Москва
7.7

Спектакль
Сережа

Постановка - Современник. Основная сцена
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Никита Ефремов в чеховских рассказах

В центре спектакля Кирилла Вытоптова — герой связанных между собой чеховских рассказов «Учитель словесности» и «Страх», которого играет Никита Ефремов. Его партнеры перевоплощаются в разных персонажей, обыгрывают среду и предметы и ткут вокруг Ефремова условную реальность с таким азартом и удовольствием, будто их только вчера этому научили.

  • Сережа – афиша
  • Сережа – афиша
  • Сережа – афиша
  • Сережа – афиша
  • Сережа – афиша
Драматический
16+
Кирилл Вытоптов
1 час 40 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
30 марта 2011
Славный спектакль по чеховским рассказам

Есть по крайней мере три резона увидеть «Сережу». Первый — младший пред­ставитель династии Ефремовых, 23-летний Никита в главной роли. Второй — возможность увидеть первую профессиональную работу режиссера Кирилла Вытоптова, ему прочат большое будущее. Третий резон — сам спектакль: что называется, культурный, исполненный непосредственности и студенческого импровизационного духа. Ефремов в роли Сергея Васильевича Никитина, учите­ля словесности, находится в центре, вокруг него актеры азартно ткут игровую театральную реальность. Гимназистка (Полина Ракшина), только что стиравшая со школьной доски строчки из «Евгения Онегина» («…любовью шутит Сатана…»), с разбегу перекувырнувшись через диван, оказывается старушкой-няней. Дарья Белоусова и Илья Лыков оседлывают диванные валики и скачут на них, как на конях. Рутину, засасывающую героев и разъедающую чувства, режиссер рифмует с могилой. Участок сцены уплывает куда-то вниз, и раскрывается глубокий люк — вот тебе и могила, и погребок, в котором хранят молоко, и бездна, через которую по узкой доске главный герой переберется из одного рассказа в другой — «Страх». Плаксина, которая недавно была угловатой гимназисткой, теперь будет роковой Марьей Сергеевной, с которой герой Ефремова изменит своей молодой жене.

Некогда вот так — этюдным методом, изящно согласуя лицедейство с психологической правдой — умели работать одни только «фоменки». Сейчас их стиль и сам этюдный метод превратились в популярный тренд. Неспроста из всего, что предлагал «Современнику» Вытоптов (спектакль родился в проекте «Опыты», представляющем конкурс сценических заявок молодых режиссеров), театр выбрал именно эту работу. Могу представить, что молодой режиссер мечтал о дебюте в «Современнике», но не верится, что счастье как синоним рутины и пошлости — сокровенная тема для человека, с лица которого не сходит счаст­ливая улыбка, который счастливо работает с экспериментальным Liquid Theatre, а с месяц назад в конкурсе «Центра драматургии и режиссуры» имел успех с читкой «Развалин» Юрия Клавдиева. Но рука не поднимется написать, что Вытоптовым руководила конъюнктура: «Сережа» выглядит честной работой, к тому же он счастливо избежал сентиментальности, в которую то и дело впадают режиссеры, работающие в популярном тренде.

6
0

Отзывы

9
Alla
307 отзывов, 883 оценки, рейтинг 1197
15 июня 2017

Спектакль очень понравился! И Илья Лыков и Никита Ефремов - великолепны! Илья Лыков очень сильно играл всех персонажей, предназначенных ему в спектакле! Очень понравился! Поверила! Сильно! Никита Ефремов - достойный внук и сын в актерской династии - показал изменения своего Героя Сережи - от терпящего нужду студента до согрешившего "возжелав жену близкого своего" без любви. Дарья Белоусова играет безрассудную Машу - энергична, экспрессивна, взбалмошна. Владислав Федченко также играет несколько ролей - и все удачно (папа девушек, пьяница). Я не люблю игру актрисы Елены Плаксиной - здесь Елена в амплуа Героинь как в других постановках в которых она задействована: школьница, бегающая по классу, старушка - няня и роковая искусительница. Много смешных, ребячливых, экспрессивных моментов - постановка приковывает внимание Зрителя и не дает расслабиться: то актеры бегают и кричат, то скачут на импровизированных конях, то фанты выполняют, то пол проваливается и на его месте зияет дыра, то пол возвращается. Интерактив со Зрителем по полной: первый ряд обмотали пряжей и т.к. я сидела с левого края в первом ряду, нити были намотаны на меня! P.S. покупайте билеты с правого края от сцены (сцена перед Вами), в основном действие постановки происходит справа.

4
0
9
Алексей Куликов
5 отзывов, 11 оценок, рейтинг 6
16 февраля 2012

В спектакле соединили очень умело два рассказа: "Учитель словесности" и "Страх". Один и тот же актер играет порой несколько ролей, и так быстро и живо перевоплощается. Много моментов, над которыми можно посмеяться. Герои постоянно перевоплощаются. Когда они играют, ты движешься вместе с ними, переходя с одного эпизода в другой. Очень талантливые актеры

1
0
9
Анна К
54 отзыва, 369 оценок, рейтинг 168
10 февраля 2012

Спектакль для всех, кто любит Чехова и искрометную игру молодых талатливых актеров нового поколения Современника! Без штампов и ужимок. Ярко, свежо и по-чеховски легко! Молодцы и спасибо вам!

1
0
3
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
18 июля 2011

Человек с выразительной фамилией Вытоптов решил поставить спектакль в Современнике. Ему помогли обстоятельства и... без человеческого фактора не обошлось... Поставил. Были те, кто похвалил...
Но, в действительности, работа скверная получилась. Ничего не понял Кирилл в одном из самых ядерных рассказов А.П.Чехова ( кажется, именно Страх так загадочно выделял из прочих С.Т.Рихтер). Не понял или не захотел понять, результат один- чувствуется ужасная авторская лень.
Нет причины укорять актеров, они очень милые. Подвел их режиссер и тот, кто отдал неплохих ребят на эту халтуру.
Вот.
Извините.

2
1
3
Эмилия Деменцова
135 отзывов, 191 оценка, рейтинг 206
18 мая 2011

«Другая сцена» театра «Современник» – друг молодежи. Здесь продолжают сочетать классику и современность. От классики – Классики, а от современности – молодые режиссеры и актеры, получившие право на самовыражение в стенах знаменитого театра. Новым «правообладателем» стал Кирилл Вытоптов со спектаклем «Сережа» по произведениям А.П. Чехова.
«С душою прямо геттингенской, / Красавец, в полном цвете лет…», – спектакль начинает голос из-за сцены. Голос, узнаваемый и любимый. Голос, которым наделен внук, сын, потомок – исполнитель главной роли – Никита Ефремов. Это его первая большая работа в стенах родного, в фамильном смысле, театра. «Сережа» – спектакль-представление, представление публике нового имени под старой фамилией.

Герой Никиты Ефремова – «Учитель словесности», – влюбленный повеса, полный благородных порывов, погруженный в мир «скучных, ничтожных людей, горшочков со сметаной, кувшинов с молоком, тараканов и глупых женщин». Милые капризы и детскость невесты (Дарья Белоусова) оборачиваются пошлостью быта и всепоглощающей чеховской мерлехлюндией. Учитель у Чехова решает бежать, режиссер утверждает – поздно. Темный вязкий финал отсылает зрителя к диагнозу доктора Астрова: «Жизнь скучна, глупа, грязна… Затягивает эта жизнь».

Часть сцены занята длинной старой школьной, а, учитывая эпоху, гимназической, доской. На ней цитаты из «собранья пестрых глав» А.С.Пушкина про семью, любовь… На ней же отмечают рост: духовный и в высоту. Завышают. Героям нечего добавить к написанному, ибо даже жить по написанному не получается. Цитаты стирают, мел осыпается, как и наивное, нехитрое счастье героев.

Здесь все по Пушкину: «Мне скучно, Поговорим о старине». Музицирование, фанты, чтение вслух, катание на лошадях – все это далекое, милое, возвышенное показано невероятно раздражающе, нарочито. Персонажи будто маются, изводят друг друга обхождением и вниманием друг к другу. Играют лениво, говорят вполголоса, собираются вместе от тоски и вместе же скучают. Маскируют тоску дурачествами и смехом. Эти сцены из жизни построены в виде череды законченных этюдов, а значит спектаклю недостает плавности. Если целью режиссера было, демонстрируя уныние героев спектакля, навести тоску на зрителей, то цель достигнута. Но в отличие от безысходности персонажей, у зрителей есть «Выход».

В спектакль вплетен еще один рассказ А.П. Чехова - «Страх». Наш учитель, не нашедший желаемого в семейной жизни, влюбляется в жену приятеля, усталую даму, не любящую мужа. И снова долгие разговоры, звуки пианино, откровения и мучительная тоска. Тоска не от текста, от произнесения его, от общей атмосферы, в которую погружен зритель.

Спектакль будто собран из необходимых, по мнению режиссера, компонентов: немного эстетики, музыки, актерства и т.д. Нет пьесы, есть драматургическая задумка автора, т.е. не единое целое, а журнал наподобие «Гамбургской драматургии» Лессинга. «Вы читали Лессинга?» – вопрос, мучающий героя весь спектакль, вопрос без утвердительного ответа.

Но, несмотря на усталость, остающуюся после просмотра спектакля, нельзя не отметить две прекрасные актерские работы. Елена Плаксина как никогда точна и обворожительна. Она и несчастно-любимая нелюбимым, парящая над бездной (леденящая кровь сцена спектакля). Она же и старая нянька, центр семьи. Все без натуги и наигранности, страстно.

Актер Илья Лыков также исполняет несколько ролей в спектакле. Перевоплощается полностью от мимики и жеста, до голоса, повадки. От нелепого учителя до бесстрастного (страсть изжита) верного неверной. Он отвоевывает внимание зрителя, сосредоточенного на Никите Ефремове, и не отпускает его до финала. Обаятелен и жалок, тяжеловесен и грациозен, за одноактный спектакль публика наблюдает череду перевоплощений.

Об игре Никиты Ефремова сказать нечего. Не раздражает, но и не очаровывает. Монотонная роль: перемещения, реплики, взгляды, словом, механика, а чуда нет. Дело не в общем замедленном ритме действия, не в отсутствии четкого рисунка спектакля, а в вязкости игры. Ефремов более слушатель, чем исполнитель. Его герой заявлен как главный, а воспринимается как эпизодическое лицо.

«Ах, как хочется, чтобы поняли…» распевают герои дивный романс Валерия Гаврилина и продолжают вяло философствовать и жить нехотя. От поэзии не останется ни строчки, на доске – разводы, и проза (жизни) завершит историю. Тabula rasa – чистая доска – у латинян это понятие означало - пустое место, нечто, сведенное на нет. Здесь тусклый финал не сулит светлого начала. Пустыня впереди и пустота за плечами. А герои всё гадают, загадывают, уповают. В темноте.

Журнал «Наш фильм» http://www.nashfilm.ru/plays/naoaaa-tabula-rasa.html

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все