону.
      Если никто не осмеивает или не критикует твои идеи, возможно, ты недостаточно творчески подходишь к своей работе. А если по рядам нет-нет, да и прокатится шепот возмущенный нестандартностью да неожиданностью на сцене происходящего,
      воспринять это можно исключительно, как откровенно личный, порывисто искренний и безоговорочно заслуженный комплимент режиссеру.
      Это значит, что творчество его доступно и понятно не всем, но тем, ради кого это всё и затевалось, замысел дошел до адресата, указанного в графе «Получатель: еще способные удивляться и внимать».
      Думаю, что если бы в потайном уголке зала сидел в этот вечер сам Антон Павлович, он бы резюмировал: «Аутентичность не ценна, хватайте все, что трогает напрямик Вашу душу и вдохновляет, не нужно даже беспокоиться следованием оригиналу и сокрытием копии – празднуйте ее, она вам удалась, голубчик».
      Любое творение — это замочная скважина, сквозь которую можно подглядеть душу творца. Выразить всего себя в своем творении — существует ли большее торжество для творца? Вы сомневаетесь? Попытайтесь сделать то же. В любом случае, помните, что сказал Жан-Люк Годар: «Не важно, откуда вы берете, важно — куда».

      31 октября 2013
    • 7

      Вы знаете - посмотрев несколько спектаклей Юрия Бутусова за месяц (Король Лир, Чайка и Отелло) могу сказать одно - этот режиссер либо вам нравится и вы полностью растворяетесь в его фантазии и замыслах, либо это категорически история не для вас.
      И вряд ли спектакли этого мастера могут оставить равнодушное впечатление. Он либо вызывает восторг и восхищение, либо отвращение и непонимание.

      Что касается Чайки - это конечно, как мне кажется, не Антон Павлович, но это стоит увидеть (на мой субъективный взгляд). Тут, к примеру, во всей красе можно увидеть как актеры на все сто доверяют режиссеру, и готовы выполнить все его безумные идеи и замыслы. За это отдельное браво команде спектакля!
      Ну и потом действительно много интересного и красивого.
      Для тех кто не знаком с творчеством Бутусова - советую досидеть до 2 и 3 акта. Одна сцена с лото чего стоит!

      А так идя на этот спектакль - точно не ждите классического прочтения "Чайки" Чехова. Идите просто на спектакль режиссера, который настоящий художник со своим взглядом на окружающий мир!


      6 июля 2014
    • 9

      В буквальном смысле сколоченные из неотесанных досок условные декорации, бумага, полиэтилен, какие-то дешевые искусственные цветы - тут не раздается даже отдаленного звука элегантности, занавеса нет, режиссер готовит декорации прямо при зрителях, рассаживающихся в зале и предупреждает еще раз на всякий случай, что спектакль идет 4 часа, с тремя антрактами, но что это были за 4 часа, это была жизнь, безумная, жизнь, апофеоз жизни в ее бессмысленности. Я никогда не думал, что меня можно удивить Чеховской "Чайкой", которую, казалось бы уже знаешь почти наизусть и видел в разных вариациях, но нет, нет, вот я сижу все четыре часа и хохочу, напрягаюсь, думаю, размышляю, и я в спектакле! В этой безумной пляске самого Бутусова, на которого в его танцах можно смотреть не отрываясь! (я был в шоке, когда увидел в википедии сколько ему лет, скакать с такой бешеной энергией мог бы только юноша). Четыре действия в двух половинах, которые совершенно непохожи друг на друга. Условные театральные метаморфозы, когда персонажи трансформируются, игры интерпретаций, и снова аттракционы, много много театральных аттракционов, но совершенно иного уровня, это не технические эффекты, а блистательные вымыслы фантазии, ловкого разума, гротески, отсылки, даже абсурд!
      Я только теперь начинаю осознавать гениальность Чеховского текста - он как конструктор, играя этими персонажами, их драматичными историями, монологами, можно создать все, целый мир на сцене. Последним действием Бутусов показал именно эту "конструкторность" Чехова, одни и те же сцены разыгрываются разными актерами по-разному, один и тот же диалог звучит по четыре раза, то в манере классического театра, то в виде абсурда, или театра постмодерна, и ты следишь за этим диалогом, при каждом прочтении погружаясь в него глубже и глубже. Прежде чем застрелиться по-настоящему, Треплев убивает себя четыре раза, то нелепо, то напыщенно, то кротко, да и все действия спектакля разделяются звуками выстрела, мы знаем, что произойдет, мы знаем текст, но следим за метаморфозами, которые позволяют нам осознать этот текст, проникнуть в его глубинную суть, осмыслить и обдумать его.
      Это чудо, спектакль легкий и глубокий одновременно, стильный и красивый, несмотря на свою нарочитую небрежность и дешевизну, наполненный роскошной музыкой и удивительными режиссерскими решениями, это в высшей степени театр режиссера, театр жизни, находящейся где-то над смертью, парящей тяжелыми выстрелами в теле спектакля.
      Зрители - в большинстве своем обычные, не театральные люди, рукоплескали стоя! я давно не видел такой долгой, громкой, восторженной овации. Блестящая, блестящая работа! я настоятельно рекомендую ее всем!!

      6 июля 2014
    • 9

      В спектаклях Бутусова поток разнообразных и контрастных воздействий на наши эмоции и сознание через соединение порой противоречивого - музыку, спецэффекты, танцы и пластику, голоса и крики, свет и темноту – это не нужно понимать головой, воздействует через чувства. Такое воздействие очень тонкое и капризное. Поэтому порой оно попадает и по нарастающей доводит до потрясения и наслаждения, а порой – всё мимо и мимо. Пример первого – «Бег» в Вахтанговском, второго – «Сны об осени» в Ленсовете.

      «Чайка» в «Сатириконе» - это полное попадание. Все четыре с лишним часа восхищает, удивляет, смешит, трогает, попадает! В финале четвёртого акта поймал себя на мысли: хочется, чтобы это не кончалось, смотреть и смотреть… Я в восторге. Притом, попадание - не только в меня. Со мной смотрели три девушки из Болгарии и России – и у них подобные ощущения. Хотя часть зала и уходила в недоумении: «Что это такое?» - они пытались понять это головой - к спектаклям Бутусова это не применимо. В конце – наши бурные аплодисменты и крики «браво» от нас – от тех, в кого это попало.

      12 декабря 2016
    • 9

      Очень кстати этот бесловесный образ-девушка-Жизнь. Своеобразный парафраз того-же чеховского Черного монаха. Чехов действительно очень герметичен и ему ой как не хватает всегда выхода за кулисы этого мещанского быта-театра. И тут он есть. Вот она танцует, и танец - это тоже что-то чеховское, о котором никто не думал до сих пор, вот она качается как маятник после выстрела Треплева, она как жизнь, которая ходит рядом с героями, живет рядом с ними, иногда с ними взаимодействует, но всегда все равно другая.

      21 ноября 2011
    • 9

      Накануне похода на спектакль перечитала пьесу. Казалось, что все поняла, все разглядела и прониклась всем в полной мере. Пьеса часто идет в театрах, так что особых открытий не ждала. Но оказалось, что спектакль Бутусова раскрыл мне пьесу так, как, может, и сам Чехов не ожидал. Истинное произведение искусства всегда заставляет думать и размышлять и находить в нем что-то, о чем не задумывался и сам автор. Это как раз тот случай. Понятно стало, что Треплев ревнует не только Нину, но и мать (явно прослеживается Эдипов комплекс) и самого Тригорина к матери и его успеху . Повторяющиеся сцены пьесы в разных вариантах - они о том, что все на свете уже было, какими бы уникальными не казались эти события их участникам . Все повторяется и старо, как мир. Хотя и может варьироваться от фарса до истинной трагедии. Только что зал хохотал над сценой, а через несколько минут дружно хлюпает носами. Тот же текст...
      Такая эффектная сцена в финале, когда Треплев не стреляется, а тщетно пытается полететь и погибает. Много символичных, знаковых приемов. Девушка, качающаяся в финале на качелях, выглядит, как маятник часов. Жизнь продолжается, ее не остановить. И все это о нашей жизни. Как мы говорим все о себе и не слышим друг друга, как все страдаем от одиночества и не догадываемся протянуть руку, согреть кого-то рядом.
      Не все зрители приняли форму спектакля. Некоторые места освободились уже после первого действия. Наши приятели ушли, еле высидев два действия, обозвав увиденное стебом и клоунадой. Я даже не пыталась их переубедить и объяснить что-то. Мы смотрели с ними разные спектакли. И видели разное. Я была бесконечно счастлива, что мой муж видел то же самое, что и я. И мы потом долго обо всем говорили. И будем еще говорить обязательно.
      Настоящий подарок продвинутым театралам. Даже жалко раскрывать свои находки будущим зрителям и лишать их удовольствия собственных открытий.
      Смотреть обязательно!!

      16 мая 2011
    • 9

      Это один из лучших спектаклей в Москве. Если ко мне приезжают друзья из других городов и стран - я тащу их немедленно на "Чайку" Бутусова, Я горжусь, что в моем унылом (в театральном смысле) городе есть такой классный спектакль! Конечно, это для гурманов! Но я люблю пьесы Чехова и мне нравится, как с ними расправляется прекрасный Бутусов! Конечно, много цитат из Стреллера (но, согласитесь, - лучше цитаты из Стреллера, чем из .... - не буду никого обижать...) - Все актеры прекрасны ( Полина Райкина для меня - ужасна- но и она входит в паззл...)
      Иди и смотри!

      31 мая 2012
    • 7

      Смотрел три дня назад, эмоции улеглись, впечатления разложились по полочкам.
      В сухом остатке: спектакль - театральный балаган на тему "Чайки", с вкраплениями драмы и притчей о жизни. Треть времени он тебя захватывает, "ведет", "цепляет", треть времени - раздражает, треть времени - ни того ни другого.
      Если режиссер хотел показать, что театр - смесь балагана, трагедии и нервной рутины - браво, ему удалось! Эмоции и впечатления после "Чайки" смешанные и неоднозначные. Вроде бы и местами очень захватывает, местами очень раздражает, цельности нет.
      По актерской игре - великолепен Трибунцев, каждый раз когда он на сцене - ему веришь (это высшее актерское достижение), очень хорош Осипов в роли Врача, потрясающе танцует Марина Дровосекова. Спивак и Большов - тоже хороши. Да честно говоря - плохо не играл никто, но если режиссер "задал" актерам играть балаган - то тут выделиться сложно.

      В целом - любителям театра и театральных аллегорий рекомендую посмотреть, любителям классики - нет.
      Лично я второй раз не пошел бы, лучше из Бутусова пересмотреть "Гамлета" в МХТ.

      27 июля 2011
    • 3

      Я не заядлый театрал. И не читал оригинал Чехова.
      Но Я люблю Стаирикон. Посмотрел "Косметику врага" дважды, Ричарда Третьего и Синее Чудовище.
      Был очень впечатлён первыми двумя и искренне посмеялся на третьем.

      Потому поведя приехавшую из другого города подругу в театр, Я ни капли не сомневался что увижу нечто достойное.
      Но первый раз в жизни Я ушёл со спектакля.

      Это невозможно смотреть. Потому что ни черта не понятно. Где проблематика, где завязка, где смысл, где герои, где конфликт?
      Вы говорите что спектакль о театре? Но Я в это не поверил ни на одну секунду! Начальный монолог про театр. Не верю!
      Молоденькая актриса хочет чтобы её заметили - не верю!
      Я не верил ни одному слову или жесту.
      Постоянные инсталяции и безумные танцы. Управляющий изображённый дауном. Актёры то хорошо играли, в его даунизм Я поверил. Но зачем?! Он в книге такой даун или что? Сцены не связанны друг с другом. Монологи взяты как будто из пустоты. Что движет героями не понятно. Кто к кому как относится - тоже не понятно.
      На пляски тошно смотреть.
      А режиссёр выбегает на сцену изображать огонь (о чём я понял, только прочитав рецензии) на несколько минут и ну совсем не понятно зачем. Ну огонь. Ну сожгли... Вот только мотивы сожжения ну совсем не ясны. Точнее ясны, но им не веришь ни на долю секунды!

      Я не перестану уважать Сатирикон. Но теперь буду много внимательнее относится к выбору спектакля, где не играет сам Райкин.

      P.S. А тем кто считает, что Я не понимаю искусство и что-то подобное, позволю себе напомнить анекдот про выставку ослов. Очень чётко описывает реальность.

      16 мая 2011
    • 9

      Гениально-да, пошло-да, великолепно-да, затягивает -да, сумасшествие -да.....огромное количество самых прекрасных и одновременно омерзительных определений можно дать этому произведению. Оно сводит с ума. Разброс мнений поражает. Смотреть обязательно!
      Это, несомненно, лучшая театральная постановка нашего времени! И не стоит рассуждать о классике. Чехова здесь действительно маловато, а может быть и слишком много....спорно
      Необходимо понимать, что вы увидите некую абстракцию.....не спектакль-нет...,а что-то совсем личное, нереальное...это просто невозможно сделать, невозвозможно представить каким образом у режиссёра сложилась картинка всего этого, как он смог сделать такое 4-х часовое произведение!
      Вы увидите Женщину...настоящюю, не измученную повседневной рутиной, а именно ту, которую пишут, лепят, ради которой умирают. На мой взгляд, Женский образ - одна из сильнейших сторон в постановке.
      Некоторые сцены переигрываются несколько раз, одну роль играют сразу 2 акёра...это репетиция, некая масса, огромного количества деталей, диалогов, сюжетов, интонаций. Режиссёр вместе со зрителем конструирует сюжет, проигрывает и так и по -другому диалоги героев. И в течение всей этой маленькой жизни на сцене, вы переживёте абсолютно все эмоции, задумаетесь серьёзно над тем, что такое любовь, ненависть, что есть все мы, а ведь это так важно: начать свой собственные внутренний диалог о том, из чего действительно складывается наша с вами жизнь...Шедевр! Неповторимо!Нереально!

      16 июня 2011
    • 9

      «Я - чайка. Нет, не то. Я - актриса!» - Произнести эту хрестоматийную фразу из чеховской «Чайки» можно по-разному: с гордостью, с трепетом, с исканием, с внутренним противоречием. Юрий Бутусов не стал выбирать что-то одно. В своей постановке он дал зрителю возможность самому решать, как должен прозвучать каждый знаковый монолог или диалог легендарной пьесы.

      Впрочем, выбор даётся не всем и не сразу. А лишь в последних двух актах. Всего их четыре. И пять часов спектакля, включая три антракта. Казалось бы, невыносимо длинное сценическое действо в действительности воспринимается достаточно легко. Опять же, не всеми.

      Бутусовские спектакли вообще по своей сути рождают две категории зрителей: тех, кто уходит в середине первого акта и тех, кто обязательно придёт на другие постановки режиссёра. Этот раз исключением не стал. Ведь испытание балаганом в первой половине постановки вынести неподготовленному зрителю оказалось непросто.

      Некоторые вставали со своих мест и уходили из зала, даже не дожидаясь антракта, отказавшись воспринимать театр с переигрываниями, летящим на сцену со всех сторон реквизитом, условными декорациями и столь же условными эмоциями.

      И тем не менее, даже после первого акта уже было понятно, что впереди ожидает традиционная режиссёрская бомба. Затравкой стал монолог «Люди, львы, орлы и куропатки» Нины Заречной в исполнении Агриппины Стекловой. Начав томно, проникновенно и почти интимно, в какой-то момент героиня превращается в одержимую дьяволом со всеми атрибутами: заламыванием рук, падением на колени и истошными призывами к сатане нечеловеческим голосом. Монолог был доведён до настоящего фарса, а зрители до истеричного хохота. Чуть позже трагизм в интонациях Заречной сменяется недоумением, когда остальные персонажи с лёгкостью прерывают её доморощенное шоу, что создает дополнительный комический эффект.

      Достойную пару Стекловой составляет Тимофей Трибунцев, сыгравший роль Треплева. Вместе они сделали, пожалуй, самую сильную сцену в «Чайке» - последний разговор. Этот диалог задействованные в постановке артисты исполняют попарно на все лады. Четыре раза подряд. В результате, нам представлена возможность понять и представить, какой мы сами хотели бы видеть финал пьесы.

      Есть и еще один потрясающий авторский приём, который использовал Бутусов в «Чайке». Это смена ролей в процессе спектакля. Пожалуй, самый яркий момент в третьем акте, когда Аркадина уговаривает Тригорина уехать в Москву. Далеко не самой выразительной актрисе Полине Райкиной приходит на помощь куда более яркая Лика Нифонтова. Она создаёт образ альтер-эго Аркадиной: этакая властная ненасытная химера, готовая полностью подавить и поглотить чужую личность. Под натиском двух Аркадиных Тригорин ломается.

      Кстати, в «Чайке» Юрий Бутусов – это не просто режиссёр, который всегда остаётся за сценой в тени артистов. Он – часть постановки, её душа и один из героев, выступающих своеобразной отбивкой в каждом акте, а иногда и эпизоде.
      На сцене Бутусов по-настоящему рвёт и мечет. И это не фигура речи.

      А еще он танцует, рисует баллончиком с краской на стене и бьёт микрофонной стойкой об сцену. В такие моменты армия ненавистников режиссёра стремительно пополняется за счёт театральных уборщиц. Хотя надо отдать Юрию Николаевичу должное – срач после себя на сцене он оставляет не всегда. В «Отелло», поставленном в том же «Сатириконе», артисты не просто убирают за собой, но и замывают полы. Конечно, не чистоты ради, а искусства для.

      Сложная подача «Чайки», не всегда понятная широкой аудитории, тем не менее, вполне явственно оставляет один важный вопрос: есть ли грань, отделяющая сцену от реальной жизни? Героини Чехова Нина Заречная и Ирина Аркадина её не чувствуют, оттого их судьба столь театрально-трагикомична. Юрий Бутусов же помогает зрителям ощутить зыбкость этой границы, периодически разрывая сценическое полотно повествования своими хулиганскими выходками.

      23 мая 2016
    • 9

      Сверх эмоционально! Иногда за гранью, когда уже не слышно отдельных слов, а все сливается в единый мощнейший энергетический поток. Каждое движение, деталь, звук, все, из чего складывается спектакль, неслучайны, несут смысловую/эмоциональную нагрузку. Музыка, многократно усиливая происходящее на сцене, дополнительно помогала прочувствовать все то, что не удавалось понять. Я не возьмусь пересказывать. И сложно очень сразу после спектакля подбирать слова. Это необходимо осознать, и необходимо смотреть

      22 февраля 2014
    • 7

      При всей моей неподготовленности к неклассическим постановкам классики и современному искусству вообще, спектакль оставил после себя достойное "послевкусие", его хочется рекомендовать к просмотру.
      Во время первого действия было сильное желание на 2,3 и 4 уже не оставаться. Но это в силу непростых отношений к нестандартным формам.
      Однако решил дать второй шанс и остался на спектакле. Не пожалел. Потрясающие актерские работы, экспрессия, энергетика, необычность прочтения - все это захватило даже меня, этакого ортодокса, заставило втянуться в происходящее.
      Спасибо всем создателям постановки за достойную работу.

      28 апреля 2011
    • 7

      Невероятное сочетание драмы,комедии,фарса,клоунады....Постоянно крики,истерики.Смотреть такое было довольно сложно....4 часа действия,3 антракта.Ушёл после 2 действия.....теперь ужасно об этом жалею.Всё это потрясающее безумие не выходит из головы.

      7 июля 2011
    • 9

      Комедия Чехова Чайка в Сатириконе - авангардная постановка Юрия Бутусова. Высококонцентрированная экспрессия, неоднозначная, но чертовски завораживающая. Здесь разыграны все людские сюжеты: любовь и страсть, ревность и отчаяние, дни и ночи, самолюбие и самовлюбленность, отцы и дети, талант и фальш. Брызги красок, пронизывающая до костей музыка, постоянно меняющийся градус восприятия в звуках плача, собачьего лая, смеха и визга. Свежо, сочно и неординарно.

      25 июля 2011
6 версий «Чайки», на которых не будет скучно
6
версий «Чайки», на которых не будет скучно
6 версий «Чайки», на которых не будет скучно
10 самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
10
самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
10 самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
Детские праздничные шоу
Детские праздничные шоу
Детские праздничные шоу
10 театральных премьер для детей и подростков в декабре
10
театральных премьер для детей и подростков в декабре
10 театральных премьер для детей и подростков в декабре
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость